Обзор раннего доступа Enshrouded: я очень хочу хвалить эту игру, но ее интерфейс меня победил
Я долго размышлял над тем, как начать этот обзор. В голове эпичное сражение вели несколько ключевых направлений, по которым можно вести всю статью, но их силы были равными. И тому есть ряд причин.
Во-первых, Enshrouded — это выживалка. И выходит она всего через шесть дней после релиза Palworld, новостями о которой сейчас заполнены все игровые сайты. Я очень не люблю в обзорах игр одно жанра сравнивать продукты между собой. Я всегда старался и продолжу стараться относиться к каждому релизу уникально, без банального “а вот там это сделано лучше”. Но на этот раз, похоже, сделаю исключение. Да и сами создатели этой игры сравнивают ее с Valheim и Zelda.
Во-вторых, я не играл в демоверсию. Но если бы сыграл, то точно пошел бы в “Дискорд” к разработчикам, вывалив на них десяток претензий. Но об этом позже.
И, наконец, в-третьих. Черт возьми, это очередная и самая обычная выживалка с сюжетом.
И все-таки я определился. Вот что я вам скажу о Enshrouded.
Valheim полюбил “Зельду”
Это не моя метафора. Такое сравнение использовала сама студия Keen Games, создавшая Enshrouded. И вы очень быстро убедитесь, что это так же далеко от правды, как далека уже упомянутая Palworld от покемонов. То есть, это сравнение строится только на каких-то поверхностных чертах, вроде глайдера из “Зельды” или самого факта выживалки про строительство из “Вальхейма”.
При этом в Enshrouded нет ни глубины той самой “Зельды”, ни ее свободы, ни загадок, простроенных на физике, ни свободы в крафте, ни… можно продолжать долго. Точно так же нет ничего уникального из “Вальхейма”, вас даже срубленное дерево не убивает, если упадет на персонажа! В общем, если это и плод любви двух этих игр, то ребенок получился не очень-то любимым в семье. Зато красивым!
Я не стану выводить графику в отдельный подзаголовок, но не могу не отметить, что внешне Enshrouded выглядит здорово. Не восхитительно, не подумайте, но очень красиво! Но многое портит этот пресловутый мистический туман, не позволяя наслаждаться пейзажами игры в полной мере.
Еще, что очень хочется выделить в однозначные плюсы, так это звуковое сопровождение и музыку. Тут уж ответственные люди потрудились на славу. И пусть в ушах у вас не звучит оркестр, но мелодии приятно оттеняют происходящее, будь то мирный режим или экшен-сцена сражения с монстрами. А вот теперь пришло время проснуться.
Сюжет
Разработчики решили сделать сильный упор на повествовательную часть. Ваш герой — это какое-то искусственно созданное творение, больше по структуре тела похоже на дварфа, чем на человека. А потому постоянно складывается впечатление, что вы бегаете каким-то карликом.
События игры происходят в фэнтезийном мире Эмбервэйл. Вы — пламярожденный. Последний представитель таинственной расы. В начале игры ваш персонаж выбирается из какого-то стального механизма-инкубатора внутри древних развалин, и с вами начинает говорить огонь. Мир захватил мистический туман, покрывший большую часть земли. Собственно, название игры Enshrouded отлично передает случившееся. И вам предстоит отправиться навстречу неизведанному, раскрыть все тайны и решить все загадки.
По ходу исследования мира вы будете находить множество записок, страниц дневников и все в таком духе. Читать их интересно, если вы любитель следить за историей, так что рекомендую потратить на это некоторое время. Такой получилась завязка.
Геймплей
Если вы хоть немного следили за ходом разработки и читали дневники команды, то точно не раз слышали слово “воксели”. Мир строится на базе воксельной модели. Или что-то в этом роде. Что это означает? Все очень просто. Эта модификация объектов позволяет подвергнуть большую часть окружающей среды терраформингу. Нужно пройти сквозь стену? Пробить проход можно достаточно прочной киркой. Нужно подняться на скалу? Вырежьте лестницу и поднимитесь наверх.
Но до того, как вы приступите к возведению своей первой базы, вам предстоит сразиться с самым ненавистным и самым беспощадным врагом этой игры. И имя ему
ИНТЕРФЕЙС
Представьте, что вы решили сыграть в шутер от первого лица. Вы удобно сели в свое геймерское кресло, положили пальцы левой руки на WASD, а правой взяли мышь. И вот, начало игры, и вы движетесь вперед. Стоп, почему вы стоите на месте? Какого черта ни одна из привычных для ЖАНРА клавиш управления не работает? Ответ очень прост: дизайнер этой игры вдруг подумал превратиться в нетакусика и поменять уже давно ставшую традиционной раскладку управления на другую. Теперь вы будете бегать на стрелках! Да, как во времена DOOM, когда мауслука еще не было.
Вот точно такое же впечатление у вас будет первые часы (ЧАСЫ!) игры в Enshrouded. Интерфейс строительства в этой игре — это натуральное извращение! Вместо давно ставшим классическим радиального меню, мы получаем необходимость:
- взять в руки специальный строительный молоток;
- нажать на TAB, чтобы переключить режим на строительство;
- нажать на alt, чтобы вызвать меню выбора стройки;
- колесиком мыши прокрутить, выбрав нужный ряд;
- отпустить alt;
- выбрать на блоке 1-9 нужную цифру, на которой стоит нужный вам предмет для строительства
- нажать ЛКМ, выбрав его.
Вы оценили, да? И обнаружить, что вам не хватает строительных блоков, из которых возводится, например, стена. То есть, объект, который вам надо построить, требует отдельного ресурса, а этот ресурс тоже требует для себя ресурса. И это все на первом тире стройки, из грязи, палок и камней! Каким садистом и для кого подобное было сделано? Ведь эта механика разрабатывалась какое-то время, она была подтверждена лидером отдела, а потом еще раз менеджером проекта, а потом еще раз продюсером, а потом еще раз лидером всей команды разработки. И только потом она ушла в релизную сборку.
И эту механику видели игроки в демоверсии, и что, ни у кого во время всей этой цепочки не возник вопрос: “На кой черт вы сделали ТАК неудобно”?
У-уф-ф-ф. Извините, но мне надо было выговориться. Первые пару часов я заставлял себя не удалить эту игру к чертям именно потому, что воевал с интерфейсом. Он максимально неинтуитивный и банально неудобный.
И то, что бублик выносливости вдруг висит почти по центру экрана, постоянно отвлекая ваше внимание на свое существование, вы быстро забудете. Но потом вспомните, как придет время исследовать мир. Да, вот снова мы не такие, как все! У всех выносливость — это полоска, которая расположена где-то либо снизу, либо в верхнем левом углу под показателями здоровья и маны, а у нас это будет кольцо по центру экрана, словно это какой-то прицел. Вот так! И еще один восклицательный знак!
Вернемся к геймплею
Когда вы привыкнете, а человек может привыкнуть практически к чему угодно, жаль только, что в этот раз вы привыкаете к плохому интерфейсу, то обнаружите, что система крафта позволяет вам… Да ничего особенного вам она не позволяет.
Вся эта расхваленная система терраформирования яйца выеденного не стоит, так, фича ради фичи. Вот поставили вы фундамент для дома, но что-то вам не понравилось. Раз, и вы убрали этот фундамент, но вместе с этим создали огромную и глубокую яму. Что? Но ведь я этого не просил, я хотел всего лишь убрать ненужный элемент. А вот фиг вам, раз вы удалили физический объект, то теперь там пустота. То есть, яма. Простите, а куда тогда делась земля, которую я по логике должен был выкопать, чтобы возводить фундамент? Я бы мог ее засыпать обратно, утрамбовать и получить снова ровный участок земли. Но нет, низзя. Снова открывай ужасное меню и ищи, как тебе убрать эту яму.
Одновременно с этим вы сразу же обнаружите “детскую болезнь” выживалок: система при крафте не учитывает те предметы, которые вы сложили в сундуки. Чтобы создать что-то, вам нужно переместить ресурсы в инвентарь. Даже разработчики чертового Palworlda догадались избежать этого косяка, а вот создатели Enshrouded в эту лужу грязи с радостью запрыгнули и даже начали плескаться. На этом моменте я решил сделать перерыв длиною в день. Ибо терпеть такие издевательства дизайнеров над собой сил уже не было.
На обучение этой (как же хочется ругнуться, вы не представляете) извращенной системе строительства у вас уйдет первый игровой день. Зато крафт совершается в мгновение ока, без какой-либо анимации.
В игре отсутствует параметр веса, а все созданные предметы сразу попадают вам сперва в слоты быстрого доступа (та еще глупость), а потом уже в инвентарь. Так что вы вполне себе можете носить в кармане с десяток каменных стен, сотню стрел и все, что душе угодно, не заморачиваясь, что вашему персонажу будет тяжело.
Вообще, разработчики решили не беспокоить игрока лишний раз рутиной с параметрами героя, и это, на мой взгляд, правильное решение. Вам не придется следить за голодом и жаждой, а еда и питье лишь увеличивают вашу полосу жизни и выносливость, добавляя бафы к характеристикам.
К слову, о них. Да, Enshrouded имеет уклон в ролевую игру. Никакого влияющего на сюжет выбора вам не предложат, но вот развивать персонажа, создавая ему билд, — это всегда пожалуйста. Хотите, делайте классического воина с мечом и щитом, а хотите, качайте мага или целителя.
Боевая механика в игре тоже не может похвалиться какой-то глубиной и разнообразием. Если речь идет о ближнем бое, то вы машете оружием, как мухобойкой, из стороны в сторону, иногда прожимая скиллы. Но даже тут дизайнеры и аниматоры смогли налажать: скажите на милость, какого ляда персонаж не может бить, СТОЯ НА МЕСТЕ? Он постоянно двигается вперед с каждым ударом, даже если ты его об этом не просишь. При этом рубить дрова или добывать руду, не двигаясь никуда без команды, он в состоянии. Ох, сколько же еще таких отчаянных “Да почему так?” вы встретите за игру, мне страшно представить.
Немного освоившись, и потратив на это непозволительно много времени, вы понимаете, что пришла очередь исследовать окружающий мир. Помимо ранее упомянутого глайдера из “Зельды”, вам непременно понадобится крюк-кошка, с помощью которого вы будете залезать в специально созданные для этого зоны. Словно Человек-паук, ага.
Первый же квест после создания базы отправит вас на поиски другого подобного вам бедолаги, кузнеца. И вот тут я вам рекомендую более-менее подготовиться, так как сама боевка явно вдохновлялась играми “соулс”-жанра. То есть, вы бьете сильно, но и обычная крыса отгрызает от вашей полоски здоровья добрую треть за кусь.
Найдя в мире кузнеца NPC, я построил для него комнату на базе, снабдил его кузницей и печью, и теперь он может помогать создавать вещи. То есть, это самый обычный станок, только не в виде верстака и наковальни, а в виде персонажа. В будущем вам предстоит найти и спасти еще не одного юнита, которые поселятся на вашей базе и будут помогать по мере своих навыков.
К счастью, разработчики решили упростить и исследование мира. В том плане, что все значимые объекты отмечаются на игровой карте, и к ним можно будет совершить телепортацию, а не бежать на своих двоих. Хоть на этом спасибо.
По итогу
Остужать раскаленную пятую точку мне предстоит еще долго. Игра также выходит в формате “Раннего доступа”, но она, в отличие от того же Palworld, не ощущается целостной. Да, вам предлагают большой мир, этот трижды проклятый терраформинг, который нужен только ради упоминания себя, красивую графику и приятную музыку, неплохой сюжет и в целом добротное приключение.
Но откровенно убогий интерфейс, множество детских болячек жанра, бедность анимаций (напомню, что анимаций крафта вообще нет!) да и в целом откровенно приевшийся геймплей вызывают один, но очень важный вопрос: а оно мне точно надо? Добавьте в кучу еще и серьезные просадки FPS, когда игра в одинаковой ситуации показывает то 65-70 кадров, то моментом скидывает их до 30 (и это на моей RTX 3080!).
Но все-таки где-то в глубине души мне не хочется хоронить эту игру плохой оценкой, несмотря на ворох недоработок и недостатков. Так что пусть это будет просто хорошей игрой в надежде, что разработчики все-таки не садисты и не извращенцы, и исправят все то, что меня взбесило.
И я очень надеюсь на то, что Enshrouded в день полноценного релиза превратится в по-настоящему захватывающее приключение, а не в обычный конструктор для строительства домиков, как это случилось с ее “отцом”, “Вальхеймом”.