Огни большого Скайрима
Первый взгляд на The Elder Scrolls Online: Греймур
Каджит приветствует усталых путешественников. Присаживайтесь к костру, угощайтесь мясом и скумой, да историю послушайте. Сегодня Каджит расскажет вам о том, как манили его огни большого Скайрима. Сквозь бури и невзгоды шел он к своей мечте. Много искушений было на пути Каджита – игорные дома призывно распахивали свои двери прямо перед его носом, таверны манили теплом и уютом, ведьмы ковена Ледяного Предела обещали неземные наслаждения. Каджит всем отказал, но, как известно, нет поступка страшнее, чем отказать женщине, поэтому ведьмы послали по следу Каджита верных соратников своих, вампиров. И было героическое сражение, и победил Каджит всех врагов своих, и сам вампиром стал…
За эти годы я действительно проделал большой путь в The Elder Scrolls Online. Можно сказать, что прошел все стадии: неприятие, раздражение, агрессия, смирение, понимание, любовь. На старте проекта я терпеть не мог игру, после выхода One Tamriel снова начал присматриваться к игре, а потом даже купил ее в стиме… и в итоге наиграл уже 1900 часов.
За это время вышло множество дополнений, как удачных, так и не очень. Собственно, по мере выхода крупных дополнений я писал статьи и обзоры, ознакомиться с ними можно по ссылкам ниже:
The Elder Scrolls Online: новый Тамриэль - обзор базовой версии игры. Особенности PVE и PVP, монетизация, DLC, премиум подписка, советы по прокачке и многое другое.Впечатления от DLC “Morrowind” и Collectors Edition - Впечатления от DLC “Morrowind” и Collectors Edition.The Elder Scrolls Online: серые пески Эльсвейра – обзор последнего крупного дополнения к TESO.
Лучшим дополнением TESO я считаю «Morrowind», после него идет «Саммерсет». Я по нескольку раз прошел их сюжетные линии, исследовал новые локации, принимал участие в разнообразных активностях и т.д. А вот «Эльсвейр» - это большой шаг назад. Разработчики попытались в «мать драконов», но получилась война умственно отсталых драконов, сдобренная скучными и плоскими персонажами и унылой сюжетной линией.Собственно, Эльсвейр меня настолько разочаровал своей вторичностью, что я как-то стал даже меньше играть в TESO и, если честно, новое дополнение «Греймур», отправляющее игроков в глубины Темного Сердца Скайрима, покупать не планировал.
Но, как говорится, Каджит предполагает, а судьба располагает. Впечатлили меня трейлеры нового дополнения, поэтому игру я все-таки купил, на старте играть не смог, то сервера недоступны, то с интернетом проблемы, поэтому начал буквально на днях. Обзор пишу прямо по ходу игры, поэтому можно сказать, что это свежие впечатления от новой главы истории.
Локализация
С выходом дополнения «Греймур» игра получила официальную поддержку русского языка. Большое событие для всего русскоязычного сообщества. Переведено абсолютно все: названия предметов, сетов экипировки, книги, свитки, сюжетные диалоги.
В данном случае можно смело утверждать, что игра полностью на русском языке. И перевод отнюдь не качества известного нам Фаргуса. Перевод литературный, с учетом контекста и особенностей речи различных рас. Разработчики приложили максимум усилий, чтобы переведенный текст способствовал максимальному погружению в атмосферу и лор игры.
Лучше ли официальный перевод, чем фанатский RuESO? Не знаю, я бы сказал, что он просто другой. Предвижу, что вначале у многих новичков возникнут определенные сложности. Дело в том, что авторы RuESO оставляли названия предметов, сетов экипировки и трейтов на английском языке, а в официальном переводе все это получило русские названия. Проблема в том, что 99% всех руководств по игре, включая классовые, доступны только на английском языке. И вот, новичок увидит в таком руководстве название сета, или трейты infused, divines…а на русском языке это все называется совсем по-другому. Даже я и то временами путаюсь в названиях, что уж говорить о новых игроках. Впрочем, решение этой проблемы есть. Если совсем запутаетесь в названиях и описаниях – переключите в лаунчере игру на английский язык, найдите нужное и переключите обратно на русский. А спустя месяца два или три уже привыкнете и будете все делать по памяти.
В целом я остался доволен официальной локализацией. Учитывая, сколько в игре текста и диалогов (хватит на пару хороших фэнтези книг), разработчики приложили огромные усилия для того, чтобы все это перевести на русский язык. В итоге мы получили полноценный качественный литературный перевод. Уверен, что это привлечет в игру множество новых игроков.Сюжет
Как я уже говорил, дополнение «Эльсвейр» мне категорически не понравилось. Слабый сюжет, плоские персонажи и в целом банальная фэнтезийная история, пытающаяся заигрывать с хайпом вокруг «Игры престолов». Подробнее полный разбор дополнения вы можете прочитать по ссылкам выше.Именно поэтому я особо и не торопился покупать «Греймур», опасаясь, что разработчики пойдут тем же путем. Но, как показали первые дни игры, все мои сомнения были напрасными. В «Греймуре» разработчики решили развивать собственную историю, ведь лор TESO настолько богат, что можно целыми циклами выпускать отличные художественные книги, основанные на нем. По масштабам история мира TESO не уступает тому же Варкрафту, есть здесь и свои герои, не менее яркие и самобытные, чем в других играх.
Я вам настоятельно рекомендую после покупки игры сначала пройти основную сюжетную линию The Elder Scrolls Online. Причина очень проста – в сюжете практически всех дополнений участвуют ваши соратники, с которыми вы познакомитесь во время прохождения основной сюжетной линии игры. Они прекрасно выписаны, каждый обладает уникальными чертами характера и собственной историей. Поэтому для лучшего понимания, что здесь происходит, и кто все эти люди, лучше познакомиться с ними заранее. В Эльсвейре вас ждут приключения вместе с Абнуром Тарном и еще одним очень колоритным персонажем, в Греймуре вы будете действовать заодно с Лирис Титанорожденной. Если вы любите RPG с отличным сюжетом, тогда лучше вам начать с самого начала, это поспособствует лучшему погружению в атмосферу и пониманию происходящего. Кроме того, за прохождение основной сюжетной линии вы получите много очков навыков, и они вам точно понадобятся.
И да, не нужно недооценивать сюжет TESO говоря «ну какой сюжет в ММОРПГ?!», почитайте мои предыдущие обзоры, вы поймете, о чем идет речь. Сейчас не каждая сингловая RPG сможет похвастаться такой глубиной сюжета и проработкой персонажей, как в TESO.
Прежде чем отправиться навстречу приключениям в Западном Скайриме, рекомендую пройти задание «Заговор ковена», которое является прологом ко всем дальнейшим событиям. Получить задание можно совершенно бесплатно в кронном магазине.
События пролога начинаются в Восточном Скайриме и постепенно подводят игрока к путешествию в Западный Скайрим. Отношения между соседями мягко говоря далеки от дружеских и обстановка на границах весьма напряженная. Западный Скайрим захлестнула война шпиономании, когда в каждом путешественнике подозревают шпиона восточного соседа. Кроме того, ситуация в регионе напряженная и достаточно одной искры, чтобы вспыхнула война. Смыло наводнением дом, сдохла корова, кого-то убили в глухом переулке, а кто виноват? Конечно же, это козни шпионов Восточного Скайрима. И вот в такой обстановке пришлось действовать мне и моей верной боевой подруге, Лирис Титанорожденной.
Верховный король Сваргрим поначалу вызывает раздражение и неприятие. Он вспыльчив, упрям и крайне подозрителен. Ведьмы Ледяного Ковена? Кровавые Ритуалы? Вампиры? Он и слышать об этом ничего не желает, все это козни Короля-скальда Йоруна, вранье, которое должно отвлечь внимание. И даже когда, как мне казалось, мы с Лирис собрали достаточно фактов и улик, Сваргрим отказался в это поверить, обвинив нас, что мы работаем на Восточный Скайрим. И если бы не репутация Лирис, то болтаться бы нам в петле на ближайшем дереве.
А ведь есть еще предельцы и всевозможные недобитые местные ведьмы. Западный Скайрим находится между молотом и наковальней, готовый взорваться войной в любую секунду. В этих условиях королю действительно нет дела до каких-то там ведьмовских ковенов, вампиров, и тем более не интересно, что они там замышляют. Слишком много дезинформации и провокаций, чтобы воспринимать это всерьез.И если вначале мы с Лирис воспринимали Свагрима как упрямого болвана, который не желает замечать очевидного, то спустя непродолжительное время наше мнение о нем изменилось. Это правитель, который готов любой ценой защитить свои земли от посягательств недружелюбных соседей.
Персонаж не статичен, это не картонка, которая ведет себя одинаково в любой ситуации и не имеет собственной истории. По мере продвижения по сюжету появляются все новые и новые детали, которые объясняют и уточняют мотивацию и характер персонажа, заставляя посмотреть на него с другой стороны. Да и сам персонаж по ходу истории меняется, не кардинально, но в соответствии со своим рангом, обязанностями, историей и характером.Сюжет тоже не буксует на месте, и если вначале он кажется довольно простым, на уровне «ой, да че тут думать, все ж и так понятно», то впоследствии сюжетная линия закручивается и все становится не так очевидно. Открывается масса новых деталей, появляются новые персонажи, у которых свой интерес в этом деле. Воедино связываются изначально несвязанные между собой события, фракции и группировки.На данный момент по основному сюжету я не встретил ни одного скучного, плоского персонажа. Даже королева, с которой мы с Лирис общались всего два раза, вызывает сопереживание. Что уж говорить о ее приемной дочери, принцессе, которая вначале ведет себя как типичный подросток, которому на все плевать. Эдакий дух бунтарства. Но затем открывается совершенно с неожиданной стороны.
Это именно то, чего я ожидал от сюжета нового дополнения. Интересные персонажи, интриги, загадки и увлекательная история. Что еще нужно от хорошей RPG? Ах, да, во время наших приключений нам с Лирис частенько приходилось помогать местным жителям. Одно из основных бедствий, обрушившихся на земли Западного Скайрима, это мрачные бури, которые призывают ведьмы. И если раньше они несли за собой в основном разрушения, то сейчас начали появляться жуткие твари, а люди, попавшие в такую бурю, необратимо меняются. Это как раз то, от чего отмахнулся король Свагрим, считая выдумками и небылицами. Дескать у страха глаза велики, раньше с бурями справлялись и сейчас это не беда, а монстры и меняющиеся люди, это все сказки.
Побочные задания в TESO всегда были на высоте. В свое время это для меня стало откровением. В самом начале игры я не обращал внимания ни на что, кроме сюжета, а потом как-то случайно взялся выполнять побочное задание... и получил шикарную историю, на которую потратил час времени. С тех пор я уделяю самое пристальное внимание побочным заданиям. Некоторые из них настолько яркие, что запоминаются навсегда. К примеру, история любви рабыни агронианки и такого же раба в дополнении «Морровинд», вроде все банально, но в итоге я потратил почти два часа на прохождение, и история любви превратились в историю амбиций, верности, предательства и выбора.
Дополнительные задания в дополнении «Греймур» меня не разочаровали. Уже сейчас навскидку могу назвать самое запоминающееся – в Солитьюде я случайно натолкнулся на говорящую бутылку. Как оказалось - это историк, который украл то, что было выше его разумения. В итоге он попал в ловушку иллюзий, умом он понимал, что он человек, а не бутылка, но подсознание твердило, что он бутылка, а потом не может передвигаться и должен стоять на месте. Конечно, я его освободил, но как оказалось, это только начало длинной истории, в которой нашлось место для загадок, головоломок и погружения в историю этих земель. Шикарное приключение.
Сейчас я прошел примерно половину сюжета и в целом получил исключительно приятные впечатления. Ощущение такое, словно бы читаешь интересную фэнтези книгу, в которой принимаешь участие в качестве главного героя. Еще порадовало то, что, как и в любой хорошей RPG игре, побочные задания часто пересекаются с основным сюжетом. Не напрямую, а косвенно, но при этом открывается множество дополнительных деталей основного сюжета и в целом это позволяет глубже изучить историю Западного Скайрима, его мифы и легенды.
Археология
Так уже повелось, что практически в каждом новом дополнении разработчики добавляют новые игровые активности. Правда, как-то так получается, что на самом деле это эволюция и развитие того, что уже было. К примеру, в игре есть Гильдия Магов, вы выполняете задания этой гильдии и попутно по всем локациям собираете книги, прокачивая таким образом уровень гильдии. Занятие интересно первый раз, в первую очередь сюжетом, собирать книги для прокачки уровня довольно муторно. Но это все необходимо, поскольку гильдия магов – это целая ветка активных и пассивных умений, поэтому вам нужен 10 уровень гильдии, чтобы открылись все умения.В Саммерсете добавили Орден Псиджиков. Опять же это интересная сюжетная история, но при этом вам придется исколесить все локации, закрывая порталы. Это прокачивает уровень ветки с навыками Ордена Псиджиков. Напоминает Гильдию Магов? Да, отчасти.
А теперь представьте, что у вас семь персонажей и всем им нужны умения из веток Гильдии Магов и Ордена Псиджиков. На прокачку ветки понадобится пара дней времени, причем сюжет вы уже знаете, и вся прокачка превращается в сбор книг и закрытие порталов. Удобно сразу прокачивать и гильдию, и орден, пока вы ищете порталы – собираете по пути книги.Если же вам лень делать это во второй, пятый, десятый раз, или нет времени - во внутриигровом магазине на всех остальных персонажей можно купить сразу прокачанную ветку умения Псиджиков или Гильдии магов. Но один раз вам все-таки придется пройти все это самостоятельно.
Я все думал и гадал, какую же активность добавят в дополнении «Греймур», новая гильдия? Или, может, новый орден? Все оказалось гораздо интереснее. В новом дополнении появилась активность «Археология», которая добавляет две ветки новых умений – «Лоцирование» и «Раскопки».
Для того, чтобы откопать реликвию, вам необходимо сначала ее найти. Для этого используется Лоцирование и предмет «Око Антиквара». Выбираем доступную для поиска реликвию и открываем «Глаз антиквара», так начинается первая мини-игра. Перед вами открывается поле с ячейками, ваша задача захватить светящиеся ячейки, которые называются «Сосредоточия». Сам процесс игры достаточно простой, вас всему обучат в самом начале, но следует помнить, что количество ходов ограничено, и чем ценнее реликвия, тем сложнее будет ее лоцировать.
Если вам удалось открыть все светящиеся ячейки, то на карте появится область, где нужно искать реликвию. Если вы открыли не все ячейки, то появится 2-3 области. Но мини-игру можно запустить заново, чтобы улучшить результат.
После того, как вы определите область для поисков реликвии, нужно пойти туда и активировать «Око Антиквара», перед вами появится маленькая голубая комета, пламенем указывающая направление к реликвии. Обычно для того, чтобы найти искомое, вам придется раз или два использовать «Око», пока вы не придете к месту раскопок.
И вот тут начинается вторая мини-игра. Вам необходимо найти и выкопать реликвию. В этом вам поможет «Чутье антиквара», которое цветом ячейки подскажет, как далеко находится реликвия. Красный – далеко, зеленый – рядом. Количество использований, конечно же, ограничено. После того, как нашли место, где закопана реликвия, используем второй инструмент - «Кисточка», при помощи которого убираем слои земли над реликвией. Как только реликвия будет выкопана, вы сможете поискать дополнительные сокровища и зацепки.
Кстати, о зацепках – они выпадают во всех локациях и даже во время раскопок, можно выбить с боссов в подземелье, вытащить из сундука и т.д. Зацепки дают информацию о новых, неизвестных вам реликвиях, и если для такой реликвии собрать все зацепки, то можно будет ее выкопать.
На словах все это выглядит довольно сложно и скучно, но на деле это интересно. Кроме того, появляется азарт охотника за сокровищами, ведь выкопать можно не только бесполезный хлам, но и уникальные предметы экипировки.
В целом мне новая активность понравилась. Я даже специально не изучаю гайды «Как стать профессиональным археологом за 15 минут», а ищу все сам. Конечно, думаю, что со временем появятся гайды, где искать зацепки для самых ценных и нужных предметов.
Если будете заниматься археологией, учитывайте, что для прокачки веток понадобится много очков навыков, вот поэтому я советовал в самом начале пройти основной сюжет, кроме того не забывайте собирать небесные осколки – 3 осколка=1 очко навыков. Мне вот придется потратить часа 3-4 на сбор осколков, ибо очков навыков почти нет.Разработчикам искренняя благодарность, что не стали вводить еще одну гильдию или орден, а добавили что-то новое, интересное и полезное.
Западный Скайрим
Одна из фишек The Elder Scrolls Online – это детально проработанные локации. Каждая раса в игре имеет свою историю, привычки, культурные традиции, что не может не отражаться на их быте и архитектуре. Дизайн локаций меня поразил еще в то время, когда я проходил оригинальную игру. Самое главное это то, что нет ощущения искусственности. Я думаю, у многих бывало такое чувство, когда бежишь по какой-то локации в MMORPG и краем глаза отмечаешь какую-то уж слишком ровную линию гор, геометрически слишком правильное расположение реки по отношению к ним, или чересчур ровно растущие деревья в непроходимом лесу. В TESO я никогда не сталкивался ни с чем подобным. Кроме того, каждая локация обладает своим неповторимым дизайном, обусловленным ее историей и народом, который здесь проживает. Единожды побывав в Эльсвейре или вообще в местах обитания каджитов, вы никогда не спутаете эти локации с альтмерскими или нордскими. Единый уникальный стиль выражается во всем, от одиноких домиков, до городов и улиц, внутреннего убранства комнат и стоящей на столе чашки.Учитывая богатую историю всех земель TESO, конечно же, путешествуя по миру можно обнаружить старые развалины, катакомбы и древние здания, наспех переделанные под современные нужды. И этот контраст тоже создает неповторимую атмосферу.
Западный Скайрим не стал исключением. Здесь своя неповторимая атмосфера, архитектурный стиль, одежда, привычки и обычаи.
Многие здания в качестве основы используют куда более древние постройки, поэтому обычная дверь в подвале, может привести вас в запутанную сеть подземных ходов. А те в свою очередь вполне могут привести к месту древних ритуалов и жертвоприношений, и оставшиеся там местные обитатели будут вам очень рады, давно у них не было хорошего ужина. Как говорится «Не буди лихо, пока тихо».
На первый взгляд сама локация кажется небольшой, и, практически, как всегда, в TESO, это впечатление обманчиво. Когда вы приходите в Западный Скайрим новым персонажем, то карта локации выглядит вот так:
На самом деле вам понадобится не один день, чтобы пройти сюжет и исследовать локацию. И вот тут разработчики приготовили сюрприз, глубоко под Западным Скайримом находится Черный Предел, фактически еще одна немаленькая локация.
Как видите, есть где разгуляться. И это, не считая одиночных подземелий, открытых подземелий для двух человек (можно и одному пройти), всевозможных скрытых подземных ходов, храмов и катакомб.Кроме того, в Западном Скайриме был добавлен новый рейд на 12 человек, там я еще не был, поэтому толком о нем сказать ничего не могу. Западный Скайрим мне понравился, интересная и атмосферная локация, которая способствует максимальному погружению в атмосферу происходящего.
Вечно этому Каджиту что-то не нравится
Конечно же, есть вещи, которые мне не очень нравятся, как в игре, так и в новом дополнении. К примеру - мрачные бури. Разработчики, уважаемые, ну сколько можно? Сначала вы добавили Якоря – с неба падает якорь и вниз спускаются орды монстров, которых нужно изничтожать, а в конце появится босс, которого убьют за три секунды. В Саммерсете вы добавили глубинные гейзеры, когда из-под воды лезет куча монстров, которых нужно убивать, а затем появляется босс. Но ведь вам и этого было мало. В Эльсвейре появились Драконы, да, тут уже соло-дуо активность не выполнить, но принцип тот же самый – на строго отведенных для этого участках появляется Дракон, которого нужно убить.
И вот, у нас вышло дополнение «Греймур» и появились мрачные бури. На карте места, где они появляются отмечены специальным символом.
И что мы там видим? Правильно, появляется куча монстров, которых нужно убивать, плюс главный гад, которого тоже нужно убить. После окончания активности можно получить лут, который не так чтобы очень ценный. Да, на все это есть дейлики, можно получить мотивы, еще там что-то. Но я не понимаю, зачем переносить одну и ту же игровую активность из дополнения в дополнение? Якоря, Гейзеры, Драконы, Мрачные Бури – это все одно и то же, только выглядит по-разному.
Да, вначале все будут бегать, закрывать, а потом просто забьют, как это случилось с теми же гейзерами, драконами и т.д. Якоря пользуются спросом только потому, что это простой и быстрый способ прокачки твинка.Критикуешь? Предлагай. Окей, а почему бы не убрать отметки и привязку к области на карте для таких событий? Сделайте их полностью случайными, внесите элемент неожиданности. Это тот минимум, который сходу приходит в голову.
Второй момент, который мне категорически не нравится в TESO – это боевка. Да, я понимаю, что изначально, в момент выхода игры она была актуальна и вполне себе нормально смотрелась. Но с тех пор прошли годы, вышло множество MMORPG, появились новые технологии оптимизации и построения боевой системы.
Вся проблема в том, что боевка в TESO «деревянная». Т.е у нее нет отзывчивости, и чем больше нагрузка вокруг, тем хуже становится. Во многих играх «отзывчивость» подразумевает то, что тебе не обязательно смотреть на панель умений, чтобы понять, что умение прожалось. Кроме того, это подразумевает плавность и очередь умений. Если в TESO медленно прокручивать ротацию на манекене, то в принципе все выглядит не так уж плохо, можно ускориться, и все равно вроде как почти неплохо. Но вот если пойти в рейд… Тут начинаются проблемы. Ротации быстрые, кроме того необходимо постоянно переключать оружие (лук на кинжалы, посох на посох), а вместе с оружием меняется панель умений. Часто не срабатывает переключение на вторую панель, жмешь последнее умение и тут же нажимаешь TAB, чтобы переключится на другую панель, там стоят дебаффы+АОЕ, начинаешь раскидывать их по памяти (на панель не смотришь) и через секунду понимаешь, что используются умения с первой панели, т.е. она не переключилась.
То же самое и с самими умениями, чаще всего ротации в примитивном варианте выглядят как «умение 1 – легкая атака – умение 2 – легкая атака – умение 3 – легкая атака – умение 1 – легкая атака – переключить панель – умение 4» и т.д. Так вот, когда очень быстро прожимаешь все это, может быть вариант, что Умение 1, Умение 2 сработали, а Умение 3 не прожалось, а ты в этот момент уже крутишь ротацию дальше. Чаще всего это возникает на последнем умении, после которого переключаешь панель, или не прожимается умение и надо вернуться назад, и прожать его заново, или не переключается панель. И чем быстрее прожимаешь умения, чем больше вокруг игроков и эффектов от босса, тем хуже ведет себя боевая система. Ну и да, этот тот самый момент, когда анимация настолько кривая и длительная, что игроки вынуждены прерывать ее легкими атаками, не всегда, но часто.Я играл в огромное количество ПВЕ и ПВП MMORPG, и могу смело сказать, что боевая система в TESO «дубовая» и ее давно уже надо менять. Об этом часто говорят даже топовые блогеры и игроки, написавшие не одну сотню классовых руководств. Как минимум надо добавить отзывчивости и очередь умений.
К сожалению, в дополнении «Греймур» все осталось на своих местах. Ну, я за время игры как-то привык, знаю все особенности, знаю, где нужно поставить костыли. Но все равно, TESO – единственная игра, в которой мне приходится чаще смотреть на панель умений вместо босса и окружения.
Даже в темнейший час Меридия посылает нам свет
На мой взгляд дополнение более чем удалось. Игроки получили отличный сюжет, интересную новую локацию для исследования, новые игровые активности, рейд на 12 человек и в целом хорошее продолжение, или можно даже сказать развитие основной игры. The Elder Scrolls Online в очередной раз показала, почему она является одной из самых популярных MMORPG на рынке.