[Обзор] Phoenix Wright: Ace Attorney Trilogy
Переиздание классического квеста
Автор статьи ksof.
Спустя 18 лет с момента релиза игры о приключениях адвоката Феникса Райта на Game Boy Advance, 9 апреля 2019 года первые 3 части серии добрались до всех актуальных платформ. Игра получила глобальный ре-релиз HD-версии на Steam, PS4, Xbox One и Nintendo Switch. Она доступна на двух языках: японском и английском. Главное отличие HD-версии - полностью перерисованная графика. Никаких “ламповых” пикселей геймбоя и Nintendo DS - ПК-версия и все консоли получили четкую рисовку, без каких-либо размазываний и апскейлов (протестировано вплоть до 1080p, 4К-версию не видел).
Ace Attorney - это смесь из классического point-and-click квеста, визуальной новеллы и симулятора допроса. Игра достаточно уникальна в том, как геймплейные элементы уживаются друг с другом, и по вызываемым эмоциям и поставленным задачам больше всего напоминает La Noire. Главная задача, которая ставится перед игроком - во время перекрестного допроса свидетелей выявлять неточности в показаниях, при помощи улик и давления заставлять их ошибаться, и разрушать их показания, доказывая суду невиновность своего подзащитного. Несмотря на всю свою простоту, игра очень быстро подкупает и затягивает в судебный процесс, заставляя игрока следить за всеми показаниями свидетелей и искать правильный способ выудить правду из участников процесса.
Действие игры происходит в вымышленном городе, где ввиду определенных обстоятельств было принято решение выносить приговор за преступление не позже, чем через неделю после совершения преступления. На первый день после преступления строится дело, в последующие 3 дня стараются провести суд, на котором игроку и предстоит защищать своего подзащитного. Сам суд - смесь из японской и западной правовых систем. Подсудимый изначально виновен и для обвинительного приговора достаточно пары косвенных улик и очень спорных показаний свидетеля. Игроку же предстоит по несколько раз доказывать очевидное и доводить свидетелей до нервных срывов, когда они признаются во всех страшных грехах, чтобы убедить суд банально исключить свидетельские показания из дела.
Все это выполнено в жутко анимешной стилистике, где все персонажи, их амплуа и эмоции гиперболизированы до ужасного уровня. Если питаете ненависть к аниме и не может игнорировать подобные элементы - проходите мимо. Я, не являясь ни фанатом, ни хейтером аниме, глаза на эту дичь закрываю и спокойно наслаждаюсь остальными элементами игры. Еще один спорный момент - стиль юмора. Все истории разбавлены простым и легким юмором, во многом очень детским, и этот самый юмор является очень большой частью повествования - начиная с презентацией участников дела и заканчивая общим тоном всех затрагиваемых тем в игре. Несмотря на всю серьезность преступлений и мотивов, детский юмор повсеместен.
Заканчивая с двумя первыми ознакомительными делами, герой знакомится со структурой игры и особенностями геймплея, после этого ему дают доступ к полной структуре игры. Первая часть - расследование. На следующий день после совершения преступления Феникс Райт отправляется собирать улики: вести допрос свидетелей, выяснять мотивы и добывать алиби - все, что игроку пригодится на суде. Таким образом игрок получает доступ к фактическим уликам, которые он будет использовать в суде, а также строит собственные догадки и получает представление о произошедшем. И тут, собственно, появляется главный камень преткновения и главная проверка для игрока: игра не позволяет свободно вести ход суда. Игра не позволяет свободно реализовывать улики и контраргументы. Игра подводит игрока к определенному моменту, когда улику нужно использовать, и наказывает игрока уменьшением полоски хп, если он ее использовал не вовремя.(если слишком много дичи несешь и прерываешь суд идиотскими репликами, то наступает game over). Даже если ты обнаружил несхождение в двух заявлениях свидетеля - надавить и использовать контраргумент можно только в одном случае, и нужно использовать правильную улику. Другая будет приводить к уменьшению хп, даже если это абсолютно логичный контраргумент.
Единственная близкая по духу игра - La Noire - тоже страдала от подобных проблем, когда логика самой игры возводилась над логикой игрока и здравым смыслом. В обоих случаях игроку остается только смириться с La Règle du Jeu и научиться получать удовольствие от повествования, избегая баттхертов с отсутствием свободы принятия решений.
На третий день начинается суд, на котором стороны представляют улики, свидетелей и ведут допрос. По окончании дня чаще всего игроку предоставляют возможность поработать с новой информацией: продолжить расследование, собрать больше улик и так далее. В зависимости от дела и количества судебных поворотов, суд может закончиться как в первый день, так и идти все три дня, смешивая этапы расследования и сбора улик с самим судебным процессом. По окончании заседания и получении вердикта “Невиновен” дело заканчивается и игра перемещается к следующей главе. Структура игры в целом напоминает процедурный телесериал, где сквозь одну основную сюжетную линию проходит много мелких и крупных дел.
Мощь Phoenix Wright: Ace Attorney заключается в том, как легко игрока затягивает процесс и судебные дела. В большинстве своем обвиняемые невиновны и истории имеют явных злодеев и неприятных персонажей, чей успех по ходу дела не хочется оставлять безнаказанным - игроку хочется победить и делать это нужно шаг за шагом, распутывая клубок лжи и интриг. Как и все прочие культовые и легендарные игры от Nintendo, Ace Attorney берет за основу очень простую основу и выстраивает из нее интересную и затягивающую игру. Схема, работающая уже не одно десятилетие (смотри новые Зельду и Марио) - и почти двадцатилетняя игра приносит гору удовольствия и веселья.
Среди всех возможных версий, лучшая - определенно, версия для Nintendo Switch. Размер экрана свитча позволяет легко читать текст и следить за всем происходящим, а ритм игры и возможность прерваться в любой момент идеально вписываются в переносную концепцию приставки. Можно запустить игру в любой момент, поиграть пять минут, поставить на паузу нажатием одной кнопки и продолжить на следующий день на том же самом месте. На свитче также реализовано полное тач-управлением со всем индикаторами, кнопками и функциями, доступными для тач-контроля. Можно играть в игру только на экране, не прибегая к другим видам управления, однако я не нашел это хоть сколько-нибудь необходимым или улучшающим жизнь. Управлением геймпадом абсолютно удобное.
Главный недостаток на сегодняшний день кроется в цене. По цене 1800р в ешопе Nintendo Switch цена адекватно сбалансирована относительно инди-игр и ААА-тайтлов, особенно с учетом главной проблемы ешопа - завышенных цен относительно физических копий. (Политика Нинтендо такова, что налоги на “интернет покупки” должны оплачивать покупатели.) Само собой, это намного больше, чем нинтендо просит за трилогию на телефонах, однако на смартфонах доступен кривой и недоработанный порт, а обладателям консолей и ПК - прекрасно оптимизированное HD-издание. Цена игры в стиме, однако, абсолютно возмутительна. Capcom просит 2000р за игру! Больше, чем на консолях, где региональные ценники попросту отсутствуют. И еще 700р сверху за восьмибитную музыку из игры!
Подводя итог, Phoenix Wright: Ace Attorney Trilogy - идеальный ремастер со всеми необходимыми quality of life улучшениями и изменениями. Культовые похождения Феникса Райта наконец-то доступны всем и каждому, за очень символическую цену (нет). Анимешная стилистика и во многом детский юмор могут отпугнуть альфа-самцов, а искусственные ограничения, спрятанные за сюжетными триггерами, могут взбесить не идущих на компромиссы. В остальном придраться не к чему. Любителям простеньких квестов, визуальных новелл, а также желающим ознакомиться с культовой серией игр от Nintendo - обязательно к ознакомлению.