[Обзор] Ghost of Tsushima - Кредо Самурая
Когда гайдзины сделали отличную игру про Японию
Ghost of Tsushima - это не та игра, которую ждали миллионы игроков и с замиранием сердца следили за каждой крупицей информации, которую нам давали разработчики из Sucker Punch Productions. Ни я, ни кто-либо из моих знакомых за игрой особо не следили и не питали к ней излишнего интереса, но когда мне выдали предрелизную копию, я оказался приятно удивлен.
Знакомьтесь, Джин Сакаи - самурай, красавец, обладатель доброго сердца, любитель лисичек, последний представитель благородного рода Сакаи и главный герой Ghost of Tsushima. В ходе игры ему предстоит пережить бойню, найти немногочисленных союзников, сделать непростой выбор и остановить вторжение монгольской орды на территорию Японии. Ghost of Tsushima - это история о том, как люди меняются в непростые времена. О том, что часть твоего народа опасней захватчиков. Это история о пути к свободе, о том, что иногда нужно отбросить честь, о дружбе, о семье и совсем немного о любви.
В детали повествования вдаваться, к сожалению, нельзя, но хочу отметить что основная сюжетная линия подается просто, без недосказанностей, но интересно, главные и второстепенные персонажи раскрываются в полной мере, сюжетные твисты не вызывают вопроса “Зачем?” и в целом с точки зрения сюжета все выглядит целостно и имеет законченную структуру. Лично я проникся и историей Дзина, и историей Юны, и историей госпожи Масако. Да что уж там, мне и главный антагонист понравился. Котун-хан - суровый, жесткий, расчетливый, но не лишенный уважения к своим противникам персонаж. По факту перед нами типичный японский образец нарратива с присущей ему гиперболизацией эмоций и комичными шаблонными персонажами второго плана. И пускай за игру ответственна американская студия, дух японской школы сохранен. И я полностью согласен с разработчиками, которые хотят по максимуму избежать сюжетных спойлеров “чтобы сохранить самые важные моменты и открытия для фанатов, чтобы игроки прожили их самостоятельно.” Поверьте, оно того стоит и сюжет вас не разочарует.
И если в нарративном плане игра воспринимается как японская до мозга костей, то в плане геймплея это типичная игра в открытом мире от западных разработчиков. И мир этот довольно большой и наполнен огромным количеством самых разнообразных точек интереса. Буквально через каждые 150-200 метров игрока ожидает какая-либо активность. Это может быть небольшая погоня за милой лисичкой, которая ведет Дзина к святилищу богини или храм, исследуя который можно найти полезный дающий небольшой бонус оберег. Но по факту бОльшая часть точек интереса открытого мира скучна, однообразна и спустя несколько часов ты уже не обращаешь на них внимания.
За пределами основного сюжета Ghost of Tsushima превращается в симулятор зачистки аванпостов и дорог от монголов. Противников в игре несколько типов, в зависимости от того, каким оружием пользуется неприятель. И для каждого из этих типов рекомендуется использовать конкретную стойку. Изначально Дзин владеет только одной стойкой и чтобы разблокировать остальные, нужно сражаться с военачальниками захватчиков. Специально этим можно не заниматься, так как по мере прохождения нужное количество убитых полководцев наберется само собой. Точно так же, как наберутся и очки навыков, которые даются за повышение уровня репутации Призрака. Которая в свою очередь растет от выполнения заданий и истребления монгольских захватчиков и местных бандитов. Гринд, конечно, присутствует, но абсолютно не напрягает, если в него не упарываться.
Обычно для выполнения задания на выбор игроку даются два пути: путь самурая и путь шиноби. В первом случае вы гордо подъезжаете к противникам на коне, вызываете их на дуэль, убиваете одну часть средствами мини-игры на реакцию и приступаете к тотальному геноциду оставшихся, а во втором случае - в стэлс-режиме ликвидируете врагов, не привлекая к себе лишнего внимания. Никто не запрещает комбинировать эти два подхода (за исключением некоторых сюжетных моментов, когда нужно действовать исключительно скрытно) и лично у меня практически любое задание скатывалось в бойню. А все потому, что стэллс мне показался скучным, а вот прямая конфронтация порой дает необходимый челлендж. Да и сама боевая система, построенная на комбинациях, парированиях и контратаках выглядит динамично, интересно и зрелищно, особенно для такого любителя японской культуры, как я. Вот ты находясь в одной стойке парируешь удар мечника и убиваешь его, затем быстро на лету переключаешься на другую стойку, чтобы пробить блок вон тому парню с огромным щитом, потом переключаешься в третью стойку и готов сразиться с копейщиком, а он в ужасе убегает прочь. Приходится доставать длинный лук и метким выстрелом отправить несостоявшегося беглеца прямиком к Чингиз-хану.
Второстепенные задания делятся на неплохие побочные сюжетные линии, раскрывающие некоторых конкретных персонажей и рассказывающие интересные истории, на задания по поиску снаряжения легендарных героев (которое не является чем-то обязательным или необходимым) и на банальные миссии по спасению крестьян от жутких бандитов-мародеров и не менее жутких монголов. Все побочные миссии Ghost of Tsushima нужны только для одного - разнообразить игру и отвлечь игрока от основной сюжетной линии. В плане какой-то добычи они не дадут ничего такого, без чего невозможно обойтись. Игра на самом деле довольно легкая, так что гриндить и пылесосить все локации совершенно не обязательно. Единственное, что могут дать игроку поиск и выполнение всех этих активностей - это потрясающие живописные виды.
После The last Of Us: Part 2 первое время играть в Ghost of Tsushima было не то чтобы неприятно, я бы сказал несколько некомфортно. Но это ощущение лично у меня прошло уже через пару часов и я перестал цепляться взглядом за одинаковые цветочные поля, скудное убранство крестьянских жилищ (хотя оно и должно быть скудным - это же нищие крестьяне). Детализация некоторых объектов хромает, особенно это хорошо заметно на примере NPC, но работа с дневным и ночным освещением лично для меня стоит на первом месте и с легкостью перекрывает все технические недостатки игры. Сложилось впечатление, что Ghost of Tsushima не в последнюю очередь задумывалась как генератор скриншотов и обоев для рабочих столов. Местный фоторежим позволяет настроить изображение на любой вкус. Смена времени суток, погоды, добавление частиц в виде светлячков, лепестков сакуры и другие настройки - все это может на продолжительное время затянуть любителей красивых пейзажей.
Музыкальное сопровождение и работа актеров озвучки - это, выражаясь словами классика, “десять из десяти”. Естественно, я имею ввиду озвучку от профессиональных японских сэйю, а не дубляжи на языках гайдзинов. Музыка, наравне с визуальным рядом способствует погружению в игру и создает нужную атмосферу исторического самурайского боевика. Единственное, что мне не понравилось в озвучке персонажей - это то, что липсинк был предназначен явно не для японского дубляжа, хотя сами разработчики не раз заявляли о том, что в их игру нужно играть с озвучкой страны восходящего солнца. Но справедливости ради, это не критично и я перестал обращать на это внимание довольно быстро.
Пара слов о кат-сценах и режиссуре. Тут мне особо нечего добавить. Ghost of Tsushima - это фильм про самураев, в котором поединкам один на один отведено должное внимание. Да и для сюжетных моментов режиссер постарался. Хорошо подобранные ракурсы как статичных сцен, так и сцен наполненных действием. Потрясающие с художественной точки зрения пейзажи и панорамы, акцент на ярких красках и деталях. Лично я от кат-сцен получил эстетическое удовольствие.
Достоинства:
- Классные кат-сцены и пейзажи
- Увлекательная боевая система
- Хороший основной сюжет и арки второстепенных персонажей
- Музыкальное сопровождение и японская озвучка
Недостатки:
- Однообразные активности
- Липсинк японской озвучки
На самом деле, я хотел начать обзор с фразы в духе “Assassin's Creed, который мы заслужили”, но знаете, мне кажется, это будет несколько неуважительно к Sucker Punch Productions, поэтому я просто оставлю отсылочку в названии статьи. Я не могу и не буду рекомендовать Ghost of Tsushima с точки зрения похожести на тот или иной проект. Я просто скажу, что если вы хотите хорошую игру про феодальную Японию, самураев, ниндзя, да еще и в открытом мире с кучей активностей, потрясающей атмосферой, динамичной боевой системой и хорошей основной сюжетной линией, финал которой на несколько минут меня выбил из колеи, то можете смело покупать. 8 Призраков из 10 Самураев. Но если вы, как и я, изголодались по играм в самурайском сеттинге или неровно дышите ко всему восточному, то можете смело накидывать балл сверху, так как Ghost of Tsushima это хороший, добротный самурайский боевик с ролевыми элементами и открытым миром.
Порой ты не сильно ждешь какой-то проект, но он настолько западает тебе в душу, что ты готов простить ему все небольшие недочеты. И знаете, что самое неприятное в данной ситуации? Я теперь очень и очень хочу себе коллекционную версию игры...