Обзор "Любовь, деньги, Рок-н-Ролл"
Визуальная новелла, которая вам подарит много негатива, хоть и не желая того
Визуальные новеллы — жанр специфический. Он никогда не станет массовым и не будет приносить огромные барыши разработчикам. Оно и понятно: вместо каких-то действий или, скажем, стратегических размышлений, вам приходится постоянно читать с экрана монитора. А если история получится интересной, то читать придется в течение многих часов, что крайне негативно сказывается на вашем зрении. Ни один другой игровой жанр, даже RPG, не предоставляет столько текста в единицу времени.
С другой стороны этот жанр можно назвать по-настоящему элитным. Без шуток! Хорошо написанная и грамотно рассказанная история на экране способна сделать с вашей психикой такое, чего не получится никакой другой игре. И все дело в подаче: вы видите не динамическую картинку с кат-сценами от третьего лица, в которой в подробностях показывают события, случившиеся с главным героем, а вы — лишь сторонний наблюдатель. А набор статичных иллюстраций и текст, описывающий происходящее под аккомпанемент тематической мелодии. Все остальное нарисует ваши разум и фантазия. Они добавят эмоций, действий, переживаний, чувств и интонаций. Почти как книга. Только… лучше!
Но я сейчас пишу о жанре в целом, хотя сегодня мы разбираем с вами игру “Любовь, деньги, Рок-н-Ролл” от студии Soviet Games, подарившей ранее восхитительную в своем несовершенстве “Бесконечное лето”.
Любовь
Принято считать, что визуальные новеллы чаще всего о любви. Это правда. И рассчитаны они на подростков. Это тоже правда, но отчасти. Нет, я не о том, что все мы в душе дети, а первые сорок лет жизни мальчика так вообще самые тяжелые.
Читая историю в картинках на экране, мы всегда будем ассоциировать себя с главным героем, вспоминая аналогичные или хотя бы похожие случаи из собственной жизни, принятые тогда решения и их последствия. Ну а раз история у нас о любви, то и из глубин памяти придется доставать часто далеко не самые приятные воспоминания. Так что сразу стоит подумать: а оно вам вообще надо? Если вы в прошлом пережили или сейчас переживаете сильную душевную травму на любовной почве, то мой вам искренний совет — поиграйте в какой-нибудь шутан.

Знакомьтесь — это Николай.
А для остальных я продолжаю. По сюжету вам предстоит сыграть за Николая. Коля живет в Токио, учится в выпускном классе элитной старшей школы, в которую ходят дети бизнесменов, дипломатов и прочих влиятельных личностей. Родители молодого человека бежали из СССР (события игры происходят в конце 80-х годов прошлого века) в Японию, став, по сути, предателями Родины. В новой стране их ждала работа на могущественную корпорацию “Кобаяши”. Семья обжилась, завела новые знакомства и вполне уверенно себя чувствовала.
Но несколько лет назад случилась страшная трагедия — в автомобильной аварии погибают родители Коли, а сам пацан чудом остается в живых. Страховки и компенсации от компании хватает на то, чтобы вполне нормально жить и продолжать учиться в престижном заведении, но случившееся не может не сказаться на психологическом состоянии юноши. Но дальше — больше. Любимая девушка, Кэтрин, неожиданно уезжает в Америку, не сказав парню ни слова. Это вконец добивает героя.
Итак, нам предстоит ассоциировать себя с малолетним алкоголиком, который только и делает, что жалеет себя и рефлексирует. Ну как, знакомо? А если без самообмана? В процессе игры мы узнаем, что Колян сидит на стакане минимум полтора года, причем, не просто прикладывается к нему периодически, а уходит в серьезные недельные запои. Путем нехитрых математических вычислений становится понятно — бухать по-черному наш альтер-эго начал в 16 лет.

Это Эли, прекрасная цундэрэ. Но хвостики не носит
На школу ему по сути плевать, хотя понимание, что аттестат получить необходимо, есть. К тому же героя всячески поддерживает соседская девчонка, подруга детства Химицу. Она стала первой, с кем познакомился Коля после переезда в Японию. Так вышло, что Химицу — хафу, то есть, полукровка. Ее мама русская, и девушка неплохо знает русский язык, что помогло им сблизиться. Но в итоге ее родители развелись, а по японским законам ребенок остается с японским родителем.

Запомните Химицу именно такой!
Химицу — это первая девушка, которую вы встречаете в игре. Она бесконечно милая тихоня, которая преданно смотрит в глаза Николаю, окружая его всепрощающей любовью и, будем откровенны, чрезмерной заботой. Парень отлично понимает, что девушка его любит, но воспринимает ее больше как данность, не рассматривая в качестве спутницы жизни и объекта любовной страсти. Такая себе говорящая посудомойка, уборщица и повариха в одном лице.

Даже у тихой и всепрощающей Химицу бывают нервные срывы
Но Химицу и не подает виду, что ее в этом статусе что-то не устраивает, исправно приходит почти каждое утро, будит героя в школу, а вечером готовит ему ужин.
Вторая вайфу встречается нам немного позже, возле школы. Ею оказывается затюканная и затравливаемая школьными гопниками Кагомэ, староста класса, в котором учится Коля. Классическая серая мышь и груша для битья и издевок, не понятно, как вообще получившая свою должность, учитывая, что старосты в японских школах должны подавать пример всем ученикам не только в вопросах успеваемости, но и личностного авторитета. Ее история расскажет вам свой вариант Золушки.

Арка в деревне с Кагомэ пусть и суровая, но романтичная.
Во время школьного обеда герой столкнется с Эли, красивой блондинкой-цундэрэ. Естественно, не обойдется без всеми виабушниками любимого “Бака!” и обвинения, что ты сам виноват в случившемся. К слову, Эли не простая ученица, а внучка главы корпорации “Кобаящи”, которой эта самая школа и принадлежит.
А в конце учебного дня в класс Николая переводится новая ученица. Да, уже понятно, что ею оказалась американка Кэтрин, бывшая девушка героя, бросившая его полтора года назад, не сказав ни слова. Ее мама вернулась в Японию по работе, так что теперь у Коли есть шанс наконец-то выяснить, что же случилось в прошлом и возможно ли у них будущее. И если бы только этот болван прочитал ее письмо…

Кэтрин даже готовить научилась. Хотя раньше не умела
Деньги
Проект-долгострой, который создавался по большей части на деньги фанатов, априори не может претендовать на что-то выдающееся. Но если выходит так, что итоговый результат соответствует ожиданиям, то игре можно простить многое. Что важно для визуальной новеллы? Конечно же, эмоции, которая она вызывает. Сейчас я не стану углубляться в вопрос, “какие это эмоции”, скажу лишь то, что “Любовь, деньги, Рок-н-Ролл” со своей задачей справляется превосходно.

Куда же в японской школе без купальников?
А теперь внимание! Дальше будут спойлеры, ибо поделиться своими впечатлениями без раскрытия каких-то деталей сюжета не представляется возможным.
Главное, что вам надо понимать и принять — забудьте о Николае. Он отвратителен целиком и полностью. Мало того, что малолетний алкаш, так еще и бесхребетная тряпка, лишь изредка проявляющая хоть какие-то признаки адекватности. Именно такое впечатление у вас сложится о нем в первой половине игры. А если так получится, что вы будете идти на плохие концовки, не важно, о какой девушке идет речь, то негативное отношение к герою лишь усугубится. По этой причине ЛДР теряет сразу несколько баллов личной оценки, так как в определенный момент разрывается связь между игроком и его персонажем. Важно понимать, что мы не книгу читаем, в которой автор заранее расписал характер персонажа, а вы являетесь лишь наблюдателем со стороны. В визуальных новеллах герой — Вы, и когда эта связь по причине отвращения к протагонисту вдруг разрывается, то на игре можно ставить крест.
Да, это очень и очень серьезный просчет нарративщиков. Пытаясь сделать из Николая максимально приземленного персонажа, чтобы он был одновременно и не похож на “обычного японского школьника”, вокруг которого табунами водятся красотки, только и мечтающие показать ему свои трусики, сценаристы откровенно перегнули палку. Нет, они эту палку просто сломали об колено, оставляя тебя один на один вот с этим… существом.

Кагомэ винит Эли во всех возникших проблемах
Четырех девушек можно разделить на две пары — Химицу и Кэтрин плюс Элизабет и Кагомэ. Это не значит, что героини не будут появляться время от времени, но если вы проходите рут, скажем, Эли, то Химицу и Кэтрин в нем будут играть абсолютно ничего не значащие роли. Ну и Коля время от времени будет о девушках вспоминать.
Очень скоро Николай узнает, что его родители были не простыми инженерами в корпорации “Кобаяши”, а работали над важным проектом. И теперь молодому человеку грозит серьезная опасность, так как спецслужбы США, СССР и японская контрразведка уверены, что пропавшие секретные документы похитили родители молодого человека, а он может об этом что-то знать.
В зависимости от выбранной девушки, шпионская история будет проявлять себя в большей или меньшей степени. К примеру, если вы будете проходить рут Эли, то много часов вообще ни слова о документах не встретите, а будете заняты развитием своей музыкальной карьеры и налаживанием отношений с прекрасной цундэрэ, стараясь ничем не злить ее деда.
Но упаси вас Господь совершить хоть одну ошибку… Хотя ладно, чтобы выйти на плохие концовки, вам нужно ошибиться дважды по мелочам (минус 1 балл симпатии) или один раз серьезно (минус 2 балла симпатии). Так вот, как я говорил в самом начале материала, плохие концовки — это отличный способ солидно так испортить себе настроение или чего похуже.

Снежная королева Кэтрин полна страсти
Плохо не то, что эти концовки вообще есть. Конечно, следить за историей, обязательно заканчивающейся счастливо, не всем будет интересно. Но и делать так, что ваша любимая вдруг погибает от передоза наркоты только потому, что вы игровой месяц назад выбрали вариант в диалоге, который она посчитала обидным для себя (хотя тема беседы была вообще связана с тем, о чем вы думали в данный момент), полнейшая глупость. Да, в реальной жизни человек может совершить роковую ошибку по миллиону причин, но я сомневаюсь, что неверный ответ в то время, когда об отношениях еще и речи нет, в конце приводит к смерти.
Собственно, такой способ развития сюжета, когда ты никак не можешь спрогнозировать последствия, и является одним из основных недостатков игры. Но черт возьми, это очень важный недостаток!

Химицу знает секрет Кэтрин и не может смириться с тем, что та своим возвращением разрушает ее идилию
И такие моменты есть во всех рутах, с каждой девушкой. Николай думает, как провести выходные — прогуляться или остаться дома? Любой выбор приводит к негативному отношению одной из героинь. Да какого черта? То, что я пойду гулять и встречу Химицу, что позволит улучшить наши отношения, никак не должно негативно влиять на мои отношения с Кэтрин, ведь мы с нею ни о чем не договаривались заранее, и прийти ко мне домой было ее личным решением. Ну не застала девушка героя дома, что сразу развод и тумбочка между кроватями?
И ладно бы негативные концовки рассказывали историю о том, как у вас не вышло большой любви, а барышня выбрала другого или просто послала вас куда подальше. Нет! Нарративщики постарались закинуть в сюжет как можно больше гнусности и грязи. И если сцены смерти Николая смотрятся вполне логично (а не надо пытаться играть в Джеймса Бонда), то его падение на дно жизни гарантированно вгонит вас в уныние.
Рок-н-Ролл
Визуально к игре придираться нет смысла. Да, кому-то может показаться, что задники и героинь можно было бы нарисовать получше, но это натурально мелочи. Звук и музыка в игре неплохие, несколько рок-композиций даже можно добавить в личный плейлист, хотя до шикарного саундтрека “Бесконечного лета” им очень далеко.

Секс, наркотики, Рок-н-Ролл! Лучше без второго.
Я прошел игру полностью. В первый раз Николаю прострелили голову. Это стало для меня полной неожиданностью, учитывая, что я-то как раз старался вывести отношения с Химицу на хорошую концовку, и, как мне казалось, ошибок не совершал. Уже потом открылось, что многие решения в игре не просто неоднозначны, а откровенно случайны (как в примере с выходными). С этого момента негатив к игре начал расти.
Даже хорошая концовка с подругой детства (а мне как взрослому человеку Химицу понравилась больше всех, так как я уже знаю, что действительно важно в отношениях между мужчиной и женщиной. Нет, это не говорящая посудомойка и повариха) оставила в моей душе чувство незавершенности. Руты Кэтрин и Кагомэ это чувство усилили, хотя история со старостой даже рассказывает о том, как у героев хорошо сложилась жизнь. Отдушиной стал позитивный финал отношений с Элизабет Кобаяши, хотя ранее картина обдолбанной девушки резанула прям по сердцу, словно это происходит взаправду. И даже очень трагическая концовка “Мотылек”, когда Эли умирает от передоза, не смогла испортить общее впечатление от варианта со счастливым финалом.

Обложка нас обманывает.
Да, “Любовь, деньги, Рок-н-Ролл” подарит фонтан эмоций. Но они совсем не те, которые вам нужны. Попытка создать русскую классическую драматургию в новой стилистике увенчалась если не полным провалом, то чем-то очень близким. В итоге мне пришлось лечить свою эмоциональную систему с помощью просмотра аниме “Гуррен-Лаганн”. В который раз. Ритан, незачет!
Главное помните: цундэрэ в реальной жизни не существует!