Обзор Kingdom Come: Deliverance 2: отличный средневековый роман
Более десяти лет назад Kingdom Come: Deliverance успешно завершила краудфандинговую кампанию на Kickstarter, когда игровой мир был одержим Skyrim, Dragon Age: Inquisition только готовилась к релизу, а The Witcher 3: Wild Hunt начинала свой маркетинг. Warhorse Studios обещала создать уникальную игру – реалистичную RPG с открытым миром в средневековой Европе, без откровенно надоевших драконов и эльфов.
Первая часть Kingdom Come: Deliverance вышла в 2018 году. Игра не стала массовым феноменом индустрии, но однозначно полюбилась всем ценителям жанра ролевых игр. Даниэль Вавра доказал, что признание и любовь аудитории можно получить и без вездесущей фэнтези. Мало того, даже выдумывать альтернативный мир не пришлось, достаточно грамотно подать исторические события, как это делали в свое время мастера слова и пера вроде Вальтера Скотта и Александра Дюма.
И спустя шесть лет мы получили Kingdom Come: Deliverance II — прямое сюжетное продолжение оригинала, события которого начинаются сразу после финала первой части.
Богемия без богемы
История Индржиха из Скалицы (далее я буду называть его просто Индро), молодого человека со сложной и трагичной судьбой, была не совсем закончена. Ему не удалось вернуть отцовский меч, он так и не смог отомстить Ишвану Тоту или Марквару фон Аулицу, а король Вацлав все еще находился в заточении у своего сводного брата Сигизмунда, который претендует на богемский трон.
В начале игры вам благодаря кат-сценам и некоторым флешбекам расскажут о событиях первой части, предложив сделать несколько ключевых для истории выборов. Хотя вы никогда не сможете в полной мере ощутить контекст и опыт оригинальной игры, не сыграв в нее самостоятельно, Deliverance II предлагает неплохую замену, и вы поймете общую суть того, через что пришлось пройти Индро. При желании можно открыть игровой кодекс и прочитать о событиях прошлого подробнее. Главное, что нужно знать, — на дворе XV век, вы в Богемии, что в Чехии. Вместе со своим другом и сюзереном паном Яном Птачеком вы отправляетесь на переговоры с крупным вассалом с целью убедить его оказать поддержку вашей политической фракции, представляющей короля Вацлава IV.
![Игра изобилует великолепными пейзажами средней полосы Европы Игра изобилует великолепными пейзажами средней полосы Европы](https://www.goha.ru/s/A:Bs/z4/gcYjCRLgGJ.jpg)
Игра изобилует великолепными пейзажами средней полосы Европы
Во время ночной стоянки на ваш отряд нападают местные лиходеи, терроризирующие округу, и лишь благодаря счастливой случайности и желанию молодых людей поглазеть на купающихся барышень Индро и Ян не погибают от мечей бандитов. Дальнейший сюжет вводит игроков в тонкости игрового процесса, научит базовым механикам сражения и крафта (а тут он представлен в виде нескольких мини-игр) и особенностям ролевой системы. Где-то через час-полтора пролог завершится и вы окажетесь предоставленными сами себе в этом огромном мире посреди какой-то деревни.
Дальнейший сюжет и побочные истории пересказывать я смысла не вижу никакого, ведь без спойлеров обойтись не получится. Отмечу лишь то, что реализован он в духе уже упомянутых выше исторических приключенческих романов, великолепно чередуя серьезность и даже суровость быта Средневековой Европы и отличного юмора, пусть иногда буквально сортирного. Много сцен в игре вызовут у вас приступы хохота, но некоторые, если, конечно, вам не чужда эмпатия, настроят на грустный лад.
![Шутка про глубокий сюжет Шутка про глубокий сюжет](https://www.goha.ru/s/A:NV/4N/bo2MABEghh.jpg)
Шутка про глубокий сюжет
Некоторые персонажи побочных историй западают вам в душу куда сильнее, чем ключевые герои, а ведь вы с ними проведете совсем немного времени и больше по сюжету не встретите. Взять хотя бы пьянку в лагере половцев и громкие песни на весь ночной лес (локализаторам выражаю мое почтение!). Но одновременно с этим вам вообще плевать на то, как там дела у того же Яна Птачека, тем более, что большую часть сюжета вы проведете порознь.
Поймите меня верно: основной сюжет ничуть не уступает побочным заданиям, он динамичный и интригующий. Но вам вряд ли захочется его проходить быстрее побочек, а потому общение с ключевыми персонажами само собой отходит на задний план.
![Обзор Kingdom Come: Deliverance 2: отличный средневековый роман Обзор Kingdom Come: Deliverance 2: отличный средневековый роман](https://www.goha.ru/s/A:CA/7n/tgvGFrxode.jpg)
Ролевая игра
Оказавшись в одних портках, Индро предстоит пройти огромный путь от безымянного бомжа до уважаемого на всю округу человека. Или матерого душегуба-преступника — это уже как вы сами захотите. Но важно тут вот что: в отличие от признанных школ ролевых игр, вроде западной и азиатской, в KKDII все выглядит несколько иначе. В западной школе во главу зачастую ставится классовая система, групповое прохождение, развитие навыков персонажа и все в таком духе. Японские RPG делают упор на линейном повествовании без какой-либо свободы выбора.
В нашем же случае можно выводить формулу славяно-европейской школы ролевых игр (и тут я говорю не только об играх Warhorse, но и CDPR), в которых присутствуют привычные жанровые элементы, но акцент у них смещен куда-то в сторону. В KKDII вы будете больше разговаривать, очень много передвигаться по локациям и куда реже сражаться. Это если вы не ставите перед собой целью вырезать всех жителей в округе и посмотреть, что из этого получится.
![Будь проклята тренировка с Котом Томом Будь проклята тренировка с Котом Томом](https://www.goha.ru/s/A:CL/ie/R4zEgvRhB6.jpg)
Будь проклята тренировка с Котом Томом
Как и в первой игре, почти все в Kingdom Come Deliverance II продиктовано цифрами, включая абстрактные счетчики энергии и голода Индро, прочность и долговечность каждой вещи, свежесть еды, многочисленные статы и навыки персонажа и многое другое. Боевые действия, конечно, все еще являются значимым компонентом, но, как мне кажется, это меньший кусок ролевого пирога, чем тот, который обычно встречается в этом жанре.
По большей части игра ощущается как симулятор курьера, которому иногда нужно вступать в драки, особенно, если у героя не развиты навыки социального общения и одет он в какие-то лохмотья. Особенно это чувствуется в первой трети. Вы еще не умеете толком мечом махать (сюжетно объяснили, почему Индро вдруг лишился всех навыков из первой игры, но вышло так себе), а каждый встречный маргинал считает своим долгом пересчитать ваши ребра. И тут мы переходим к самой неоднозначной части игры — боевой системе.
![Моргнул — Скайрим! Моргнул — Скайрим!](https://www.goha.ru/s/A:NX/YK/48dfTbdwRS.jpg)
Моргнул — "Скайрим"!
Да, она мало чем отличается от первой части игры, хотя эти различия есть. В лучшую или худшую сторону — это уже сами решайте. Ключевая же механика осталась неизменной: у вас есть звезда атаки с выбором направления ударов — голова, лево, право или тычок (удар ногой, если речь о схватке на кулаках). Даниэль Вавра, стремясь передать динамику исторического фехтования, сам себе подложил свинью в виде сложности реализации этой идеи. И со времен первой части вообще ничего не изменилось в этом вопросе. Персонажи в бою выглядят словно роботы с поломанным алгоритмом действия.
Игровая индустрия знает отличные примеры реализации реальных сражений на холодном оружии. Взять хотя бы Hellish Quart или Sword of the Samurai (она же Kengo 2: Legacy of the Blade) на старушке PS2. Да, можно возразить, что я привожу в пример файтинги, а реализация боя от первого лица, да еще и с группой противников — это совсем другое, но… Вспомните великолепную Dark Messiah of Might and Magic, где как раз и была отлично реализована механика атак в зависимости от выбранного направления. Сделана она была очень кинематографично и не скучно. Еще пример? Да хотя бы Daggerfall.
![Явная отсылка к чему-то, но к чему? Явная отсылка к чему-то, но к чему?](https://www.goha.ru/s/A:Mq/QL/IlSzMgM0Qs.jpg)
Явная отсылка к чему-то, но к чему?
Боевая система критиковалась еще во времена первой части KKD. Именно она стала ключевой причиной, почему многие игроки, любящие RPG, пропустили эту игру, хотя знали, что ролевой отыгрыш в ней на очень высоком уровне. Вся эта заумная система с комбинациями ударов и мастер-приемами по итогу лишь затягивает сражение. Это может быть интересно раз, другой, третий, но точно не десятый, когда простая случайная встреча с бандитом на дороге затягивается на пять минут. Да еще и с неиллюзорной вероятностью увидеть экран загрузки. Ближе к середине истории вам станет полегче, когда Индро уже заматереет в сражениях и обзаведется достойными доспехами, а до этого терпите и меньше нарывайтесь.
С другой стороны, от происходящих событий вас будет отвлекать зачем-то существующие элементы выживания, вроде необходимости утолить голод и поспать. Но это дело можно поправить с помощью модификаций, так что не сильно зацикливайтесь при желании.
![Кто девочку танцует, тот ее... ну, вы поняли Кто девочку танцует, тот ее... ну, вы поняли](https://www.goha.ru/s/A:Be/e7/IjMVqtI9nI.jpg)
Кто девочку танцует, тот ее... ну, вы поняли
Что касается крафта, то к ранее существующей алхимии в игру добавили ковку оружия (и мерзких подков, будь они неладны), а в будущем обещают завести и создание доспехов. Сама по себе игра в кузнеца интересная: вы берете заготовку, нагреваете ее в печи, а потом кладете на наковальню и молотом приводите в нужный вид. И именно тут кроется досадный элемент: для хорошего результата Индро должен бить молотком в разные области заготовки и еще в определенном темпе. А двигаете вы заготовку мышкой. И это не проблема, если речь идет о мече или топоре, но когда вам нужно выковать подковы, начинаются регулярные промахи, что значительно затягивает процесс. Для своего коня вы можете подковы просто купить, но в игре есть несколько квестов на создание этих предметов. И NPC хотят именно скованные вами подковы, а не купленные у кузнеца.
Еще разработчики дали возможность экипировать сразу три варианта снаряжения. Обычно их разделяют на боевой, социальный и воровской. Но при этом по какой-то совершенно непонятно причине студия не дала возможности сохранять эти наборы. Несколько раз за историю вас будут буквально раздевать, и вам раз за разом придется заново снаряжать Индро. Благо, переключаться между вариантами можно мгновенно, спасибо и на этом.
![Обзор Kingdom Come: Deliverance 2: отличный средневековый роман Обзор Kingdom Come: Deliverance 2: отличный средневековый роман](https://www.goha.ru/s/A:Be/dU/IoFyOJnIfz.jpg)
Красоты средней полосы
Что касается визуальной составляющей игры, то тут вообще придраться не к чему. Еще первая часть KKD давала фору любой графонистой игре, а в KKD2 доработали новыми технологиями движок CryEngine, утерев нос всем одержимым фанатам UE5.
Звучит игра не хуже, чем выглядит. К делу записи музыкального сопровождения подключили национальный оркестр, так что фоновая музыка выполнена на высочайшем уровне. Отключать ее у меня желания не возникло ни разу, что вообще-то редкость. Окружающие звуки тоже доставляют удовольствие, хотя безумно громкий вой волков в лесу, на мой взгляд, можно было сделать и потише.
В общем, чего зря место тратить — в этом аспекте игра безусловно великолепна.
Повестка
Если вы читаете новости на нашем портале, что в курсе скандальных историй, в которые регулярно попадает Даниэль Вавра. И связаны они в первую очередь с добавлением в игру woke-повестки. Речь даже не о гей-сценах. С позиции истории средневековое рыцарство этим грешило часто. Но вот добавление чернокожего доктора Мусы из Мали, увы, никак сюжетно не объясняется. В том плане, что сценаристы просто ставят нас перед фактом: вот такой вот диковинный человек появился в лагере Сигизмунда и он лечит солдат. Но вот в чем беда: сюжетно никакого значения этот Муса не несет. На его месте абсолютно нормально смотрелся бы любой другой врач. Муса не лечит какую-то уникальную болезнь, с которой он единственный может справиться. Его навыки и знания не представляют ничего неповторимого.
![Чернокожий стиляга Чернокожий стиляга](https://www.goha.ru/s/A:CL/vw/Wace5DQJIH.jpg)
Чернокожий стиляга
Второй повесточный камень — это роль женщины в средневековом обществе. В первой Kingdom Come: Deliverance практически все главные женские персонажи были поставлены на первое место как сексуально-романтические цели. И это было оправдано с исторической точки зрения.
На этот раз любовный интерес Индро уходит сильно на задний план. Кэтрин — эдакая роковая шпионка, способная выйти из любой заварушки. Роза — проницательная и энергичная молодая аристократка, ничуть не уступающая мужчинам по многим вопросам. В цыганском таборе вы уже слушаете лекции о том, как болван-барон своей мужской (акцент именно на этом!) гордостью погубил жизнь сына и чуть не погубил второго и дочь. Ах, если бы он был более гибким и прислушивался к тому, что ему говорят женщины. Вопрос “любви” против “навязанного брака” также будет поднят несколько раз. И сделано это, к сожалению, именно в навязчивой форме.
![Папкин меч, но уже перекованный сыном Папкин меч, но уже перекованный сыном](https://www.goha.ru/s/A:Co/Z5/2P7cy25au3.jpg)
Папкин меч, но уже перекованный сыном
Итоги
Но по итогу геймеры получили великолепную ролевую игру. В ней отлично реализованы практически все элементы, а проблему боевой системы можно решить с помощью модов, если у вас с нею возникнут трудности.
Игроку предлагают стать главным героем качественного средневекового романа, быть благородным рыцарем или мерзким душегубом, учетным или солдатом, даже знатоком вина, если захотите.
![Город Куттенберг (Кутна-Гора) получился очень атмосферным Город Куттенберг (Кутна-Гора) получился очень атмосферным](https://www.goha.ru/s/A:DH/kV/mZHEDe7G8V.jpg)
Город Куттенберг (Кутна-Гора) получился очень атмосферным
В эту игру у вас не получится играть с наскока. Она не подразумевает быстрое прохождение, да это и ни к чему. Как и хорошая книга, Kingdom Come: Deliverance II раскрывается под спокойное настроение. Хотя в определенный момент вам может показаться, что игра несколько затянулась.