Пираты ли мы дрожащие или право имеем? О будущем кино, сериалов и аниме в России
Разбираем вопрос с точки зрения зрителей, актеров дубляжа, популярных студий озвучания и онлайн-кинотеатров
Нелегко нынче геймерам в России, а читатели официально остались без новых книг Стивена Кинга — самого издаваемого писателя в стране, но есть одна сфера, затрагивающая куда больше россиян. Речь, конечно же, о кино и ТВ. Бойкотировать наш рынок решили основные западные поставщики контента, включая Netflix, Amazon, Disney, Sony (вместе с Wakanim и Crunchyroll), WarnerMedia и Paramount. В первую очередь из-за политики, во вторую — из-за проблем с оплатой. Есть даже некоторые основания предполагать, что был сорван запуск HBO Max. В случае с телевидением прекратил вещание ряд каналов, скажем, Discovery.
Первыми отреагировали на ситуацию кинотеатры, которым грозит закрытие без премьер американских блокбастеров. В попытке удержать зрителей на большие экраны возвращают отечественные ленты, классику Голливуда, если есть такая возможность, и даже аниме. И этот не тот случай, когда стоит заикаться об импортозамещении. Да, всегда были комедии Гайдая, «Шерлок Холмс» с неподражаемым Василием Ливановым, «Брат» и «Убойная сила». Даже «Хрустальный» от Kion — какой-никакой шаг вперед. Однако все это слишком однобоко, современному же зрителю подавай фантастику и фэнтези, на которые у нас нет ни денег, ни таланта, ни первоисточников. А вопиющая растрата денег налогоплательщиков через Фонд кино явно не способствует повышению планки качества.
И все же вернемся к обсуждению ситуации, которая куда сложнее, чем кажется на первый взгляд, и потому требует разбора как минимум в трех плоскостях.
Зрители
С этим пунктов все предельно просто. В России пиратство — вещь вполне привычная и естественная, пусть даже в последние годы наших зрителей худо-бедно удалось приучить потреблять лицензионный контент и платить за него. Причины самые разные: у кого-то просто не хватает денег, другие не хотят отстегивать за сервис ненадлежащего качества, да и не все реально приобрести официально (будь то что-то из старенького или новинки с Disney+). Отдельные индивиды и вовсе гордятся такими деяниями, чем уж точно заслуживают лишь порицания. Так или иначе, в одночасье весь прогресс был обнулен: никто не будет отказываться от просмотра фильмов и сериалов и уговаривать взять их деньги. Если ситуация и нормализуется, компаниям придется резко включать заднюю и переобуваться в воздухе, оказавшись при этом в среде пиратов уже принципиальных — по факту мы получили моральный карт-бланш на пиратство.
Чего уж там, ходят слухи даже о легализации этого явления в том или ином виде, которые смакуют западные СМИ. Домыслы подкрепляют и заявления отдельных чиновников. Реально ли это? Маловероятно, хотя… Сейчас и не такое возможно. Зрителям же остается лишь выбрать между классикой в виде RuTracker и других торрент-трекеров и онлайн-просмотром. Если подумать, для большинства ничего особо не изменится, разве что никаких вам больше фильмов на огромных экранах под хруст попкорна.
Актеры озвучания и технический персонал
Об этом многие не задумываются, однако сотни людей останутся без работы. Ну кому нужны актеры дубляжа, переводчики, звукорежиссеры и иже с ними, если прокат всего и вся отменен, а гигантам стриминга более не требуется заморачиваться с локализацией. Найти нечто по профилю им будет весьма непросто. Некоторые актеры озвучания и раньше не брезговали подработками, рискуя попасть в черный список. Вспомнить, «Локи» и «Соколиного Глаза» от HDRezka с Александром Гаврилиным (Том Хиддлстон) и Ильей Исаевым (Джереми Реннер) или «Что, если?..» от Flarrow Films c Александром Головчанским (Бенедикт Камбербэтч). FF, между прочим, застолбила Евгения Иванова (Юэн МакГрегор) для дубляжа «Оби-Вана Кеноби», но он числится и у студии, речь о которой пойдет далее, — будет драка? Оба коллектива как раз предпочитают дубляж.
Сейчас в Интернете активно обсуждают Red Head Sound — новую команду, сформированную профессионалами, которые раньше официально трудились в этой сфере, а теперь за неимением особых вариантов были вынуждены поднять пиратский флаг. Вот только места явно хватит не всем, на рынке полно релиз-групп и фандаберов разного качества, от LostFilm до AniLibria. Хотя цифровую премьеру «Человека-Паука: Нет пути домой» и отменили, уже готовый дубляж все равно слили, стоит ждать подобного с «Бэтменом» и, быть может, «Морбиусом», но на этом все. Хотя в Казахстане собираются показать «Доктора Стрэнджа в мультивселенной безумия» и в русском дубляже.
Опять же, простой зритель не останется без озвучки, причем вполне достойной (раз на раз не приходится, и все же официальные переводы частенько выполнены лучше, по крайней мере в плане голосов и технического исполнения). С другой стороны, многие уже привыкли смотреть фильмы, сериалы и аниме в качестве прямо в момент премьеры. Тот же Netflix исправно клепает дубляж.
Пираты
И тут все не так просто. Спрос на нелицензионный контент серьезно возрастет, даже с учетом контрмер со стороны Роскомнадзора и основных поисковиков. Разве что оперативность выпуска контента снизится — придется дожидаться перевода. Вот только о благотворительности речи не идет, а на донаты особо не разойдешься. Даже подобные площадки столкнулись с оттоком рекламодателей на 90%, вплоть до букмекеров и казино. Т. е. трафик есть и растет, но монетизировать его не выходит. Не исключен некий передел сфер влияния и закрытие тех или иных неофициальных студий.
И что в итоге
Для американских гигантов российский рынок — капля в море или около того, не поспоришь. И все же они зачем-то вышли на местный рынок, озаботились локализацией и рекламой. Явно не ради того, чтобы в один прекрасный день втоптать свою репутацию в грязь и надолго потерять расположение зрителей. Которым, будем честны, нет дела до легальности контента, было бы качество, да без задержек. Как говорится, я человек не злопамятный, но злой. И память у меня хорошая. При этом удар скорее придется не столько по потребителю, сколько по тем, кто обеспечивал локализацию контента и российским игрокам в сфере стриминга и телевидения — та же «Амедиатека» тесно сотрудничала с HBO.
Кто-то скажет, что явление сие временное, продлится месяц-другой и все такое. Хотелось бы верить, вот только верится с трудом. И если в кинотеатры люди вернутся, то стриминг явно лишится части аудитории, которой напомнили про возможность смотреть любимые шоу удобно, в качестве и совершенно бесплатно, даром что подписок нынче уж слишком много. Ждем свою платформу с приложением, «Госуслугами» и Веселым Роджером?