Обзор S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl: иди своей дорогой, сталкер
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl — это знаковая игра. Первая часть, вышедшая в 2007 году, моментально получила статус культовой. Студия GSC Game World к тому времени уже была известна и популярна среди геймеров всего СНГ благодаря стратегии “Казаки”, так что выход “S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля”, игры-долгостроя, ждали с нетерпением. В итоге геймеры получили именно то, что им было нужно: атмосферу постсоветской разрухи, природу средней полосы, Чернобыльскую АЭС и Зону. Успех в нашем пространстве был неописуемый. Игра тут же стала франшизой, быстро получив развитие благодаря появившимся как грибы после дождя авторам-графоманам. Но благодаря популярности оригинала, эта беллетристика стала также очень популярной.
Спустя год S.T.A.L.K.E.R получила сюжетное продолжение “Чистое небо”, а еще через год — “Зов Припяти”. Фанаты замерли в ожидании анонса второй части, и так продолжалось очень долго.
А потом известные всем события 2014 года вдруг превратили два народа с некогда единым культурным пространством в непримиримых врагов. Апогеем испорченных отношений стал февраль 2022 года, разделив нашу жизнь на “до” и “после”, почти так же, как это было в уже далеком 1991 году. И “как раньше” в обозримом будущем не будет.
Бензина в огонь подливала и позиция студии-разработчика игры. GSC Game World в лице руководителя делала провокационные заявления, переходящие в передачу средств на нужды вражеской для нас армии, параллельно желая всего плохого российским игрокам. И анонс S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl, как и последующие информационные поводы по этой игре всегда сопровождались знатной околополитической руганью.
Игру несколько раз переносили, что вызывало множество насмешек. Однако чего не отнять у разработчиков, так это упорства. Даже после большого слива данных в Сеть, когда стал известен сюжет, появились тысячи артов и моделей из игры, они не опустили руки, а продолжили трудиться.
Многие помнят историю с (цензура не позволит мне написать) Фростом, админом паблика “Тот самый “Сталкер”, который решил устроить конченый пранк, рассылая “юридические угрозы” тем игровым порталам, которые публиковали слитые данные, прикидываясь представителем разработчиков. От его “развода” пострадал и наш портал, хотя то, что это обман, было очевидно. Все это не помешало игре увидеть свет. И пусть одаренно-патриотичные индивидуумы с пеной у рта кричат, что эта игра не стоит внимания, мы не имеем права пройти мимо нее. Слишком знаковым является этот релиз.
Так стоило ли ждать второго “Сталкера”? Давайте узнаем.
Зона рассудит
История игры происходит спустя какое-то время после событий первой трилогии. Все вокруг помнят Стрелка, главного героя, и он даже где-то бродит по Зоне. Сидорович жив-здоров, хотя вы встретите его ближе к концовке игры. А за канон принят финал, в котором Стрелок уничтожает коллективный разум О-сознания. То есть, рая не наступило, мир во всем мире и не думал начинаться, а артефакты по-прежнему могут сталкеров озолотить одним моментом.
Главный герой второй части — Скиф. В миру его зовут Евгений, ему нет и тридцати лет, а в Зону он пришел по нужде. Правда, мотивация персонажа вызывает некоторые вопросы. Дело в том, что его квартиру разрушил внезапно появившийся артефакт. Но вместо того, чтобы околачивать пороги чиновничьих кабинетов, требуя компенсации, Скиф решил отправиться к Чернобыльской АЭС за ответами.
Каким-то образом он связался с заинтересованным лицом, и тот дал нашему герою задание — установить специальный прибор с “потухшим” артефактом в особых местах, дабы артефакт зарядить. По иронии судьбы этот предмет становится макгаффином первой половины игры, а Скифу предстоит пройти путь от обычного сталкера-первака до матерого профессионала, которому будет рада любая фракция.
Вот такая у нас завязка. Ничего особо выдающегося, но достаточно для вовлечения игрока в происходящее. Почти сразу мы попадаем в первую деревню, облюбованную сталкерами, — Залесье. И тут перед игроком появляется возможность первого выбора: помогать таким же сталкерам, как и он сам, или сразу отдать предпочтение военизированной организации “Варта” (“Стража”). В первой игре часть сюжета строилась вокруг противостояния “Долга” и “Свободы” (“Воли”), и эти стороны никуда не делись. Но в первой половине игры вы их не встретите, если, конечно, не ломитесь исследовать Зону, проигнорировав сюжетные задания. И я вам не рекомендую этого делать — идите спокойно по сюжету, выполняя побочные квесты. Возможностей погулять по зоне отчуждения у вас будет предостаточно.
Еще одна новая сторона конфликта — это организация “Искра”. В отличие от “Варты, у этих ребят есть “благородная” целью изучения Зоны и ее секретов. “Искра” работает вплотную с учеными, однако, как нетрудно догадаться, у этой стороны тоже не все так прозрачно, как заявляется.
Каких-то моральных дилемм игра перед нами не ставит. Вы можете делать все, что заблагорассудится, и принимать любые решения, не переживая о том, что сделали что-то не так. Тем более что в игре вам постоянно будут встречаться сплошь подлецы и убийцы, а благородным героям тут просто нет места.
Зона тебя поглотила
Игровой процесс не изменился по сравнению с первой частью. Перед нами все тот же шутер от первого лица без намека на какие-либо ролевые элементы, если не считать редкий выбор в квестовых диалогах.
Территория Чернобыльской зоны отчуждения стала еще масштабнее, а учитывая, что транспорта никакого нет, то вы набегаетесь от одного края карты до другого и обратно много раз. Благо в поселениях появились проводники, и если вас не выкинет из игры по причине очередного бага, то эти ребята быстро доставят вас в нужную точку.
Да, багов в игре — огромное количество. Причем встречаются они в самых разных местах. И обиднее всего то, что ошибка сразу приводит к крашу всей игры, а загрузка идет медленно из-за компиляции шейдеров. К счастью, мододелы уже исправили этот косяк, так что обязательно поставьте нужные модификации.
Также мододелы исправили и неработающую симуляцию жизни, которую игрокам обещали разработчики. Если не ставить эту модификацию, то вы попадете в практически пустой и мертвый мир. Случайных патрулей или вездесущих сталкеров изредка будете видеть только в поселках, а монстры будут обитать лишь в специально выделенных для этого местах. Безусловно, это значительно портит атмосферу и погружение, так что эту модификацию тоже не пропустите.
Игра постепенно вооружает Скифа более качественным и надежным оружием. Начиная с обычного пистолета “Макарова” и старого АКСУ, вы придете к более современным видам стрелкового оружия. Хотя нельзя сказать, что в S.T.A.L.K.E.R. 2 прям богатый арсенал. Но в любом случае выбор есть, и вы сможете подобрать пару оружия под свой стиль игры.
Со временем от регулярного использования и воздействия внешних факторов пушки приходят в негодность. И чем хуже их состояние, чем чаще они будут клинить. К счастью, их всегда можно починить у ремонтника, но это выльется вам в копеечку. Особенно в начале игры.
Стволы можно улучшать, и тут речь идет не только про обвесы, вроде прицела или увеличенного магазина. Игра предлагает и более тонкую настройку оружия. Вам постоянно придется делать выбор. Что лучше: настильность или скорость возврата прицела? А может быть дальность выстрела? Причем не все модификации будут доступны сразу, для некоторых придется поискать чертежи.
Брони это тоже касается. Благодаря различным модификациям, вы можете повысить сопротивляемость какому-либо негативному воздействию, вроде физического урона или электричества. Но ключевым защитным параметром является защита ментальная. Помни, сталкер, контроллер не спит!
Никуда не делись и практически бесконечные тайники сталкеров. Как и в первой части, вам в самом начале игры могут показать метку в противоположном конце карты, и непонятно, как туда персонаж вообще добрался. Благо мир по-настоящему бесшовный и никаких перезагрузок, кроме случаев телепортации, вы не встретите.
Зона тебя не отпустит
Дождавшись рассвета (в игре динамическая смена дня и ночи, а также погодных условий), вы прощаете все баги и вылеты. S.T.A.L.K.E.R. 2 выглядит великолепно! И нельзя сказать, что тут какие-то супердетализированные текстуры или шедевральные модели, нет. Но в совокупности вас никогда не отпускает ощущения реальности происходящего. Художники и дизайнеры прыгнули выше головы. А звуковики — выше двух голов! Зона звучит просто шикарно. Главное, отключите музыку, без шуток! Музыкальное сопровождение в этой игре крайне посредственное, какие-то унылые затянутые пиликанья в попытке создать атмосферу хоррора. Это не нужно игре. Повторю: выкрутите музыку в ноль и оставьте только звуки. И наслаждайтесь.
О, чуть не забыл! Радио лучше тоже выключите. Увы, но разработчики не смогли удержаться, и все-таки добавили русофобской гадости в радиоэфир через одну мерзкую фашистскую песенку. Да и президенту Белоруссии тоже досталось.
Ничуть не хуже окружающего мира озвучено и оружие. Не знаю, записывали ли разработки стрельбу вживую, но каждый огнестрел звучит по-особенному. И ведет себя тоже уникально. Читал в Сети возмущения, что ганплей в игре плохой — это вранье! Стволы ведут себя очень натурально, и даже прицельная стрельба не сделает из вас олимпийского чемпиона.
Локации Зоны сделаны с душой и пониманием. Неважно, речь идет о большом заводе, заброшенном НИИ или военной базе. Нет сомнений, что все декорации срисовывались с настоящей зоны отчуждения, как это было еще во времена создания первого “Сталкера”. Рожденные в конце 80-х, начале 90-х отлично помнят все эти заброшки, поросшие кустарником и травой. Облупленная краска, разбитые плиты и огромные красные кирпичные трубы очередной фабрики. А наверху непременно ждет хабар.
Над зонами аномалий тоже отлично поработали. В локациях встречаются как одиночные примеры, вроде пузырей, так и полноценные аномальные области, в середине которых вас непременно будет ждать ценный артефакт. Артефакты, как и ранее, дают какой-то бонус и какой-то штраф. Однако мне странно было найти на второй час игры артефакт, дающий полную невосприимчивость к радиации и испарениям при минимальном штрафе. Повезло, безусловно.
В городах сталкеры по-прежнему травят несмешные анекдоты, обсуждают свежие слухи, пьют горилку “Козак”, заедают колбасой и мечтают о чем-то. Как и в первой части, Скифу нужно следить за голодом, жаждой и общим состоянием здоровья. Причем даже на легком уровне сложности эти параметры ухудшаются очень быстро. Так что в карманах постоянно должна быть еда-вода и что-то от радиации.
Итоги
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl вышла очень крутой и атмосферной игрой. Визуальная часть и звуки великолепно передают ощущение реальности происходящего. Редко какой игре удается достичь состояния, когда ты веришь в то, что происходит на экране. По Зоне интересно бродить, ее интересно исследовать, в ней интересно сражаться. Хотя над искусственным интеллектом еще нужно поработать — враги на харде читерно-меткие, но в любом случае непроходимо тупые.
Игра получилась крайне забагованной, и вас может выкинуть в любой момент. Но благо энтузиасты не сидят без дела и фиксят косяки быстрее разработчиков, так что обязательно обратите внимание на важные моды.
Если бы я оценивал игру только по атмосфере и погружению, я бы тут же ей поставил высший балл. Но игнорировать технические проблемы, слабую оптимизацию и так себе сюжет (хотя пару раз он удивил) я не имею права.