[Рецензия] «На полвека поэзии позже»
Играй, музыка! Пан Ведьмак уже здесь!
ВСТУПЛЕНИЕ И ИСТОРИЯ ПРОЕКТА
7 декабря на YouTube-канале Alzur's Legacy - The Witcher Fan Film вышел фанатский фильм, вдохновленный творчеством Анджея Сапковского, «PÓŁ WIEKU POEZJI PÓŹNIEJ».
В английском варианте идея немного потерялась и фильм был назван «ALZUR'S LEGACY». Однако, русский перевод «НА ПОЛВЕКА ПОЭЗИИ ПОЗЖЕ» – звучит ничуть не хуже, чем на языке оригинала.Основная мысль, которая транслировалась авторами проекта начиная с первого анонса - этот фильм сделан фанатами для фанатов. В своем фидбеке съемочная команда не раз подчеркивала, что не планирует создавать «высокобюджетный блокбастер» от мира Ведьмака. Фильм почти полностью финансировался из краудфандинга, а его бюджет составляет 100 000 злотых (около 26 000 долларов США). Что действительно не так уж много для фэнтезийного фильма.
Для сравнения: бюджет The Witcher от Netflix, чей релиз состоится также в декабре этого года - 30 млн долларов. Впрочем, даже эта внушительная сумма может оказаться преуменьшенной в 1,5-2 раза, если верить непроверенным источникам.История создания «На полвека поэзии позже» началась в далеком 2015 году. В 2017 польская команда объявила о сборе средств на indiegogo.com. Собрав половину от необходимой изначально суммы ($8 370 из $15 000) они продолжили работу.
Как уже было сказано, фильм вышел на официальном YouTube-канале 7 декабря. Хотя изначально релиз должен был состояться 30 ноября. Ровно за день до предполагаемой даты выхода фильма режиссер Jakub Nurzyński обратился к фанатам с новостью о переносе даты релиза на неделю. Среди причин - желание команды доработать все недочеты, которые стали очевидны после премьерного показа фильма, состоявшегося в Nove Kino Wisła в Варшаве.
В ОБЩИХ ЧЕРТАХ И БЕЗ СПОЙЛЕРОВ
Несмотря на изначально заявленный уровень фильма – фанатский, не сильно бюджетный, нацеленный в большей степени на атмосферу и аутентичность, чем на зрелищность – недостатки в работе присутствуют и их немало. От технических промахов до просто неудачных решений в сюжетном повествовании. И как бы не хотелось лояльно закрыть на них глаза, совсем не упоминать их будет как минимум неправильно.
Премьера фильма состоялась в 20:30 по московскому времени. Продолжительность - 1 час 40 минут. На тот момент были доступны встроенные на сервисе YouTube субтитры на 7 языках: английский, французский, немецкий, голландский, словенский, польский и русский.
И вот здесь начались первые проблемы. Что в случае с английскими субтитрами, что в случае с русскими, присутствовали раздражающие баги. То текст опаздывал, то съезжал, то выскакивали технические пометки, которых в финальном виде быть, конечно же, не должно. Есть надежда, что со временем этот недостаток исправят.
Конечно, это не станет проблемой для тех, кто терпеливо дожидается озвучки. Однако тот факт, что фильм полностью сделан на польском языке почему-то не может лишний раз не порадовать. Это добавляет атмосферы при просмотре. А для русскоговорящего зрителя еще и дополнительное развлечение, ведь в родственном польском языке немало знакомо звучащих выражений.
Продолжая тему звука, хочется отметить немаловажный факт. Музыка в фильме великолепна. Правда. Без преувеличений. Это тот аспект фильма, к которому придраться не получается, с какой стороны не подступись. В первое мгновение кажется, что аудиосопровождение было взято прямиком из игры. А кто играл в The Witcher, знает, что работа композиторов там потрясающая.
Выбор персонажей и актерский состав. Про этот пункт тоже можно отозваться положительно. Нужно признать, что когда в основе истории встал Ламберт, а не привычный и знакомый Геральт из Ривии, это стало неожиданным плюсом картины. Сопровождают же главного героя невероятно каноничная (если мы говорим о книгах, конечно) чародейка Трисс Меригольд и бастард Лютика – Юлиан, копия своего отца, что уж скрывать.
Это первостепенное трио и наблюдать за их взаимодействием действительно интересно. Есть место и для юмора, и для любопытной химии между героями. Внешний вид, антураж и отыгрыш здесь тоже на уровне.То же самое можно сказать и о «второстепенной тройке», если так можно выразиться. Сюда относятся: чародейка Орнелла, допплер и мутант Агайус (Agaius).
Прерывая последовательную оценку каждого критерия фильма, важно будет отметить, что невозможно оценить работу, если не сопоставлять ее с чем-то. В случае с «На полвека поэзии позже» этот сравнительный фон крайне любопытный.
- Есть книжный канон, который можно считать базой по заявлениям самой съемочной команды.
- Есть игровая вселенная, которая бесспорно оказала очень большое влияние на фанатское сообщество и на проект в том числе.
- И есть старый польский телесериал Wiedźmin 2001 года, говорить о котором в исключительно положительном ключе… крайне сложно.
- Сериал от Netflix может служить примером в отдельных критериях, но так как релиз его еще не состоялся, упоминаться он будет лишь косвенно, чтобы избежать поспешных и необоснованных выводов раньше времени.
- Что касается дани уважения оригиналу, который принадлежит Анджею Сапковскому, то тут все очень и очень хорошо. Когда дело доходит до передачи «той самой» атмосферы средневекового славянского фэнтези, то фильм спокойно удерживает планку качества. Ярмарка в деревне Молодые Попки или сцена в трактире воссозданы и сняты отлично.
Недостатки кроются уже в другом. Не все второстепенный персонажи заданную планку качества удерживают. Если обратить на это внимание, то становится очевидно, что иногда между выбором «хорошая актерская игра» и «идеально подходящий типаж», побеждало второе. Нельзя назвать это критичными ошибками, но в фильме присутствуют сцены, где актеры не вытянули, а съемочная группа не смогла это правильно скорректировать.
Это приводит к следующему, уже намного более значимого недостатку. Ошибки режиссера и сценаристов. Да, нельзя не повториться, фильм любительский. Его основа – это безграничная любовь и уважение к Саге о Ведьмаке. Однако работа строилась не только на энтузиазме и желание сделать хороший фильм. Проект «реализуется независимой съемочной группой из Польши, ее участники в повседневной жизни профессионально заняты в кинематографе, театре, на телевидении и в других сферах медиа», что дает право оценивать итоговый продукт чуть более придирчиво, чем другой любительский материал.
Хочется все-таки отдать должное работе режиссера, операторов, постановщиков и реквизиторов. Сцены боя здесь хорошие. Местами даже очень достойные. Особенно если прокрутить в памяти боевку из сериала 2001 года. Видна трепетная работа со средневековым оружием, пусть даже настоящие опасные мечи в кадр никто не демонстрировал. Внимание к деталям аутентичной одежды. Воссоздание мелочей по типу элементов быта и интерьера.
«В нашем фильме мы хотим в полной мере отразить дух мира ведьмака — в музыке, диалогах (по-польски, с русскими субтитрами), в настоящих средневековых декорациях, костюмах ручной работы, а также в броне и оружии, созданных ремесленниками, занимающимися исторической реконструкцией».
Однако когда дело доходит до технически сложных сцен, требующих, в частности, большего бюджета… Всплывают недостатки. И хочется просто спросить «А нельзя ли было обойтись без этого? Сделать проще. Но сделать качественнее». Вопрос это, конечно, риторический, но приводит к выводам что далеко не все то, что работало на бумаге, пока было сценарием, воплотилось в хороший кадр по итогу съемок. В фильме далеко не одна сцена, которая выглядит спорно – двигает сюжет, но выставляет главных героев в странном и невыгодном свете.При этом некоторые моменты противоположно этому и поставлены таким образом, чтобы скрыть недостатки грима. Или подчеркнуть работу группы, ответственной за спецэффекты. И постановка эта качественная, заслуживающая похвалы зрителя, способного подметить такие приемы.
Монтаж в большинстве своем опять-таки вызывает положительную реакцию. Есть недочеты, но на них как раз можно закрыть глаза. То же самое относится и к операторской работе. Спорные решения есть, но строго негативной реакции они не вызывают, да и не так уж их и много, откровенно говоря.
Переходы между сценами в свою очередь уже вызывают больше сомнений. Слишком уж обрывистыми кажутся некоторые смысловые части сюжета. Это не портит впечатление от картины в целом, но режет глаз, если знать на что обращать внимание. По этой же причине видны недоработки с цветокоррекцией от сцены к сцене. И хотя по отдельности они выглядят хорошо, не хватает объединяющей весь фильм стилистики.
Так уж вышло, что в своей основе фильм получился каким-то… нестабильным. По-настоящему хорошая сцена может смениться бессмысленной. Один и тот же элемент в разных частях истории работает абсолютно по-разному. Показательный пример в данном случае - CGI. Если оценивать общее впечатление, то графика в картине на уровне. Но. Обращая внимание на порталы, на колдовство чародеек или на другие графические приемы, получается так, что в одной сцене это выглядит хорошо, а в другой - неумело и неотполированно.И ощущения от этого в итоге такие же смешанные…
ТЕПЕРЬ ДЕТАЛЬНО И СО СПОЙЛЕРАМИ!
Для тех, кто фильм еще не смотрел можно перейти сразу к выводам ниже
Самое главное, с чего и нужно начать, это сюжет. Хорош ли он? Скорее да, чем нет. Здесь нет сложных поворотов, продиктованных сценарием. Есть экспозиция, где показан Каэр Морхен и набор каноничных персонажей в виде Весемира, Эскеля и Ламберта.
С этого самого вступления и зарождаются первые сомнения касательно оценки «На полвека поэзии позже». За первые полчаса фильма умирают 3 каноничных персонажа. Эскель и Весемир в битве при Каэр Морхене. И уже позже - Лютик, роль которого, кстати, исполнил тот же актер, что играл этого героя в сериале Wiedźmin 2001 года. И, возможно, выносить этот пункт на обсуждение не требуется, но слишком уж противоречивые чувства вызывает подобное решение. Смелое с одной стороны и излишне… ответственное что ли. Ведь одно дело, когда в фанатской работе умирает неканоничный герой, но совсем другое дело, когда речь заходит о столь значительных для вселенной персонажах. И пусть даже все эти смерти в разной степени оказывают влияние на сюжет… Но наверняка отнести это к плюсам или минусам картины, увы, мне лично кажется проблематичным. Пусть остается на субъективную оценку каждого.
Продолжая тему повествования, потенциал сюжета показался раскрытым не полностью. В фильме встречается достаточно моментов, которые не несут смысловой нагрузки и созданы скорее для поддержания настроения. В целом же, в «На полвека поэзии позже» показали две сюжетные ветки, которые дополняют одна другую.
Первая – это история чародейки Орнеллы Виго, укравшей книгу Алзура и стремящейся повторить процедуру ведьмачьих мутаций. И это на фоне того, что «полвека спустя» Ламберт остается последним из Ведьмаков, за которым к тому же ведется активная охота. Зачем чародейке это? Вот это и есть главная проблема. Потому что четкого ответа фильм не дает.
Вторая сюжетная линия принадлежит мутанту Агайусу, который является одним из экспериментов Алзура. Его стремление – избавить мир от «омерзительных монстров, природе противных, что ведьмаками зовутся». Мотивация этого героя уже более понятна. Он заинтересован в усовершенствовании себя и дальнейшем истреблении всего противоестественного. Без претензии на гениальность, но понять логику его действий можно.
Но даже первостепенные персонажи лишены действительно мощной мотивации к действиям, которую хотелось бы видеть на экране. Трисс охотится за Орнеллой потому что та нарушила правила чародейской ложи и должна понести наказание. Допустим. Ламберт помогает Меригольд потому что… может? А Юлиан составляет им компанию потому что… ему некуда больше пойти? Так?
Конечно, это уже немного утрировано и обосновать поступки героев можно. Но не хватает целостности, которые объединяли бы события и персонажей.
Экспозиция, завязка, кульминация и развязка – все это на своем месте. Сопровождаемое открытым финалом, естественно. И даже сцена после титров присутствует.
ВЫВОДЫ
Как уже было сказано ранее, сформировать единое мнение о фильме «На полвека поэзии позднее» оказалось сложнее, чем хотелось бы. Общая положительная реакция то и дело нарушалась резкими скачками качества в тех или иных проявлениях. Отсюда ощущение нестабильности и порция сомнений по итогу просмотра.К бесспорным плюсам картины хочется отнести музыку (серьезно, она великолепна без каких-либо «но»), подбор актеров и общий антураж.Перечислять минусы снова… не хочется. По правде говоря, ругать этот фильм изначально не хотелось. Он попросту этого не заслуживает ввиду своей категории и общей специфики.«На полвека поэзии позже» рекомендуется к просмотру, если вы разделяете позицию авторов проекта в первую очередь.
«Мы не жаждем денег, славы или огласки — для нас это дело чести. После чудесного времени, проведенного с книгами, играми и комиксами, мы почувствовали, что обязаны выразить благодарность произведению и его первому создателю — Анджею Сапковскому».
Если это не тот подход к работе, который заслуживает вашего одобрения и поддержки, то, как вариант, попробуйте дать шанс Ведьмаку от Netflix.
Этот же проект, реализованный в формате non-profit (то есть, никто из актеров и создателей не получает материального вознаграждения за работу), не лишен недостатков. Которые в свою очередь точно не являются причиной проигнорировать существование данного фильма.
Ознакомиться самостоятельно с «На полвека поэзии позже» можно на официальном YouTube-канале.