Обзор

Обзор Kingdom Come: Deliverance 2: отличный средневековый роман

3875
6

Более десяти лет назад Kingdom Come: Deliverance успешно завершила краудфандинговую кампанию на Kickstarter, когда игровой мир был одержим Skyrim, Dragon Age: Inquisition только готовилась к релизу, а The Witcher 3: Wild Hunt начинала свой маркетинг. Warhorse Studios обещала создать уникальную игру – реалистичную RPG с открытым миром в средневековой Европе, без откровенно надоевших драконов и эльфов. 

Первая часть Kingdom Come: Deliverance вышла в 2018 году. Игра не стала массовым феноменом индустрии, но однозначно полюбилась всем ценителям жанра ролевых игр. Даниэль Вавра доказал, что признание и любовь аудитории можно получить и без вездесущей фэнтези. Мало того, даже выдумывать альтернативный мир не пришлось, достаточно грамотно подать исторические события, как это делали в свое время мастера слова и пера вроде Вальтера Скотта и Александра Дюма. 

И спустя шесть лет мы получили Kingdom Come: Deliverance II — прямое сюжетное продолжение оригинала, события которого начинаются сразу после финала первой части. 

Богемия без богемы

История Индржиха из Скалицы (далее я буду называть его просто Индро), молодого человека со сложной и трагичной судьбой, была не совсем закончена. Ему не удалось вернуть отцовский меч, он так и не смог отомстить Ишвану Тоту или Марквару фон Аулицу, а король Вацлав все еще находился в заточении у своего сводного брата Сигизмунда, который претендует на богемский трон.

В начале игры вам благодаря кат-сценам и некоторым флешбекам расскажут о событиях первой части, предложив сделать несколько ключевых для истории выборов. Хотя вы никогда не сможете в полной мере ощутить контекст и опыт оригинальной игры, не сыграв в нее самостоятельно, Deliverance II предлагает неплохую замену, и вы поймете общую суть того, через что пришлось пройти Индро. При желании можно открыть игровой кодекс и прочитать о событиях прошлого подробнее. Главное, что нужно знать, — на дворе XV век, вы в Богемии, что в Чехии. Вместе со своим другом и сюзереном паном Яном Птачеком вы отправляетесь на переговоры с крупным вассалом с целью убедить его оказать поддержку вашей политической фракции, представляющей короля Вацлава IV. 

Игра изобилует великолепными пейзажами средней полосы Европы

Игра изобилует великолепными пейзажами средней полосы Европы

Во время ночной стоянки на ваш отряд нападают местные лиходеи, терроризирующие округу, и лишь благодаря счастливой случайности и желанию молодых людей поглазеть на купающихся барышень Индро и Ян не погибают от мечей бандитов. Дальнейший сюжет вводит игроков в тонкости игрового процесса, научит базовым механикам сражения и крафта (а тут он представлен в виде нескольких мини-игр) и особенностям ролевой системы. Где-то через час-полтора пролог завершится и вы окажетесь предоставленными сами себе в этом огромном мире посреди какой-то деревни. 

Дальнейший сюжет и побочные истории пересказывать я смысла не вижу никакого, ведь без спойлеров обойтись не получится. Отмечу лишь то, что реализован он в духе уже упомянутых выше исторических приключенческих романов, великолепно чередуя  серьезность и даже суровость быта Средневековой Европы и отличного юмора, пусть иногда буквально сортирного. Много сцен в игре вызовут у вас приступы хохота, но некоторые, если, конечно, вам не чужда эмпатия, настроят на грустный лад.

Шутка про глубокий сюжет

Шутка про глубокий сюжет

Некоторые персонажи побочных историй западают вам в душу куда сильнее, чем ключевые герои, а ведь вы с ними проведете совсем немного времени и больше по сюжету не встретите. Взять хотя бы пьянку в лагере половцев и громкие песни на весь ночной лес (локализаторам выражаю мое почтение!). Но одновременно с этим вам вообще плевать на то, как там дела у того же Яна Птачека, тем более, что большую часть сюжета вы проведете порознь. 

Поймите меня верно: основной сюжет ничуть не уступает побочным заданиям, он динамичный и интригующий. Но вам вряд ли захочется его проходить быстрее побочек, а потому общение с ключевыми персонажами само собой отходит на задний план. 

Обзор Kingdom Come: Deliverance 2: отличный средневековый роман

Ролевая игра

Оказавшись в одних портках, Индро предстоит пройти огромный путь от безымянного бомжа до уважаемого на всю округу человека. Или матерого душегуба-преступника — это уже как вы сами захотите. Но важно тут вот что: в отличие от признанных школ ролевых игр, вроде западной и азиатской, в KKDII все выглядит несколько иначе. В западной школе во главу зачастую ставится классовая система, групповое прохождение, развитие навыков персонажа и все в таком духе. Японские RPG делают упор на линейном повествовании без какой-либо свободы выбора. 

В нашем же случае можно выводить формулу славяно-европейской школы ролевых игр (и тут я говорю не только об играх Warhorse, но и CDPR), в которых присутствуют привычные жанровые элементы, но акцент у них смещен куда-то в сторону. В KKDII вы будете больше разговаривать, очень много передвигаться по локациям и куда реже сражаться. Это если вы не ставите перед собой целью вырезать всех жителей в округе и посмотреть, что из этого получится. 

Будь проклята тренировка с Котом Томом

Будь проклята тренировка с Котом Томом

Как и в первой игре, почти все в Kingdom Come Deliverance II продиктовано цифрами, включая абстрактные счетчики энергии и голода Индро, прочность и долговечность каждой вещи, свежесть еды, многочисленные статы и навыки персонажа и многое другое. Боевые действия, конечно, все еще являются значимым компонентом, но, как мне кажется, это меньший кусок ролевого пирога, чем тот, который обычно встречается в этом жанре. 

По большей части игра ощущается как симулятор курьера, которому иногда нужно вступать в драки, особенно, если у героя не развиты навыки социального общения и одет он в какие-то лохмотья. Особенно это чувствуется в первой трети. Вы еще не умеете толком мечом махать (сюжетно объяснили, почему Индро вдруг лишился всех навыков из первой игры, но вышло так себе), а каждый встречный маргинал считает своим долгом пересчитать ваши ребра. И тут мы переходим к самой неоднозначной части игры — боевой системе. 

Моргнул — Скайрим!

Моргнул — "Скайрим"!

Да, она мало чем отличается от первой части игры, хотя эти различия есть. В лучшую или худшую сторону — это уже сами решайте. Ключевая же механика осталась неизменной: у вас есть звезда атаки с выбором направления ударов — голова, лево, право или тычок (удар ногой, если речь о схватке на кулаках). Даниэль Вавра, стремясь передать динамику исторического фехтования, сам себе подложил свинью в виде сложности реализации этой идеи. И со времен первой части вообще ничего не изменилось в этом вопросе. Персонажи в бою выглядят словно роботы с поломанным алгоритмом действия. 

Игровая индустрия знает отличные примеры реализации реальных сражений на холодном оружии. Взять хотя бы Hellish Quart или Sword of the Samurai (она же Kengo 2: Legacy of the Blade) на старушке PS2. Да, можно возразить, что я привожу в пример файтинги, а реализация боя от первого лица, да еще и с группой противников — это совсем другое, но… Вспомните великолепную Dark Messiah of Might and Magic, где как раз и была отлично реализована механика атак в зависимости от выбранного направления. Сделана она была очень кинематографично и не скучно. Еще пример? Да хотя бы Daggerfall. 

Явная отсылка к чему-то, но к чему?

Явная отсылка к чему-то, но к чему?

Боевая система критиковалась еще во времена первой части KKD. Именно она стала ключевой причиной, почему многие игроки, любящие RPG, пропустили эту игру, хотя знали, что ролевой отыгрыш в ней на очень высоком уровне. Вся эта заумная система с комбинациями ударов и мастер-приемами по итогу лишь затягивает сражение. Это может быть интересно раз, другой, третий, но точно не десятый, когда простая случайная встреча с бандитом на дороге затягивается на пять минут. Да еще и с неиллюзорной вероятностью увидеть экран загрузки. Ближе к середине истории вам станет полегче, когда Индро уже заматереет в сражениях и обзаведется достойными доспехами, а до этого терпите и меньше нарывайтесь. 

С другой стороны, от происходящих событий вас будет отвлекать зачем-то существующие элементы выживания, вроде необходимости утолить голод и поспать. Но это дело можно поправить с помощью модификаций, так что не сильно зацикливайтесь при желании. 

Кто девочку танцует, тот ее... ну, вы поняли

Кто девочку танцует, тот ее... ну, вы поняли

Что касается крафта, то к ранее существующей алхимии в игру добавили ковку оружия (и мерзких подков, будь они неладны), а в будущем обещают завести и создание доспехов. Сама по себе игра в кузнеца интересная: вы берете заготовку, нагреваете ее в печи, а потом кладете на наковальню и молотом приводите в нужный вид. И именно тут кроется досадный элемент: для хорошего результата Индро должен бить молотком в разные области заготовки и еще в определенном темпе. А двигаете вы заготовку мышкой. И это не проблема, если речь идет о мече или топоре, но когда вам нужно выковать подковы, начинаются регулярные промахи, что значительно затягивает процесс. Для своего коня вы можете подковы просто купить, но в игре есть несколько квестов на создание этих предметов. И NPC  хотят именно скованные вами подковы, а не купленные у кузнеца. 

Еще разработчики дали возможность экипировать сразу три варианта снаряжения. Обычно их разделяют на боевой, социальный и воровской. Но при этом по какой-то совершенно непонятно причине студия не дала возможности сохранять эти наборы. Несколько раз за историю вас будут буквально раздевать, и вам раз за разом придется заново снаряжать Индро. Благо, переключаться между вариантами можно мгновенно, спасибо и на этом. 

Обзор Kingdom Come: Deliverance 2: отличный средневековый роман

Красоты средней полосы 

Что касается визуальной составляющей игры, то тут вообще придраться не к чему. Еще первая часть KKD давала фору любой графонистой игре, а в KKD2 доработали новыми технологиями движок CryEngine, утерев нос всем одержимым фанатам UE5. 

Звучит игра не хуже, чем выглядит. К делу записи музыкального сопровождения подключили национальный оркестр, так что фоновая музыка выполнена на высочайшем уровне. Отключать ее у меня желания не возникло ни разу, что вообще-то редкость. Окружающие звуки тоже доставляют удовольствие, хотя безумно громкий вой волков в лесу, на мой взгляд, можно было сделать и потише. 

В общем, чего зря место тратить — в этом аспекте игра безусловно великолепна. 

Повестка 

Если вы читаете новости на нашем портале, что в курсе скандальных историй, в которые регулярно попадает Даниэль Вавра. И связаны они в первую очередь с добавлением в игру woke-повестки. Речь даже не о гей-сценах. С позиции истории средневековое рыцарство этим грешило часто. Но вот добавление чернокожего доктора Мусы из Мали, увы, никак сюжетно не объясняется. В том плане, что сценаристы просто ставят нас перед фактом: вот такой вот диковинный человек появился в лагере Сигизмунда и он лечит солдат. Но вот в чем беда: сюжетно никакого значения этот Муса не несет. На его месте абсолютно нормально смотрелся бы любой другой врач. Муса не лечит какую-то уникальную болезнь, с которой он единственный может справиться. Его навыки и знания не представляют ничего неповторимого. 

Чернокожий стиляга

Чернокожий стиляга

Второй повесточный камень — это роль женщины в средневековом обществе. В первой Kingdom Come: Deliverance практически все главные женские персонажи были поставлены на первое место как сексуально-романтические цели. И это было оправдано с исторической точки зрения. 

На этот раз любовный интерес Индро уходит сильно на задний план. Кэтрин — эдакая роковая шпионка, способная выйти из любой заварушки. Роза — проницательная и энергичная молодая аристократка, ничуть не уступающая мужчинам по многим вопросам. В цыганском таборе вы уже слушаете лекции о том, как болван-барон своей мужской (акцент именно на этом!) гордостью погубил жизнь сына и чуть не погубил второго и дочь. Ах, если бы он был более гибким и прислушивался к тому, что ему говорят женщины. Вопрос “любви” против “навязанного брака” также будет поднят несколько раз. И сделано это, к сожалению, именно в навязчивой форме. 

Папкин меч, но уже перекованный сыном

Папкин меч, но уже перекованный сыном

Итоги

Но по итогу геймеры получили великолепную ролевую игру. В ней отлично реализованы практически все элементы, а проблему боевой системы можно решить с помощью модов, если у вас с нею возникнут трудности. 

Игроку предлагают стать главным героем качественного средневекового романа, быть благородным рыцарем или мерзким душегубом, учетным или солдатом, даже знатоком вина, если захотите. 

Город Куттенберг (Кутна-Гора) получился очень атмосферным

Город Куттенберг (Кутна-Гора) получился очень атмосферным

В эту игру у вас не получится играть с наскока. Она не подразумевает быстрое прохождение, да это и ни к чему. Как и хорошая книга, Kingdom Come: Deliverance II раскрывается под спокойное настроение. Хотя в определенный момент вам может показаться, что игра несколько затянулась. 

Достоинства
  • Отличное "книжное" приключение
  • Шикарный визуал
  • Отличная музыка и звуки
  • Свобода выбора
  • Хорошая оптимизация
Недостатки
  • Спорная боевая система
  • Абсолютно лишняя современная социальная повестка
  • Мелкие баги
Другие публикации по теме
Розовую зебру вам в... Kingdom Come: Deliverance 2 — на подходе поддержка модов через «Мастерскую Steam»
Розовую зебру вам в... Kingdom Come: Deliverance 2 — на подходе поддержка модов через «Мастерскую Steam»
Какая современная игра для ПК может обойтись без поддержки модификаций? Вот и Warhorse, выпустившая неделю назад экшен-RPG Kingdom Come: Deliverance 2, пообещала, что скоро Богемия преобразится.
Вчера в 21:01
10971
19
Форум
Kingdom Come: Deliverance 2 поразила бояр в самый кошель — первая строчка чарта продаж Steam
Kingdom Come: Deliverance 2 поразила бояр в самый кошель — первая строчка чарта продаж Steam
Уже во второй раз чарт продаж Steam возглавила Kingdom Come: Deliverance 2, на этот раз уделав даже условно-бесплатную Counter-Strike 2. А вот Marvel's Spider-Man 2 покинула здание.
11 февраля в 18:11
6139
8
Форум
Оптимизация под Xbox Series S спасла Kingdom Come: Deliverance 2 от 30 к/с на старших консолях
Оптимизация под Xbox Series S спасла Kingdom Come: Deliverance 2 от 30 к/с на старших консолях
Ведущие подкаста Iron Lords обсудили запуск экшен-RPG Kingdom Come: Deliverance 2 с пиар-менеджером Warhorse Тобиасом Штольц-Цвиллингом. Выяснилось, что тормоз индустрии опять пригодился.
11 февраля в 16:07
1247
1
Форум
Пользователи:
6.4/10
Steam:
88/100
Оценка редакции: