Обзор Zenless Zone Zero — младшая дочь miHoYo, которая поссорила фанатов старших
Компания Hoyoverse недавно выпустила свою четвертую (все забывают про Honkai Impact 3rd) “большую гачу” в семье высокодоходных игр в стиле аниме — Zenless Zone Zero. Накануне релиза продюсер игры клялся и божился, что ZZZ — это совсем иная игра, не похожая на старших сестер. Даже обещал, что понятие “энергии” из игры убрали. Но эти слова оказались ложью, хотя мы не исключаем вероятности неточного перевода с китайского языка.
Я провел в игре уже достаточное количество времени и закрыл практически весь актуальный контент, чтобы составить собственное мнение об этом продукте. Любопытно, что споры в Сети вокруг ZZZ пылают куда ярче, чем это было на момент релиза Honkai: Star Rail почти полтора года назад. Но большая часть критики сводится к унылому синдрому утенка и полнейшему непониманию сути этой игры. Нам же еще до релиза было сказано: это НЕ “Хонкай”, и НЕ “Геншин”. Так зачем же публика ждала повтора, надеясь в ZZZ увидеть то, чего игрокам никогда не обещали? Давайте разбираться
Zenless Zone Zero — это другая игра
С одной стороны, вместо открытого мира разработчики нам предлагают тщательно изучить небольшие камерные локации, которые при этом проработаны с особой тщательностью. На сегодняшний день в ZZZ всего два крупных района и несколько маленьких локаций, но зато количество мелких деталей и мизансцен в них зашкаливает.
При этом фанаты Genshin Impact почему-то яростно возмущаются тем фактом, что в ZZZ у вас не получится бесцельно бегать полчаса по локации, собирая от нечего делать очередной цветочек или убивая бедолагу-хиличурла.
С другой стороны, вместо пошаговой боевки в духе классических JRPG игрокам на гора выдали очень простой, но при этом динамический экшен. И пусть разнообразие боевки сильно уступает лучшим представителям жанра “слэшер”, вроде DMC или той же “Байонетты”, игра способа порадовать крутыми сценами боя, так как и в этом случае дизайнеры уделили много внимания деталям. Герои великолепно анимированы, их удары по-настоящему уникальны (за редким исключением), а комбинации и анимация идеальной помощи — так вообще выглядят круто и свежо.
При этом фанаты Honkai: Star Rail почему-то яростно возмущаются тем фактом, что в боевке ZZZ игроку не дают подумать, или тем, что в игре нет в автобоя.
Если говорить проще, то Zenless Zone Zero не смогла привлечь игроков ни с одного из двух лагерей (напомню, что на Honkai Impact 3rd всем плевать). Таким образом, пусть у игры и солидный издатель в лице miHoYo за спиной, аудиторию ей пришлось собирать с нуля. И нельзя сказать, что этой аудитории мало, однако, судя по данным продаж, ZZZ значительно уступает старшим.
И несмотря на различия, есть у этих игр много общего. Правда, это не касается игрового процесса, за исключением привязки вашей активности к энергии, которая в ZZZ тратится мгновенно, а накапливается стандартно — за сутки на 100%.
Добро пожаловать в Нью-Эриду
Как и в Honkai: Star Rail и Genshin Impact, вы начинаете с выбора двух персонажей: парня или девушки. Не играет большой роли, кого вы выберите, — оба героя, Вайс и Рин (в английской версии девочка получила наимерзейшее имя Белль) практически всегда рядом и делают все дела совместно. Хотя в сюжете будет момент, когда один спасает другого, но это лишь один эпизод.
Для всех брат и сестра являются владельцами видеосалона на Шестой улице. А вот для посвященных — они прокси, местные хакеры-проводники, известные под ником Фаэтон.
Мир игры одновременно и похож, и сильно отличается от нашего. Дизайнеры решили сыграть на ностальгии из конца 80-х, начала 90-х годов прошлого века. Но вот незадача: на чьей ностальгии они играют? Ведь молодежь, на кого эта игра в первую очередь рассчитана, не жила в то “святое” время, а взрослым геймерам играть за подростков и решать их подростковые проблемы не особо интересно.
Как бы то ни было, мир игры строится вокруг эстетики конца прошлого столетия, с его видеокассетами, пузатыми телевизорами и музыкальными пластинками. Ведь только истинные меломаны слушают музыку на винилах. Понторезы.
По сюжету герои живут в мире после огромной катастрофы. Мир был потрясен появлением огромных межпространственных дыр, и появившиеся из них монстры устроили хаос на Земле. Но время прошло, и человечество научилось бороться с монстрами и добывать из другого измерения полезные ресурсы. Но путешествие в каверну (так называются пространственные разломы) сопряжено с огромной опасностью. Но среди людей появились те, кто может стать проводником, — прокси. Вот за таких героев вы и играете.
Взяв под контроль роботизированных существ, похожих на кроликов, банбу, которых используют для исследования Пустоты, вам предстоит выполнять заказы жителей Нью-Эриду, постепенно погружаясь в пучину городских интриг, разборок корпораций и, конечно же, глобального мирового заговора, куда уж без него.
Что касается мира непосредственно, то он представляет из себя нарезку всевозможных аниме-штампов, с милыми кошко-девочками, пушистыми фури-мальчиками (зверолюди в ZZZ называются теренами) и малышками-горничными с огромной самодельной пилой-болгаркой в качестве оружия.
Геймплей
Игровой процесс можно разделить на три самостоятельные части.
В основе игры лежит сюжет. Он подается разными способами, будь то диалоги (признаться, порой они чертовски затянуты и скучны) или вставки-комиксы. Катсцен мало, бюджета под них явно не выделяли.
Вокруг сюжета строятся две ключевые механики: бои и исследования каверн. Про экшен-составляющую я уже рассказал выше. Она сделана отлично, ярко, динамично, с достаточной как для мобильной игры глубиной. В бою вы сражаетесь отрядом из трех человек, и вольны переключаться между ними по своему желанию и ситуации. Герои делятся на роли в бою: дамагер, танк, поддержка и все в таком духе. Но если сводить все к простой формуле, то сражение выглядит так: вам нужно как можно скорее оглушить противника и дамагером навалять ему “по самое небалуйся”. Никуда не делось и разделение на стихии с сильными и слабыми сторонами.
Многие боевые сцены требуют от вас уложиться в определенный отрезок времени. Это полнейший маразм. Не потому, что это сложно, нет. Если вы равномерно развиваете трех героев, то проблем с убийством босса за 3 минуты у вас не возникнет. Но сама по себе идея заставлять игрока переживать за тайминг — это натуральное издевательство.
Вторая ключевая механика — это исследование каверн. И именно вокруг нее и сформировались основные претензии к игре. Дело в том, что эти исследования выполнены в виде мини-игры, так называемые телевизоры. Вместо того чтобы бегать по локации и изучать каждый угол, вам предлагают игровое поле, разделенное на несколько экранов. Это двухмерное изображение Пустоты. И вы, вселившись в банбу, прыгаете по этим экранам-плиткам, собирая награды и решая несложные головоломки.
Реализуй эту механику с видом от третьего лица, я уверен, никаких бы претензий не возникло. Но из-за выбранной манеры подачи происходящее на экране очень-очень часто вызывает скуку. А теперь представьте, что в один момент вам выдадут квест, по которому нужно пройти 99 локаций этих самых телевизоров. Я уверен, что создатели игры отлично понимают, насколько эта механика является раздражающей. И сделали такой квест специально, чтобы отправить ваши пятые точки на Татуин из-за необходимости потратить два часа времени на прохождение этой нудятины.
В ZZZ также есть несколько режимов, к которым вам необходимо получить доступ для продвижения истории, включая сюжетный, режим исследования и боевой режим. С ростом уровня вам также будут открываться дополнительные активности, вроде Нулевой каверны (режим-рогалик, состоящий из телевизоров, в котором вам нужно собирать различные бонусы, а в конце сразиться с мощным боссом) или местной “Бездны”, для прохождения которой вам придется развивать две полноценные команды (то есть, шесть героев как минимум).
Дизайн героев и банбу
Классной фишкой ZZZ, без сомнения, стал дизайн героев и наличие андроидов-помощников банбу.
Герои выполнены в классическим анимешном стиле, но внешние образы, как и характеры, очень детально проработаны. Вы не найдете двух одинаковых персонажей (хотя Солдат 11 и Энби можно назвать исключениями, странно, что ОНИ не сестры). Как и положено в аниме, дети-подростки стоят в одном ряду со взрослыми героями, ничуть им не уступая в бою, но постоянно создавая нелепые ситуации по сюжету.
Тут вам и глава строительной мегакорпорации “Белобог” — огненная девчонка-пацанка, орудующая строительным молотом, которая легко прикинулась ученицей младших классов. А вот вам полноценная личность-андроид, фанатеющий от сентай-сериала про супергероев, воюющий с помощью двух револьверов. И, конечно же, чопорный и всегда вежливый фурри-дворецкий, который ногами изобьет любого противника. А как вам звезда первого баннера, школьница-горничная, из пятой точки которой торчит хвост… Нет, не кошечки, или лисички, а акулы. Вот так вот дизайнеры видят: акулий хвост — это, по их мнению, круто и необычно. Необычно — да, а вот насчет крутости большие сомнения. Выглядит это, мягко говоря, нелепо.
Зато с банбу все выше всяких похвал. Авторы игры сразу придумали маскота, который не раздражает, как Паймон, и всегда выглядит мило. Эти круглые робо-зайчики без сомнения станут хитом продаж на “Алиэкспрессе” или на наших маркет-плейсах. Причем, полет для фантазии при создании образа банбу — бесконечный. Тут вам и банбу-акулка, как известный витубер, и классический заяц, и космонавт, и даже в латекс обтянутый банбу есть. Кроме того, зайцы принимают непосредственное участие в сражениях, помогая команде. Их же можно и нужно прокачивать, чтобы увеличивать боевую мощь.
Монетизация
Тут разработчики вообще ничего нового не изобретали, а взяли уже давно зарекомендовавшую себя систему из “Геншина”. Каких-то героев нам дают по сюжету. При желании вы можете их прокачать и закрыть ими весь актуальный контент, кроме бездны. А все дело в том, что для эффективности вам нужно собирать команды из расчета максимальной полезности. И пусть даже стартовый состав в состоянии закрыть базовый контент, на высокоуровневый его явно не хватает.
Значит, вам придется крутить гачу. Поначалу ресурсов для круток вам предоставят в избытке, вы быстро сможете себе собрать два боевых состава. А вот кого вы получите, тут все зависит от удачи. К счастью, есть стартовый “гарант”, правда, он тоже случайный.
В остальном игровой магазин полностью копирует ассортимент “Хонкая” и “Геншина”. Так что ничего нового в нем нет. Всего гач в игре четыре: баннер с героем, баннер с оружием, обычная гача и гача банбу. Из обычной гачи вы ролите как героев, так и оружие к ним. Так что не факт, что на 80 крутке вам выпадет персонаж. Зато банбу всегда по гаранту выпадает тот, кого вы заказали.
Итоги
Zenless Zone Zero сочетает в себе яркость и острые ощущения незамысловатого экшена, созданного для игроков любого уровня подготовки. Но с другой стороны, эта боевка многим покажется уж очень примитивной. А бои на время откровенно огорчают.
Также неоднозначными получились телевизоры — исследовательский контент, который часто чрезмерно затянут и не предлагает никаких по-настоящему интересных идей.
Зато к дизайну героев, миру игры и милым банбу нет никаких претензий. В итоге у авторов получилась камерная и по-домашнему уютная игра, не лишенная недостатков, но достоинства которой сверкают куда ярче.