Превью Colony Ship: A Post-Earth Role Playing Game
Дождались раннего доступа, подождем и релиза
Iron Tower Studio взбаламутили рынок изометрических RPG со своей Age of Decadence, предложив уникальную концепцию реиграбельной сюжетной РПГ, где история развивается вслед за выбором игрока. Вместо привычного выбора между парой-тройкой персонажей, кто в итоге живет и кто умрет, Age of Decadence предлагала игроку самому написать собственную историю, совершенно непохожую на любое из 10 последующих прохождений. Делала она это за счет жесткого ограничения возможностей игрока в рамках выбранного пути - приняв то или иное решение игрок терял доступ к большому количеству контента.
Второй момент, позволивший предложить невероятную вариативность и уникальность историй - ограничения в создании персонажа. Множество интересных путей закрыто за высокими уровнями различных характеристик и навыков. Если игроку не хватает харизмы или навыка переговоров, игра просто закрывала один из путей развития истории. Отчего приходилось делать специфических персонажей, сильных только в одном направлении: чистых воинов, чистых переговорщиков и т.д.
Плюсы и минусы данного подхода очевидны - чтобы увидеть большую часть контента игроку придется переигрывать игру раз за разом, играя разными билдами, принимая разные решения и отыгрывая разные пути. Но не всем нравится переигрывать RPG, кому-то больше по душе закрыть 100% контента за один раз. Альтернативы Age of Decadence не предлагала, отчего успех игры получился ограниченным. К исполнению выбранной концепции претензий мало - кому-то не нравится баланс, кому-то не нравится выискивать скрытые пути прохождения и секретные концовки, но в целом Iron Tower Studio проделали отличную работу по реализации собственных планов.
И, возможно, эта непоколебимость привела нас к тому, что мы имеем на руках сейчас - Colony Ship: A Post-Earth Role Playing Game. Никаких больших бюджетов и никакой наемной работы, только прямое развитие идей разработчиков в новой форме и новом сеттинге. Age of Decadence не стремилась завоевать любовь большого числа игроков и Colony Ship идет той же дорогой - перед нами инди-RPG от небольшой команды с большим количеством текста и длительной разработкой, которая будет идти еще несколько лет, а сегодня за символическую сумму игрокам доступна Early Access версия игры в Steam, предлагающая порядка 3-5 часов контента.
Colony Ship одновременно очень похожа на Age of Decadence и сильно отличается от нее. Все так же ты раскидываешь статы, выбираешь перки, несколько основных навыков и отправляешься в комплексный мир, разделенный на главы и преимущественно “безопасные” локации, наполненные “дружелюбными” НПЦ. Возможности пойти куда-то за пределы города и пофармить волков-пауков нет - игра четко придерживается сюжетного повествования. Общаемся с НПЦ и выполняем их квесты: некоторые заведут нас в передряги, некоторые отправят нас во враждебные локации, наполненные врагами, а некоторые просто погоняют туда-сюда по городу. И практически все квесты можно пройти мирным, “дипломатическим” путем. Или не пройти их - игра не разделяет успех или провал, никто не будет большими красными буквами писать МИССИЯ ПРОВАЛЕНА и расстраивать игрока. Вполне может приключиться ситуация, что отказаться от выполнения задания - это единственный способ выжить.
Прокачка у нас идет за счет получения общего опыта и опыта для конкретного навыка. Общий опыт мы получаем за различные победы - в битвах и разнообразных задачах, а рост навыков идет за счет их применения. Украл у торговца мелочь - получи 33 единицы Воровства, увернулся от атаки врага - получи рост навыка Уклонения, успешно кого-то обманул - получи рост разговорного навыка. За счет ограниченного числа места, где можно воспользоваться этими навыками, игра ограничивает скорость и максимальный порог роста гибридных персонажей. Однако являясь партийной игрой, Colony Ship оставляет возможность прокачки и использования навыков сопартийцев - не обязательно прокачивать второстепенный навык до высокого уровня, когда у тебя уже есть сопартиец с задатками взломщика или инженера.
С диалогами получилось интересно - появилась шкала “расположенности” НПЦ к нам, заполнение которой гарантирует успех, однако сами диалоги пока достаточно сырые и слишком простые - комплексных путей с успехами/провалами отдельных скилчеков во время разговора нет. Ты либо успешно вешаешь НПЦ лапшу на уши с начала и до конца, либо проваливаешь балабольство и получаешь пулю в рот. Насколько я понял, еще один из плюсов заполнения этой шкалы лежит в возможности обмануть НПЦ, даже если выбранный разговорный навык чутка не дотягивает до требуемого.
Скажем, заполнили шкалу на 80% до последней реплики, но нам не хватает 1 очка в Streetwise для успешного завершения переговоров - в таком случае у нас все равно получится убедить НПЦ, т.к. он положительно к нам расположен и ему легче нам довериться. Идея очень хорошая, но реализация пока на троечку - можно этот аспект проработать гораздо лучше, подвязав расположенность НПЦ на различные трейты игрока, его известность, гильдейную принадлежность и т.п.
Боевая система похожа на гибрид между боевкой AoD и современными X-COM. В меню игры можно настроить рандомность - настоящую, псевдо или с растущим шансом на успех в случае нескольких провалов/промахов подряд. Боевая составляющая на поверхности такая же сложная, как и была раньше, однако даже гибридным персонажем к концу ЕА версии можно стать чемпионом арены. Челленджа в целом значительно меньше, чем в АоД. Разнообразия в действиях и предметах для использования много, набор стандартный: гранаты, бустеры, различные защитные и отвлекающие внимание предметы.
Рассматривая отдельные элементы игры складывается впечатление, что все у игры хорошо, но на практике вылезает куча проблем. Первую версию раннего доступа Age of Decadence я не видел, поэтому прямого сравнения количества и качества контента сделать не могу. В Colony Ship этого контента очень и очень мало. Во-первых, вариативности в первой главе практически никакой, множество не связанных друг с другом заданий и такие, казалось бы, значимые квесты, как “помоги улучшить электростанцию”, в которых ты буквально улучшаешь качество воздуха всего района и возможности электросети, ни к чему не приводят. Спасибо, вот тебе опыта, до свиданья. А те квесты, в которых разрешают сделать выбор, жестко отрезают игрока от возможности крутить интриги. С самого начала выбираешь сторону и следуешь ей до самого конца с парой вариантов на разных этапах выполнения квеста, которые на финальный результат уже не повлияют.
Да и каких-либо ограничений по билдостроению нет - за одно прохождение можно закрыть 90% доступного контента, если делать все в правильном порядке, когда ты прокачиваешь недостающие навыки до необходимого уровня. Пошел на старте к НПЦ, который тебе дает задачу выкрасть ключ, она учит тебя Воровству +1, ты идешь воровать у торговцев и повышаешь навык еще на +1, чего достаточно для выполнения квеста. То же самое у нас с Электроникой и Компьютерами, что позволяет пройти весь доступный контент и успешно завершить все полученные квесты за один поход. Понятно, что многие принятые решения отзовутся о себе и сформируют повествование последующих глав, но пока как-то уныло.
Со стороны сюжета, лора и атмосферы тоже пока не все гладко. Задумка с разваливающимся космическим кораблем, несущим своих пассажиров к мечте, которую никто из ныне живущих не увидит - это прикольно, да и с визуальным стиле все в порядке. Игра очень много берет из идей Fallout, где люди загнивающего будущего гоняются за реликвиями прошлого. Одна из основных мотиваций персонажей Colony Ship - получить доступ к закрытым после восстания частям корабля и разворовать их. Очень приземленно. Однако некоторые элементы игры немного выбиваются из общего стиля, вроде противников-жаб, имплантов, дизайна одежды и декораций.
Да и основная задумка пока не сильно вдохновляет - игре не хватает “крутости”. Вот принимаешь участие в местном перевороте и не можешь почувствовать важности собственных действий. Одного персонажа ты буквально в течение одного короткого диалога послушал, а другого - в течение трех более длительных. Три этапа миссии и 15 минут спустя я совершил переворот и разобрался с одной из основных местных фракций. И что? Не хватает какого-то словесного описания персонажей, пары диалогов с местными ребятишками, чтобы те свое мнение на ситуацию высказали. Не хватает создания атмосферы и не хватает фактуры истории - эстетически зацепиться просто не за что. Из-за чего моменты, когда главный герой заявляет “я слышал об этом человеке”, или когда нас узнают и принимают за старого товарища, выглядят неуместно.
Загружал Colony Ship я с надеждой увидеть сырой и забагованный тизер будущего шедевра, а получил интересную задумку с неровной реализацией. Ломающих игру или игровой процесс багов я не встретил, работает игра плавно и без вылетов, но удовольствие от игры получилось очень спорное и совсем не похожее на обещанное. Colony Ship предстоит пройти очень и очень длинный путь до релиза и пока совсем неясно, получится ли у разработчиков повторить успех Age of Decadence. Но благо разработчики из Iron Tower Studio легко идут на контакт и воспринимают критику. А учитывая тот факт, что Colony Ship - не какой-то заказной проект от крупного издателя, а собственное дитя разработчика, мне легко верить, что разработчики доведут игру до ума. Через несколько лет, но доведут. Отчего рекомендовать игру к покупке я могу только тем, кому хочется помочь и поделиться своим мнением и идеями с разработчиком или поддержать разработку финансово.