Обзор Victoria 3 — победы вкус, он словно сласть
Среди огромного разнообразия игровых направлений есть уникальные случаи, когда вышедшая игра становится синонимом жанра. Далеко ходить не надо — релиз первой части Diablo от Blizzard породил отдельный поджанр “Диаблоид”, относящийся к довольно размытой категории action-RPG. И услышав “игра в стиле “Диабло”, ваш собеседник отлично поймет ключевые механики и суть геймплея. Этот же пример можно отнести к серии Grand Theft Auto (начиная с третьей части). Творение Rockstar навсегда изменило игровую индустрию, подарив нам много отличных продуктов “В стиле GTA”.
Но история игровой индустрии знает случай, когда игровой жанр становится синонимом не какой-то отдельной франшизы, а сразу всей компании. И называется он “Стратегии от Paradox”. За этой фразой скрывается целый мир, в котором игрок, в зависимости от тематики игры, волен принимать самые разнообразные решения, влияя на судьбу отдельной страны, всего народа, целого мира и всей галактики.
Глубина погружения в управлении государствами в стратегиях от Paradox настолько поразительная, что ни одна другая игровая студия за прошедшие десятилетия не рискнула бросить вызов шведам, выпустив хоть что-то похожее. Не важно, о каком временном промежутке идет речь — эпоха колонизаций, Средневековье, Вторая мировая война или даже развитие космических цивилизаций, — геймер всегда может быть уверен, что впереди его ждут десятки, сотни и даже тысячи часов бесконечных экспериментов, сложных стратегических решений и часто очень неожиданные результаты.
Серия Victoria не исключение. События в ней происходят во времена Викторианской эпохи, длящейся сто лет — с 1836 по 1936 годы. На дворе заря Нового времени. И у вас есть один календарный век, чтобы достичь поставленных целей. Victoria 2 вышла в далеком 2010 году. За прошедшие 12 лет изменилось в игровой индустрии многое. Очень многое. Фанаты серии уже давно выросли и, возможно, завели детей, которые очень скоро сами смогут познакомиться с третьей частью — Victoria 3.
Екатерина, ты была не права
Если вы ранее не играли в Victoria, то запомните главное: у игры нет конечной цели как таковой. Задачи и методы их достижения вы ставите перед собою сами. Хотите захватить всю планету? Вперед, и с песней! Хотите сконцентрироваться на создании своего политико-экономического рая в конкретной державе? На здоровье! Считаете, что Япония при коммунизме жила бы лучше? Да и вообще, уверены, что история в какой-то момент повернула не туда? Victoria 3 дает вам уникальную возможность провести эксперимент длиною в сто лет и посмотреть, что в итоге получилось.
Двенадцать лет не прошли даром. Шведские разработчики отлично понимают, для кого они делают игру, и речь идет не только о суровых мужиках под сорокет, но и об их потомстве. А так как поколение зумеров очень тяжело воспринимает много текста и необходимость его читать, “Парадоксы” постарались сделать так, чтобы процесс обучения в Victoria 3 был максимально “юзерфрендли”.
Как театр начинается с вешалки, так и Victoria 3 начинается с обучения. Конечно, вы можете его проигнорировать и сразу погрузиться в песочницу, но все-таки я вам рекомендую обучение пройти. Ведь за прошедшую дюжину лет многое изменилось, не забывайте. Немного забегая вперед, отмечу, что Victoria 3 не стала легче, нет. Но за счет оптимизации подаваемой информации и нового интерфейса игроку стало значительно проще и интереснее изучать нюансы и особенности игры.
В начале вас знакомят с игровым экраном. Сверху указаны ключевые экономические, политические и бюрократические показатели, а также финансы.
Бюрократия нужна для работы государственных институтов. Да, этот аппарат все ненавидят, но без нее правительственная машина не просто начнет буксовать, а вообще никуда не поедет. Повышая показатели бюрократии, вы ускоряете многие процессы, вроде строительства и работы государственных учреждений.
Авторитет демонстрирует вашу политическую стабильность и состоятельность внутри страны. Чем он выше, тем больше смелых законов и пактов можно принять.
Влияние показывает вашу силу во внешней политике. Захотите устроить государственный переворот в соседней стране, чтобы сделать ее банкротом? На это понадобится влияние. Нужен торговый или таможенный союз с Россией? Снова влияние.
Ну а с деньгами все просто — если ваша экономика в порядке, заводы и фермы работают, шахты добывают ресурсы, а трудяги пашут в поте лица в четыре смены, значит, государство будет богатеть. При условии грамотной торговли, конечно. Ведь избыток производства является проблемой ничуть не меньшей, чем дефицит.
С левой стороны экрана вертикально расположились функциональные кнопки-фильтры. Внизу по центру дизайнеры выделили четыре больших кнопки с нужным функционалом — производство, внутренняя политика, внешняя политика (в Victoria 3 она называется “Политические игры”), армия и торговля. А с правой стороны расположили счетчик времени с регулировкой скорости его течения, основные задачи и информационную сводку о происходящих во всем мире событиях.
Для абсолютно всего в игре есть всплывающие подсказки, чтобы быстро понять, что зачем и по чем. Ну а игровым полем становится политическая карта мира Викторианской эпохи.
Далее система обучения будет ставить перед вами конкретные цели и подробно пояснять, зачем это нужно и как этого добиться. Не торопитесь и внимательно следуйте указаниям — весь процесс у вас займет не более получаса. И вот, вы готовы вершить судьбы мира!
Держава — гнёт, закон лишь маска,
Налоги душат невтерпёж.
Никто богатым не указка,
И прав у бедных не найдёшь.
Конечно, во многом успехи и неудачи будут зависеть от того, за какую страну вы решите играть. Если выбрать, к примеру, великую державу, вроде Великобритании с ее огромными сырьевыми колониями, то заботиться о мелочах не очень-то хочется. А хочется еще больше расширить подконтрольную короне территорию во славу Ее Величества королевы Виктории!
Но от внутренней политики и экономики никуда не деться. А потому вашей первоначальной задачей станет финансовый, промышленный, научный и добывающий рост государства. В стране проживает множество людей самых разных слоев, от дворянства до бедноты. Полтора десятка вечно чего-то желающих категорий граждан.
Скорее всего, ваша страна будет разделена на отдельные провинции. Конечно, если речь идет не о совсем уж карликовом государстве, типа Люксембурга. У территорий свои условия для развития в соответствии с представленными возможностями. Где-то выгодное сельское хозяйство, а где-то нужно сконцентрироваться на добыче полезных ископаемых. В больших экономических районах вы строите фабрики и заводы, развиваете логистику с помощью железных дорог, а также создаете себе торговый, рыболовный и военный флот, если у вашей державы есть выход к морю или океану.
По мере управления экономикой никуда не деться и от торговых связей. Понятное дело, что лучше с экономическими партнерами дружить, тогда и условия для сделок будут более привлекательными, и торговые пошлины ниже. В дело вступает дипломатия. На первых порах ничего сложного от вас не требуется — достаточно лишь дать команду на улучшение отношений с другой страной, что будет стоить некоторого количества очков влияния. Достигнув определенной отметки, процесс остановится. Вас уже будут воспринимать с симпатией, но чтобы перейти на следующий этап, необходимо начинать дипломатическую игру. Каким будет решение, зависит лишь от вас самих и от возможностей вашего государства. К примеру, заигравшись, я не заметил, как моя маленькая Бельгия вдруг стала вассалом Российской Империи. И все проблемы великой державы вдруг стали и моими проблемами.
В Victoria 3 практически все связано между собой. Продвигаясь в одном аспекте вы потянете за собой множество других, и не всегда эти изменения будут положительными. Ваш народ тоже очень любит играть в политику, организуя различные партии и профсоюзы. Любое решение, будь то закон или биль, имеет последствия — кому-то они нравятся, а кому-то как кость в горле. Недовольство вашими действиями приводит к росту радикально настроенных граждан. И чем выше градус напряжения, тем больше вероятность возникновения революции. А как только вы изучите социализм, к вам в гости постучится товарищ Карл Маркс…
Баланс соблюсти сложно даже на невысоком уровне игры. Чтобы принять тот или иной закон, недостаточно просто высказать желание, даже если вы король! Да, полностью узурпировав все ветви власти и подмазав нужные социальные группы, вы добьетесь большинства в легитимности правительства, но какой от этого толк, если подавляющая часть населения будет желать вашей скорейшей кончины?
Помимо экономического роста, важно следить и за технологическим процессом, а также за армией. Хотя в случае с вооруженными силами при достаточно высоких показателях финансовой стабильности всегда можно попытаться спрятаться за спиной одной из великих стран, попросив протекторат. Но если уж амбиции завоевателя вам не дают покоя, то придется развивать и этот аспект экономики. К слову, в вашей стране изучение чего-то нового происходит автоматически, но вы можете дать задачу сконцентрироваться на конкретном элементе. Это ускорит прогресс в выбранной области, но не отменит параллельные исследования.
А если уж вам все-таки захочется повоевать с соседями, то будьте готовы к тому, что непосредственного участия в командовании войсками вам не дадут. За маневры отвечают ваши генералы и адмиралы в силу своей компетентности. Зато вы можете влиять на события через политическую игру, привлекая союзников, устраивая экономическую блокаду и все в таком духе.
По итогу
Визуально картинка выглядит очень приятно. Да, вы по-прежнему будете созерцать “контурную карту” мира, приближая ее до уровня региона и отдаляя до охвата всей планеты. Но тут уж ничего не поделать — таков выбранный стиль разработчиков. Но вот что скажу: игре не хватает визуального отображения времен года. И зимой, и летом карта выглядит одинаково (как летом). Хотелось бы видеть покрытую снегом землю или дожди осенью. Да, это условность, ведь таймер можно ускорить так, что одна неделя будет пролетать за пару секунд, а такие эффекты лишь нагрузят вашу систему. Но подобного разнообразия все-таки не хватает.
Также хотелось бы отметить некоторые проблемы с оптимизацией. Чем дольше играешь, тем чаще будут встречаться “фризы” при изменении масштаба карты. Очень хочется, чтобы разработчики поработали над этой проблемой.
Но все это натурально мелочи. Они никак не могут повлиять на оценку игры, которая, как вы уже догадались, высокая. Игра выходит завтра, 25 октября. Всем ценителям умных игр крайне рекомендую!