В лучах зомбоящика

Пираты ли мы дрожащие или право имеем? О будущем кино, сериалов и аниме в России

Разбираем вопрос с точки зрения зрителей, актеров дубляжа, популярных студий озвучания и онлайн-кинотеатров

10251
17

Нелегко нынче геймерам в России, а читатели официально остались без новых книг Стивена Кинга — самого издаваемого писателя в стране, но есть одна сфера, затрагивающая куда больше россиян. Речь, конечно же, о кино и ТВ. Бойкотировать наш рынок решили основные западные поставщики контента, включая Netflix, Amazon, Disney, Sony (вместе с Wakanim и Crunchyroll), WarnerMedia и Paramount. В первую очередь из-за политики, во вторую — из-за проблем с оплатой. Есть даже некоторые основания предполагать, что был сорван запуск HBO Max. В случае с телевидением прекратил вещание ряд каналов, скажем, Discovery.

Первыми отреагировали на ситуацию кинотеатры, которым грозит закрытие без премьер американских блокбастеров. В попытке удержать зрителей на большие экраны возвращают отечественные ленты, классику Голливуда, если есть такая возможность, и даже аниме. И этот не тот случай, когда стоит заикаться об импортозамещении. Да, всегда были комедии Гайдая, «Шерлок Холмс» с неподражаемым Василием Ливановым, «Брат» и «Убойная сила». Даже «Хрустальный» от Kion — какой-никакой шаг вперед. Однако все это слишком однобоко, современному же зрителю подавай фантастику и фэнтези, на которые у нас нет ни денег, ни таланта, ни первоисточников. А вопиющая растрата денег налогоплательщиков через Фонд кино явно не способствует повышению планки качества.

Россияне ведь все равно увидят «Очень странные дела» и «Ведьмака»

Россияне ведь все равно увидят «Очень странные дела» и «Ведьмака»

И все же вернемся к обсуждению ситуации, которая куда сложнее, чем кажется на первый взгляд, и потому требует разбора как минимум в трех плоскостях.

Зрители

С этим пунктов все предельно просто. В России пиратство — вещь вполне привычная и естественная, пусть даже в последние годы наших зрителей худо-бедно удалось приучить потреблять лицензионный контент и платить за него. Причины самые разные: у кого-то просто не хватает денег, другие не хотят отстегивать за сервис ненадлежащего качества, да и не все реально приобрести официально (будь то что-то из старенького или новинки с Disney+). Отдельные индивиды и вовсе гордятся такими деяниями, чем уж точно заслуживают лишь порицания. Так или иначе, в одночасье весь прогресс был обнулен: никто не будет отказываться от просмотра фильмов и сериалов и уговаривать взять их деньги. Если ситуация и нормализуется, компаниям придется резко включать заднюю и переобуваться в воздухе, оказавшись при этом в среде пиратов уже принципиальных — по факту мы получили моральный карт-бланш на пиратство. 

Чего уж там, ходят слухи даже о легализации этого явления в том или ином виде, которые смакуют западные СМИ. Домыслы подкрепляют и заявления отдельных чиновников. Реально ли это? Маловероятно, хотя… Сейчас и не такое возможно. Зрителям же остается лишь выбрать между классикой в виде RuTracker и других торрент-трекеров и онлайн-просмотром. Если подумать, для большинства ничего особо не изменится, разве что никаких вам больше фильмов на огромных экранах под хруст попкорна.

Актеры озвучания и технический персонал

Об этом многие не задумываются, однако сотни людей останутся без работы. Ну кому нужны актеры дубляжа, переводчики, звукорежиссеры и иже с ними, если прокат всего и вся отменен, а гигантам стриминга более не требуется заморачиваться с локализацией. Найти нечто по профилю им будет весьма непросто. Некоторые актеры озвучания и раньше не брезговали подработками, рискуя попасть в черный список. Вспомнить, «Локи» и «Соколиного Глаза» от HDRezka с Александром Гаврилиным (Том Хиддлстон) и Ильей Исаевым (Джереми Реннер) или «Что, если?..» от Flarrow Films c Александром Головчанским (Бенедикт Камбербэтч). FF, между прочим, застолбила Евгения Иванова (Юэн МакГрегор) для дубляжа «Оби-Вана Кеноби», но он числится и у студии, речь о которой пойдет далее, — будет драка? Оба коллектива как раз предпочитают дубляж. 

Сейчас в Интернете активно обсуждают Red Head Sound — новую команду, сформированную профессионалами, которые раньше официально трудились в этой сфере, а теперь за неимением особых вариантов были вынуждены поднять пиратский флаг. Вот только места явно хватит не всем, на рынке полно релиз-групп и фандаберов разного качества, от LostFilm до AniLibria. Хотя цифровую премьеру «Человека-Паука: Нет пути домой» и отменили, уже готовый дубляж все равно слили, стоит ждать подобного с «Бэтменом» и, быть может, «Морбиусом», но на этом все. Хотя в Казахстане собираются показать «Доктора Стрэнджа в мультивселенной безумия» и в русском дубляже.

Опять же, простой зритель не останется без озвучки, причем вполне достойной (раз на раз не приходится, и все же официальные переводы частенько выполнены лучше, по крайней мере в плане голосов и технического исполнения). С другой стороны, многие уже привыкли смотреть фильмы, сериалы и аниме в качестве прямо в момент премьеры. Тот же Netflix исправно клепает дубляж. 

Пираты

И тут все не так просто. Спрос на нелицензионный контент серьезно возрастет, даже с учетом контрмер со стороны Роскомнадзора и основных поисковиков. Разве что оперативность выпуска контента снизится — придется дожидаться перевода. Вот только о благотворительности речи не идет, а на донаты особо не разойдешься. Даже подобные площадки столкнулись с оттоком рекламодателей на 90%, вплоть до букмекеров и казино. Т. е. трафик есть и растет, но монетизировать его не выходит. Не исключен некий передел сфер влияния и закрытие тех или иных неофициальных студий.

И что в итоге

Для американских гигантов российский рынок — капля в море или около того, не поспоришь. И все же они зачем-то вышли на местный рынок, озаботились локализацией и рекламой. Явно не ради того, чтобы в один прекрасный день втоптать свою репутацию в грязь и надолго потерять расположение зрителей. Которым, будем честны, нет дела до легальности контента, было бы качество, да без задержек. Как говорится, я человек не злопамятный, но злой. И память у меня хорошая. При этом удар скорее придется не столько по потребителю, сколько по тем, кто обеспечивал локализацию контента и российским игрокам в сфере стриминга и телевидения — та же «Амедиатека» тесно сотрудничала с HBO.

Пираты ли мы дрожащие или право имеем? О будущем кино, сериалов и аниме в России

Кто-то скажет, что явление сие временное, продлится месяц-другой и все такое. Хотелось бы верить, вот только верится с трудом. И если в кинотеатры люди вернутся, то стриминг явно лишится части аудитории, которой напомнили про возможность смотреть любимые шоу удобно, в качестве и совершенно бесплатно, даром что подписок нынче уж слишком много. Ждем свою платформу с приложением, «Госуслугами» и Веселым Роджером?

Другие публикации по теме
12 сентября в России может начаться IT-апокалипсис
12 сентября в России может начаться IT-апокалипсис
В рамках ужесточения мер против России Министерство финансов США объявило о запрете предоставления некоторых услуг, связанных с программным обеспечением и IT.
6 августа в 20:44
14485
38
Форум
Microsoft прекратила продлевать лицензии на софт для российских компаний из-за санкции
Microsoft прекратила продлевать лицензии на софт для российских компаний из-за санкции
Компания Microsoft прекратила продлевать лицензии на использование своего софта российским компаниям. На запрос комментария для “ТАСС”, в российском офисе корпорации ответили, что такое решение является следствием соблюдения западных санкций в отношении Российской Федерации.
2 октября 2023
2673
15
Форум
Казахстан подчинился США и фактически "закрыл свою границу" для параллельного импорта
Казахстан подчинился США и фактически "закрыл свою границу" для параллельного импорта
Как сообщает информационный портал “Известия”, российские перевозчики стали объезжать Казахстан при доставке товаров параллельного импорта. Это происходит потому, что данная страна стала создавать сложности на своей границе для такой продукции.
5 мая 2023
22917
51
Форум