Обзор

[Обзор] Pathologic 2 - Очередной эксперимент "Ледорубов"

Постановка номер два. Ремейк - это не ремейк

12004
27

В далеком 2005 году мне попал в руки диск с игрой “Мор. Утопия”. Устанавливая ее на свой компьютер я еще не понимал, что меня ждет. Какие страх и безысходность мне предстоит испытать. Да, спустя столько лет я уже и не вспомню все мельчайшие детали моего приключения в небольшом степном городке. Но кому нужны детали, когда есть впечатления? Именно поэтому я не рискнул перепроходить оригинальную “Мор. Утопия” перед тем, как засесть за продолжение. Возможно, я просто испугался того, что мои приятные воспоминания рассыпятся как карточный домик. Но Ледорубы сделали практически невозможное. Они вернули мне мой 2005.

Игра предлагает нам сюжетную ветку Гаруспика. Я знал, что первым, кто расскажет свою историю, будет Артемий Бурах, но мне до сих пор не понятно данное решение разработчиков. Почему именно сценарий блудного сына степей был наиболее готовым? Почему не Бакалавр? Ведь его сюжет гораздо больше подходит для первого прохождения и позволяет познакомить игрока с миром Мора. Хотя что-то мне подсказывает, что львиная доля игроков окажется в Городе-на-Горхоне не в первый раз. И даже не во второй…

Возможно, бывалым борцам с эпидемией будет проще ассоциировать себя с Гаруспиком, ведь они, как и Бурах-младший, вернутся в город, в котором не были долгие годы. В город, где все вроде бы знакомо, но уже несколько иное.

Если честно, то мне абсолютно ничего не хочется писать о сюжете. Тем, кто играл в оригинал он знаком. А тех, кто никогда не видел что такое “Мор. Утопия” не хочется лишать возможности самостоятельно погрузиться в мир игры. Да, это будет трудно, но это того стоит. Поэтому сюжет опишу очень и очень кратко.

Пролог начинается в последний день нашего прошлого приключения. Вам наглядно показывают, чего стоит ждать. Трупы на улицах, военные, расстреливающие мирных жителей, обмотанные тряпьем больные чумой. Все эти радости ждут вас, но чуточку позже. Наберитесь терпения. Вам дают понять что вы не справились с Песочной Язвой. Весь этот хаос вокруг - ваша вина. Но вы можете попробовать еще раз. Если хотите, вам дадут еще один шанс, еще одну попытку спасти людей. А если не хотите, то все равно вам придется прожить еще одну жизнь. Ведь так решил режиссер...

[Обзор] Pathologic 2 - Очередной эксперимент Ледорубов

Вы - Артемий Бурах, молодой хирург, вернувшийся в родной город после нескольких лет отсутствия. В возрасте 16 лет ваш родной отец отправил вас учиться медицине, чем вы, собственно, и занимались, пока не получили письмо от отца, в котором он просит вас вернуться как можно скорее. Несмотря на то, что вы родились и выросли в Городе-на-Горхоне, вы здесь чужак. И вам еще предстоит доказать жителям, что вы один из них. Но для этого нужно совсем немного - выжить.

[Обзор] Pathologic 2 - Очередной эксперимент Ледорубов

Первая пара игровых дней лично мне показались крайне скучными. Я даже ловил себя на мысли: “И вот во что-то подобное я играл в юности и фанател?”. Постоянные скучные и неудобные перемещения из одного конца города в другой, на которые вы тратите свое драгоценное время, и отсутствие хоть какой-то динамики в геймплее мягко говоря огорчают. Да, конечно есть районы, в которых вам не рады и местные жители с удовольствием вступают с вами в драку. Но боевая система в игре - крайне печальное зрелище. С ней нужно просто смириться. И по возможности избегать всеми силами любых конфликтов. Эта игра не про драки и стрельбу. И не про город. Точнее про город, но не про его удобство. Витиеватые улочки и невозможность перепрыгнуть через большинство невысоких препятствий кажутся такой дикостью, что игру реально хочется дропнуть. Однако стоит лишь запомнить как и куда добираться и это уже не становится проблемой.

В целом геймплейно новый “Мор” представляет из себя гремучую смесь из песочницы, выживания, хоррора, визуальной новеллы и ролевой игры. Ну, и боевичок. Немножко так, совсем чуть-чуть. В начале каждого игрового дня вам дается основная задача и несколько побочных, которые не обязательны к выполнению, но крайне рекомендованы для более глубокого погружения в сюжет. Вы же хотите разобраться, что же там, мать его, происходит? К тому же некоторые задания длятся один игровой день, а некоторые - несколько. И трудно угадать, что лучше начать выполнять сейчас, а что - потом. Отслеживать свой прогресс можно в специальном меню мыслей, в котором наглядно показан ваш прогресс и можно легко понять пропустили ли вы что-то действительно важное.

[Обзор] Pathologic 2 - Очередной эксперимент Ледорубов

В целом все осталось как в старом “Море”. За исключением добавления возможности быстрого путешествия с помощью червей-лодочников. Но не бесплатно, а за отдельную валюту, которую, конечно же, хрен достанешь. А если и найдется тот, у кого можно ее выменять, то… лучше потратьте ресурсы на провизию и медикаменты. Так что забудьте о фаст-тревеле. Пользоваться вы им будет крайне редко. Возможно, даже никогда. И маленький бонус: сохраняться теперь можно строго в отведенных для этого местах, а не в меню игры.

По своей сути большая часть геймплея - это простая и постоянная беготня от одного персонажа к другому и чтение новых диалогов. Но, черт возьми, эти диалоги именно то, ради чего стоит играть в эту игру.

Элементы выживания первое время кажутся не частью игрового процесса, а лишь назойливой мухой, которая мешает наслаждаться игрой. Бегаешь на спринте - изволь постоянно утолять жажду. Накопилась усталость - иди поспи часок-другой. Проголодался - купи или выменяй еду и поешь. За иммунитетом вообще следить не нужно. Репутация в районах пускай и подмочена, но по сюжету довольно быстро восстанавливается. Выживание не ощущается совсем. Ну вот действительно совсем.

[Обзор] Pathologic 2 - Очередной эксперимент Ледорубов

Но все меняется, когда приходит ОНА. Чума. Смерть. Песочная Язва. С ее приходом городок буквально преображается. Трубопровод не работает, поэтому воды в былом избытке, увы, нет. Приходится каждый раз думать, а нужно ли использовать бег, жертвуя шкалой жажды, или же бегая по городу попытаться успеть сделать как можно больше за отведенный игровой день? Цены на еду в бакалеях взлетают до небес, в местных аптеках лекарства исчезают с полок. Повсюду сомнительного вида личности, жаждущие пырнуть вас заточкой и обобрать. И ты понимаешь, что нужно как-то выживать, нужно учиться грамотно расходовать свои ресурсы и планировать маршрут передвижения по городу. Ведь гулять по охваченным эпидемией районам опасно и высока вероятность потратить все свои медикаменты в надежде хоть как-то удержать шкалу иммунитета на вменяемом уровне. И если вы в первые дни успели выменять у местных алкашей жгуты и повязки на воду, то смогли слегка облегчить свое существование. Но не радуйтесь, это ненадолго.

[Обзор] Pathologic 2 - Очередной эксперимент Ледорубов

Готовьтесь к тому, что вам постоянно будет чего-то не хватать. Да какой там “чего-то”. Вам будет не хватать АБСОЛЮТНО ВСЕГО. Еда, медикаменты, вода, оружие, патроны. Единственное, чего у вас будет в достатке - это местные травы. Да и то, если вы не будете лениться и их собирать. А собирать нужно, если вы хотите спасти свой город.

Но всех спасти вы не сможете. Вам не хватит ни времени, ни ресурсов. Вам придется выбирать, кто будет жить, а кто умрет. Конечно, Смерть вносит свои коррективы и порой рушит ваши планы, забирая того персонажа, которого вы так отчаянно пытались спасти, пожертвовав последними запасами лекарств. Ведь схватка со Смертью подобна игре в кости. Но у костлявой всегда есть шанс выбросить ”шестерку”, а вот вам выше “пятерки” не прыгнуть. Однако нельзя опускать руки. Нужно бороться с ней! Хотя на седьмой день я поймал себя на мысли, что я и себя-то не могу спасти. И бесславно погиб в одном из зараженных болезнью кварталов, пытаясь раздобыть немного еды.

Однако смерть в “Море” - это не конец игры. Получив заточкой под ребро вы можете очнуться в воровском логове и продолжить спасение городка. Или же вас найдут без сознания в зараженном районе и приволокут на железнодорожную станцию дети. Ну, или как вариант, вы придете в себя в местном театре, где вам быстренько объяснят что вы всего лишь очередной статист и отправят доживать жизнь вашего неудачливого предшественника. Однако помните, гибель вашего персонажа влияет на мир игры. С каждой смертью вам будет становиться все труднее и труднее. То люди перестанут с вами разговаривать, то шкала голода начнет заполняться быстрее, опустошая ваш и без того скудный бюджет, то чумных крыс на улицы города подкинут. В общем, способов усложнить себе жизнь великое множество. И “заботливые ледорубы” позаботились о том, чтобы даже после загрузки сохранения окружающий мир все еще помнил о вашей кончине. Ну, никто и не говорил, что будет легко.

Атмосферу игры можно описать одним словом - безысходность. Забудьте о том, что где-то в других играх вы были отважным искателем приключений, спасителем миров и избранным. Здесь вы лишь мелкая букашка. И ваш противник по-настоящему силен и опасен. Ваш противник безустанен и бессердечен. Ничто и никто в этом маленьком городке не подстроится под вас. Можно даже наплевать на спасение людей и всеми силами стараться выжить самому. Но в любом случае игра закончится ровно через 12 игровых дней. Вам лишь дается выбор как именно прожить эти последние дни. Да, игра обучает вас каким-то основам, будь то варка настоев, обмен вещами с жителями или очищение брошенных домов от чумы. Но игра не будет вести вас за ручку и помогать.

[Обзор] Pathologic 2 - Очередной эксперимент Ледорубов

Цветовая гамма и шикарное звуковое оформление настолько быстро и глубоко погружают вас в депрессию, что играть в Мор становится неуютно, но интересно. Детский плач в охваченном чумой районе или непонятный грохот, раздающийся в ночи, лично меня мгновенно выбивали из зоны комфорта. Порадовало и старое доброе кошачье мяуканье на улицах города. Я, как и в 2005 году, потратил минут 15 на поиски невидимой кошки. Поиски были безуспешными, миссия провалена. И все это на фоне невероятной архитектуры, впитавшей в себя традиционный европейский стиль и сюрреалистичные сооружения выдуманного кочевого племени. Визуальный ряд на высоте.

[Обзор] Pathologic 2 - Очередной эксперимент Ледорубов

Ночные театральные постановки вышли на новый уровень и теперь еще больше нагнетают таинственности происходящему. Я хоть и играл в оригинальный “Мор”, но это было давно и мне на самом деле было непросто понять всю суть происходящего на сцене действия. Боюсь представить, что будут чувствовать те, кто не знаком с миром игры.

[Обзор] Pathologic 2 - Очередной эксперимент Ледорубов

Пара слов о персонажах игры. Все они проработаны отлично, стали более живыми. Озвучка хороша, у каждого персонажа чувствуется характер. А эти озвученные сюрреалистичные цитаты, граничащие порой с откровенным бредом просто бесподобны. Диалоги прописаны качественно, неожиданных “перескоков” от одной сюжетной ветки к другой в рамках одного диалога не замечено. Особенно меня, как старого опытного борца с Песочной Язвой, порадовал тот факт, что внутриигровые модели большинства основных действующих лиц стали еще больше похожи на своих прототипов из оригинального “Мор. Утопия”. Жаль только старых портретов персонажей как в оригинале здесь нет.

Я не хочу и не буду давать “Мору” оценку по 10-бальной шкале (я еще помню как кое-какой журнал поставил оригинальной игре 5 из 10, попутно указав на отсутствие реиграбельности, оригинальности и слабый сюжет). Несмотря на все минусы в виде не самой лучшей анимации, корявой боевой системы, не самой передовой для 2019 года графики и высокого порога вхождения, эта игра способна дать главное. Она способна дать не похожий ни на что уникальный игровой опыт. Если, конечно, вы осмелитесь принять участие в этом эксперименте.

P.S. Отличная работа, Дыбовский. Твоя команда сделала отличную и интересную мучильню. Опять. Жду с нетерпением сюжетные арки Бакалавра и Самозванки.

P.P.S. Обзор не проплачен. Ящик с твириновой настойкой в углу не мой.