Обзор Pokemon Legends: Arceus - полушаг вперед
Покемоны эволюционируют, но все еще не дотягивают до современных стандартов
Разработчики игр по вселенной Pokemon люди очень странные: сперва платформу Switch долго игнорировали, затем зашли на нее с непонятным ремейком Let’s Go, а потом и откровенно слабый и застрявший в прошлом Sword/Shield выпустили. Минуточку, это мы говорим о самой крупной и дорогой развлекательной франшизе вообще - суммарный доход с лицензии Pokemon давно перевалил за 100+ миллиардов долларов. К 2022 году Game Freak все-таки набрали темп и поставили производство покемонов на поток, а совсем недавно, 29 января 2022 года, состоялся релиз самой прогрессивной игры серии - Pokemon Legends: Arceus.
Ожидания vs. Реальность
Выпуск игр во вселенной Pokemon - не такая уж и простая задача, как может показаться на первый взгляд. Продукт под лейблом Pokemon обязан мощно продаваться, удовлетворять требованиям фанатов и расширять базу игроков - не стоит забывать, что Покемоны в первую очередь ориентированы на детей, которые имеют обыкновение расти и забывать про старые игрушки. Ошибиться очень просто - сделаешь то же самое, что и раньше - новички пройдут мимо, а будешь много экспериментировать - фанатов разозлишь и продажам навредишь. К счастью, холодный прием Sword/Shield со стороны фанатов и прессы заставил Game Freak шевелить булками и серьезно подумать об обновлении формулы.
Pokemon Legends: Arceus привносит большое количество изменений в серию Pokemon и производит впечатление современной игры, чего раньше не удавалось. Во-первых, большой, открытый мир, разделенный на несколько регионов с уникальными биомами, природой и живностью. Игрок может свободно перемещаться по карте и заходить в места, куда ему еще рано, чтобы получить возможность поймать редких и высокоуровневых покемонов или отлететь от подачи Мачока. Во-вторых, выросла интерактивность взаимодействия с дикими покемонами. Их видно издалека, можно подойти к ним с любой стороны и попытаться поймать разными способами: отвлечь внимание приманкой, подкрасться из-под кустов или неожиданно напасть. В-третьих, крафт и система прогрессии больше походят на современные RPG: прокачиваем характеристики покемонов специальной пылью, выбираем их мувсет из большой коллекции, тренируем новые навыки, собираем ресурсы и крафтим из них расходники, а также помогаем деревне и ее жителям с различными трудностями. В-четвертых, изменилась прогрессия по истории: никакой “великой четверки”, чемпионатов и больших городов - игра ориентирована именно на охоту и взаимодействие с дикими покемонами.
Прогресс разделен на основную историю, которая открывает новые регионы для исследования и двигает вперед сюжет, и заполнение Покедекса - исследовательского журнала о покемонах - изучаешь покемонов и растешь в ранге, что открывает доступ к новой экипировке. Хотя основа игры осталась прежней - охотишься на покемонов, собираешь из них команду, прокачиваешь характеристики и учишь боевые навыки - окружающий геймплей претерпел множество изменений. Arceus идет дальше, чем простые эксперименты с новой концепцией - основой игры служит именно исследовательский и приключенческий элементы, нежели битвы с другими тренерами и соревновательная составляющая. Путешествия по большой карте на спине медведя, сбор незнакомых растений, изучение повадок и особенностей покемонов, их сильных и слабых сторон, а также полная интерактивности охота на них - отовсюду веет духом хорошей приключенческой игры, нежели очередным сиквелом покемонов.
Сравнивать Arceus с предыдущими играми серии - это одно, но для такой огромной и дорогой франшизы, как Pokemon, требования должны быть соответствующие. И сравнения с крупными блокбастерами Nintendo игра не выдерживает. Начиная с графики - некоторые объекты и детали выглядят приятно глазу, но добрые 95% игры выглядят отвратно. Посмотрев на текстуры земли, скал или воды начинаешь вспоминать о TES: Oblivion, релиз которой состоялся, минуточку, в 2006 году. И это просто неприемлемо для крупного проекта в линейке игр Pokemon.
Ладно с производительностью или общим качеством графики - оптимизация дело сложное, и далеко не каждая игра Nintendo выглядит как Breath of the Wild или Monster Hunter Rise, но низкое качество текстур и недостаток детализации в моделях - это преступление. Все крупные разработчики игр открывают отдельные студии для рисования текстур, моделей и объектов - если у самих времени нет, наймите других. Даже ландшафт в игре выглядит рандомно сгенерированным - тяжело поверить, что карту Arceus рисовали живые люди. Да и модели покемонов и производимые ими звуки лишены должного количества деталей и проработки. С какой стороны ни посмотри - веет экономией и ленью.
Arceus создает впечатление игры, которая старается быть доступной для новых игроков, не знакомых с серией: начиная с сеттинга, дружелюбности игры к новичкам, большого количества обучающих миссий и механик, а также разнообразных улучшений интерфейса. Тем не менее разработчики упускают такие базовые вещи, как таблица силы/слабости покемонов к разным элементам или наличие удобной организации покедекса. Самое забавное, что в одном из обучающих слайдов присутствует эта самая таблица слабостей элементов, но нормально ее разглядеть не дают - будь добр открывать ее на телефоне, если не знаешь ее на зубок.
Не хватает системы поиска покемонов в покедексе, менеджмент коллекции покемонов ограничен в функционале и для выполнения простых действий следует нажать 3-4 кнопки там, где при наличии грамотного интерфейса можно было ограничится одной. Не хватает банальных часов, показывающих время суток и прогноз погоды, так как спавн многих покемонов привязан к определенным погодным условиям или времени суток. Организация инвентаря и многочисленных ингредиентов полностью отсутствует - ни сортировки, ни распределения по карманам в Arceus нет. Игра содержит десятки различных трав, ягод и растений, которые забивают место в ограниченном размерами инвентаре и заставляют постоянно бегать на базу, чтобы его освободить, а когда возвращаешься на место охоты оказывается, что ты выложил необходимую для приманки ягодку. При всем прогрессе, который совершает Arceus относительно предыдущих игр серии, в игре присутствует большое количество неудобств и недоработок.
Команда первопроходцев
Если классические игры серии Pokemon сочетали и чередовали приключения в дикой природе с социальным аспектом, схватками на стадионах и PvP с другими игроками, Arceus практически полностью состоит из охоты за дикими покемонами. Размер локаций в Arceus заметно превышает все, что мы видели в серии Pokemon: 5 отдельных карт со своими биомами - зелены луга, болота, тропики, пустыня и тундра. Каждая предлагает широкое разнообразие покемонов разных стадий эволюций, соответствующих ареалу их обитания, однако сам геймплей от локации к локации практически не меняется - ни холод, ни тепло “погоды” не делают. Каждая из локации поделена на пару десятков мини-регионов, как бы отделяющих различные ареалы обитания покемонов друг от друга. Это и в ориентировании на местности помогает, и в поиске определенных покемонов - посмотрел в покедекс, почитал где он обитает, в какое время суток и погодных условиях появляется и отправился на охоту.
Геймплейный цикл по большей части остался неизменный - находим новый вид покемонов, собираем достаточно информации о них, переходим к следующему типу покемонов и так повторяем, пока не заполним весь журнал. Честно, у меня никогда не получалось полюбить геймплей покемонов - слишком уж он репетативен, а оказалось все очень просто - игре не хватало интерактивности: возможности определить покемона на расстоянии, подобраться к нему, бросить приманку и попробовать захватить в покебол из кустов - вроде ничего особенного игра не делает, а меня затянуло.
Те же самые впечатления от процесса прокачки покемонов и их развития - пробовать новые типы покемонов, выискивать их сильные и слабые стороны, учить новые навыки и драться с альфа-покемонами весело и интересно. Такие небольшие детали, как возможность “на ходу” менять мувсет покемонов, учить новые навыки у тренера в городе, пассивно прокачивать своих покемонов и наблюдать за их битвами с любого угла серьезно преображают и осовременивают геймплей. Pokemon Legends: Arceus - самая дружелюбная и просто лучшая для начала знакомства с серией игра.
Что дальше?
Впервые за долгие годы серия Pokemon реально прогрессирует и догоняет современный мир, не забывая про свои истоки. Хотя по большей части Arceus представляет собой эксперимент, игра должна удовлетворить все потребности фанатов вселенной, предложив незнакомый ранее игровой опыт и возросшую интерактивность, которой давно не хватало. С новичками история та же - вкатиться в Arceus проще простого: она лишена большого числа устаревших механик и неудобств серии, а основа игры преподнесена в современной манере.
Тем не менее Arceus ощущается полумерой, полушагом вперед - франшизе нужно дальше развиваться, быть больше, быть красивее и разнообразнее. Из Покемонов можно сделать столько всего интересного, а мы получили объективно недоработанный проект. Arceus - не игра уровня эксклюзивов Nintendo, ей не хватает более качественных моделей, расширенных игровых механик и нескольких лет полировки. Arceus, безусловно, заслуживает внимания - особенно, если вы являетесь фанатом франшизы, но заслуживает ли Game Freak ваших денег? Если оценивать игру в рамках серии, Arceus заслуживает оценки в 9 баллов, но объективно мне тяжело ей дать больше 7 баллов, посему сойдемся на середине, чтобы никого не обидеть.
Плюсы:
- Открытый мир
- Интерактивность охоты
- Большой прогресс в серии
- Низкий порог вхождения
Минусы:
- Низкое качество моделей и графики
- Неудобный интерфейс