Обзор Mechabellum: затягивающий автобатлер с киберспортивным потенциалом
Есть игры, которые по описанию могут показаться не очень примечательными. Например, «Тетрис». Сверху вниз падают разные блоки, а вы должны выстраивать из них ряды. Или Rocket League — с помощью машин нужно забрасывать мяч в ворота. И то, и другое звучит не очень впечатляюще, но одна игра стала культовым феноменом во всем мире, а вторая получила даже свою киберспортивную лигу.
Мех-стратегия Mechabellum — именно такая игра. На первый взгляд, в ней нет ничего особенного: есть только один режим, в котором вам нужно сделать, может быть, десять кликов за раунд, все остальное делает сама игра.
Но, как вы уже, наверное, догадались, делает она это почти мастерски. Да и в целом я не до конца справедлив. Игра появилась в раннем доступе больше года назад — 11 мая 2023 года. И ко времени полноценного релиза (а это случится уже 26 сентября, в 18:00 по московскому времени) в ней появилось куда больше режимов на любой вкус. Но суть осталась неизменной: вы выкупаете армию больших и очень больших мехов, расставляете ее на поле боя, а все остальное за вас делает искусственный интеллект.
Звучит завлекательно? Не уверен. А вот то, что этот игровой процесс поглотит вас целиком, я уверен на 100%.
Зачем автобатлер?
Ответа на этот вопрос нет. Без шуток, можно сколько угодно анализировать возможные причины, почему игроку не дают управлять отрядами юнитов напрямую, и все они имеют право на существование. Но так решили разработчики. И если судить по отзывам игроков в “Стиме”, решение это было верным. За прошедших полтора года раннего доступа игра собрала очень положительные отзывы, которые с последними патчами лишь улучшаются.
Но все-таки ощущение того, что вы играете в мобильный продукт, не отпускает. И как раз тот факт, что этой игры нет на смартфонах, удивляет еще больше, чем факт автобатлера. Она просто создана под этот формат, и, я уверен, получила бы солидный доход при правильной монетизации.
Ну да хватит рассуждать “если бы да кабы”, пора переходить к обзору.
Режимы
Как уже было сказано ранее, релизная версия радует нас обилием режимов, но суть игрового процесса не меняется. А суть эта — сражения “игрок против игрока”. И потому в игровом меню мы сперва видим информацию о вашем прогрессе за текущий сезон, а второй закладкой нас встречает мультиплеер. И вот тут уже начинается выбор:
- можно играть обычные дуэли;
- можно играть дуэли пара на пару;
- а можно попробовать режим выживания;
- и даже устроить схватку на четверых.
Но сперва вам предстоит определиться с дивизионом, в котором будете играть. Конечно, выбрать можно любой, но учитывайте, что все они поделены на регионы. И, к примеру, в 401 играют игроки на русском языке в подавляющем большинстве. А в 201 доминируют китайцы.
Если вы любитель одиночной игры, то и тут можно будет кое-чем заняться. Помимо обычной для таких игр академии, то есть обучения, можно также сыграть в режим выживания, попрактиковаться с ботами, зайти на полигон и испытать всех юнитов и подкрепления без ограничений, а также сыграть в испытания сообщества. Этот режим, пожалуй, самый интересный, ведь армии ИИ-противника подобраны кем-то из живых игроков. Такой себе асинхронный мультиплеер (эх, “Блицкриг 3”, ты был хорош, жаль, что тебя не довели до ума).
Также доступен режим турниров, но тут как раз все очень просто: записываетесь в ростер участников и сражаетесь по бальной системе. Причем, участие принимают игроки из всех дивизионов без каких-то ограничений.
Геймплей
Итак, вы полководец. Непосредственного участия в схватках вы не принимаете, но всегда можете отправить подкрепление на поле боя, если, конечно, хватит местной валюты. Сам принцип сражения прост, и напоминает игру “камень-ножницы-бумага” с улучшениями от Шелдона Купера в виде “ящерицы и Спока”. То есть, какие-то юниты имеют откровенное преимущество перед другими, но слабы перед третьими. Но есть еще четвертый тип, который что-то делает чуть получше, а что-то не умеет вообще, и пятый, который вроде бы на все руки мастер, но на месте стоит, и шестой и так далее. Все их можно улучшить и модифицировать, были бы средства.
Нюанс заключается в том, что вы не знаете заранее, каких юнитов выберет противник (речь идет о мультиплеере), а потому многое сводится к формуле “угадал или нет”. И это один из ключевых недостатков этой игры: почти все зависит не от вашего мастерства как командующего, а от случая. Ведь заполнить армию войсками всех типов не получится, не дадут лимиты. Вот и кидайте условные кубики на удачу каждый раунд схватки.
Но отчасти эта беда нивелируется уже указанным разнообразием комбинаций. То есть, в целом, можно попытаться собрать более-менее универсальную группу, но такие войска могут быть очень уязвимы к определенному юниту, которых по закону подлости ваш противник возьмет в качестве основного ударного кулака.
Баланс приятно радует тем фактом, что для победы недостаточно закупить дорогостоящих мехов в надежде, что они устроят локальный апокалипсис. И мелкие юниты, словно злобные термиты, смогут быстро обглодать такого колосса, а тот даже пушку свою зарядить не успеет.
С другой стороны, они никогда не проживут достаточно долго, чтобы нанести реальный ущерб, но это и не обязательно. Все, что им нужно сделать, это броситься вперед на своих быстрых ножках и отвлечь вражескую реактивную артиллерию. Которая вполне может накрыть и союзные войска.
В иной игре мой противник мог бы отменить приказ на атаку по союзникам, но мы в автобателере, так что ИИ не знает слова “нет”. И все, что остается врагу — кусать локти от тупости своей армии.
А пока мои мехи уничтожают лазерную артиллерию, которая победила их в предыдущем раунде. Вот так дешевые и, казалось бы, незначительные юниты, устроили хаос в стане неприятеля. Подобных ситуаций будет тем больше, чем больше вы получите опыта в этой игре. Не в плане “опыта-прокачки”, а в плане опыта-понимания нюансов и тонкостей. Их тут очень много.
Поскольку это автобатлер, “Мехабеллум” дает вам достаточно времени, чтобы наблюдать за боем и принимать решения на следующий ход. Матчи в игре чем-то напоминают Total Annihilation про стилистике — точно такие же мехи разных размеров, много лучей лазеров и взрывов. Масштабы варьируются от мелких юнитов до огромных неповоротливых титанов. Вы строите свою большую армию по частям, по одной фазе развертывания за раз, и, как и в других играх этого жанра, все ваши юниты возрождаются для новой попытки боя в начале каждого нового раунда.
Учитывая ограниченность запасов, больше и дороже не всегда будет лучше, и способ игры заключается не в том, чтобы просто искать веб-сайт, на котором вам расскажут, какой сетап вам следует создать для меты. Каждый матч — это про использовании своего мозга и поиск как можно большего количества хороших ответов на действия противника или разработку собственных сильных стратегий.
Визуал и звук
Графически игра выглядит на вполне приемлемом уровне, учитывая, что речь идет о стратегическом жанре. Однако смущает тот факт, что на официальных скриншотах Mechabellum смотрится куда симпатичнее, нежели это есть в самой игре при максимальных настройках. И пока камера находится высоко над полем боя, все более-менее гармонично, но если вы вдруг решите приблизить ее к самой земле, то получите в ответ не красивый ракурс для скриншота (хотя и его тоже получите), а довольно посредственный визуал с дешевыми спецэффектами взрывов и лазерных лучей.
Зато порадовали звук и музыка. И пусть вас не поразят оркестровыми партиями, но взамен предложат мелодии в стиле синтезаторных аранжировок 80-х, начала 90-х годов прошлого века и ностальгии по музыке из “Терминатора”.
Итоги
Mechabellum — тот случай, когда игра дает вам именно то, что обещала дать. Но ничего сверх ожиданий не предложит, и это на самом деле хорошо. Сессионный тип сражений автобатлера отлично подходит тем, у кого не так много времени на игры, но при этом хочется получать прогресс и опыт быстро, а не ждать часами окончание игровой сессии.
Игре определенно стоит дать шанс, особенно учитывая ее невысокую стоимость и упор на мультиплеер.