[Обзор] ГоХанимe: Из нового Света/Shinsekai yori
Я хочу посоветовать вам одно аниме. Стоп, стоп, стоп! – скажете вы, это игровой портал, зачем тут эти китайские порномультики про трусы и тентакли? И как ни странно, в чем-то вы будете правы. Сейчас аниме – это больше помойка из шаблонов, которые предназначены для выкачки бабла – то есть, если что-то популярно, то персонажей можно продавать в виде статуэток, подушек, значков, брелков и великого множества любого другого мерча. Так зачем я это пишу? Да все очень просто - наши знания, наши вкусы определяются нашим опытом, который мы получили, и чем более разнообразный этот опыт – тем лучше. Японцы – это как инопланетяне для других народов – они странные, у них манга (комиксы) распространена больше, чем любая другая бумажная литература, у них безумная реклама, а преступные группировки (якудза) защищают имущество от мародерства после стихийных бедствий, и еще много чего непонятного и странного. Так вот, японская культура может принести уникальный опыт – совершенно другой взгляд на простые вещи, необычный, а порой безумный для нас угол зрения, отсутствие цензуры и самоцензуры - все то, что может и должно рвать шаблоны в мелкие клочья. Вот именно для этого я и буду советовать аниме. И я сразу предупрежу – не ждите в моих советах что-то из отрыжки для большинства – никаких гаремов, айдолов, братиков, или исикаев (что по-нашенски - попаданцы). Вы считаете, что это у нас кризис жанра с попаданцами, но, увы, я вас разочарую. Пока у нас происходит превращение современного чувака в пчелу, которая хочет помешать планам Гитлера (и это не выглядит чем-то по-дурному уникальным) – у них современный школьник перерождается в комок слизи, попадает в фэнтези мир, заводит дружбу с гоблинами и строит деревню, да-да, и все это будучи комком слизи. И что еще более необычно – такое очень популярно, а не как у нас - воспринимается как что-то совершенно непотребное и крайне низкоинтеллектуальное. Короче, если откинуть популярные шаблоны и фансервис ради фансервиса, то в реальности что-то, хоть как-то достойное и серьезное для просмотра, выходит 1-2 раза в год, а если откинуть просто драмы (спортивные или другие) и исторические произведения – то и того меньше. Именно такие произведения я и буду советовать.
Начнем мы, пожалуй, с «Из нового света»/ From the New World/ Shinsekai yori.
Про это аниме я давно хотел рассказать, но знаете в чем проблема – про него очень сложно рассказать без спойлеров. Даже сейчас, когда я писал и занимался правкой текста, достаточное количество проделанной работы было благополучно слито в унитаз только потому, что моя самоцензура решила, что это слишком спойлерно. Например, расписывание, какое отношение к этому сериалу имеют такие понятия, как “децимация” и “инфантицид” (хм… интересно, скольких я заставил погуглить эти слова), ну и в том же духе. Вторая сложность, о которой я бы хотел упомянуть – это сложность в определении жанра. Просто назвать это банальной фэнтези у меня язык не поворачивается, а все потому, что и сюжет, и мир, и подача – достаточно многослойны, и каждый этот слой несет как минимум поджанр, а то и целый жанр. И опять-таки, я не могу выдавать все, потому что даже самые очевидные факты, которые подаются буквально в первые минуты, могут быть спойлерными, ну, например, для атмосферы окончания сериала.
Аниме начинается совсем не там, где начинается ранобэ и манга. А? Да, у этого аниме есть первоисточник, вернее их даже два, которые были написаны (и нарисованы) автором Юсукэ Киси. Изначально вышло ранобэ – стандартная книга, но количество картинок там не ограничивается обложкой и форзацами. Порой бывает, что некоторые ранобэ больше напоминают детскую книгу по соотношению рисунков к тексту. Но при этом содержание может быть более чем взрослым. Вспоминается мой опыт чтения ранобэ Sword Art Online после просмотра одноименного аниме. Детская книга про парня, который застрял в онлайн игре, и, как подобает истинному геймеру, гриндил, чтобы всех победить. Так вот, ровно посредине этой книги есть официальная (я подчеркиваю, именно официальная, а не фанфик на тему «Гермиона сильно изменилась за лето») глава, которая посвящена потрахушкам виртуального главного героя со своей виртуальной тян, с достаточной степенью порнографичности (само собой, эту главу публикуют не во всех изданиях и переводах, хотя они тоже подают себя как официальные). А потом как ни в чем не бывало, опять пафосный гринд-гринд-гринд. К чему это я? А к тому, что визуальный эротизм присущ и «Из нового мира», но остался он в ранобэ и манге - в аниме этого нет (ну, практически, но об этом позже). И как ни странно, это только пошло на пользу – произведение в целом воспринимается более взрослее, притом, что темы, которые описательно и визуально реализовывались в виде эротики, в аниме тоже поднимаются. Ну и не только это изменилось в аниме-адаптации – практически все так или иначе поменялось, кроме героев и основной канвы сюжета. Так что по сути, это три разных произведения про одно и тоже.
Первые кадры нас встретят жестокой экспозицией – в современном мире у некоторых людей развились экстрасенсорные способности, но при этом они сошли с ума и начали резню направо и налево. Но буквально через минуту нам показывают мир через 1000 лет. И он очень похож на средневековую Японию, с вплетением элементов фэнтези. Нам показывают 12-летнюю девочку и ее ритуал запечатывания (ради контроля) телекинеза. Чуть позже нас знакомят с ее друзьями – они и есть главные герои этого сериала. Вся история будет крутиться вокруг них и открывать мир – весьма продуманный и целостный, при всей своей фантастичности. Ты веришь в действия героев и людей, которые их окружают, даже если эти действия были глупостью или серьезными ошибками. На этом не акцентируют внимание (пример, когда акцентировали – это “Прометей” Ридли Скотта, что превращает сюжет в парад идиотии), но это является очень важной частью, ведь последствия всегда максимально раскрываются именно на ошибках. И мир следует этому правилу – он весь построен на прошлых ошибках, и чем больше ты узнаешь о мире, чем больше понимаешь, какие ошибки его создали именно таким (при всех возможностях, а уж поверьте, возможности там просто колоссальные), и тем больше веришь в него, тем больше погружаешься и больше получаешь отклик на события, связанные с главными героями.
Почему сложно писать о сюжете этого аниме? Да все очень просто – это экранизация последствий выбора персонажей. “Из нового света” делится на 3 части – детство, юношество и зрелость главных героев. И в каждый период главные герои делают свой выбор, и потом сталкиваются с последствиями своих действий – вы сами понимаете, что даже малейшая попытка раскрыть подробности может привести к потере интереса. Несмотря на кажущуюся детскость первых серий сериала (про 12-летних детей), впоследствии вы достаточно наглядно, прямо или намеками, узнаете про очень даже взрослые темы, такие как война и предательство. И чтобы более понятно было – если вы смотрели фильм Хаяо Миядзаки «Принцесса Мононоке», то вам будет легче понять, на что стилистически и идейно похожа первая треть сериала.Вам может показаться, что я уже многое рассказал про сериал, но на самом деле нет – там много прямой экспозиции по миру (буквально полсерии может занимать), бывают серии, когда казалось, сюжет не двигается никуда и это просто филлеры, но поверьте – это развешиваются ружья на стену, которые обязательно выстрелят, а иногда и не один раз, раскладываются кусочки пазлов, которые нужно будет самому собрать, чтобы получить более полную картину мира и событий.
Итак, а теперь затронем тему эротизма, которого нет. Оголенных тел тут нет, в отличие от манги. Совсем. И имитаций движений или чего-то такого - тоже (опять таки, в отличие). Есть юношество, есть влюбленность, есть поцелуи. И, само собой, если это сериал про последствия, то есть последствия этого. Так почему я заостряю внимание на этом? Вы, наверное, уже подсознательно начинаете догадываться. Вы гуляете в парке и видите целующуюся парочку. Вас совершенно ничего не смущает. А если это две девушки? Вот это уже можно назвать эротизмом, но приличным, которого по сути нет. Но все же, некоторым особо чувствительным личностям посоветую держать руку возле клавиши перемотки в восьмой серии (и только в ней). Чуть ниже я дам ссылки на ролики, которые больше раскроют подоплеку этих сцен и в целом мира, хотя на первый взгляд эти ролики ничего общего с аниме не имеют, от слова совсем. Но это только на первый взгляд.
О картинке. На первых порах картинка также напоминает «Принцессу Мононоке», но для бедных. Красивые задники (которые бы хотелось поставить в виде обоев или повесить в виде картины) есть, но в отличие от «Принцессы», на них упор картинки не делается и постепенно они сходят на нет в стандартную рисовку большинства аниме. Но все же стилистические или какие-то необычные решения в динамике остаются, и хоть и редко, но радуют глаз. В любом случае, чего-то отталкивающего (если, конечно, вы в ужасе не убежите от классических больших глаз дрожать под одеяло) там нет.
Отдельное слово хочу сказать про музыку. Заглавная тема буквально завораживает. Она мрачная и одновременно торжественная. К слову, именно она может быть тем крючком, который заставит обратить на этот сериал внимание, по крайней мере, со мной было именно так. Что-то подобное было у меня разве что с Madoka Magica OST – Magia. Остальной звук не так чарующ, но все равно остается на уровне и только добавляет атмосферы. А еще, буквально недавно я говорил, что сериал на начальном этапе по атмосфере похож на картину Хаяо Миядзаки «Принцесса Мононоке», так вот – посмотрите визуализацию титров каждой серии – ничего из Миядзаки не напоминает?
Есть еще один момент, связанный с музыкой, но совершенно иначе. А именно – это название этого произведения. Дело в том, что «Из нового света» - это название классической симфонии композитора Дворжака. Прямую связь этого произведения с названием обеспечивает кусок симфонии из второй ее части, называющейся «Возвращение домой» которая в аниме звучит в школе, обозначая, что занятия окончены. Этот момент раскрыт в ранобэ, а в самом аниме есть лишь музыка. Это маленький штришок о том, как здесь могут подаваться некоторые моменты мира, если вам покажется, что они подаются уж слишком прямо.
Ну и последнее, что я бы хотел вам порекомендовать – это просмотреть эти два ролика, которые на первый взгляд совсем никак не связаны с этим аниме, но это не так. Неважно, когда вы захотите их посмотреть – после сериала, или прямо во время просмотра оного, потому что вам вполне может захотеться выяснить немного про научную подоснову некоторых моментов этого сериала, рассказанную простым и увлекательным языком.
Ролики можно посмотреть в форумной теме. Контент там специфический.*-> *
Я намеренно немного и несколько сумбурно написал о самом сериале (например, ни слова, о монстро-крысах, которые на первый взгляд покажутся аналогом гоблинов, но поверьте, все несколько не то, чем кажется на первый взгляд) – потому что его нужно открывать самому – за видимой гранью путешествия детей по реке в качестве отдыха от школы будет грань про войну, а потом - про ошибки, а потом - про жертвенность и человечность. И стоит только проникнуться образами этих детей, увидеть грани и заинтересоваться миром и его историей в первой части сериала, как в последней части эта история возьмет вас в тиски, и с неумолимой силой будет эмоционально давать вам под дых. И вот ради этого его и стоит смотреть - потому что на такое способны далеко не каждые произведения, и я сейчас не про аниме – я и про фильмы, и про книги, и т.д.
Смотрите, восхищайтесь, получайте под дых, ненавидьте и ожидайте новых обзоров про годное и нестандартное аниме… Скорее всего, следующие выпуски будут включать сразу по несколько произведений, посвященных какой-нибудь теме и будут более проработаны, потому как спойлеры в тех анимэ не так влияют на восприятие… Идеи уже есть, например в преддверии выхода игры “Киберпанк 2077”, можно сделать обзор аниме про киберпанк (но без “Призрака в доспехах”, потому что, хоть это и шедевральное аниме, но оно слишком известно и банально).
Автор статьи: Alp