Обзор Starfield: когда хорошее — враг лучшего
Тодд, ты молодец!
Вы когда-нибудь мечтали о космосе? О бесконечных пространствах и восхитительных пейзажах, которые нам показывают мастера графических редакторов в NASA, обрабатывая снимки гигантских спутников на орбите планеты. О новых цивилизациях и захватывающих приключениях, с легкой руки писателей-фантастов и сценаристов Голливуда сверкающих так ярко, словно только что рожденные звезды.
Увы, у меня для вас плохие новости: парадокс Ферми никто опровергнуть не может, так что единственная рабочая теория на нашей планете неумолима: мы одиноки во Вселенной. Верить вы можете во что угодно, к счастью, наука на веру не полагается, а работает только с фактами. Доказать отсутствие чего-либо невозможно, и не ведитесь на манипуляции тех, кто пытается заставить вас это сделать.
Те, кто работал над нарративом и сценарием для Starfield, отлично это знают. Логика сюжета в этой игре — и я сейчас рассматриваю общий сюжет, а не его частные примеры — работает безупречно. Что есть реальность? Что если реальность не единична? Возможны ли путешествия в пространстве? А время — материально или всего лишь игрушка нашего восприятия себя в пространстве? Этими вопросами вы будете не раз задаваться при прохождении нового творения Тодда Говарда и его команды из студии Bethesda.
И совершенно неважно, что вы думаете о графической, технической или еще какой-то не ключевой части в этой игре. Тодд всегда был визионером, он творец. А идеально вылизывать игры — это задача ремесленников. Творения живут десятилетиями и веками, а ярко начищенная бляха интересна только тому, что ее чистил.
После раннего релиза над Starfield в сообществе скудоумцев стало принято травить эту игру и тех, кто ее по каким-то причинам защищает. Мол, старый движок, унылые текстуры, слабая графика, куча багов, долгие загрузки и в целом “модульная игра” вместо огромного открытого мира! “А вот в “Ничейном небе” (No Man's Sky) дохрелион обитаемых планет, которых процедурно генерирует система! А в “Старфилде” большинство планет пустыри унылые!”.
Это все правда, и пытаться оспорить факты — это очень глупое занятие (помните часть про науку, что описана выше?). Для тех, кто ищет баги и в целом недостатки, Starfield — это раздолье. “Ютуб” и “ТикТок” щедро одарит вас контентом — кушайте, не обляпайтесь. Вообще, на этом вы можете прекратить чтение этого обзора и идти дальше с треском за ушами уплетать очередную порцию помоев про “Старфилд”. И обязательно поделитесь со всеми на форуме, поставив в конце смайлик с фейспалмом или троллфейсом. Или даже с розовой пандочкой — чтобы уж прям наверняка втоптать в грязь эту игру!
***
Ушли? Отлично, для оставшихся, даже если это один человек, продолжу. Переходим непосредственно к обзору.
Кто был никем, тот станет всем!
Начинается игра неторопливо, как и все игры команды Говарда. Вы — обычный наемный шахтер. Не узник на корабле, не едущий на казнь в телеге, а самый обычный трудяга. Прораб быстро вводит в курс дела, а игра в который раз проводит обучающий курс — нажмите W, чтобы идти вперед, и вот это вот все. Во время добычи ресурсов вы обнаруживаете таинственный предмет неизвестного происхождения. Случается странное, и ваш герой теряет сознание — самое время перейти к этапу создания персонажа.
Определившись с внешностью, “типом строения тела” (пол теперь в США под запретом), мы переходим к настройке сюжетных элементов и выбору перков. В первом случае вам надо определиться, какая предыстория скрывается за вашим героем — события, которые предшествовали вашей работе шахтером. Тут есть где разгуляться, но особой значимости при прохождении ваш выбор не дает. К примеру, выбрав “Фаната”, вы достаточно быстро встретите NPC, который восхваляет вас за какие-то неизвестные заслуги и готов по первому вашему слову сигануть в открытый космос без скафандра. К слову, его можно позвать на корабль, и в этом случае вы обречены раз за разом слушать оды в вашу честь.
Если же вы выберете “Цель охотников за головами”, то не удивляйтесь тому, что периодически на земле и в космосе на вас будут нападать те самые охотники за головами. В чем причина такого внимания и высокой награды, непонятно, просто примите как данность.
При выборе навыков все более-менее стандартно. Они разделены на тематические группы (например, группа боевых умений или технических), но вот с прокачкой Тодд решил немного шагнуть в сторону. Нет, глобально ничего не изменилось — чем чаще вы что-то делаете, тем лучше это будет у вас получаться. Только подается это теперь в формате “сперва попрактикуйся, а потом уже поднимай уровень”. Например, навык убеждения (очень нужен при вдумчивом прохождении игры!). Первый уровень вы берете за очко навыков. А далее вам необходимо несколько раз успешно убедить собеседников в своей правоте. Сделали это в пяти разных случаях? Отлично, можете поднять навык до второго уровня. Теперь сделайте то же самое 15 раз. И все в таком духе.
Что-то качается быстро и незаметно (например, “Мусорщик”), что-то — долго (к примеру, для повышения мастерства пилотирования и получения лицензии на более крутые корабли надо уничтожать звездолеты противников, что не так-то просто сделать, особенно если играете на харде). Но в целом, если поставить себе целью прокачать что-то конкретное, труда это не составит.
И вот вы закончили с созданием героя. Сюжет вдруг выдает первый “вот это поворот”. На ваше предприятие прилетел некто Баррет и сразу с места в карьер: “Эй, парень (или девушка), никто и звать никак. Ты потрогал артефакт, а, значит, вот тебе мой корабль и робота в помощь. Лети вот сюда и все расскажи членам сообщества “Созвездие”. Вот такая завязка — с литературной точки зрения бред да и только.
Прилетев в точку назначения и познакомившись с представителями этого общества, вы узнаете, что найденный кусок не пойми чего — это часть артефакта, и их все нужно найти. Делать это будете, конечно же, вы. Но не в одиночку, напарники вам в помощь. С этого и начинается ваше приключение.
И забегая немного вперед, скажу, что на этот раз роль “избранного” подана практически без пафоса, который каждый раз наблюдался в прошлых ролевых играх от Bethesda. Конечно, ближе к концу первого акта основного сюжета (тут все по классике — сюжет разделен на три акта с катарсисом в конце) вы узнаете, что в деле поиска частей артефактов замешаны какие-то уж очень могучие силы, но при этом все эти силы — лишь персоналии, а не организации. То есть, на этот раз нам придется противостоять не какому-то могущественному абсолюту, который стремится к порабощению всего вокруг. Нет, все довольно камерно, и я бы даже сказал, эгоцентрично.
При этом игра не торопит вас бежать вперед. Вы всегда имеете время отвлечься на стороннюю историю или хотя бы просто исследовать планеты на предмет чего-то интересного. Но мой вам совет: лучше идите по основному сюжету вплоть до того момента, когда вам откроется возможность создавать свои корабли и строить аванпосты. Вы откроете весь возможный функционал Starfield, и дальше уже можете заниматься тем, чем пожелаете.
Об игровых механиках
Тодд не обманул. Размеры галактики в Starfield поражают. Да, это не бесконечное пространство, как в Elite, но и того, что есть, с головой хватит вам на много недель и месяцев. Исследовать все это пространство и объекты вы можете как того пожелаете, а можете вообще забить и не вспоминать несколько дней.
Например, в Starfield разработчики реализовали возможность перемещаться на космические расстояния через систему “быстрых перемещений”. И многие крикливые геймеры вдруг посчитали, что это ошибка дизайна — мол, “игра про космос, но без космоса! Можно все пройти, даже не садясь в корабль”. Да, можно. У вас есть такая ВОЗМОЖНОСТЬ. А еще есть возможность сесть в корабль, вылететь на орбиту и самостоятельно отправиться в полет от одной планеты к соседней. Учитывая расстояния, делать вы это будете ОЧЕНЬ долго.
И даже если вам хватит терпения, то придется натолкнуться на печальный факт: мир игры состоит из отдельных модулей, и ни о каком открытом пространстве речи не идет. Вы не сможете вживую из космоса приземлиться на поверхность планеты. А при стыковке кораблей или абордаже вы каждый раз будете наблюдать короткий ролик-загрузку.
Но стоит отметить, что загрузки в игре совсем недолгие, а я закончил игру по сюжету полностью! Да, встречал жалобы на “загрузки до минуты”, но тут, скорее всего, претензии должны быть к вашему железу. На моем SSD KINGSTON SNVS1000G дольше 10 секунд я не ждал даже при посещении городов или больших баз.
Немаловажным моментом является то, что Starfield еще больше ушел в сторону экшена даже по сравнению с Fallout 4. Тут уже нет никаких “замираний” с системой VATS или чего-то подобного. На выбор у вас несколько типов оружия, причем часть из них пришла прямиком из XX века, хотя по сюжету век за окном уже XXIV. Стрельба в игре реализована средненько — какой-то импакт от ганплея чувствуется, но впечатление сильно портит зависимость точности от навыка. Доходит даже до абсурда — лучевое оружие может промазать, несмотря на то, что наведено на цель. Линзы внутри ствола смещаются, что ли… А вот ближний бой в игре вообще никакой. Ни красивых анимаций, ни ощущения от боя холодным оружием. Так, для галочки.
А вот что точно порадовало, так это сражения в космосе. Нет, тут ничего новаторского вы не увидите, если играли в другие подобные игры. Просто отлично реализованная механика. У кораблей есть две полоски живучести — одна отвечает за энергетический щит, который поглощает любые попытки воздействия на корпус, вторая — целостность этого корпуса. Сперва снимаем щит, потом разрушаем корабль. Или берем на абордаж, если хотите.
Да и управление кораблем в невесомости сделано неплохо. Мало того, навык пилотирования можно поднять, что откроет вам новые маневры и даже лицензию на пилотирование более крутых звездолетов (они делятся на классы, на старте игры у вас лицензия класса А).
Если же вы предпочитаете неторопливое исследование, то и тут игре есть что предложить. На планетах, помимо очевидных ресурсов из таблицы Менделеева, вы будете встречать представителей различной флоры и фауны. Некоторые из них вполне мирные, а иные не прочь полакомиться бегающей колбаской в обертке. И всех их можно и нужно сканировать, пополняя базу данных и получая больше ресурсов в после исследования.
К слову, о ресурсах. Их много, и их придется гриндить, если вы заинтересованы в таких вещах, как крафт предметов, медикаментов, оружия, создания и развития форпостов и даже проектирование космических кораблей! Так что для терпеливых задротов в игре настоящее раздолье! В Сети полно примеров уникальных космолетов, начиная от классического “Тысячелетнего сокола”, заканчивая летающими пенисами.
Но добычу можно и автоматизировать, создав на планетах аванпосты. Такой себе привет из Fallout 76. В них размещаются станки для крафта, а также научно-исследовательские лаборатории. Но такие же можно найти практически на любой заселенной людьми планете. Понятное дело, что абы где аванпост построить не дадут, но с этим у вас проблем не возникнет — главное, навык прокачайте.
Графика, звук и музыка
Тут можно рассказывать долго, а можно и покороче. Я предпочту второй вариант. Да, движок игры сильно устарел, и он многое уже не может. Хотя мододелы раз за разом доказывают, что старичок еще ого-го! Тем не менее я не могу назвать картинку в игре плохой. Она не шедевральная, у вас ни разу не возникнет вау-эффект от увиденного, но в целом перед глазами приятный и достаточно детализированный визуал. Правда, ему не хватает яркости красок, и складывается впечатление, что вы смотрите фильм через фильтр немного устаревшей кинопленки.
Зато аниматоры шикарно потрудились над мимикой лиц ключевых NPC. Ключевых, а не всех подряд! Да, на статистов ресурсов не нашлось, и большинство из них выглядит как жители зловещей долины.
А вот про музыку что-то интересное я не скажу. Увы, но на этот раз композиторы Bethesda не смогли дать нам саундтрек на все времена, вроде “Довакина” или оркестрового пиршества из Morrowind. На фоне что-то играет, оно не раздражает, и спасибо на этом.
Зато со звуками дизайнеры заморочились. Будь то стрельба из лучевого оружия или треск, издаваемый пока еще неведомой тварью на богами забытой планете, — все звучит отлично! Не подкачали и актеры озвучки — интонации живые и голоса подобраны очень хорошо. Правда, немного раздражает клюквенный “русский акцент” (чернокожий десантник Владимир передает привет). Да и в целом, если вы встречаете в игре русского, то сразу готовьте уши к этому противному скрежету вместо английского.
Интерфейс
А вот реально за что хочется придушить разработчиков, так это за откровенно отвратительный интерфейс игры! Видеть в 2023 году подобный кошмар — это физическая пытка. Тонна окошек, подокошек, сплошные списки бесконечного лута, в котором вам предстоит раз за разом разбираться, огромные изображения предметов — что за садист-извращенец делал такое, одному Тодду известно. Неужели в студии никто не указал на очевидный факт — интерфейс катастрофически громоздкий и неудобный!
Итоги
Что можно сказать напоследок. Да, “Старфилд” — это игра из прошлой эпохи. Но почему это плохо? Разве игры прошлой эпохи были недостойными? Вы ожидали графического пиршества на весь “Пятый “Анрил”? Но ведь Говард и не скрывал, на каком движке делается игра.
У Тодда получались и по-прежнему получаются великолепные приключения. Они не про вызов, они не про сложность. Они про историю. В Starfield вы можете долгое время заниматься чем-то одним, например, добывать ресурсы или вести челночную торговлю “здесь купили — там продали”. А можете бегать по побочным квестам, которые, к слову, весьма интересно сделаны. Если бы на орбите одной из планет я, воюя с пиратами, случайно не зацепил корабль законников, то и не получил бы квест по внедрению в ряды этих самых пиратов. И уверен, что таких неочевидных моментов в игре еще очень много — ведь я лишь пробежался по сюжету и лишь немного посмотрел по сторонам.
А знаете, что действительно шедеврально в Starfield? Это режим “Новая игра +”! Я не стану вам спойлерить сюжет, но так гениально эту идею воплотить мог только Тодд Говард!
Может, я и не закончил “Старфилд”, а сюжет только начался?
P.S. Чуть не забыл. Оптимизация. Поначалу игра на моей конфигурации Ryzen 5600X + RTX 3080 немного притормаживала и FPS проседал. Но через минут 20 я вообще забыл, что подобное происходило. Не знаю, как ведет себя игра на более слабых конфигурациях, но в моем случае система автоматически все поставила на “ультра”, и ни разу мне не пришлось настройки понижать.