Обзор: Magic: The Gathering Arena - Впечатления новичка
Что из себя представляет игра
Автор статьи Alp.
ККИ произошли от “динозавров”, коллекционных карточек бейсболистов… Мог бы я так банально начать эту статью, посвященную новой итерации Magic: The Gathering, и продолжить по шаблону, как в куче других обзоров (собственно, только наткнувшись на обзоры игры в своей ленте на ютубе и посмотрев их, я решил установить клиент игры), но я не буду. В первую очередь, это мой обзор, и я буду писать только то, что видел, то, что знаю, и какие впечатления от этого получил – потому что это обзор новичка, а я действительно новичок игры в MTG.
(стандартная игра)
Небольшая экспозиция, чтобы было понятно, на чем основывается мой опыт ККИ. Я очень немного играл в ККИ – из настольных был только манчкин. А из тех, что на компе, был Hearthstone – игра в целом хорошая, но играл я мало, без фанатизма и гринда, без желания создать топовую колоду и нагибать, просто, иногда (например, после выпуска нового дополнения) зайти, получить пару бустеров и сыграть пару партеек. Так как у творения Близзард одна из самых популярных ККИ и у меня наибольший опыт игры в нее, а также то, что она имеет прямые корни из MTG – я буду очень часто сравнивать с ней Арену. Был также Гвинт, но с ним не сложилось еще больше (играл в ведьмаке, отдельно играть не тянуло). Был Acromage - тут я задержался больше всего, как в тавернах ММ7 (иногда запускал игру только для того, чтобы сыграть пару партеек), так и отдельно на мобильнике.
(даже сейчас смотря на этот скрин, я совершенно не понимаю, что тут происходит)
Мое знакомство MTG началось лет 12 назад, но это было чистой формальностью – я запускал Magic: The Gathering – Duels of the Planeswalkers 1997 года с какого-то сборника (1000 игр на 1 СД). Как слепой котенок, потыкался из любопытства, ничего не понял и забыл об этой игре на долгие годы. Года 3 назад я решил, что после Hearthstone, наконец, пришло время приобщиться к великому - и запустил Magic 2015: Duels of the Planeswalkers и… не прошел даже туториал – меня, уже знакомого с игрой от Близзард, отпугнул интерфейс, который был каким угодно реалистичным и близким к реальной настольной игре, но совершенно неудобным для экрана монитора (особенно после Hearthstone ) – и я бежал как черт от ладана. С настольным вариантом тоже не складывалось по многим причинам, объяснять которые скучно даже мне, а уж вам тем более скучно будет их читать. Ну и наконец, не так давно, увидев рекламу новой MTG Арена (да еще и на русском), решил дать МоТыГе еще один шанс. И в этот раз - не прогадал!
(кто-то засиделся в обороне, дав противнику раскачаться)
Игра встречает нового игрока туториалом, в котором поэтапно ведут за ручку по самому необходимому для понимания механик минимуму, чтобы потом начать играть с живыми противниками. Все это происходит на основе белой колоды, но в качестве противников тебе ставятся другие цветные колоды, в которых показываются особенности цвета, ну, вернее, намекают, потому как реально понять, что из себя представляет каждый цвет, придется уже с настоящими игроками. В конце туториала будет ждать один из главных злодеев вселенной Magic: The Gathering – дракон Никол Болас. И это будет единственный бой, где карты случайные и используется ИИ, и где вас за ручку тянуть не будут, что делать и как быть. Вполне можно проиграть, но ничего страшного, несмотря на пафосные слова Никола – вам всего лишь придется переиграть этот бой.
(Вот ты какой, Никол Болас)
Уже в туториале бросается в глаза сильная схожесть интерфейса с Hearthstone. У компании Blizzard есть (или уже была, судя по последним новостям) одна особенность – когда они создавали свой уникальный продукт, они мало что выдумывали с нуля, в основном они брали самое лучшее у продуктов других компаний и вместе это все объединяли, изменяли - так, чтобы это не было однозначным плагиатом, допиливали напильником, и выпускали новый шедевр, который сразу становился каноном для копирования у всех других игр этого жанра. Создавая свой Hearthstone, компания Blizzard однозначно опиралась на самое лучшее, что было тогда в жанре ККИ - на настольную MTG. Это видно невооруженным взглядом, из какого цвета в MTG вышел какой класс в Hearthstone. Но вот простоту и удобство им пришлось искать в других играх, вполне возможно, что что-то подсмотрели в этом плане у Arcomage (у которой «ноги» тоже растут из MTG). И вот, по прошествии долгого времени, и вполне возможно, тысяч и тысяч слезных просьб фанатов, уже MTG берет у творения Близзардов самое лучшее – это их удобный интерфейс. И я без сомнений скажу, что это замечательно! Некоторые могут возразить, что все же правильнее делать свое – и будут отчасти правы, но только отчасти, потому как не нужно выдумывать велосипед, если он уже кем-то сделан. Да и сколько Hearthstone вобрал в себя из настольной MTG – новое творение Wizards of the coast – MTG Arena имеет полное право немножко вобрать из Hearthstone. Все очень просто – если вы знакомы с Hearthstone или другими его «клонами», то вам будет тепло, лампово и абсолютно привычно пользоваться интерфейсом. Если для вас MTG arena будет первым опытом в ККИ – то тут все просто, сейчас вы используете один из лучших интерфейсов, что есть в жанре.
(Основное меню)
После прохождения туториала вы попадаете в основное меню игры, которое сделано красиво, модно, современно. Все самое главное на одном экране – кнопка «Играть», прогресс по ништякам за некоторые выполненные условия во время игры, реклама с важной (ну, или не очень) инфой и выбор событий, и другие закладки на остальные нужные вещи. Да, это выглядит как стандартный лаунчер среди моря других лаунчеров, и это может кому-то не понравиться. Но! Первое и самое главное, что замечаешь – это скорость, с которой ты начинаешь игру – пара кликов (если не менять колоду) и максимум 10 секунд (в среднем, секунд 3-5) на поиск оппонента. Это просто удобней, особенно в сравнении с тем же Hearthstone, где менюшка выполнена в стиле старых игр и к тому же страдает от движка Unity, который никогда не славился скоростью загрузок сцен.
(Колоды, которые у меня сейчас есть – все двухцветные я получил просто заходя в игру)
Коротко об остальных закладках. Профиль – это твой рейтинг и твой портрет из 12 штук, который можно поменять в любой момент. Колоды – это, собственно, твои колоды и возможность сделать новую или отредактировать уже существующую. Бустеры – экран, где творится чудо бога Рандома по получению заветных карт. Ну и наконец, магазин не нуждается в объяснении. Чуть выше есть оранжевый цветочек – ваши джокеры (о которых я расскажу чуть ниже), игра с конкретным игроком, помощник (скорее всего, вам ничем не поможет, если вы не знаете английского) и настройки (выбор языка находится в разделе графики).
(Поле получения карт из бустеров. Мне повезло! Выпала карта, которая, как мне кажется, должна быть в любой белой колоде)
Теперь давайте обсудим самый насущный вопрос – монетизацию. Самое главное – игра бесплатная, это вам не всякие Артефакты, что позволяет полноценно ознакомиться с игрой не жалея впоследствии о потраченных деньгах. Монетизация направлена на то, чтобы максимально завлечь игрока, сделать так, чтобы ему было интересно и комфортно, а уже когда игрок, как говорится, «подсел», то он сам будет хотеть себя «доить», в отличии от того же Hearthstone, где тебе нужно срочно набивать уровни у классов и гриндить бустеры, чтобы не чувствовать, что играешь обрезками колод-инвалидов, а Близзард такой, как Ленин из-за угла: «Слышь, Товарищ Новичок, хочешь играть нормально? Купи!»
Об этой разнице также свидетельствует ценовая политика за бустеры. Если покупать бустеры и там и там за реальные деньги – то один минимальный набор обойдется примерно в 90р за 1 бустер, но если брать бустеры большой кучей – то у Близзов цена за 1 бустер будет равна 66р, а у Арены – все те же 90р. Кто-то скажет, что в Wizards of the coast сидят зажравшиеся личности, но давайте не забывать о тенденции большинства – из любопытства зайти, немного поиграть и потом переключиться на что-то другое… Вот на них Близзард и снимает сливки, в то время как в Арене уже сразу нормальные колоды, и получить 1-4 бустера в день не составляет труда, а игрок не будет стремиться менять стартовый пакет (который в Арене тоже есть) исключительно из-за карт. Стартовый пакет Арены интересен больше тем, что за него дают с хорошей скидкой самоцветы (ресурс, который покупается за реальные деньги) – некоторые события (драфты) проходят только за эти самые самоцветы, а в них так хочется поучаствовать (потому что только за участие могут дать 4 бустера, а за 3 победы можно отбить все вложения в это событие). Так что в этом плане монетизация в Арене на начальном этапе лучше, чем в игре Близов, а на позднем - несколько хуже, но в среднем, если без фанатизма – то примерно одинаково.
(карты без картин и описаний - это и есть джокеры)
Еще один момент, связанный косвенно с монетизацией – это излишки карт. При постоянном открытии бустеров может получиться, что некоторых карт одного вида накопится больше чем нужно (чем может быть в колоде). И вот тут есть проблемка – в отличии от Hearthstone, эти карты разобрать никак нельзя. Они конечно будут собираться в специальный большой сундук, который нужно долго наполнять, чтобы в конце он стал, как говорят, еще одним лутбоксом с джокерами. Ах, да, джокеры – это специальные карты, которые можно обменять на любую карту, соответствующую редкости джокера. То есть, если нужна мифическая карта, то для обмена нужен мифический темно-оранжевый джокер. Небольшой набор Джокеров уже есть при старте, они выпадают из бустеров и получаются за открытие бустеров, но все равно их преступно мало. И это действительно минус, потому как карт в каждом наборе больше, наборы выходят чаще (3 в год у Близов и 4 в год у МTG), чем в Hearthstone, а возможностей подкорректировать колоду без безразмерного доната (бустеры – это те же лутбоксы) меньше.
(Тут оборона мне помогла)
Пожалуй, пора поговорить и о механике, благо там есть о чем поговорить. Самое главное – все битвы тут только с живыми игроками. Мне кажется, что если написать ИИ, который сможет использовать все карты всеми заданными правилами способами, он на следующий день он обзовет себя СКАЙНЕТОМ и уничтожит все человечество в радиоактивном пепле.
(хорошо день начался – с новой колоды)
Первое, что бросается в глаза – это то, что мана – это тоже карты (земель), еще и разных цветов, а, следовательно, можно проиграть, потому что вместо заклинаний и существ приходят одни карты земель, или наоборот, не приходит ни одной карты земель и, соответственно, вы не можете ничего разыграть. Самое забавное – именно так я проиграл первые 2 матча. Я уже начал думать, что за фигня – безумие случайности не может делать MTG патриархом всех ККИ. Как выяснилось позже, такой исход событий (а именно засилие/отсутсвие земель может стать причиной поражения) встречается не часто, и он оставляет маленький, совсем маленький шанс, что даже слабая колода может победить значительно более сильную.
(через пару секунд мой противник сбежит, посчитав ситуацию патовой)
Но уже на третьем матче, когда с меня сбили 18 жизни (из 20), а у противника все так же остались изначальные 20, в итоге я честно его победил. Именно в этом бое я увидел «соль» игры – в отличии от Hearthstone, где ты сделал свой ход и потом попиваешь чаек, пока противник сделает свой ход. Здесь все иначе. Здесь ты участвуешь все время. Ходит твой противник, а ты ему во время его хода - спелл, а он в ответ на твой - свой контрспелл, а ты в ответ на его контрспелл - свой контр-контрспелл. Просчет хода из «двухмерного» (чем может походить противник в свой ход, и как это отконтрить/уничтожить в свой) становится «трехмерным» - чем походить, когда походить (в ходе 3 фазы – до боя, бой, после боя), что оставить для хода противника, чем контрить на своем ходу возможные контры противника, чем контрить на чужом ходу, бить, не бить, и еще продумать много других возможных вариантов действий, как своих, так и чужих, и это все только в течение одного хода. А еще в игре есть достаточное количество карт, которые в нужный момент могут полностью перевернуть ситуацию, которые выглядят как настоящий чит для новичка, но это совсем не так.
(в Hearthstone подобная карта была бы читерной, а здесь вполне стандартная)
Вот на этом скриншоте, к слову, как раз показана подобная карта. Казалось бы, что если эта тварь выйдет на поле, то все – пиши-пропало, она от любого урона будет множить себя до бесконечности. И да, я от этого зверя все-таки сдох в одной из игр, просто потому, что не был готов к такому возможному сюрпризу. Вся колода была построена так, чтобы как можно быстрее его призвать. Вот только поиграв больше и немного разобравшись, теперь я знаю, что это достаточно уязвимая колода. Просто нормально собранная колода любого цвета или комбинации цветов разделается с этой колодой только так. И я говорю не о профессиональных колодах, а о любительских, даже новичков. Белая колода превратит этого динозавра в «тыкву» (он будет находиться на доске, но ничего сделать, ни ударить, ни защитить не сможет). Черная колода может поставить в патовую ситуацию и накопить столько юнитов, что этот одинокий динозавр (он так и останется одиноким, потому что каждый урон по нему будет смертельным для него, и он будет не множиться, а только перерождать самого себя) ничего не будет значить. Синяя - просто не даст выйти этому существу на стол. Красная может переманить его на свою сторону, а зеленая сделает все, чтобы убить игрока до того, как он сможет призвать его. И это только один из вариантов решения для каждого цвета.
(Заклинание, которое в один ход полностью меня уничтожило, когда я и противник сидели в обороне и накапливали существ на доске)
Я сейчас говорю именно о ситуациях новичок /средний игрок, потому что если я из свободной игры (лягушатника, как я для себя назвал этот тип игры) полезу в рейтинговые бои, то я узнаю, что я - «тля под стопой слона» - вот настолько будет разница, исходя из моих теперешних знаний. Пока я писал это статью, я сразился с тем, кто давно увлекается этой игрой. Я умер от своего же моба, которого я на доску не выпускал, а из 8 тех, которых я выпускал, только 2 вышли на доску и продержались один ход, мой противник так и не выпустил ни одного своего существа (возможно, их в колоде и не было).
(Зайдите в раздел, посвященный игре и вы быстро поймете, кто был моим противником)
Но знаете что, вот именно эта многослойность и множество возможностей схватили меня сейчас за глотку и не отпускают. Мне очень нравится делать красивые комбинации и уничтожать противника. Мне нравится умирать от красивых комбинаций. Мне нравится опыт, который я получаю, неважно, от побед он или поражений. Мне хочется получать этот опыт, развиваться, собирать новые колоды и потихоньку заходить все дальше и дальше. Воу-воу, палехче, парень, скажете вы – ты все измазал своими розовыми соплями фаната. И… я не фанат, и вряд ли когда-нибудь им стану, я не буду бегать за метами, я не буду расшибаться и выкупать новые колоды в день их выхода, я даже задротсвовать не буду, играя часами каждый день. Нет, совсем нет, но я знаю одно – даже просто иногда заходя на минут на 15 после работы убить время на пару боев - я буду получать свой кайф и не чувствовать, что это время убито зря. И еще одно – если вы думаете, что с игрой все чудесно, то, буквально, еще немножко, и я расскажу, от чего мне хочется стереть свои зубы от злости.
(даже просто участие в событии может сильно окупиться)
Пара слов о событиях. Их достаточное количество и часть из них очень похожи на потасовку из Hearthstone. Исключая что-то рейтинговое и драфтовое (где колоду нужно собирать из бустеров), которое есть всегда, за последние пару недель я застал 3 уникальных события. Событие с колодами, в которых только простые по редкости карты (никаких легендарок и редких карт). Событие, где каждое существо, которое выходит на доску, наносит урон по уже имеющимся у противника. И сейчас идет событие «Безумие Момира», где у игроков на руках только земли, за которые можно купить случайное существо.
(событие «Безумие Момира» во всей красе)
Ну и наконец, нужно понимать, что идеальных игр не бывает. И это касается как настольной MTG, так и Арены. Проблемы самой игры – это настолько большая перегруженность за столько лет попытками сделать что-то новое в механике, что могут попадаться карты, которые новичку не понять - как и куда их применять. Перевод карт тоже вполне может запутать новичка, особенно если в карте стена мелкого текста, которую нужно прокручивать в самой карте. У Арены свои проблемы – кроме туториала в качестве обучения есть ссылка на страницу сайта с видео и текстовым аналогом вики, а вот для русского языка будут только ролики, которые больше рекламные, чем обучающие. Также к проблемам перевода могу отнести проблему выхода – там есть «exit game» - «покинуть игру» и «log out» - «выход», причем если ты хочешь выйти в винду, у тебя спрашивают – “Вы уверены”?, а если сменить акк – нет… Даже если они выделены по-разному – все равно можно случайно на автомате кликнуть, так как на русском названия не однозначны и потом страдать фигней, вспоминая пароль. Но самое худшее, что реализовано в Арене – это дуэли между друзьями. Для того чтобы сыграть с другом, нужно чтобы вы и ваш друг отправили запрос на игру, введя ник товарища, одновременно. Если кто-то только один пошлет запрос – второй даже об этом никак не узнает. Сохранение друга нет, чата для друзей (чтоб постоянно не альт-табится) – тоже нет. Клиент Арены все еще в бете, и есть шанс, что этот момент будет исправлен, но на данный момент он очень плохо реализован. Ну и еще раз повторюсь про проблему излишка карт.
Я еще много чего мог бы написать, но всему же надо знать меру. И давайте не забывать, что я новичок, и тоже далеко не все знаю. Например, знаю, что игра построена вокруг вселенной и у нее есть сюжет и литературная подоснова, но на данный момент я понятия не имею, что там. Так вот, если вам понравится эта статья, я с удовольствием занырну в пучины Вселенной и ее истории и поделюсь тем, что найду, с вами.
Вывод.
Вывод может быть только один – бежать и пробовать, если вы еще не попробовали. Благо, вот-вот введут новое дополнение - Выбор Равники, а это новые 259 карт.