Обзор Manor Lords — очень приятная и вовлекающая градостроительная стратегия, созданная одним человеком
Дата выхода самой ожидаемой игры апреля (в “Стиме” ее добавили в список ожидаемых уже более трех миллионов человек), Manor Lords, уже не за горами. Градостроительная стратегия выйдет 26 апреля, и мы все с нетерпением ждем, что же принесет нам этот продукт, разработкой которого занимается один человек.
Еще на фестивале демоверсий “Играм быть” мы все были поражены визуальным оформлением и вниманием к деталям, которого удалось достичь студии Slavic Magic. Все верно: студия, состоящая из одного сотрудника. И зовут его Грег Стицен.
Ему удалось оживить средневековый мир с помощью сочетания градостроительного симулятора (в большей степени) и стратегии в реальном времени (в меньшей). Версия раннего доступа к игровой прессе попала уже довольно давно, но смысла публиковать ранние впечатления до дня снятия эмбарго на официальные обзоры не было никакого: за это время игра практически не изменилась.
Средневековая жизнь
Если что и бросится в глаза большинству геймеров при знакомстве с Manor Lords, так это внимание к деталям. Избегая средневековых тропов, которые люди считают клише, и делая упор на историческую точность, Slavic Magic создала мир игры, в котором мы все с удовольствием потеряем себя на несколько часов.
Когда вы строите свою деревню в Manor Lords, вы не будете использовать сетку, как в большинстве градостроительных игр. Вы сможете прокладывать дороги где угодно и создавать поселения любой формы, какой захотите. Этого уже достаточно, чтобы выделить этот продукт на фоне подобных ему. Грег добавил ту самую изюминку, которой очень не хватает игр этого жанра, — свободы выбора. То есть, теперь вы не ограничены унылыми условностями, хотя и о логике забывать не стоит. Посреди болота построить хату вам никто не даст.
Когда вы строите дома, вы увидите, как жители деревни приносят бревна и собирают каркас, стены и крышу в реальном времени. Подобные мелкие анимации были реализованы еще в первой Stronghold, но (спасибо современным технологиям) в Manor Lords они выглядят куда современнее и естественнее.
Затем вы озаботитесь добычей пищи для поселения и прикажите его жителям вырастить морковь, развести кур и все такое прочее. Главное, чтобы народ не голодал.
В итоге вы будете производить все необходимое для создания любых предметов, начиная от одежды и заканчивая боеприпасами для ведения войны и многим другим. Вы — властелин села, и каждое решение, каким бы незначительным оно ни было, принимаете тоже вы. В целом, в моменте градостроительства и менеджмента Manor Lords не предложит ничего такого, чего вы не могли видеть в других играх-градостроях.
При этом Грег умудрился сделать то, что не вышло у многих куда более крупных студий. Сочетая элементы лучших градостроительных игр со стратегическими и тактическими соображениями, Manor Lords предлагает один из самых глубоких и захватывающих игровых процессов, с которым вы когда-либо сталкивались в стратегиях, если речь идет о создании поселений в реальном времени.
Что нам стоит деревню построить
В начале нам предлагают выбрать один из трех сценариев. Каждый из них предлагает свой стиль игрового процесса, выделяя одну ключевую деталь ради победы — развитие, доминация или завоевание.
Первый сценарий является песочницей. Вы вольны по своему усмотрению развивать поселение, не беспокоясь о буйных соседях. На вас никто не будет нападать, но и вы не сможете проявить агрессию по отношению к другим лендлордам.
Второй сценарий уже подразумевает военные маневры, а вследствие этого и особый уклон в экономическом развитии вашего поселка. Тут вам уже придется принимать как стратегические, так и тактические решения. Главное, не забывайте, что в Средневековье вы для соседей — лишь помеха, которую необходимо устранить. Как и они для вас.
Третий режим — это уже больше стратегия в реальном времени, значительно увеличивающий регулярность военных стычек вашей армии и войск соперников. Хотя, как писал Грег в одном из дневников разработчика, не стоит ожидать от Manor Lords масштабов серии Total War.
Кроме того, есть возможность самостоятельно настроить сценарий, добавляя или убирая различные элементы под свой вкус и пристрастия.
Я уверен, что большинство начнет с первого режима, чтобы сперва разобраться с механикой строительства и развития города. И тут игра не собирается вытирать вам каждую соплю, играя за вас. Конечно, подсказки в игре есть, и они достаточно детальные и понятные, но суровые времена не оставляют места сантиментам. Первое время ваше поселение будет нуждаться во всем. Да еще и непонятно, что конкретно нужно сделать, чтобы поселок развивался активнее. Тут нет настолько детальных подсказок, вроде “постройте трактир и создайте 500 пива, чтобы город вырос в уровне”. И спасибо за это!
Вы непременно будете ошибаться на ранних этапах игры, и это нормально! Более того, не стоит бороться с желанием начать все с нуля, в этом нет ничего плохого.
Ну а вишенкой игры, безусловно, является возможность прогуляться по вашему городку с видом от первого лица. Он ничего, кроме визуального наслаждения, не дает. У вас не получится превратиться, к примеру, в боевого юнита и пойти рубить врагов в капусту.
Зато сколько детализированных сцен вы сможете увидеть! Охотники разделывают дичь, снимая шкуру с оленей, крестьяне пашут землю, используя волов в качестве тягловой силы, а торговцы на рыночной площади зазывают жителей к себе за покупками. Словно лично попадаешь в средневековый поселок. Уверен, что VR-модификация для этой игры появится очень и очень скоро.
Война, война никогда не меняется
Но рано или поздно вам захочется повоевать, а для этого есть другие режимы. И тут Manor Lords вас тоже не разочарует. Начать войну совсем несложно, соседи-лендлорды до омерзения обидчивы. На экране игры вы увидите таймер, который начнет отсчет до нападения на вас, и к этому времени уж потрудитесь оснастить войска всем необходимым. А начать стоит с мобилизации. Точнее, ополчения, ведь война, скорее всего, застанет вас задолго до того, как ваше поселение с частоколом успеет стать полноценным городом с каменной стеной, башнями-бойницами и всем таким прочим.
Но в целом сражения не представляют из себя чего-то сложного, особенно если вы к ним готовы. Тут нет глубины RTS или масштаба 4X-стратегий. Главное, трупы врагов не забывайте убирать после сражений и хоронить ваших героев.
С захватом соседних регионов будет расти и ваша империя. Новые земли смогут дать вам, в том числе, и новые ресурсы, необходимые для процветания и развития. К примеру, на вашей стартовой территории может не быть подходящего места для выращивания ячменя. Зато этих земель полно у соседа. А делиться по-хорошему он ими, конечно же, не захочет.
Итоги
Давайте без прикрас: Manor Lords не является шедевром в жанре. При этом у Грега Стицена получился очень хороший представитель градостроительных симуляторов, который предлагает игрокам широкий выбор возможностей кастомизации и путей развития. А если добавить сюда отличный визуал и этот кинематографический вид от первого лица с возможностью погулять по городу и посмотреть его жизнь в деталях, то я не вижу повода снижать игре оценку только потому, что ее делал один человек и она не выглядит, как AAA-блокбастер.
Да, у вас будут некоторые проблемы с производительностью. Да, будут и баги. Да, и трава сквозь пол хаты тоже будет расти. Но знаете, что? Сделаем создателю приятное! В конце концов, если пиксельный Vampire Survivors получил высший балл, то почему Manor Lords не может?