Ремастеры и ремейки: паразитирование на старых идеях или дань уважения классике?
Стоит ли возвращать старые серии
Конец 2020 года не только завершил сложный год, но и поставил точку на поколении восьмом и начал эру девятого. Хотя отправлять на покой старые консоли пока рановато, учитывая, что новинки еще не успели отметиться в свободной продаже. Однако уже можно оценить, как прошло предыдущее поколение, какие тайтлы стали определяющими и предположить, что ждет игровую индустрию в будущем.
Восьмое поколение стало эпохой, наполненной амбициозными идеями студий, не боящихся рисковать и предлагать смелые решения. Эта тенденция появилась благодаря успеху Grand Theft Auto V, за которым последовал запуск Ведьмак 3: Дикая охота и Metal Gear Solid V. По большей части они показали проработанные механики, большие открытые миры, кинематографические кат-сцены и интересные сюжеты.
Конечно, новые мощные консоли позволят разработчикам создавать еще более впечатляющие проекты, но за радостью геймеров кроется и оборотная сторона. Это связано с двумя основными тенденциями последних нескольких лет. Наиболее серьезная из них - колоссальные переработки сотрудников. Кранчи, длящиеся не только месяцами, но и годами, несомненно пагубно влияют на психическое здоровье работников, а также на репутацию компаний и общее качество игры. Очень многие разработчики покидали студии, не выдерживая давления.
Второй тенденцией стала популярность ретро-игр и успех многочисленных ремейков за последние несколько лет. 2020 так и вообще вполне справедливо можно считать годом ремейков, ремастеров, перезагрузок и возвращений легендарных франшиз. Начиная с Final Fantasy VII и Resident Evil 3 и заканчивая Tony Hawk’s Pro Skater 1 + 2 и Demon’s Souls. Очевидно, что многие геймеры хотят вернуться в прошлое, заново прочувствовать игры, которые, можно сказать, определили их молодость. С началом новой консольной эры стоит ожидать, что она также будет смотреть в сторону классики.
Чем все закончилось и с чего началось
Чтобы понять, что ожидает очередную консольную эпоху, необходимо оглянуться и вспомнить, как началась предыдущая. Во многом ее определила творческая бедность, которой в каком-то смысле можно охарактеризовать седьмое поколение, несмотря на то, что она подарила огромный ворох разнообразных проектов и стала матерью популярных ныне франшиз. Восьмое поколение, сделав правильные выводы, не только приветствовало творчество, но и поощряло эксперименты студий, позволяя расширять границы и открывать новое. Игроки уже без энтузиазма встречали посредственные проекты и голосовали рублем за то, что могло действительно удивить в геймплейном и сюжетном плане.
Несмотря на то, что эпоха седьмого поколения вовсе не была провальной, и именно тогда видеоигры стали заметной частью мировой культуры, ее можно назвать не самой удачной в плане инноваций. Из-за финансового краха 2008 года вместе с закрытием многочисленных студий и издателей, те, кто выжил, предпочитали перестраховаться и не рисковать лишний раз, используя проверенные временем механики и приемы. В результате, свежие идеи и творческая составляющая отошли на второй план в пользу того, что когда-либо было “популярным”. Поэтому в итоге игроки получили так много шутеров, похожих на Call of Duty, а многие классические франшизы практически уничтожили себя, отказавшись от основных элементов, которые их определяли, если вспомнить, к примеру, Resident evil 6.
Седьмое поколение закончилось на ура благодаря запуску Grand Theft Auto V. Выпущенная в 2013 году для PlayStation 3 и Xbox 360, она стала самой быстро продаваемой игрой в истории (достигнув отметки в 1 миллиард долларов всего за три дня). Rockstar Games продемонстрировала индустрии, что пришло время принять инновации и амбиции. Успех проекта повторился и с запуском на консолях следующего поколения и на ПК годом позже. И до сих пор, благодаря онлайну, игра держится в топах продаж, несмотря на то, что поколение уже сменилось на девятое.
Затем последовал успех Ведьмак 3: Дикая охота, фактически открывшим жанр РПГ-игр заново, а также Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, Fallout 4 и других крупных проектов 2015 года. Создатели пытались экспериментировать, вводить новые механики и совершенствовать старые, а благодаря более мощным консолям, могли создавать более впечатляющие уровни и кинематографические кат-сцены. Стало ясно, что восьмое поколение еще не раз удивит игроков, что действительно оказалось правдой. Хотя стоит быть справедливыми и заметить, что не все эксперименты студий оказывались успешными.
Восстание ремейков
Ремейки и перезагрузки не новы для игрового сообщества, геймеры уже видели их не раз и не два в предыдущих поколениях. В начале 2000-х годов вернулись такие классики, как Shinobi, Spy Hunter и Contra. В то же время Resident Evil и Metal Gear Solid были переделаны для Nintendo Cube. Pokemon Red and Blue получил ремейк для Game Boy Advance (выпущенный как FireRed и LeafGreen). Примерно в 2010-х годах сообщество Wii получило новое видение GoldenEye 007, в то время как геймеры Xbox смогли попробовать Perfect Dark. И это только вершина айсберга. Так что игровое сообщество даже слишком хорошо знакомо с ремейками и перезагрузками. Но сделало ремейки такими популярными?
Все началось с роста стриминга благодаря YouTube, Twitch и Facebook Gaming. Это позволило фанатам вспоминать о своей молодости и делиться любимыми играми детства. Вокруг них стало собираться сообщество тех, кто считал себя экспертом ретро-игр. И вскоре образовалась целая аудитория, которым были заинтересованы классическими играми. Это сообщество оказалось достаточно большим, а их интерес долговременным, что убедило издателей, что они вполне могут продать когда-то выпущенную игру еще раз. Но чтобы увидеть, действительно ли окупятся такие инвестиции, требовалось, чтобы кто-то прощупал почву. Этим кем-то стали Bethesda, Activision и Capcom.
Ремейки, которые смогли
В эпоху, когда доминировали шутеры, пытающиеся придумать что-то новое, id Software сохранила старую “мясную” школу благодаря перезагрузки вселенной Doom. Предыдущая часть, хоть и не стала провальной, но разочаровала фанатов оригинальной игры из-за хоррорной составляющей. Игроки хотели взять на себя роль непобедимого думгая, таскающего с собой богатый арсенал оружия и эффектно уничтожающего орды демонов, встречающихся на пути. В игровом процессе не было ни глубокой истории, ни чего-то принципиально особенного, и перезагрузка вернулась к традиционному шутеру, который компания id Software выпустила в 2016 году. Эту простую без всяких ненужных излишеств игру высоко оценили и поклонники, и критики, похвалив создателей за возвращение к классике. id Software напомнила игровой индустрии о том, как нужно делать шутер от первого лица.
Вскоре после этого Activision начала свои поползновения в сторону ремейков и ремастеров. Сперва появилась Crash Bandicoot N. Sane Trilogy, которые фанаты также оценили по достоинству, следующей ласточкой оказалась Crash Team Racing Nitro-Fueled - и снова в яблочко. Activision, кажется, вошла во вкус, и любовь сообщества к ремейкам была снова вознаграждена трилогией Spyro Reignited. Высокие оценки сообщества всех трех проектов были высоко оценены сообществом, а их продажи продемонстрировали рыночный спрос. Окончательная победа старых франшиз пришла с перезагрузкой Modern Warfare. После нескольких посредственных тайтлов фанаты приветствовали возвращение к корням серии, с отличной однопользовательской кампанией и проработанным мультиплеером.
И, наконец, самым успешным и востребованным ремейком стал Resident Evil 2, который фактически указал индустрии, как нужно делать настоящие перезагрузки. Вселенная Resident Evil в принципе любит возиться со своими старыми проектами, улучшая для новых консолей и выпуская на всем, что только может их запустить. Оригинальная часть франшизы вообще умудрилась стать ремастером ремейка. Фанаты хотели, чтобы Capcom выпустила переосмысление Resident Evil 2, поскольку во многом именно она стала визитной карточкой серии. Прошло достаточно времени, прежде чем Capcom решилась анонсировать проект. За это время фанаты увидели релиз и переиздание Resident Evil 4, за которым последовали 5, 6, 7 части и многочисленные спин-оффы. Любители даже решились сами переделать проект с помощью современных технологий, почти потеряв надежду увидеть его официально. И когда ремейк был, наконец, выпущен, он стал одним из из самых высоко оцененных тайтлов 2019 года, поскольку умудрился порадовать как поклонников серии, так и завлечь во вселенную новых игроков. А также доказал, что спрос на качественные ремейки и ремастеры достаточно велик.
Год ремейков
Что же предложил игровому сообществу 2020? Год начался с запуска Doom: Eternal (который в каком-то смысле можно назвать свежим видением Doom II: Hell on Earth). За ним последовали Final Fantasy VII и Resident Evil 3. Все эти игры были высоко оценены поклонниками и критиками за отличную модернизацию классики и знакомство с ней нового поколения. Конечно, Resident Evil 3 оказался не настолько успешным, как его предшественник в прошлом году и схватил не мало критики, но, по иронии, он фактически повторил судьбу оригинальной игры.
Тенденция перезапусков сохранилась и летом, когда игроки увидели очередной поток ремейков. В прошлом году состоялся успешный запуск Microsoft Flight Simulator, преемника Microsoft Flight Simulator X 2006 года.
Поклонники криминальных игр смогли вернуться в Город потерянных небес благодаря Mafia: Definitive Edition. Любители спортивных симуляторов снова смогли покататься на скейте в Tony Hawk’s Pro Skater 1 + 2. Даже культовая классика Destroy All Humans получила шанс проявить себя во время летнего сезона.
В конце 2020 года началась эра консолей девятого поколения. Тем не менее, одним из самых больших стартовых тайтлов стал Demon’s Souls для PlayStation 5. Ремейк первой игры серии Souls предоставил игрокам новое оружие и игровой режим наряду с улучшенными визуальными эффектами. В то же время он сохранил все, что делало его классикой. Ремейк был высоко оценен критиками и поклонниками, а также стал одним из самых продаваемых игр нового поколения.
В 2020 году также вернулись серии, которые были заморожены. Внезапно свалившаяся на головы игрокам Half-Life: Alyx стала впечатляющим опытом в плане виртуальной реальности, фактически открывая новые грани VR-шлемов. Respawn Entertainment сделала то же самое с Medal of Honor: Above and Beyond. Для тех, кто предпочитал традиционное возвращение франшиз, был выпущен Streets of Rage 4, ставший новой игрой в серии спустя 26 лет.
Не всех ждет возвращение
Стоит понимать, что не все тайтлы могут получить перезагрузку, как бы геймеры не мечтали о своей любимой франшизе. Большинство из этих ремейков стало возможным благодаря наличию надежных данных, которые могли подтвердить успех возвращения той или иной вселенной. Ремейк Resident Evil 2 стал возможен благодаря позитивной оценке сообществом Resident Evil HD. Bethesda увидела потенциал в Doom после успеха Wolfenstein: The New Order. В плане Demon’s Souls просто нужно было оглянуться назад, на успех трилогии Dark Souls и популярность соулс-лайк игр.
Но даже если культовый хит получит перезагрузку, разработчики могут упустить из виду то, что сделало его запоминающимся. XIII - это лучший пример неудачного ремейка. Оригинал был известен своим комиксным стилем и эстетикой, которая выделяла его. Ремейк отказался от художественного стиля ради нечто гораздо более знакомого игрокам. В то же время он сохранил дерганое управление и значительную часть устаревших элементов геймплея.
Для того, чтобы было анонсировано какое-либо переосмысление или новое видение старого проекта, потребуются рыночные данные, которые покажут, что труды разработчиков будут финансово выгодными. Если проект преодолеет это препятствие, ремейк нуждается в таланте разработчиков, которые понимают, что сделало оригинал запоминающимся.
Эпоха следующего поколения
2020 год в продемонстрировал, что ремейки популярны среди игрового сообщества. Это фактически новый рынок по переделке классики и возвращению “спящих” серий. Не стоит быть предсказателем, чтобы понимать, что тенденция актуальна и для нового поколения консолей. Геймеры старой школы снова смогут насладиться легендами с лучшей графикой и отточенным геймплеем. И это вовсе не значит, что свежей интеллектуальной собственности конец, а игровые студии пришли к кризису идей и паразитированию на старых франшизах. Новые амбициозные проекты тоже появятся и современные идеи будут конкурировать с проверенной классикой. И еще не ясно, кто в итоге будет в выигрыше. Стоит помнить, что не каждая старая игра будет переделана, и не каждый ремейк даже по легендарной вселенной станет хитом.