Обзор комплекта оперативной памяти G.Skill Trident Z Neo 32 Гб 3600 МГц CL16-19-19-39
Сравнение с бюджетными модулями в играх, разгон
Прогресс в развитии DDR4 модулей памяти не останавливается и с каждым годом растут скорости, уменьшаются задержки, увеличивается объем и опускается цена. Вот-вот подходит время, когда 16 Гб оперативной памяти станет мало - Microsoft Flight Simulator уже использует почти 16 Гб оперативной памяти и с парой открытых вкладок браузера конфигурации 8+8 просто не хватит. Отчего комплекты из двух 16 Гб модулей становятся все более актуальным и даже мейнстримовым вариантом при сборке новой системы. Про скорости и тайминги забывать тоже не стоит - современные игровые процессоры раскрываются на полную при использовании модулей на частоте 3600-4000 МГц с низкими задержками. Повод взглянуть, что могут предложить современные 16 Гб модули памяти в сравнении с мейнстримовым образцом памяти 2018 года.
На тестирование мне в руки попал комплект памяти G.Skill Trident Z Neo F4-3600C16D-32GTZNC. G.Skill Trident Z Neo использует модули памяти двух производителей - премиальные Samsung B-Die и более доступные Hynix CJR. Отличить их можно по задержкам, указанным на коробке - второй указанный тайминг на Hynix CJR всегда будет на 2-3 единицы выше, чем первый. Именно такой комплект с конфигурацией DDR4-3600 CL16-19-19-39 16 Гб х2 мы и будем тестировать. Практика показывает, что Samsung B-Die уже не предоставляет такого мощного преимущества в производительности, и модули Hynix и Crucial предлагают очень хороший баланс производительности за свою сравнительно невысокую цену.
Тестировать модули G.Skill Trident Z Neo будем в сравнении с Crucial Ballistix Sport LT 3000CL15. Ballistix долгое время являлся очень хорошим вариантом как для XMP, так и для ручного разгона, но времена изменились. Тестировать будем на системе Intel.
Конфигурация системы
- Процессор: Intel Core i7 10700K OC 5GHz
- Оперативная память: 16Gb Crucial Ballistix Sport LT @ XMP 3000 MHz CL15
- Оперативная память: 16Gb Crucial Ballistix Sport LT @ 3866 MHz CL16
- Оперативная память: 32Gb G.Skill Trident Z Neo @ XMP 3600 MHz CL16
- Оперативная память: 32Gb G.Skill Trident Z Neo @ 3866 MHz CL16
- Материнская плата: ASUS ROG STRIX Z490-A GAMING
- Системный SSD: TeamGroup MP33 1TB
- SSD с играми: Kingston KC2500 1TB
- Охлаждение CPU: Arctic Liquid Freezer II 280 mm (Rev. 2)
- Блок питания: Seasonic FOCUS PX-750 Platinum
- Корпус: Phanteks Eclipse P500A
- Операционная система: Windows 10, 20H2
- Видеокарта: ROG Strix Radeon™ RX 6800
- Версия драйвера: AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 21.2.1
Сравнивать будем 4 конфигурации: XMP каждого модуля и ручной разгон каждого модуля. Очень удачно оба модуля разгоняются на одинаковую максимальную частоту с очень схожими таймингами, отчего будет интересно посмотреть насколько велики преимущества от использования Dual Rank памяти.
Начнем со сравнения максимального разгона в тесте памяти AIDA64 v.6.32.5600:
Разница между двумя модулями невелика, однако преимущество Dual Rank памяти выражается в более высокой скорости записи и копирования.
Тестирование в играх
Все тесты проводились в разрешении 2560х1440, преимущественно на высоких или ультра настройках графики, дабы продемонстрировать реальную производительность, а не потенциальную. В некоторых случаях видеокарта нагружалась на 100%, а в некоторых - нет.
Assassin’s Creed Valhalla
Предыдущие части серии Assassin’s Creed показывали влияние оперативной памяти и ее разгона на производительность, настройки использованы рекомендованные из нашего гайда, для тестирования использовался внутриигровой бенчмарк.
Разница в среднем FPS незначительна, однако профиль XMP 3000CL15 на памяти Ballistix показывает незначительное снижение показателя 1% FPS. Это снижение заметно в самой игре - фреймтайм менее стабильный, игра ощущается дерганной.
Total War: Three Kingdoms
Тестирование процессоров показало, что несмотря на 100% загрузку видеокарты, CPU так же важен для стабильного показателя FPS. Но насколько важна память? Тестирование проводилось при использовании пресетов Высокий и Ультра во внутриигровом бенчмарке “битва”.
Разница в FPS незначительна и по большей части показывает вариацию между разными прогонами теста, однако модули Ballistix с профилем XMP 3000CL15 показали значительно худший фреймтайм и микростаттер.
Rainbow Six Siege
Один из самых популярных соревновательных шутеров на рынке с удобным внутриигровым бенчмарком и хорошим скалирование как среди процессоров, так и видеокарт. Тестирование проводилось на “соревновательных” настройках графики.
В этой игре вся нагрузка лежит только на видеокарте. Возможно, с более слабыми процессорами скорость памяти сыграла бы значительную роль, но в паре с Intel Core i7-10700K ботлнеком является видеокарта.
World War Z
World War Z является одной из лучших имплементаций API Vulkan и показывает скалирование по всем фронтам, включая скорость оперативной памяти. Тестирование проводилось внутриигровым бенчмарком с пресетом графических настроек Ультра.
Для меня это уже не секрет, но World War Z сильно зависит от производительности оперативной памяти. Таким образом встроенный профиль XMP показывает практически идентичные результаты разогнанному ручками комплекту памяти Ballistix. Ручной разгон памяти G.Skill Trident Z Neo создает значительный отрыв, несмотря на очень похожие тайминги - Dual Rank в действии.
Hitman 3
Hitman 3 использует очень много физической симуляции, нагружающей CPU и пропускную способность памяти, отчего является отличным бенчмарком для нашего случая. Все графические настройки выкручены на максимум, тестируем в двух встроенных бенчмарках.
Benchmark Darthmoor.
Darthmoor в первую очередь нагружает CPU огромным количеством симуляций.
В этом тесте модули G.Skill Trident Z Neo демонстрируют значительное преимущество, особенно в рамках битвы XMP vs. XMP. Ручной разгон позволяет выиграть 10 FPS.
Benchmark Dubai
Dubai менее интенсивно нагружает CPU и предлагает более сбалансированные и приближенные к реальности сцены
И ситуация повторяет предыдущие тесты, когда модули G.Skill Trident Z Neo показывают банально более стабильный график фреймтайма и максимально плавный геймплей, как при использовании XMP профиля, так и при ручном разгоне, который позволяет компенсировать падения FPS в тяжелых моментах.
Маркетинговый упор на продажу модулей с частотой 3600 МГц и выше - это не реклама. Использование модулей памяти на частоте выше 3600 МГц показывает реальный прирост производительности в практически всех современных играх. Не во всех случаях это выражается в максимальном или среднем показателе FPS, но скоростная память позволяет добиться плавного игрового опыта и избавиться от фризов, статтера и тормозов. В отдельных случаях на частотах выше 3600 МГц продолжается рост производительности, но он не сравним с разницей между 3000 МГц и 3600 МГц.
***
Помимо высокой производительности, модули G.Skill Trident Z Neo имеют яркую RGB-подсветку. Матовая поверхность вкупе с полностью настраиваемой подсветкой создают приятный и красивый эффект. Дизайн самих модулей мне лично очень нравится - никаких выступающих радиаторов, сочетание черного и серебряного цветов, алюминиевые теплораспределители и уместная подсветка. Управляется подсветка через фирменное приложение Lighting Control. G.Skill Trident Z Lighting Control удобна в использовании, легковесна и функциональна. Настроить подсветку или синхронизировать ее с другими компонентами проще простого, настройка эффектов широкая, а сама программа нисколько не нагружает систему и не конфликтует с другим оборудованием.
По итогу мы имеем сбалансированный вариант, предлагающий хороший XMP профиль, потенциал ручного разгона, стильный дизайн и настраиваемую RGB-подсветку за адекватные деньги. Производительности модулей G.Skill Trident Z Neo F4-3600C16D-32GTZNC будет достаточно, чтобы раскрыть потенциал современных игровых процессоров, а объема памяти хватит с запасом для игр и будет достаточно для легкой работы с видео и фоторедакторами. За все это удовольствие в российских магазинах просят от 16000 рублей.