Обзор Red Dead Redemption 2 — новый стандарт качества
10/10
Все, что рассказывали о Red Dead Redemption 2 и показывали, дает мизерное представление о том, какая игра на самом деле. У вас высокие ожидания? Поверьте, они заниженные. Rockstar переплюнула всех. Теперь у игр новый стандарт качества.
Итак. 1899 год, американский фронтир. Дикий Запад уже не дикий — цивилизация постепенно приходит в самые отдаленные уголки Соединенных Штатов. И для таких отъявленных преступников, как банда Ван дер Линде, места в этой стране больше нет. После неудачного ограбления она вынуждена бежать — бросить все и спасаться от силы закона, уходить туда, где еще возможно бороться за свой образ жизни.
Это история о тех, чье время уходит. Таких, как они, осталось немного — Дикого Запада почти нет, и банды исчезают. Но они не сдаются, потому что слишком сильно верят в свой мир, и не хотят расставаться с ним. Цивилизация же не терпит сопротивления и отвечает жестоко.
Банда Ван дер Линде — это большая семья с женщинами и детьми, а не только головорезы, желающие поживиться. Они грабят и убивают, чтобы заработать и прокормить себя и родных. И им не нужны большие города и технологии — лишь девственные дикие земли, где они будут свободны.
Для главного героя, Артура Моргана, Датч Ван дер Линде как отец, который вырастил его, а банда — родные и близкие. Они всегда вместе, и готовы отдать жизнь друг за друга. Артур — суровый человек, эталонный головорез. Для законников, бедных должников, других разбойников и врагов банды он — настоящий кошмар, но для своих — друг и старший брат, за которым как за горой.
Морган грабит людей, убивает не моргнув глазом, любит взрывы, запросто запугивает и выбивает зубы, но это лишь одна его сторона. Он не терпит несправедливость (как бы парадоксально это ни звучало), всегда готов помочь, спасти кого-то или разбить голову рабовладельцу. Артур Морган — антигерой. У него доброе сердце, но на его счету бесчисленное количество загубленных жизней.
Живой мир
Пройдясь по лагерю, можно увидеть, как мистер Пирсон разделывает мясо. Он скажет, что не помешало бы съездить на охоту. Дядюшка как обычно спит под деревом, Мика предлагает ограбить дилижанс, Ленни зовет сыграть в «Филе из пяти пальцев», а Хозия и Датч обсуждают план действий. Если подойти к палатке Хозии, можно узнать, что он любит книги, и затем привезти ему парочку из города. Проходящая мимо Миссис Гримшо снова жалуется, что на последней вылазке Артур и остальные убили слишком много людей, а Эбигейл просит поиграть с маленьким Джеком, пока Джон Марстон занят делами.
В городе, если не слишком рано, многие уже вышли на работу, а если вечер, то большинство соберутся в местном салуне, чтобы выпить и отдохнуть. Полицейский патрулирует улицу, два брата-дурачка спорят перед девушкой, кто из них лучше, куртизанки зазывают уединиться, пьянчуга валяется у поилки для коней, пара фермеров отдыхают во время обеда, кто-то ждет свой поезд или собирается на охоту.
Это чертовски живой мир, в котором нет лишних людей. Нет непонятных NPC, которые стоят непонятно где и непонятно чем занимаются. Если есть вопросы к персонажу, кто он и зачем нужен, проследите за ним, и быстро найдете ответы. Наблюдать за жизнью людей, особенно лагеря, можно бесконечно.
Каждый второстепенный герой истории — это личность с уникальными качествами, чертами, своим мировоззрением и предысторией. И главное — они не статичны. Невооруженным глазом видно, как растут отношения Марстона и его сына, как приходит в себя Сэди Адлер и собирается с силами, как берется за ум ленивый дядюшка, как меняется Датч после каждой неудачи. Все они развиваются. Далеко не все книги и фильмы могут похвастаться таким. А ещё повсюду разбросаны записки и вырезки из газет, из которых можно узнать больше о мире или о ком-то.
Персонажи постоянно разговаривают, и диалоги прописаны потрясающе. Ты веришь, что вот такой человек мог существовать на самом деле. У каждого свой стиль речи, они болтают о погоде, обсуждают какие-то вещи или дела, делятся мнением и историями, рассказывают планы. Каждая поездка куда-то — это интересная беседа со спутниками. Ведь люди не могут тупо молчать всю дорогу, потому что им есть о чем поговорить.
В игре есть кинематографический режим — вверху и внизу появляются черные полосы, а камера берет отменные ракурсы. Управлять в нем трудно, но лошадь сама определяет короткую дорогу. Если включить этот режим во время поездки, ощущение, что смотришь кино. Отличный ракурс, волшебные пейзажи и интересные диалоги — это кайф.
Red Dead Redemption 2 в целом очень кинематографична. Абсолютно каждая кат-сцена — это хорошо поставленная, простите за тавтологию, сцена, достойная лучших режиссеров и операторов. По этой игре можно снимать фильм с минимальным адаптированием — оно там почти не нужно. Или даже не так. Rockstar, пожалуйста, превратите геймплейные части в кат-сцены и сделайте отдельный фильм. Я посмотрю его с огромным удовольствием. И из-за режиссуры в общем, и отдельно из-за сценарной работы. Про приключения Артура Моргана и банды можно написать книгу, которая будет не менее интересна, чем «Шантарам» или «Мотылек».
Миссии и случайные события
Каждая миссия здесь — мини-история с интригующей завязкой, кульминацией и развязкой. Внимание, сейчас будет спойлер! Если боитесь их, перейдите к следующему абзацу. Хочу рассказать про один из случаев. Я приехал в маленький городок забрать почту, шел по улице и вдруг услышал крик из подвала оружейной лавки. Юноша, просунув руки через решетку, звал на помощь, а проходящий мимо мужчина помогать не захотел. Я подошел ближе, чтобы узнать, что происходит, и паренек попросил спасти его: якобы владелец магазина приковал его к кровати и не отпускает. «Да он его насилует», — подумаете вы. Я тоже так решил сначала. Зашел в магазин и начал угрожать продавцу, чтобы он отвел меня в подвал. Там же юноша в детском костюме моряка действительно был на цепи. Оружейник долго оправдывался, но потом упал на колени и зарыдал… Он поведал историю, как учил сына стрелять из ружья на берегу реки. Отдача от выстрела оказалась такой сильной, что отбросила мальчика в воду, и течение унесло его. Оружейник не смог пережить горе, и нашел паренька, похожего на своего сына, и запер в подвале, чтобы тот не сбежал. Похищенный юноша растрогался, и не стал мстить, а просто убежал. А оружейник остался на полу и продолжил плакать…
Настолько эмоциональная и трагическая история — и это всего один сайд-квест, даже не отмеченный на карте. Red Dead Redemption 2 — очень драматическая игра, которая показывает все без прикрас: как люди пытаются выжить в суровом мире, терпят неудачи, сходят с ума, либо наоборот становятся сильнее; как ломаются судьбы… И иногда будущее человека напрямую зависит от действий Артура. А уж игра все припомнит и непременно покажет, к чему привел ваш выбор.
В RDR 2 нет банальных заданий. То есть, они могут быть просты геймплейно, когда по сути вас просят сходить в нужное место и кого-нибудь застрелить (таких, правда, немного). Но они всегда сдобрены отличной историей, так еще и с неожиданными поворотами, которые перекликаются с другими квестами. Выполняете вы задание, как вдруг встречаете человека, чью жизнь испортили в другой миссии, и он натравливает на вас полицейских.
Так что даже несложный на первый взгляд квест может превратиться в запоминающееся приключение. Часто кажется, что сейчас будешь делать одно, а получается совершенно другое. Идешь грабить дилижанс — довольно простое дельце, — а попадаешь в передрягу на несколько суток.
А сколько в игре случайных событий и встреч… Однажды я скакал по полю и наткнулся на мужчину, которого укусила змея. Можно было дать ему лекарство или отсосать яд. Ехал вдоль реки и увидел беднягу, отравившегося растением. Отдал лекарство, а взамен узнал, из какого цветка можно сделать яд для стрел и ножа. В другой раз наткнулся на искателя приключений, который срочно отплывал в Китай, и он втюхал мне карту сокровищ. Однажды помог фермеру и его сыновьям отбиться от бандитов, которые вымогали деньги за «защиту», пару раз спасал дилижансы, которые пытались ограбить (хотя сам тем же промышляю). Несколько раз приходилось пробиваться через бандитские блокады на мостах и сбегать от засад.
И вот такого в Red Dead Redemption 2 до кучи! Этот мир не дает заскучать ни на минуту — всегда что-то происходит. Просто проедьтесь от одного поселения до другого, и обязательно встретите кого-то или наткнетесь на что-то необычное. Я ехал в город, и на меня напали головорезы, у которых я украл повозку с самогоном несколько дней назад! Я застрелил их, но был свидетель, и мне пришлось потом гоняться за ним.
Как-то раз я искал бандита в заснеженных горах. Моя лошадь подвернула ногу на камнях, упала и больше не смогла встать. Мне пришлось застрелить ее. Стоило вернуться к ближайшему поселению, но я этого не сделал. Взял из седла самое необходимое оружие и побрел дальше, по колено в снегу, без зимней одежды. Несколько раз отбивался от волков, а потом нашел старый лагерь с обледенелыми людьми и карту сокровищ. Это было настоящее мини-приключение — в одиночку идти среди холодных гор, любоваться пейзажами и бороться за жизнь. Самое большое разочарование — это то, что в лагере бандита, которого я искал, не было лошадей. И обратно мне пришлось снова идти пешком.
Другие занятия и преступления
О чем еще хочется рассказать? Пожалуй, о вечеринках в лагере. Когда происходит что-то радостное, банда устраивает по вечерам праздники. Повсюду расставлены ящики с разным алкоголем, мужчины сидят у костра и поют похабные песенки (нереально смешные), кто-то играет в покер или домино, другие танцуют, а некоторые сидят тихонько и о чем-то болтают. Ко всем можно присоединиться: и спеть, и станцевать, и пообщаться. И все настолько душевно, что хочется остановить время… Правда, напиться до обморока нельзя, увы. Только шатать начнет.
Чем еще заняться в игре? Например, стать охотником за головами. Даже здесь у каждого задания есть своя необычная история: то врач, отравляющий людей, которого надо вылавливать из воды, то семейный человек, подговоривший сына нанять бандитов для спасения отца. Так просто съездить на место, связать преступника и отвезти к шерифу не получится.
Из более спокойных занятий есть покер, блэкджек, домино, филе пять пальцев. Но еще веселее грабить дилижансы и поезда вне полноценных миссий. Это зачастую сложнее, потому что план придумывать надо самому. Однажды я запрыгнул в поезд, успел убить лишь двух охранников и обыскать один шкаф, как вдруг он заехал в большой город. Тут же на меня набросились десятки законников. Эх, надо было остановить его в поле. Учитесь на моих ошибках.
После перестрелок лучше поскорее сматываться с места преступления, потому что через некоторое время туда обязательно явятся полицейские. И опасайтесь свидетелей. В RDR 2 нет законников-телепатов, которые дают вам пять звезд и телепортируются, зато есть случайные прохожие, которые обо всем доложат шерифу. Их можно убить или запугать. Второй вариант, разумеется, не стопроцентный. Как по мне, лучше поймать их с помощью лассо, связать, положить на лошадь и отвезти к ближайшим железнодорожным путям. И оставить. Еще как вариант — скормить аллигаторам. Изощряться можно бесконечно.
Если все-таки на вас объявили охоту, вариантов несколько: сдаться и сесть в тюрьму (только если преступление несерьезное, и вас не захотят расстрелять на месте) или оплатить штраф. Последнее тоже можно не всегда. Иногда вы нужны законникам только живым или мертвым. До крайности лучше не доводить. Спокойно съездите в другой штат и там тихонько оплатите штраф на почте.
Лошади, кастомизация и лагерь
Лошади — отдельная тема. За ними нужно ухаживать, чистить, кормить, успокаивать, если они чего-то испугались. Однажды я случайно ударил свою Плотву кулаком, так она тут же врезала мне копытом по морде и убежала. Пришлось догонять и просить прощения. Если конь не привык к перестрелкам, то может брыкаться и даже скинуть вас. Надо, чтобы он привык ко всему. По ходу дела скакун обучится новым трюкам и станет выносливее.
На лошади Артур возит оружие, вещи, костюмы и шляпы (во время перестрелок ее могут сбить с головы, и если не поднять, то она сама не вернется), инструменты и так далее. Все предметы переносятся вместе с седлом. У Артура могут быть несколько скакунов. Основной тот, на котором седло. Еще интересный факт — лошадь не телепортируется. Если уйти слишком далеко и посвистеть, то она не прибежит, потому что не услышит. Помните об этом.
По поводу кастомизации. Ее очень много. Артуру можно выбрать шляпу, рубашку, жилет, куртку, подтяжки, перчатки, штаны, обувь, плюс раскраску, застегнуть ли верхнюю пуговицу и заправить ли брюки в сапоги. И это не все, что касается одежды. Еще у Моргана растут волосы и борода. Их можно подстричь, волосы напомадить, сделать прическу, отдельно побрить усы, бороду или бакенбарды, выбрать им форму. Круче, чем детские «переодевалки» для телефонов.
Лагерь, увы, так подробно не кастомизируешь, но его можно улучшать. Есть специальный сундучок для пожертвований, куда все складывают, сколько могут. А затем на эти деньги покупаются апгрейды повозок с провиантом, лекарствами и оружием, пополняются запасы, приобретаются новые палатки, можно поставить загон для лошадей или купить лодку и так далее.
Не стоит скупиться, да и вообще забывать о помощи лагерю. У банды есть настроение и потребности. Если на них забить, люди перестанут звать вас на грабежи, охоту и прочее. Проснулись, порубили с утреца дров, перенесли пару стогов сена, и поехали по делам. А на обратном пути подстрелили пару животных и привезли мяснику, плюс закинули деньжат в общак, если успели заработать.
Холод, голод, грязь
В Red Dead Redemption 2 у Артура есть три шкалы: здоровье, выносливость и «Меткий глаз» (способность, замедляющая время). И вдобавок к каждой — шкала регенерации. Сначала кажется сложно, но на деле все просто. Насколько Артур сыт, настолько быстро будет восстанавливаться его здоровье. Отдохнул — выносливость будет регенерироваться лучше.
Отсюда возникает потребность есть или спать. Делать и то, и то необязательно. Мясо, консервы, печенье, алкоголь, сигареты — все восстанавливает определенные статы, а некоторая еда дает бонусы, например, обед в лагере или специальные тоники и лекарства.
У лошади то же самое. Ее надо кормить, чтобы лучше регенерировалось здоровье, давать отдыхать и мыть. Еще Артур мерзнет на холоде — для защиты от этого есть специальная теплая одежда. Можно положить костюм на лошадь, чтобы он всегда был под рукой. А оружие загрязняется, и его характеристики падают. Нужно найти или купить специальное масло, чтобы почистить его.
Все это не превращает игру в сурвайвал и не заставляет судорожно гоняться за расходниками. Пройдя больше половины игры, я чистил оружие лишь трижды, и то один раз во время обучения. Помыть и покормить лошадь — пара секунд, а еды всегда много. Тем не менее это делает геймплей слегка размереннее и глубже. Это мелочи, но приятно перед поездкой на дело накормить лошадь, помыть, проверить оружие.
Охота
Пара слов об этом. Охотиться в Red Dead Redemption 2 интересно. Животные обитают где им положено, их около 200 видов, и они не глупы. У Артура есть «Орлиное зрение» — особое чутье, помогающее выслеживать добычу, но проще не становится. Подходить к зверю близко нельзя — сразу сбежит, а еще животные чуют запах Моргана. Если включить «Орлиное зрение», то увидите шлейф, который остается за героем.
Для некоторых зверей нужна специальная приманка, а оружие влияет на качество шкуры. Лучше всего ходить с луком, но, разумеется, не на медведей и аллигаторов. Те разорвут вас за считанные секунды, если будете медлить с убийством. На охоту можно запросто потратить несколько часов — не потому что игра требует, а потому что это здорово.
Графика
В Red Dead Redemption 2 запредельный визуал, ни в одной игре я не делал так много скриншотов. Хочется запечатлеть каждый момент, каждый закат и пейзаж. Даже на обычной PlayStation 4, когда скачешь, кажется, что графика фотореалистичная. Ей не нужны никакие моды для улучшения картинки — все и так на высоте.
Гоняясь за одним пьянчугой по поезду, я случайно заехал в большой город — Сен-Дени. Мне сразу захотелось отложить все миссии и просто погулять по нему, полюбоваться домами, закоулками. Город невероятен в плане дизайна уровней и потрясающе детализирован. Впрочем, так со всем миром игры.
Итог
Самое поразительное — Red Dead Redemption 2 не за что поругать. Сначала меня смущала медленная ходьба и езда на лошади, но это было с непривычки. А в остальном… Rockstar даже не придумала ничего революционного — она взяла известные механики и довела их до совершенства.
Это игра высочайшего качества, после которой трудно возвращаться к другим — серьезно. Высокие оценки некоторым недавно вышедшим играм теперь кажутся завышенными, потому что по сравнению с творением Rockstar чувствуется халтура.
Это честные 10/10 без натяжек, сглаживания углов и сомнений.