Большой обзор Assassin's Creed: Odyssey — Origins на "максималках"
Обзор игры Assassin's Creed: Odyssey на PlayStation 4
Во вступлении очень хотелось пошутить, что 5 октября релизнется дополнение к Assassin’s Creed: Origins, но рука не поднялась. В этот день выйдет Assassin’s Creed: Odyssey — полноценная часть серии, а не клон с другими текстурами, хотя именно так ее все пытаются обозвать.
Для тех, кто в танке — серия не вернулась к конвейеру. Последние две игры разрабатывались параллельно, поэтому их релизы проходят второй год подряд. Следующая часть будет лишь в 2020 году.
Из-за того, что разработка велась одновременно, Origins и Odyssey действительно похожи. Интерфейсом, графикой, моделями, некоторыми механиками и основами геймплея. Это сильно бросалось в глаза в трейлерах и на скриншотах. Но после личного знакомства становится ясно — Origins была большим экспериментом. В ней Ubisoft пробовала новые идеи, прощупывала почву, это был переходный пункт.
Результат — Odyssey. Со многими доведенными до ума механиками, с большим разнообразием, с толковой RPG-составляющей. Она эволюционировала не внешне, а геймплейно. Ее никак не назвать DLC. В этом плане скорее Origins была огромной демкой, с помощью которой Ubisoft протестировала, в правильном ли направлении движется. Но не думайте, что это хвалебный обзор. Игру есть за что поругать, и даже нужно это сделать.
Начало игры
В описании сложности игры сразу пишут: легкий уровень - для новичков жанра RPG, средний - для его знатоков и так далее. То есть Ubisoft уже на полном серьезе позиционирует игру как ролевую. Это важно — переход совершен.
Затем нужно выбрать из двух режимов: героический или исследователь. В первом случае все цели заданий сразу отображаются на карте, а во втором их нужно искать. NPC наконец-то начали давать указания, куда идти. Например, разыщите бандита на таком-то острове, в регионе Перевал змеи, к югу от заброшенного храма.
Это классное нововведение, которого не хватало серии, но, на самом деле, все не так радужно. Большинство целей все равно показывают сразу, то есть заданий с подсказками меньше половины. Искать людей и места обычно легко, так как регионы небольшие. А когда приближаешься к ним, игра предлагает вызвать Икара (орла), чтобы быстренько цель зафиксировать. Вдобавок все подсказки шаблонные, в точности, как описано выше.
Механика интересная, но требует доработки. Тем не менее в настройках можно по желанию настроить интерфейс и усложнить себе задачу. Так что если хочется хардкора и долгих поисков (как в Morrowind) — ничто не мешает.
Под конец предлагают решить, за кого играть — Кассандру или Алексиоса. Каноничным героем считается Кассандра, поэтому я выбрал ее. Брат и сестра по-разному реагируют на некоторые вещи, хотя большая часть реплик у них одинаковая. В целом геймплей тот же.
Сеттинг
События Assassin’s Creed: Odyssey разворачиваются в древней Греции, в 431 году до нашей эры. В этом же году начинается Пелопоннесская война между Делосским союзом во главе с Афинами и Пелопонесским союзом под предводительством Спарты. Почти каждый игровой регион принадлежит одной из этих двух фракций, но об этом чуточку позже.
Фанаты любят говорить, что учат историю по Assassin’s Creed. Делать это по Odyssey нельзя. В ней есть исторические места, строения, персонажи, политики и философы, Геродот и Сократ, Перикл и Клеон, иногда - события. Но все повествование ведется от лица Кассандры, для которой то время родное. И ей редко требуются объяснения.
Эта игра не учит. В ней даже не раскрыта суть конфликта: почему началась война, что ей предшествовало, кто противоборствующие стороны, за что они бьются. Ни слова о том, как набирающие силу Афины вмешивались в политику других полисов, об афинском декрете и санкциях против Мегары, о том, что Спарта начала войну под давлением союзников. Не раскрыты отличия в мировоззрении государств.
Просто война. Просто Афины и Спарта. О союзниках, кстати, тоже ничего. Впрочем, игра принесет удовольствие тем, кто с историей уже знаком. Есть масса случаев и персонажей, важность которых поймут лишь знающие люди. А вот остальным будет полезно почитать о Пелопоннесской войне хотя бы на Википедии, чтобы быть в курсе дела.
Сюжет
Главная героиня — наемница, живущая на острове Кефалония в Ионическом море, западнее основного места действия. Кассандра воюет с местными бандитами, помогает соседям, спасает близких. И все до тех пор, пока прошлое не напоминает о себе и не втягивает в круговорот событий.
После такого описания сюжет кажется банальным, но только потому, что Ubisoft попросила не раскрывать слишком многое. А после того, как поиграешь, и не хочется. Это нужно пережить самому. Если в Origins все было просто — вот злодеи из Культа, убей их, то в Odyssey история постоянно сохраняет интригу. Она только дает ответ на один вопрос и тут же задает другой. От некоторых поворотов, причем еще в первой половине игры, хочется сказать: «Вау!». Они не такие эпичные, как в «Мире дикого запада», но тоже держат в напряжении.
Ассасинов создадут только через 400 лет после событий Odyssey, но Assassin’s Creed — это же не только они. Еще есть Тамплиеры, вернее, их предшественники, а также Первая Цивилизация, которой уделено много внимания. Но обойдемся без спойлеров.
Война
Раз выше уже заговорили о войне, обсуждая сеттинг, то ею и продолжим. Почти каждый регион на карте принадлежит либо Спарте, либо Афинам. У областей есть шкала защиты — насколько сильно присутствие фракции. Ее можно понижать, ослабляя местную власть: сжигать припасы, убивать солдат и офицеров.
Если убить правителя, регион будет вконец ослаблен. Появляется возможность начать битву за него, при этом можно принять сторону как атакующих, так и обороняющихся. То есть поубивать, например, афинян, а потом помочь им отбиться от спартанцев.
Сражения за регионы — это массовые бои с несколькими десятками солдат. Кассандра бегает по полю, убивает врагов, иногда офицеров. У обеих сторон есть шкала жизни. Задача — вырезать как можно больше вражеских солдат и сделать это как можно быстрее. Это интересная часть геймплея, но жаль, что однообразная: большинство битв одинаковые, проходят на похожих полях.
По сути, игрок решает, какой фракции он хочет отдать область. Первое такое дело будет по сюжету, в начале игры. Спарта хочет захватить… (пропустим название), и ей надо в этом помочь. Дальше же вы сами выбираете, за кого воевать — за Спарту или за Афины.
Тем не менее есть много квестов, где вас попросят ослабить какую-то из фракций, поэтому постоянно “топить” за одну сторону не получится. С другой стороны, Кассандра — наемница, она не обязана служить кому-то конкретному. Скорее тому, кто больше платит.
Есть неприятный момент: так как Пелопоннесская война плохо раскрыта, трудно определить, за кого хочется воевать. На первых порах в голове маячит теорема Эскобара, потому что неясна мотивация — за что бьются эти люди? Почему я должен сражаться за них?
Диалоги и отношения
Впервые в серии — разветвленные диалоги. В начале уже было сказано, что NPC теперь объясняют, что где находится, и давать подсказки. Обо всем этом их нужно спрашивать. Это во-первых.
Во-вторых, наконец-то появился выбор. Правда, не везде. Но в некоторых квестах можно решить: убивать или нет; как ответить: сказать правду, соврать, уклониться. При знакомстве Сократ захочет пофилософствовать, и что скажет Кассандра, тоже зависит только от вас.
Иногда придется принимать трудные решения. В одной из миссий бандиты хватают возлюбленных и главарь спрашивает: кого из них убить, а кого пощадить. Можно выбрать, а можно просто напасть. Время при этом ограничено. Что будет — узнаете сами. А на стартовом острове есть деревенька, которая почти полностью вымерла из-за болезни. Жрец хочет убить единственную выжившую семью, чтобы избежать заражения остальных поселений. Сделать это или пощадить их — выбирать вам.
Добавили возможность заводить отношения с персонажами и даже переходить к близости. Но эта механика очень сырая и поверхностная, хотя BioWare показывали класс еще в прошлом десятилетии. При общении с NPC специальный ярлычок сразу указывает, что его можно романсить. Так что неожиданности не будет. Постельные сцены, кстати, не показывают. Увы.
Обычно нужно просто помочь человеку, выполнить его квест, а затем можно тащить на сеновал. Но во время этих коротких заданий не получается прочувствовать персонажа и узнать его, чтобы появилась симпатия. Поэтому, по сути, это случайный секс. Еще проблема в том, что дальше отношения не развиваются. Заромансили девушку, переспали, а потом ничего. Никаких напоминаний, новых квестов. Героиню даже не ревнуют, если она пойдет спать с кем-то другим.
Наемники
Это аналог филаков из Origins, но круче. В Odyssey есть рейтинг розыска, как в GTA — он растет из-за убийств и краж. Но вместо звезд и тучи полицейских кто-нибудь из жителей региона нанимает охотника за головами, который должен убить героиню. Они в разы сильнее обычных врагов, имеют слабости и владеют особыми навыками: отравляют, поджигают, призывают животное-компаньона и так далее. За вами могут послать от одного до пяти наемников.
Головорезы обычно соответствуют уровню региона, а также могут преследовать игрока даже на воде. А если начать битву за область, то наемник ворвется в нее и попытается убить вас в пылу сражения. Лучше таких моментов избегать, потому что их трудно победить не в дуэли.
Существует рейтинг наемников, в нем 9 рангов. Чтобы по нему продвигаться, нужно повышать уровень и избавляться от конкурентов. Если убить самого охотника за головами, кстати, погоня не прекратится. Чтобы сбить рейтинг розыска, надо либо разделаться с нанимателем, либо откупиться. В целом это хорошая система, которая делает геймплей разнообразнее, добавляет новые цели и соревновательный элемент.
Боевая система, прокачка и крафт
Assassin’s Creed действительно уже не та. Но не в смысле хуже, а просто другая — серия эволюционировала. Сильнее всего это отразилось на боевой системе, потому что теперь большую часть времени героиня бьется в открытую. Во-первых, сражения за регионы, о которых говорилось выше, во-вторых, в некоторых квестах игра сама бросает Кассандру в открытое столкновение, не давая шанса подкрасться незаметно.
Однако стелс никуда не делся. Он все еще играет важную роль в геймплее, и есть задания, где важно, чтобы героиню никто не заметил. Это даже влияет на исход задания.
По-прежнему надо пробираться в лагеря, крепости, что-то красть, кого-то спасать или убивать. Пойти в открытую в замок с полусотней солдатов — не самый разумный поступок. Сражаться с несколькими противниками одновременно в целом нелегко. Вдобавок скрытные атаки наносят в разы больше урона, чем обычные — ими проще умерщвлять офицеров и капитанов. Стелса стало не намного меньше.
Зато открытые бои теперь лучше и интереснее, а с умениями еще и разнообразнее. Суперсилы даже объяснены сюжетом, но вот как — это спойлер. Впрочем, им это и не нужно. Они прекрасно вписываются в боевку и жанр RPG и совершенно не ломают атмосферу. Assassin’s Creed - не самая реалистичная серия.
На выбор дается много видов оружия, которое заметно меняет стиль игры. Набор почти как в Origins: мечи, ножи, копья, булавы, посохи, топоры и так далее. Щита нет, но так только веселее — нужно уметь вовремя парировать, уклоняться и успевать бить. Бои больше все-таки Action, а не RPG.
У оружия есть уровень и три типа урона: охотник, воин и убийца (как три ветки умений). Имеет смысл выбрать одно направление и вкачивать его, а не размазываться по всем, но это и так знают все фанаты RPG. Можно улучшить характеристики оружия в целом с помощью обычных ресурсов, либо повысить урон конкретного вида с помощью гравировки. Их дают за выполнение квестов и достижения.
Одна из трех веток способностей (охотник) отдана под лук — стрельбе уделяют массу внимания, для нее есть куча умений. Но если не нравится, пользоваться луком необязательно. Вторая ветка (воин) посвящена открытому бою, а третья (убийца) в большей степени скрытным убийствам, хотя есть навыки, которые помогут и в прямом столкновении.
Умений для стелса мало. Для обычного боя куча всего, но пользоваться всем набором не вынуждают. На самом деле, можно вообще не юзать ни одной способности. Сражаться станет сложнее, но вполне реально.
Увы, сохранилась извечная проблема серии — глупый искусственный интеллект. Противники иногда долго выжидают, дают кучу времени для удара, сами лезут под нож. Но, несмотря на это, бои не всегда легкие, если биться с несколькими противниками. Враги атакуют вместе, используют суперудары, парируют. Но могло быть лучше и сложнее.
Квесты
Когда речь заходит о квестах, друзья постоянно спрашивают: «Как в Ведьмаке?» Для многих это идеал многоуровневых и захватывающих заданий. Нет, Odyssey еще далековато, серия вот только что стала RPG, не нужно возлагать на ее плечи слишком тяжелую ношу.
Но она движется в этом направлении. Остались простые квесты, вроде «сбегай туда, убей того-то», но и появились большие побочные истории. Например, проблема лекаря, чья бабушка была провидицей-лгуньей, и теперь он хочет ее убить. Или ветка компаньона Одессы, которую правитель Мегары хочет кому-нибудь сосватать и заполучить ферму ее отца.
Все это длинные квесты, разбитые на несколько заданий, с выбором, от которого зависит финал побочки. Увы, не за всеми интересно наблюдать, потому что диалоги заметно не дотягивают, а персонажи редко интересны. Они не харизматичны и не запоминаются — обычные NPC с безликими диалогами. Не все, конечно же. Сюжетные персонажи прописаны хорошо.
В Odyssey много фарма — надо набивать уровни. Играя на нормальной сложности, врагов на два-три уровня выше уже трудно победить, не говоря о толпе. Пробежаться чисто по сюжетной линии не получится, потому что в ней частенько просят кого-нибудь убить. Приходится после каждых нескольких сюжетных заданий отвлекаться на побочки и тратить на них немало времени, так что завершить кампанию часов за 15 не удастся. Механика спорная. С одной стороны - это искусственное ограничение, отнимающее время, с другой — это повод исследовать мир.
Регионы полны точек интереса: пещеры, лагеря, крепости, руины, памятники, затонувшие корабли. Заняться есть чем. Наконец, Odyssey — это же мир Древней Греции: Афины, Спарта, знаменитые дворцы и амфитеатры, исторические места, восстановленные по фотографиям руин, древним рисункам и планам. Стоит как минимум разок пройтись по каждому городу, чтобы насладиться духом времени.
Появились ежедневные задания с ограниченным временем на прохождение (обычно, даются сутки). Увы, они как в MMORPG — банальны: убей 10 акул, потопи 5 афинских кораблей, сожги 7 спартанских складов. Но за некоторые такие квесты дают орихалк — особая валюта, за которую можно купить редкие предметы (эпическое оружие, внешний вид для корабля и так далее).
Корабль
Напоследок о мореплавании. Вновь это солидная часть геймплея, а не редкие короткие сражения, как в Origins. У Кассандры свой корабль, на котором можно бороздить моря. И даже нужно, ведь больше половины мира — вода.
Управление аркадное и легкое, справится даже ребенок. У посудин простая физика, реалистичного симулятора не ждите, но это и не плохо — наоборот весело, быстро втягиваешься.
Битвы - как в Origins. Если не играли, рассказываю. Атаковать можно стрелами или копьями, в том числе огненными. Когда что-то летит в вас, нужно нажать кнопку, чтобы команда пригнулась. Вдобавок можно таранить противников. В морских сражениях много экшена: стреляешь, пригинаешься, постоянно маневрируешь, пытаешься уйти с линии обстрела. Из-за того, что физика простая, корабль очень маневренный — это здорово, больше движения.
Снизив здоровье врага до нуля, можно потопить его, либо пойти на абордаж. Посудины сближаются, вы и ваша бравая команда прыгаете на чужой борт и устраиваете резню. Тогда помимо ресурсов за победу дадут еще и экипировку. Классная фича: если выкинуть кого-нибудь за борт, его съест акула.
По Ионическому и Эгейскому морям плавают спартанцы, афиняне, персы и нейтральные торговцы. Первые две фракции не станут атаковать, если не злить их, персы же агрессивны всегда, а вот торговцы — это легкая добыча. Но за пиратство тоже растет рейтинг розыска, и наемники могут погнаться за Кассандрой даже по морю.
Корабль прокачивается с помощью ресурсов: железо, дерево, кожа, разные руды и глиняные таблички, которые можно найти в руинах. Например, железо и руды разбросаны по пещерам и горам, специальные деревья для сбора растут в лесах, а еще древесина плавает в воде (остатки других кораблей, потерянные грузы). Кожу нужно сдирать с животных. Некоторое из этого можно купить у торговцев.
Также нужно нанимать людей в команду — они дают плюс к характеристикам. Правда, мест всего четыре, остальные — обычные клонированные солдатики. Можно оглушить любого воина (прям любого солдата) и завербовать, либо найти хорошего компаньона с лучшими статами. Например, Одессу, о которой говорилось выше. Если выполнить ее квестовую линию, она присоединится к экипажу.
Графика и техническая сторона
Об этом можно сказать меньше всего. Я играл на PlayStation 4 (не Pro), поэтому у меня визуал хуже, чем на PC. На скриншотах сразу видно мыло. Но Odyssey — это очень красивая игра. В ней потрясающие виды, отлично проработанные города. Хочется постоянно делать скриншоты, забираться на каждую скалу и любоваться пейзажами.
Что касается багов, это удивительно, но их практически нет. Я не смогу быстро вспомнить ни одного. Никаких покореженных лиц, пропадающих текстур или хождений сквозь стены. Возможно, просто повезло.
Итог
Если смотреть на картину в целом, Assassin’s Creed: Odyssey — это хорошая игра, которая стремится к лучшему. В ней много недочетов, массу вещей можно было подтянуть, но для серии это новая ступень. Ей еще предстоит освоиться в жанре и вырасти как RPG, если Ubisoft не забросит это дело.
Если вам понравилась Origins, то Odyssey стоит внимания. А если не устраивает, во что превращают серию, то, увы, придется играть в старые части. Новые от смены направления хуже не становятся.
Минус по полбалла за слабые моменты (не раскрытый сеттинг, диалоги, фарм и т.д.), плюсы за новые системы, сильные стороны (исследование, наемники) и стремление. Оценка Assassin’s Creed: Odyssey — 8/10.
Автор: Никита Якимов