Обзор Last Train Home — псевдоисторическая сказка про почти святой Чехословацкий корпус
На Западе всегда боялись советских коммунистов. Они никак не могут смириться с тем фактом, что меры, пусть и достаточно жесткие, но очень необходимые для молодой страны, раздираемой гражданскими революциями и прочими восстаниями, за каких-то тридцать лет смогли достичь того, чего ни одна страна мира не могла достичь столетиями. В итоге СССР смогла победить объединенную военную и промышленную экономику всей Западной Европы.
Но на Западе учат совсем другой истории. Мерзкой, лживой, искаженной. В угоду повестке и игнорируя исторические документы и факты. Какой-нибудь “дневник офицера”, в который солдат записывал свои личные переживания и мысли, для них становится источником истины в последней инстанции. Именно так и вышло со стратегией Last Train Home от студии Ashborne Games. По словам разработчиков, игру делали они по информации, найденной вот как раз в подобном дневнике.
Так что нет ничего удивительного в том, что Чехословацкий корпус, о котором идет речь в игре, максимально белые и пушистые ребята и девчата, просто ангелы во плоти, младенцев в лобик целующие, бабушкам в огородах помогающие и бездомных котят прикармливающие.
А “Красна армада” (Красная армия) в игре представлена порождением Сатаны, которая убивала семьи от мала до велика лишь за то, что кто-то сказал им вслед плохое слово после того, как бойцы РККА забрали последнюю крошку у несчастных крестьян. И все это вы узнаете в самой первой миссии игры.
Хотя авторы постарались напустить дыма в глаза, заявляя в стартовом ролике, что Чехословацкий корпус стал жертвой обстоятельств и не стремился принимать чью-то сторону, стремясь сохранить нейтралитет и не вступать в конфликт с новой властью в России. Только факты — вещь упрямая. Исторически этот “нейтралитет” вырос в полный контроль Транссибирской железнодорожной магистрали и фактически созданием государства в государстве на Дальнем Востоке нашей необъятной родины. И именно армии Колчака, как и самому генералу, помогал Чехословацкий корпус. Вот такой “нейтралитет”.
Но в игре вы об этом узнаете с позиции “Красные сами виноваты, а мы ни при чем”. То есть, лживую и искаженную историю, которую авторы взяли из дневника какого-то офицера.
О чем игра
Но в сторону эмоции и исторические факты. Все-таки мы не на уроках в школе сидим, а игру обозреваем. Что же представляет собой Last Train Home с точки зрения жанра стратегии? Давайте разбираться.
С самого начала нам выдается железнодорожный состав. Он играет роль хаба-базы. За базой нужно следить, снабжать ресурсами, живой силой и иногда чинить. Игроки начинают с изучения основ — передвижение отрядом и отдельным юнитом, особые умения бойцов, сражение и все такое прочее.
Управление поездом также требует некоторого обучения. Когда вы не двигаете поезд вперед, под вашим командованием находятся отряды солдат. Они могут вести разведку, собирать ресурсы, торговать и даже заходить в местные кабаки, чтобы поднять боевой дух.
Каждый боец — это личность, со своим характером, положительными и не очень чертами. Кто-то мастер охоты в лесах, и может дичи подстрелить во время остановки, а кто-то скряга — вроде бы и противно с таким человеком, но зато он может выгодно торговать. Да, чехословацкие солдаты никогда не украдут, не ограбят крестьян, только честные отношения категории “купи-продай”, и никак иначе. Говорю же, святые люди.
После изучения основ в Москве начинается настоящая заваруха. После непростого противостояния силы вашего поезда раздроблены, и вам предстоит возглавить выживших и помочь найти выход из столицы России, захватив новый состав. К слову, ваши бойцы — смертны, и воскресить павшего солдата не получится. Придется искать ему замену.
Помимо боевых задач, юниты могут развиваться и в вопросах техники или медицины, или еще чего-то полезного. Каждая сфера деятельности требует своих характеристик, которые можно повышать с ростом уровня солдата. И чем умелее он становится, тем тяжелее будет его потеря. Да, всегда можно загрузиться и попробовать пройти сначала, но это уже на вашей совести — желаете вы максимального погружения или нет.
В целом, игра четко делится на два режима. В стратегическом вы двигаете состав по Транссибирской магистрали в сторону Владивостока. По пути вам будут встречаться города и села, в которых можно совершить остановку и пополнить запасы ресурсов, исследовать местность на предмет полезного лута и все в таком духе.
По пути поезд претерпевает улучшения. Но хотелось бы увидеть немного больше функциональности в этом аспекте. Бывали периоды, когда я долгое время ничего не менял в поезде, пока не возникала проблема, например, поломка.
Конечно же, не обойдется без сражений, и тут игра переходит в режим тактический. Вы снаряжаете отряд бойцов и отправляетесь на задание. Пройти напролом вряд ли получится даже на легком уровне сложности — противник быстро перестреляет ваши отряды. Так что готовьтесь к стелс-миссиям, аккуратным проходам во фланг и засадам.
Но увы, даже как тактика, эта игра получилась весьма средней. Она не предлагает ничего нового в жанре, а то, что есть, реализуется далеко не лучшим образом. В битвах нет размаха из-за ограниченного количества солдат в отряде, да и потеря бойцов, как я уже писал ранее, может очень существенно повлиять на дальнейший успех.
Противник туп, никаких сложных маневров он не совершает, полностью подчиняясь скриптам поведения. Стрелок заметил движение, и какое-то время будет пялиться в одну точку, не желая поднимать тревогу. У вас будет предостаточно времени, чтобы увести бойца из радиуса обзора и попробовать повторить маневр.
У меня сложилось впечатление, что все эти рекламные синематики снимались с целью не только красиво подать историю игры, но и дать понять, что разработчики делали больше не стратегию или тактику, а интерактивное кинцо. В игре вы увидите много кат-сцен, демонстрирующих благородство ваших солдат и мерзость Красной армии, но каждый раз, когда вы будете возвращаться к геймплею, вы будете натыкаться на его скудность.
Да и графика выглядит откровенно устаревшей. Конечно, жанр стратегий не предполагает какой-то выдающейся картинки “на весь UE5”, но и видеть в 2023 году такие устаревшие модели, анимации и низкокачественные текстуры уныло. Зато к оптимизации претензий нет.
По итогу
Даже если закрыть глаза на историческую ложь и искажения, Last Train Home получилась по всем параметрам средней игрой (кроме красивых трейлеров). Как стратегия, она не предлагает никакого масштаба, кроме затянутого сюжета, а как тактика — никакой глубины.
Кому подойдет эта игра? Конечно же, ревнителям “России, которую они потеряли”. Таких в нашей стране, увы, очень много. Зато следить за сюжетом не очень утомительно.