Поиграл в Sprocket - неожиданно классный симулятор танкового конструктора
Что будет, если скрестить Kerbal Space Program и танки War Thunder
Отдыхая от AAA-проектов и обзоров, я прочесывал очередные “уникальные и привлекательные” предложения Steam с играми, которые вы купите и никогда не будете играть, и совершенно случайно наткнулся на натуральный самородок в компостной куче. Сегодня я расскажу про Sprocket. Игра, которая позволит вам ощутить себя если не Морозовым, то хотя бы Порше или Адерсом.
Перед нами игра в раннем доступе, но по возможностям и наполнению выгодно отличающаяся от своих собратьев и близкая к тому, что многие студии называют полноценным релизом. Итак, что же из себя представляет Sprocket? Перед нами полноценный конструктор танковой бронетехники с широким списком возможностей. Вы буквально с нуля можете создать свою бронированную вездеходную повозку и более того, даже опробовать ее, как на полигоне, так и в бою.
Игра разделена на несколько частей.
Сценарии - это подборка заданий с ограничениями. Ваша задача - решить поставленную задачу путем создания гусеничной бронемашины согласно техническому заданию. Всего сценариев восемь и они позволят опробовать на вкус вашу интерпретацию бронетехники от 1914 года до послевоенных лет. Начинаем мы свой путь во время Первой мировой войны и задача - построить танк, способный добраться до вражеских позиций через классический “лунный ландшафт” и уничтожить вражескую артиллерию. Казалось бы, легкая задача. Я так тоже подумал и за час собрал далекого предка американского Шермана. Радостно потирая руки и ехидно гыгыкая, я предвкушал, как наведу суету на вражеских позициях и как бессильно будут кусать губы вражеские стрелки, пока я их обстреливаю из дальнобойной пушки.
Но заурчав двигателем и проехав метров триста, танк сперва остановился, затем скатился с холма и наконец радостно полыхнул огнем из моторного отделения. Заподозрив неладное, я начал внимательнее изучать вкладки и наконец увидел подвох. У меня всего четыре передачи вперед, да пара назад и чахлый моторчик. Причем поставить ничего поприличнее нельзя из-за ограничения сценария. Я решил изучить вопрос поглубже и как оказалось, в игре можно настроить не только форму корпуса вашего танка, его башню, толщину брони в разных фрагментах, но и определить компоновку. Где будет коробка передач, двигатель, баки, орудие и боекомплект - все это решает игрок. Также можно вручную настроить тип двигателя, его рабочие режимы, передаточные числа коробки передач, тип коробки передач, жесткость подвески, ее тип и т.д.
Потратив еще несколько часов и состряпав нечто удобоваримое, я выполнил миссию и принялся погружаться в игру с головой. Благо для безумных экспериментов имелся весьма неплохой режим песочницы, аж в целых трех ипостасях.
Песочница на ровной местности. Песочница в выставочном центре и песочница на полигоне. Отличия были лишь в окружении, поэтому на этом внимание заострять не буду. Расскажу о самом режиме. Ожидаемо у нас нет никаких ограничений, все детали доступны, нет технических требований. Можно создать копии реальных боевых машин или же создать нечто свое, дав внутреннему сумрачному гению практически полную свободу.
Мы начинаем конструирование с изменения заготовки танка. Меняем форму корпуса, настраиваем угол наклона и толщину листов брони. Причем бронепробитие рассчитывается по-честному. Бронелист сорок пять миллиметров под углом в девяносто градусов и аналогичный бронелист, наклоненный под сорок пять градусов имеют разную снарядостойкость. В процессе конструирования можно наглядно посмотреть на толщину брони в реальном времени, выглядит это аналогично War Thunder, а заодно можно решить чем пожертвовать для баланса. Закончив с корпусом и определив толщину брони, переходим к подвеске. Следует помнить, что разные типы подвески ведут себя иначе, имеют разную массу, и что хорошо для легкого танка, может оказаться неприемлемым для тяжелого.
Затем начинаем колдовать над двигателем и трансмиссией. Здесь без откровений. Выбираем тип двигателя, его месторасположение, настраиваем зажигание, обороты, рабочие режимы, не забываем об охлаждении и выхлопе, затем следует выбрать тип трансмиссии с демультипликатором или без, число передач, их передаточные числа и т.д. Наверное, возня с коробкой передач и движком - самая замороченная часть создания танка, ведь все замаксить банально нельзя, ну технически вам никто не запрещает, но в лучшем случае вы заглохнете, в худшем - красиво загоритесь и убьете двигатель, а затем и экипаж.
Но если поступить по уму, то даже не самый мощный движок при грамотно настроенной коробке передач может сотворить небольшое чудо. Плюс не забываем о массе. У нас еще антигравы не завезли, и чтобы танк не превратился в неуправляемый дот, следует бороться за каждый килограмм. Само собой, необходимы также топливные баки, их объем зависит от размеров корпуса, а расположение - от вашего решения, плюс всегда можно повесить пару дополнительных баков.
Игра честно отслеживает все попадания и потому баки будут поражаться именно там, где вы их разместили. То же самое касается членов экипажа, боеукладки и т.д. Но вот мы завершили настройку двигателя, разобрались с коробкой передач, настало время подвески. Здесь тоже есть где разгуляться, несмотря на ранний доступ. Торсионы, балансиры, свечи, поддерживающие ролики или же без них. Где будет ведущее колесо, а где ленивец, какой выбрать размер катков, мелкозвенная гусеница или нет, какова будет ширина, сколько катков в тележке - все это будет настраиваться в этом разделе. Можно даже поиграть в Книпкампа с его знаменитой шахматной подвеской, а еще выбрать размер грунтозацепов, размер трака, их количество, тип ходовых катков, толщину и жесткость торсионов, их количество и прочее, прочее. Причем на этой стадии вашу заготовку танка уже можно немного обкатать на полигоне, проверить работу агрегатов, прикинуть запас по весу и прочие мелочи. Причем разные типы катков и подвески, как было уже сказано, помимо массы влияют на поведение танка. На первый взгляд все мудрено и сложно, но по сути логично и вполне настраивается методом научного тыка.
Итак, наш танк имеет бронирование, его формы почти готовы, у него есть ходовая, двигатель и трансмиссия. Остается дело за малым - танк нужно вооружить. Выбирая артиллерийскую систему для вашего шушпанцера следует памятовать о балансе, и выбрать самый большой калибр и самый длинный ствол - не всегда хорошая затея. Орудие имеет собственную массу, еще веса добавляет боекомплект, а прочность и ресурс нашей ходовой и коробки передач не бесконечные. Также длинный ствол следует уравновесить противовесами, иначе придется пахать поля своим хоботом. Стоит определиться с типом привода для башни и орудия. Будет это старая добрая мускульная тяга через передачу или же электромоторы. Также стоит подумать про необходимость дульного тормоза. Последние в игре имеются в различных вариациях. Дульный тормоз отчасти позволяет поставить более мощную артсистему на более легкое шасси, но платим мы за это ухудшением видимости после выстрела и некоторым снижением скорости снаряда.
Кроме того, следует подумать о размере гильзы. Больше заряд, выше скорость снаряда и больше бронепробитие, но при этом сокращается боекомплект, да и увеличивается время перезарядки. Автомат заряжания ведь еще не изобрели. На перезарядку влияет и размещение боекомплекта. Снаряд, расположенный в нише башни быстрее перезарядить, чем спрятанный под полом в корпусе. Также выбираем тип установки орудия. Рамочный, тумбовый и т.д. Каждый со своими минусами и плюсами. Ну и конечно, стоит помнить, что у орудия есть еще казенная часть, которой необходимо куда-то откатываться. Так что втиснуть пушку с большим казенником в небольшую башню может и удастся, а вот стрелять - уже нет. Хотя всегда можно пойти проверенным путем и установить неподвижную бронированную рубку для большого ствола.
Завершающим штрихом размещаем наших бравых членов экипажа, смотровые приборы для последних, различную мелочевку в виде дополнительных броневых экранов, запасных траков, прочего инструмента в виде лопаты, лома, ну и конечно, куда же без бревна. На крышу водружаем крупнокалиберный пулемет, врезаем курсовой либо спаренный с орудием, красим нашу колесницу в модный цвет и вперед, на полигон, а после - в бой. Игра отлично передает атмосферу изыскания той самой необходимой конструкции для доминирования на поле боя. Да и в целом крайне приятно, когда танки из твоего конструкторского бюро едут и просто аннигилируют противника. Как и в случае с запуском живых огурцов в космос в Kerbal Space, за, на первый взгляд, незамысловатым игровым процессом скрывается немалая глубина, и игра способна подарить немало приятных часов.
В настоящий момент игра находится в раннем доступе и хочется верить, что разработчики не забросят свое детище и доработают его, как в плане дополнительного количества деталей, так и в виде наполнения новыми миссиями и, возможно, даже кооперативным и PvP-режимом, благо в части управления танком и стрельбы из последнего Sprocket ничем не хуже изделия от Гайдзинов, а местами даже поинтереснее. Так что если вы любите танки и не прочь пробудить своего внутреннего конструктора, обратите на игру внимание. Как минимум несколько часов удовольствия вам обеспечены. А на этом у меня все. С вами месил грязь гусеницами Гаррук. До новых встреч и играйте в хорошие игры.