Обзор The Ascent - веселый, но недоработанный кооперативный диаблоид
Баги, вылеты и недоработки в безумно стильном киберпанке
Сегодня, 29 июля 2021 года состоялся выход новой киберпанковой экшен-рпг The Ascent, которая отправляет игрока в мир будущего, на огромную многоэтажную станцию, где главный герой и ему подобные подписывают свои жизни в рабство огромным корпорациям. Главный герой становится расходным материалом, которого корпорация отправляет выполнять грязную и опасную работу. В одночасье корпорация, которой принадлежит главный герой, разваливается, и вся их зона контроля, включающая целые этажи мегаполиса, остается без управления. Выживет ли игрок в этом хаосе и поднимется ли на вершину пищевой цепочки и расскажет история игры The Ascent.
Со стороны геймплея у нас все просто - The Ascent представляет собой смесь диаблоида и top-down шутера. Камера в основном изометрическая, но то и дело меняет угол или дистанцию, чтобы подстроиться под окружение или предложить модный и молодежный угол обзора, как Nier Automata. Особого контроля над камерой у игрока нет. Бегаем при помощи WASD, стреляем при помощи мыши, убиваем толпы врагов, бросаемся разного рода гаджетами и гранатами, а также швыряемся магией, под которую тоже выделено 2 активных слота и 2 слота под пассивки. Интересных фишек у нас две.
Во-первых, вместо традиционного кулдауна на способности и гранаты у нас две полоски ресурса, который нужно восполнять перед последующим использованием способностей. Различные гранаты и гаджеты требуют разного количества ресурса для использования - простые гранаты, скажем, требуют 300 единиц, а условная автоматическая турель или большая бомба - 800 единиц. Мелочью можно кидаться часто, а сверхмощные гаджеты нужно заряжать долго и усердно. Пополняется ресурс через убийства врагов и подбор специальных бутылочек, которые выпадают из врагов и различные сундуков.
Активные навыки требуют другого ресурса, который в принципе можно обозвать маной - так он и работает. Собрал достаточно - можно использовать способность, а пополняется мана таким же образом: убийством врагов и сбором синих бутылочек. Баланс настроен таким образом, что восполнять полоски маны и “тактики” достаточно долго - швыряться гранатами в каждом бою не получится. К концу игры можно сделать из персонажа “мага” и стрелять лазерами изо рта, но большую часть игры навыки и гранаты используются по особым случаям (для убийства большого парика или элиток).
Вторая фишка связана с механикой стрельбы и представляет собой “физику высоты”. У игрока есть возможность выбора положения стоя или присев, в обоих положениях можно поднимать оружие повыше. Дефолтная стрельба стоя идет от бедра с прицелом в живот, зажмешь ПКМ - игрок поднимет ружье к голове. Таким образом обычным людям лучше стрелять в голову, а если так стрелять в полуросликов, то пули просто пролетят под головой. А с учетом разбросанных по уровню укрытий в полный рост и на полтуловища, получается достаточно интересная боевая система. Одни противники любят обходить, другие любят садиться за укрытие и заливать пулями оттуда, да и сам игрок может этим пользоваться. Top-down шутерам такие механики нехарактерны, отчего боевая система в The Ascent воспринимается свежо и интересно.
Со стороны прокачки все достаточно скудно - игроку на выбор представлено порядка десяти характеристик, вроде стандартных +ХП, +Мана, +Крит, до более интересных +Скорость свапа оружия/перезарядки или +Скорость возвращения стабильности после стрельбы. Характеристики ОЧЕНЬ сильно влияют на персонажа - прокачанное до максимума ХП увеличивает его более чем втрое, а прокачка перезарядки позволяет менять обойму за долю секунды. Прокачка идет достаточно быстро и к концу игры при полном прохождении побочных квестов ориентир идет на достижение 27-29 уровня, а с возможностью сбросить навыки и сделать респек париться особо не стоит.
Характеристики помогают создать специализацию и подстроиться под носимое оружие. Быстрая перезарядка обязательно, если играешь с ПП или дробовиками, чья обойма заканчивается очень быстро, а если бегаешь с пулеметом, который выпускает всю обойму за 20 секунд, переживать о скорости перезарядки не стоит - там важны другие показатели. С разнообразием оружия не так все хорошо, как могло бы быть. Первую часть игры бегаешь с тем, что дают - пара револьверов и ПП, а к середине игры появляется какое-никакое разнообразие, но только в типах оружия. Пара стандартных пистолетов, пара револьверов, 2 дробовика, 2 ПП, 2 штурмовых винтовки, 2 пулемета, 1 снайперка и несколько уникальных типов оружия, вроде гранатомета и минигана + энергетические аналоги для битвы с роботами и это все. С учетом того, что оружие открывается постепенно, разнообразия получается немного. Нравятся дробовики? Первый получаешь через 4 часа игра, второй - через 8, а там уже и игра заканчивается.
Система улучшения оружия и его баланс тоже сильно покалечены. Из специальных сундуков и с “элитных” врагов игрок частенько получает токены для прокачки оружия, но их слишком мало - прокачать одну-две пушки можно, но как только начинаешь пробовать то одно, то другое, токены быстро заканчиваются. А использовать непрокаченное оружие совсем не комильфо - урона не хватает. Так и получается, что и без того скудное разнообразие усугубляется ограниченным количеством токенов апгрейда, которые игрок может получить. Прокачать в итоге получится 5-6 пушек за игру - приходится делать выбор, с чем бегать и во что вкладываться. Но даже так все было бы нормально, если бы The Ascent следовала стандартной формуле Diablo с несколькими уровнями сложности или Новой Игрой+, но упор разработчики ставят на одно прохождение: максимальный уровень прокачки оружия достигается легко, прокачка персонажа полноценная, никаких подземелий, элитных квестов и испытаний нет, а НГ+ полностью отсутствует (хотя патч первого дня может это изменить).
И этот просто факт, что игра рассчитана на одно прохождение сюжета, создает множество проблем для The Ascent. Все те недостатки, которые можно было списать на “первое прохождение, дальше будет больше”, остаются недостатками - малое разнообразие противников, отсутствие боссов, малое разнообразие биомов и уникальных врагов, с ними связанных, мало разнообразия в квестах, скудная прокачка… Список можно продолжать долго. Не то, чтобы The Ascent была плохой игрой, просто требования к сюжетной игре на одно прохождение и игре-сервису абсолютно разные. И практически все геймплейные элементы The Ascent перекочевали из диаблоидов, рассчитанных на несколько прохождений и долгий гринд шмота в самом конце.
Игра заявляет, что она RPG, а подача квестов и сюжета очень рваная, да и никакой точки отсчета разработчики не задают. Мир The Ascent обширный и комплексный, разработчики создают очень много уникального, но для восприятия этого мира требуется контент, вокруг которого рассказываются истории, чего в игре просто нет. Ну вот в кодексе пишут про несколько производителей брони и оружия, а что толку? Или тут и там находишь записки, которые описывают рядовые будни или приключения обитателей мира игры, а что толку? Некоторые персонажи предлагают забавные квестовые цепочки с жульничеством на скачках и последующим разгребанием последствий, но что толку? Чтобы повествовательные элементы работали, нужно связать их друг с другом воедино и привязать к сюжетному пути персонажа. Но игра то у нас диаблоид! Мы просто пролетаем как пуля по всем локациям и никогда не возвращаемся назад. Толку было от этих историй и лора, если я провел буквально 15 минут на локации и никаких последствий своих действий я просто не увижу? Высокий темп игры просто не предлагает возможности остановиться и погрузиться в историю - повествование и геймплей работают друг против друга.
Вторая большая проблема игры - неопытность разработчиков, которая наблюдается абсолютно во всем. Начиная с дизайна интерфейса - он вызывает больше всего неудобства и раздражения. Вкладывая очки прокачки в навыки никакого подтверждения решений нет - нажал ЛКМ на картинку и все, попрощайся с очком опыта. Возможности открыть карту в стиле Diablo на весь экран нет - нужно постоянно заходить в меню. Стилизованный дизайн карты очень неудобен - нужно прям вглядываться и рассматривать закоулки, чтобы понять на нужном ли ты уровне и где лестница/лифт. Радар практически бесполезен - все, что он делает - это подсвечивание противников. Обучение нужно сразу же отключать, особенно при игре в коопе - игра то и дело предлагает узнать что-то новое во время боя: убегаешь от толпы разъяренных собак: “узнайте о новой механике игры! Для продолжения зажмите пробел на 10 секунд” и ты умираешь. Найс. Перечислять все эти неудобства я не буду - на это двух страниц не хватит.
Багов, вылетов, неработающих квестов и проблем с производительностью тоже хватает. Игра содержит Ray-Tracing и DLSS, но при это DX12 режим работает ужасно - огромное количество статтера как на видеокартах NVIDIA, так и AMD. Выстрелил - статтер, взорвал бочку - статтер, пукнул - статтер. Играть в DX12 режиме просто невозможно, а говорить о рейтрейсинге не имеет смысла. Даже комбинация 11700K + 6800 XT не вывозит без тормозов, хотя общий FPS очень даже высокий. В DX11 режиме дела получше, но подгрузки локаций вызывают заметные тормоза. Но самое сладкое - это повреждение файлов сохранения, если игра вылетает во время загрузки. Причем Steam Cloud может загрузить поврежденный файл в облако и лишить игрока бэкапов, которые лучше делать самому, особенно в мультиплеере - там можно и товарищам сохранения испортить. Вылеты происходят по разным причинам, но самая забавная - когда игрок умирает во время кат-сцены. Да, паузы в мультиплеере нет от слова совсем, даже когда игра хочет нам что-то показать.
Критики и претензий к игре у меня много, но это не значит, что The Ascent - это плохая игра. Со стороны геймплея у нее все очень и очень даже. Графика симпатичная, стиль и атмосфера удались на отлично, бегать, стрелять и просто нажимать на кнопки весело - а это самое главное, что ждешь от кооперативной игры. Игра способна доставить 10-15 часов фана в кооперативе даже в текущем, забагованном состоянии. Разработчики сделали много хорошего, но недостатки преследуют игрока с первых минут и до самого конца игры. Покупать или не покупать? Лучше дождитесь распродажи. The Ascent выпускают явно раньше срока - игру нужно облизывать, дорабатывать и фиксить, фиксить, фиксить. Через несколько месяцев и пару крупных патчей The Ascent сможет принести много удовольствие в кооперативе - с небольшой скидкой покупка себя точно оправдает.
Плюсы:
- Веселый геймплей
- Стильная атмосфера
- Адекватный кооператив
Минусы:
- Мало разнообразия
- Множество багов и технических проблем
- Отсутствие новой игры+