Проблемы современных RPG - куда пропала "магия"?
Привет, народ, с вами Гаррук и должен признаться, что-то у меня уже накипело. Я постараюсь быть помягче, но не исключаю, что у кого-то будет пожар в разных местах, а кто-то смачно выругается, но решил я поговорить сегодня про ролевые игры. Да, тот самый жанр, который схлопывается в прекрасно знакомые всем три заветные буквы - RPG.
Вот серьезно, везде у нас прогресс, будущее, но жанр как будто все это время в анабиозе находился. Не изменилось ровным счетом ничего, более того, во многих моментах наблюдается даже деградация и вырождение. Родившийся из настолок, жанр компьютерных ролевых игр долгое время развивался по своему особому пути, но в целом достаточно бодро. Сперва это были текстовые ролевки, затем появились зачатки графики, затем графика стала даже приятной глазу, изометрия с красивыми задниками, нарисованными вручную. Портреты героев, переход в третье измерение, пусть и неоднозначно воспринятый многими игроками, диалоги говорящих голов, кинематографические ролики, интерактивные сцены и замена списка реплик на колесо выбора.
Да, местами криво и косо, но игры развивались, причем с явным перекосом на визуальную часть. Графика уже сейчас довольно симпатична, но вот все остальное практически не изменилось. Это все та же старая видавшая виды рама, на которую взгромоздили новый дизайнерский кузов. Поедет от такого улучшения этот пепелац лучше? - Нет, вообще ни разу. Перекос в сторону уничтожения монстров в масштабах мясокомбината по-прежнему с нами. Ограниченность выбора и минимализм последствий избранных решений также присутствуют.
Кто-то боится экспериментировать, речь о ААА-проектах и издателях. Ведь выгоднее по 100500 разу слепить одно и тоже и пипл схавает, чем рисковать немалыми деньгами и пробовать продвигать что-то новое. Да и сами разработчики и авторы уже не те. Практически ушла та старая гвардия, что подарила ролевые игры золотой эпохи, а у новых творцов все чаще заметно копирование старых идей и попытка переложить все на свой лад, хотя и встречаются отдельные шедевры.
К сожалению, в настоящее время даже в жанре инди-игр замечается все чаще курс на самоповторы и копирование одних и тех же идей друг у друга. Вот серьезно, меня одного уже задолбали бесконечные ролевые игры в жанре фэнтези с орками, эльфами и магами с рыцарями? Кто-то скажет ну, ведь это классика, игроки хотят и т.д. Чушь собачья. Это признак банальной лени и нежелания хоть мало-мальски думать головой. Фэнтези в ролевых играх - это как вторая мировая война в шутерах от первого лица. Настолько заезженная до дыр тема, что у любого мало-мальски адекватного человека будет реакция - Че, опять?!
Нет, я еще могу понять, когда жанр фэнтези обусловлен первоисточником, например, игра по ролевой системе и вселенной - D&D, Pathfinder и т.д. В принципе, с натяжкой можно еще понять такой выбор, когда авторы хотят рассказать нетипичную историю и показать что-то новое, этакий взгляд на фэнтези ролевку с неожиданной стороны. Но такие случаи на пальцах можно посчитать. В основном это дубовейшее дженерик фентези, от которого уже скулы сводит, причем с таким количеством штампов, что можно уже таблицу по созданию ТБРПГвСК (Типичная Банальная Ролевая Игра в Сферическом Коне) делать.
Мало кто хочет напрягаться, работать с незаезженными сеттингами, придумывать что-то новое. Причем даже не надо сильно мозг напрягать, многое уже давно придумано в соседних жанрах, или же в прародителе ролевых игр на ПК - в настольных играх. Вот серьезно, когда вы в последний раз играли в ролевую игру, где ваши выборы носили не косметический эффект, а конкретно так могли пнуть вас по яйцам, что вы бы кусали себе ногти до мяса и ругались непечатным. В каких играх вам бы приходилось мучительно делать выбор, где оба варианта были бы одинаково паршивыми?
Вот серьезно, вас не задолбали уже типичные избранные герои со сгоревшей хатой, убитыми потерянными родителями и т.д? Сколько можно одну и ту же жвачку по сотому разу пережевывать? В этом плане мне даже больше нравятся многие jrpg, где не отдыхают на прописывании героев и пусть за отсутствие этой жвачки приходится платить возможностью создать именно своего героя, но я готов на эту жертву, если получу интересную историю, персонажей и приятный геймплей. Хотя и у азиатов хватает треша.
Причем не обязательно слишком увлекаться созданием принципиально нового. Не буду далеко ходить. Диско Элизиум - игра, которая меня действительно зацепила. Банальная амнезия и общение с внутренним голосом, но как обыграно то? Можно взять штамп и умело его обыграть так, что он станет не недостатком, а достоинством. А можно взять удачную находку и запороть ее полностью неумелым применением.
Вот серьезно, что мешает сделать при создании героя выбор предыстории, который бы влиял на прохождение, отношение НПЦ, соратников, добавлял бы вариативность в квестах. Ведь из этого и складывается общая картина, в игру веришь, когда она хотя бы пытается быть логичной. Когда ты понимаешь, что у тебя под управлением не дженерик мясной голем с биркой Герой, а в общем-то живое существо с предысторией, с жизнью до становления твоим аватаром с установленными связями с миром и т.д. Да даже тех же родителей можно обыграть встречей с ними по ходу сюжета или неожиданным сценарным ходом - Люк, я твой отец. Можно прописать злодею нормальную мотивацию.
Или взять вариант как в серии Fable, где мы начинаем играть ребенком и постепенно взрослеем, меняясь в соответствии с деяниями, выборами и т.д. Ведь что бы не говорили, а наглядность наших успехов тоже неплохо так пополняет копилку достоверности ролевой игры. Когда мы в той же Готике 2 осваиваем владение мечом, видим как меняется стойка персонажа, его движения, это позволяет глубже погрузиться в игру, осознать и поверить, что мы реально прогрессируем, а не просто получаем плюс 5 к владению мечом. Что мешает совместить два подхода к главному герою в разумной пропорции?
Но зачем? Это же затраты, это время, гораздо проще слепить из грязи очередной пирожок с гуаном и бросить его на сковородку, а затем на лопате протянуть страждущим. А сеттинг, что мешает сменить дженерик фэнтези на период Гражданской войны, Великих Географических открытий, крестовых походов, античности? Разбавить реализм щепоткой того самого фэнтези? Кто бы отказался от хорошей ролевой игры в сеттинге Древнего Рима, где в лорике сегментата с гладием вы сражаетесь против ставших реальными германских вервольфов в открытом мире, представляющем собой Римскую Империю времен ее расцвета? Хуже это будет, чем традиционные орко эльфы? Да шиш там. Или вообще, раз уж так любят реализм, то отказаться от магии, оставив алхимию, механику и старую добрую историю. ККД при всех своих недостатках прекрасно прожила без магии, что мешает интересно рассказать про исследование Африки, про Столетнюю войну?
Было бы желание. Народ очень изголодался по чему-то новому и интересному, и в целом готов поддержать, в том числе и не только морально, начинания, но если глянуть на тот же Кикстартер мы увидим опять кучу дженерик фэнтези без единой светлой мысли. Немало этому конечно способствует и аудитория, которая очень часто в штыки воспринимает любые мало-мальские попытки внести что-то новое, и с радостью готова жевать одну и ту же жвачку про героя, ставшего сиротой и борющегося в мире эльфов с орками со злодеем. Хотя это проблема не только компьютерных игр. Да достаточно на ролевиков нынешних глянуть, там через одного эльф, полуэльф, непременно драконорожденный и сирота с тяжелой судьбой, у кого папу маму замочил убер злодей и он теперь режет орков, демонов, гноллов в промышленных масштабах во имя мести и справедливости. Ни ума, ни фантазии.
К слову, не хватает ролевым играм и реализма. Нет, я не о том, чтобы каждые несколько часов бегать есть и справлять нужду, но вот серьезно, что мешает прекратить такую идиотию, как нахождение мечей и копий в крысах, волках, свиньях, бочках, стоящих в глуши, в сундуках, неведомо как взявшихся в доме и т.д. Я еще могу принять меч-кладенец +3, найденный в гробнице древнего короля. Но когда нечто подобное валится с рядового разбойника или вообще находится в кадке с огурцами в доме крестьянина, потому что генератор рандома так сказал, здесь мне хочется уже выйти в окно. Условности условностями, но хоть немного адекватности быть должно.
Логичная ролевая система. Можно сколь угодно много спорить, что вторично, что первично - ролевой отыгрыш или ролевая система, но факт остается фактом, без нормально внятной ролевой системы, понятной игроку ролевая игра явно будет недоделанной и сомневаюсь, что жизнеспособной. И вот здесь очень тонкая грань проходит между к/ш -ем с его самыми красными штанами, а также единственно верной прокачкой в виде колдо-присто-мечников и грузом бесполезных способностей. Как-никак, хорошую ролевую систему сделать не так просто, особенно чтобы она была доступной и понятной, но при этом глубокой и не допускающей эксплойтов. Но, как показывает практика, нет ничего идеального.
Ну и конечно, не могла коснуться ролевых игр и нынешняя чума современного общества - псевдотолерантность, а также ее производная в виде обратных нацистов, которые ей прикрываются, мизандрийской пропаганды, которая прикрывается лозунгами о феминизме, и просто больных на голову людей, которые вместо необходимой медицинской помощи получают эфирное время и все больше внимания. И на выходе имеем диктатуру меньшинства похлеще, чем в Германии конца 30-х годов, когда любое слово в разрез с понятием правильности кучки считающих себя истиной в последней инстанции людей, тут же выливалось в остракизм, травлю и поездку в один конец до трудового лагеря.
Поэтому вместо, собственно, затрат времени на разработку игры, сейчас все больше времени уходит на вшивание в игру элементов, которые привлекут внимание и вызовут одобрение малой группы больных людей, которые и в игры не играют толком, только просиживают седалища в твиттерах и воюют за ущемляемые права, тактично закрывая глаза на реальное насилие и проблемы, да выкорчевывание оскорбительных элементов для определенной группы людей. Причем как показывает практика, здравый смысл здесь очень редко ночует, и чаще присутствует явная шизофрения и комплекс неполноценности. На выходе же, о, неожиданность, вместо нормальной здоровой игры получается слабо пригодный для игры монстр Франкенгейма, сшитый из разрозненных лоскутов и едва шевелящий конечностям из-за попытки впихнуть невпихуемое в формат игры.
Что мы имеем по итогу? Жанр мертв? - нет. Просто не хватает новых идей и желания. Да даже реализация уже известных элементов выполнена через заднее место. Немалая проблема еще и в ролевых элементах и побочном эффекте межжанрового "опыления". Когда, к примеру, каждый второй шутер считает своим долгом вкорячить себе сюжет с героями и прокачкой в результате в головах людей сам смысл ролевой игры размывается и представляет такую кашу, что хоть ведром вычерпывай. И многие на серьезных щах начинают шутеры называть ролевыми играми.
Для того, чтобы создать хорошую ролевую игру не нужно даже совершать революцию в жанре и прыгать выше головы. Достаточно обладать хорошим вкусом, пользоваться логикой, быть внимательным к деталям и использовать удачные, но забытые по непонятным причинам находки. Нужно создавать игру с четким пониманием, что получится в конце, а не пытаться собрать непонятного кадавра в попытке удовлетворить вкусы извращенцев крайне далеких от игровой индустрии. В конце концов покупают игры, а также играют в них по большей части не крикуны в твиттере, а в целом адекватные люди.
А что вы думаете, в чем проблема современных ролевых игр и почему глубокие и проработанные RPG в наше время - это редкость, сродни второму пришествию Иисуса? Не стесняйтесь комментировать.
А на этом у меня все, с вами горел не эльф и не сирота Гаррук. До новых встреч и играйте свою роль в хороших играх.