Рецензия на «Стекло»: гендерная самоидентификация — супергерой
На экранах с 17 января
«У всего есть рациональное объяснение», — говорит один из героев фильма. Но зачем сценаристы слили концовку глупым ходом — это объяснить будет сложно. Но об этом позже, давайте с начала и по порядку.
17 января в прокат выйдет «Стекло» — новый триллер М. Найта Шьямалана. Это кроссовер, в котором встречаются герои двух других работ режиссера: Орда из «Сплита» и Дэвид Данн и Элайджа Прайс из «Неуязвимого». Если вы не смотрели приквелы, осторожно, в рецензии будут спойлеры к ним.
После событий «Сплита» проходит некоторое время, скорее всего, меньше года, а после «Неуязвимого» почти лет 20. Орда, он же Кевин Крамб (Джеймс Макэвой) страдает множественным расстройством личностей — у него их 24. Герой продолжает похищать и убивать молодых девушек ради Зверя, сверхсильной и дикой личности, пробудившейся в конце «Сплита».
Постаревший Дэвид Данн (Брюс Уиллис) по-прежнему неуязвим. По вечерам он надевает свой плащ-дождевик и идет бороться с уличным злом — наказывает всяких воришек, хулиганов и так далее. Помогает ему повзрослевший сын: отслеживает преступления, слушает полицейское радио и активно гуглит. А гениальный Элайджа Прайс, он же Мистер Стекло (Сэмюэл Л. Джексон), пускает слюни под седативными в лечебнице — его невероятный ум подавляют с помощью таблеток.
Из-за определенных обстоятельств все они оказываются в одной психбольнице, где их собирается лечить доктор Элли Стейпл (Сара Полсон). Она уверена, что супергероев не существует, и хочет убедить троих, что они сами внушили себе свои силы. Психолог не отрицает, что их способности велики, но не настолько, чтобы становиться супергероями и суперзлодеями. И аргументы у нее хорошие.
Это главная идея фильма — возможно, Орда, Дэвид Данн и Мистер Стекло всего лишь психически больны. Каждого что-то вынудило стать сильнее и поверить в невероятные и даже сверхъестественные способности, которые на деле просто выдающиеся и не более. Это интересная мысль, заставляющая пораскинуть мозгами во время просмотра.
«Стекло» — необычная супергероика. В фильме почти нет экшена, взрывов, крутых спецэффектов. Порой он размеренный и, по ощущениям, даже медленный. Хронометраж — почти два часа. Если бы снимал Майкл Бэй, то уложился бы вдвое быстрее. Но при этом кино не скучное, потому что постоянно держит в небольшом напряжении.
Тут фишка картины не в эпичных драках, как у Marvel, а в интриге (супергерои ли тройка поехавших) и актерской игре Макэвоя. Ему после просмотра хочется поставить памятник. В «Стекле» он вновь превзошел себя — актер меняет образы прямо на ходу, в мгновение становясь другим человеком с новой мимикой и взглядом: суровый мужчина, женщина, девятилетний мальчик, хулиган, почитатель искусства. У его персонажа, Орды, 24 личности, и Макэвой жонглирует ими будто по-настоящему страдает расстройством. Еще лучше, чем в «Сплите».
Его актерской игре в фильме уделяют по-настоящему много времени — есть несколько сцен, где минут пять показывают одного Джеймса Макэвоя, меняющего личности. И во всех он великолепен. А главное — на него не устаешь смотреть, потому что актер делает все настолько виртуозно и захватывающе, что не оторвать взгляд.
«Стекло» во многом держится на одной брутальности героев. Крутые Джеймс Макэвой, Самюэл Л. Джексон и Брюс Уиллис, которые играют таких же крутых персонажей. Их роли написаны прекрасно. Почти всегда, когда они что-то говорят или делают, это интересно благодаря харизме. И даже если сюжет в целом хромает, эти трое вытягивают картину.
А с сюжетом вот какая штука. Даже не считая плохого финала, в фильме много логических упущений. Грубо говоря, «правила игры» сильно упростили: глупые персонажи, некомпетентные работники, слишком мало охраны или полицейских. Доктору Элли Стейпл на лечение дали почему-то лишь три дня, хотя случай очевидно тяжелый.
Второстепенные персонажи часто ведут себя странно. Например, санитары будто не понимают, на что способна троица. Появляется Кейси (Аня Тейлор-Джой), похищенная Ордой девушка из «Сплита», и начинает совершать поступки, мотивация которых не совсем ясна. У многих отсутствует инстинкт самосохранения. А иногда персонажи испытывают совсем не те эмоции, какие должен испытывать нормальный человек в определенной ситуации.
Самое худшее — концовка. Шьямалан весь фильм подшучивает над супергеройскими клише, поэтому кажется, что финал будет необычным. И вот, нам подсовывают несколько твистов, но все они — глупые и ненужные. Если до этого часть проблем можно было хоть как-то простить, то сюжетный поворот в конце перекрывает все. Он банальный и портит все впечатления.
Закончить охота на позитиве, поэтому я оставил напоследок один плюс фильма — юмор. «Стекло» — не комедия, но местами есть хорошие шутки. Они строятся на абсурдности, ведь взрослые (не гики), всерьез говорящие о супергероях и даже пытающиеся ими быть, — это забавно. Девятилетний ребенок в теле сорокалетнего шотландца — тут без комментариев. Это еще одна вещь, которая тянет кино вместе с харизмой главных актеров.
«Стекло» можно назвать нормальным кино, если бы его сняла Netflix в качестве эксперимента. Как «Яркость» с Уилл Смитом, где его напарник в полиции — орк. Ожидания от подобного невелики, часть минусов можно опустить. Но Шьямалана мы судим по всей строгости, так что вывод таков: даже если вы любите «Сплит», «Стекло» вас, скорее всего, разочарует.
Оценка: 6/10.