Обзор Saints Row — более "никакой" игры представить трудно
В свое время третья часть великого автоугонщика Grand Thief Auto от студии Rockstar перевернула игровой мир, создав настоящую революцию в жанре экшенов в открытом мире. Сорвав банк и овации критиков и игроков, студия закрепила и приумножила успех, выпустив Vice City и San Andreas, навсегда вписав свое имя в историю геймдева. Последующие части лишь подтвердили, что успех GTA не случайность, а закономерность.
Не удивительно, что другие игровые студии старались создать свою вариацию игры, в которой главный герой путешествует по огромным локациям, попутно наводя порядок в криминальном мире, делая себя центральной персоной в жизни виртуальных городов.
Серии Mafia от 2K и Watch Dogs от Ubisoft, неожиданно хорошая Sleeping Dogs от японцев из Square Enix — при желании можно вспомнить с десяток хороших франшиз, которые пусть и не сравнялись с GTA, но очень к ней приблизились в вопросе качества и общей интересности. Но отдельно стоит выделить Saints Row от Deep Silver Volition.
Эта серия начинала как типичный GTA-клон, но после выхода первой части разработчикам стало понятно, что конкурировать на поле Rockstar, когда у тебя бюджет на производство во много раз меньше, практически нереально. В итоге было принято судьбоносное решение — послать куда подальше серьезность и удариться в полный трэш. Вторая Saints Row сделала несколько шажков в этом направлении, прощупывая лед на прочность. Лед выдержал, игрокам игра понравилась.
15 ноября 2011 года на полках магазинов появилась Saints Row: The Third — лебединая песня Deep Silver Volition, давшая геймерам десятки часов восхитительно безумного геймплея. Игра перевернула жанр с ног на голову, дав игрокам возможность безумствовать в Стилуотере (так назывался город в серии) так, как они того пожелают. Серия Saints Row стала культовой, заняв почетное место в сердцах геймеров.
А вот с Saints Row IV вышла пробуксовка. Игра получилась неплохой, но и близко не имела того успеха, который заслужила третья часть. Продажи оставляли желать лучшего, что сильно сказалось на благополучии студии. Вышедший короткий сюжетный аддон Saints Row: Gat out of Hell ситуацию лишь усугубил. Разработчики взяли паузу длиною в шесть лет, и о серии игроки стали забывать.
Но на прошлогоднем gamescom студия Volition анонсировала полный перезапуск серии, объявив о разработке новой части Saints Row. Она не имела номера в названии, что лишний раз подчеркивало — о старых приключениях Босса и его друзей можно забыть.
И вот, спустя год, новая Saints Row вышла. О ней мы сегодня и поговорим.
Первое впечатление
Обзоры от западных игровых изданий появились почти за неделю до релиза игры. Скажу сразу — решение раздать ее настолько рано было очень серьезной ошибкой Volition.
Если бы я кинулся писать обзор сразу после того, как сыграл в Saints Row в день релиза, то игра бы получила однозначно минимальную из возможных оценок с клеймом “не играть никому ни при каких обстоятельствах”. Настолько она оказалась ужасной в техническом плане.
Помните истории про запуск Cyberpunk 2077 (конечно, помните) и Mafia 3? На старте эти игры были настолько забагованы, что мгновенно стали генератором мемов в Сети. Так вот, Saints Row давала фору по количеству багов в единицу времени им обеим и еще куче других неотлаженных к выходу игр.
В качестве иллюстрации: вторую миссию, когда вы едете грабить ломбард, мне пришлось проходить трижды! Сперва не сработал скрипт, по которому у машины должен сидеть бандит из “Пантер” — его просто не оказалось там, хотя голос было слышно.
Второй раз игра забаговалась немного позже, когда нужно убегать на мотоцикле от полицейской погони. Модели окружающего мира вдруг решили не прогружаться, и в итоге персонаж застрял в текстуре, увязнув по пояс.
Дальше — больше. Путешествуя по городу, вы могли натолкнуться на целый квартал, дорожное полотно которого местный мэр вдруг решил заменить. Видимо, ему понравилась практика Собянина раз в год менять ровный асфальт на тот, что будет еще ровнее. Это я так описываю очередной случай непрогрузившихся моделей. Естественно, это приводило к застреванию персонажа — мира игры-то больше не существует, куда ехать? Очередной перезапуск задания в надежде, что баг не воспроизведется. Он воспроизводился! И только выбрав другой маршрут, я смог выполнить квест на поиск бандита.
Сами понимаете, в таких условиях оценить сюжет, геймплей, ганплей, графику и музыку не представляется возможным. Мало того, игра показывала себя ужасно и в плане производительности — она лагала, фризила, а в местах “склейки” районов могла даже зависнуть. Можете представить мои эмоции после первого знакомства с игрой.
На стриме я сказал зрителям, что в эту игру нельзя играть никому. Ничего, кроме отвращения, Saints Row не вызвала. Учитывая, что “поиграть” мне удалось всего пару часов, я понимал, что этого очень мало, чтобы сесть за обзор. Отдохнув сутки, я вновь запустил игру, решив начать с нуля. EGS услужливо скачал патчик.
И случилось чудо!
Ничего из тех проблем, с которыми я столкнулся при первом запуске игры, не повторилось. Степень моего удивления сложно передать словами — просто поразительно! Мало того, игра перестала тормозить даже на ультра-настройках. Я не знаю, что случилось в студии, сколько не спали кодеры и QA-отдел, но им удалось за сутки (скорее всего, быстрее), превратить игру из кучи штако в играбельный продукт! Правда, возникает вопрос: “А что вы делали до релиза?”. Но он риторический.
Итак, пропатченная Saints Row позволила в себя сыграть, и теперь я готов вам рассказать об игре подробнее.
Сюжет
История начинается с вечеринки у “Святых”. Всем весело, задорно, ха-ха, хи-хи, Босс хвалится на стриме, какие они крутые, а все остальные банды — полный мусор. Но это оказывается лишь запись на телефоне, лежащем на вашей могиле. История переносится на несколько месяцев назад.
Вы — безымянный главный герой, которому только предстоит стать Боссом. Живете вместе с двумя друзьями и одной подругой (современная повестка требует феминитива!) в одной квартире и еле-еле сводите концы с концами. Компанию вам составляет очень умный чернокожий дрищ Элай, накаченный азиат, не признающий верхнюю одежду, Кевин и сочная латиночка Нина. У всех какие-то проблемы, особенно в вопросах денег. Кевин и Нина являются членами преступных группировок — парень тусит с анархистами Айдолс, а девушка — с типичными бандюками “Лос Пантерас”.
Но вам удалось найти работу. И не абы где, а в частном охранном агентстве “Маршалл”. Естественно, прямые приказы — это не для будущего Босса, и он всячески старается себя проявить. При задержании очередного главаря мафии это получается сделать, что не остается незамеченным основателем компании — Аттикусом Маршалом. Начальник приглашает героя организовать охрану выставки древних артефактов.
Но тут случается нападение сразу двух бандитских группировок, и наш герой вместо выполнения прямого приказа и защиты особо ценного экспоната решает спасти жизнь одной даме, что и приводит к краже ценности. В итоге вас увольняют — с этого и начинается становление банды “Святых”. В качестве базы компания выбирает старую церковь, отсюда и берется название банды.
Геймплей
И вот перед вами не такой уж большой мир, представленный выдуманным южноамериканским городком, расположившемся где-то недалеко от границы с Мексикой. Вам предстоит подняться на вершину криминального мира, загнав под шконку конкурентов.
На карте тут и там появляются метки заданий различной степени сложности и продолжительности. К примеру, есть серия краж на вертолете, когда вам необходимо с помощью большого магнита подцепить какую-нибудь машину или контейнер и отвезти груз на точку. Знакомо? Да, видели много раз.
Или контракты на устранение целей. Как неожиданно и свежо. Нет. Еще нужно бизнес развивать — ведь вы не какие-то там мелкие гангста, а метите в высшую лигу! Правда, в мире игры эта самая лига представлена крайне скудно.
Но важно не это. Важно то, что в новой Saints Row каждое предлагаемое блюдо ужасно пресное. Помните стрельбу из пушки-акуломета в третьей части? Или пушку-дилдо? А, может быть, диско-ружье, заставляющее всех вокруг танцевать?
Забудьте! Теперь вы будете уныло ездить, уныло стрелять и еще более уныло драться врукопашную. Вот представьте себе самые скучные задания и их реализацию — уверен, все, что вы представили, есть в Saints Row.
Теперь это не игра-вызов толерантности и здравому смыслу. Теперь это воплощение толерантности и здравого смысла! Да, Босс и его друзья пытаются что-то делать такое, от чего должно захватить дух, но это, во-первых, ужасно скучно подано, а во-вторых, происходит в кат-сценах. Вот Нина, спасая вас, разгоняется на машине, заезжает на трамплин, взлетает над дорогой и попадает на большой рекламный билборд. Упавшая конструкция хоронит под собой полицейских, а девочка, круто дав вираж, приглашает вас подвезсти.
Круто? Звучит круто, а выглядит очень блекло — режиссер-постановщик таких сцен явно ковырялся в носу в процессе производства, всем своим видом демонстрируя наплевательское отношение к работе. А теперь это отношение смотрим мы.
И так во всем игровом процессе. Ганплей никакой буквально — ни хороший, ни плохой. У противников появились эти мерзкие полоски жизней, словно я в лутер-шутер играю. Пушки стреляют как в ранней версии Battlefield 2042 (вы осознаете, что наступило время, когда шутер от DICE приводится в качестве негативного примера? Что случилось с индустрией…) — c совершенно рандомной отдачей, а пули летят не прямо, а как захотят. То есть, стрелять тоже скучно.
Автомобили ведут себя, словно картонные коробки. Кроме вашего — как только Босс садится за руль, его тачка превращается в эдакую помесь трамвая без рельсов и танка. Управляется так же. С мотоциклов упасть практически нереально — в общем, физика в этой игре очень условна. Тяжелые контейнеры летают над землей, словно воздушные шарики.
Зато какой классный сделали редактор персонажей! Вау, можно мужику прицепить огромные сиськи, а женщине приделать мошонку неприличных размеров. ТОЛЕРАНТНЕНЬКО!
Графика, музыка и звук
А тут вообще коротенько — визуально игра отстала лет на 5-6. Как раз на тот срок, который студия взяла себе на отдых и переосмысление. Из-за латиноамериканской стилистики в игре преобладают оранжевые и коричневые оттенки. Дизайн локаций вообще ничем не запоминается — вот я сейчас поймал себя на мысли, что не могу вспомнить ни одного интересного места. Разве что район с фигурами динозавров, да и то — у меня там баг очередной случился, когда персонаж встал в Т-позу и отказался выполнять действие.
Звуки стрельбы — ну, ок. Они не плохие и не хорошие, просто нормальные. Музыка в игре представлена в виде нескольких радиостанций разных жанров. На выбор попса, транс, репчик латинский, хардкор, кантри и что-то там еще. Так как песен очень мало, да и те — сомнительного качества, то очень скоро вы просто будете ездить в тишине.
Пожалуй, тишина — это то, что и заслуживает новая Saints Row.
По итогу
Volition быстро исправили много багов, мешающих в их продукт играть. Но сделали это они слишком поздно — критики были очень прохладны при оценке игры. К счастью для издателя, она не получила клейма “полный провал”, но и чем-то запоминающимся игру не назвать.
В Saints Row нет ничего, чтобы могло привлечь к ней внимание. Кроме названия. Но паразитировать на прошлом — удел отчаявшихся, и видно, что разработчики очень близки к этому состоянию. Игра вообще ничего из себя не представляет, но при этом не является катастрофой.
Она просто никакая.
Уверен, что не пройдет и года, как мы получим Saints Row (2022) бесплатно на еженедельной раздаче в EGS.