Ретроспектива: Gothic II - Ностальгия по лучшей части Готики
Когда игры были с душой
Готика 2. Для меня эта игра знаковая. Первая моя лицензионная игра. Я помню то волнение, предвкушение погружения в приключения. Так уж получилось, что в первую часть я смог сыграть несколько позже и получил тоже свою дозу удовольствия. Играл я и в третью часть. Но до сих пор для меня высшая точка серии - это Готика 2.
Сюжет стартует прямиком после событий первой части. Безымянный герой, бывший заключенным, спас колонию преступников, а заодно и весь мир от демонического существа Спящего, попутно разрушив барьер, окружающий колонию.
Нужно сказать несколько слов для тех, кто не знаком с серией. В местном мире идет жестокая война людей против орков и один из главных козырей людей в этой войне - клинки из магической стали, которыми вооружены паладины, опытные и отважные бойцы короля Робара. А остров Хоринис, на котором и происходят события первых двух частей Готики, - главный источник той самой магической руды.
Магами была предложена гениальная идея: окружить шахты магическим барьером и заставить добывать руду преступников. Барьер имел особое свойство, он был открыт снаружи, но изнутри для живых существ был непроницаем. Однажды вошедший за эту преграду навеки оставался за ней. Но в процессе возведения барьера что-то пошло не так и помимо шахтерского поселка и мест добычи, магический купол накрыл собой еще значительную территорию, попутно захватив крепость стражи, башню магов и даже небольшое племя орков. Преступники быстро взяли власть в свои руки и установилось шаткое перемирие. Робар поставлял пищу, женщин и новых работников-заключенных, а взамен правитель колонии Гомес не прерывал поставки руды, так нужной королю.
Именно в это милое место и попадал Безымянный герой, сосланный за некое преступление за барьер. Собственно, вся первая часть Готики и была посвящена приключениям новичка в колонии, знакомству с колоритными персонажами и прокачке не только персонажа, но и авторитета. Ну а в конце было эпичное сражение с демоном.
Вторая часть была, по факту, развитием удачных идей первой. Вместо ограниченного уголка колонии под куполом барьера - весь остров Хоринис. Снова выбор фракций, встреча со старыми знакомыми из первой части и еще более опасная угроза всему сущему. Последним своим воплем Спящий пробудил всех злых тварей острова, в том числе и драконов, и дал им команду: - Идите.
Очнувшись у старого знакомца некроманта Ксардаса, Безымянный герой, изрядно лишившийся сил, вынужден снова выживать в опасном, но интересном мире, искать загадочный артефакт “Глаз Инноса” и заодно поучаствовать в том клубке интриг и противоречий, что образовался на Хоринисе.
В город прибывает отряд паладинов с миссией узнать причину прекращения поставок магической руды. Крупнейший землевладелец острова собрал под свое крыло армию наемников, состоящую из беглых каторжников, и отказывается платить налоги короне. Маги огня в горном монастыре также ушли в изоляцию. Окружающие леса наводнили опасные твари и разбойники. Мирные жители замерли в ожидании. Фермеры отказываются поставлять в город продовольствие, а в городе по причине разгула преступности и угрозы беспорядков из-за грядущего голода введен комендантский час и запрещен вход всем подозрительным личностям.
Суровый мир Готики во второй части сразу показывает вам, что тут не пряничная страна. Никто не будет бегать за вами, вытирая сопельки, или услужливо тыкая маркер на карте, показывающий куда бежать. Да даже чтобы просто посмотреть свое местоположение на карте, вам сперва нужно добыть карту. Украв, купив, или сняв ее с трупа, вы уже сможете не блуждать в трех соснах. Правда, имейте в виду, что чтобы сориентироваться, вам нужно: 1) остановиться; 2) достать карту и развернуть ее; 3) сориентироваться на криво нарисованной карте. При этом время в игре не ставится на паузу, а поэтому любой озабоченный орк или волк может воспользоваться моментом.
Игра постоянно заставляет вас шевелить мозгами. Стража не пускает в город - идем на ферму. Там можно попытаться выторговать одежду фермера за помощь в уборке репы, или же можно совершить кросс-заплыв и вообще влезть в город с моря. Игра постоянно подталкивает вас мыслить нестандартно и награждает за смекалку. Голодны - набейте мясных жуков, пожарьте их на сковородке - и вот вам плюс к здоровью.
Выучившись у алхимика зельеварению и травничеству, вы сможете или просто собирать и жевать целебные травы, или варить мощные зелья. Хотите промышлять воровством? - Пожалуйста, гильдия воров к вашим услугам. Любите охоту - и тут вам помогут. Вы сами строите свой сюжет. Да, у игры есть четкое начало и концовка, а также сюжетные главы, привязанные к определенным событиям, но вот что и как вы делаете в промежутках - это сугубо ваше право и выбор.
А этот город... Ваш покорный слуга, зайдя впервые в Хоринис, час просто бродил по улицам, слушая разговоры жителей. Я просто обалдевал от этой реалистичной модели жизни города. Кто-то спит по ночам, кто-то нет. Все занимаются своими делами. Кузнец в кузнице кует мечи и гвозди, алхимик варит зелья. Начальник стражи муштрует ополчение. Жители общаются, выпивают в таверне, посещают публичный дом, курят кальян или самокрутки с болотной травой. Хотите, можете, например, создать свой сорт табака и потом “дунуть” его из кальяна, словив галлюцинации.
Вы вольны идти по любому пути. Но рано или поздно вам придется выбрать сторону конфликта. Фракций всего три, не считая “Ночи Ворона”. Ну, фактически, их четыре, но об этом позже. Первая - это прежде всего Стража Хориниса, и впоследствии паладины лорда Хагена. Вторые - наемники, обитающие на ферме землевладельца Онара под руководством Ли. Там сильнее всего ощущается дух той самой первой Готики. И третья фракция - маги Огня, обитающие в горном монастыре. С определенного момента появляется еще фракция Охотников на драконов, которая отпочковывается от наемников, но по сути, тут та же схема, как у городской стражи с паладинами и у послушников с магами огня.
У всех фракций есть свои вступительные квесты, свои требования, уникальная броня и разнообразная линия поведения и подход к прохождению сюжета. Тот же наемник вполне может хамить в разговорах и вымогать дополнительную оплату за каждый чих.
Окружающий мир Готики 2 пусть и не отличается большими размерами, но зато насыщен событиями, тут практически нет пустых мест. Куда бы вы не пошли - везде найдется что-то интересное. Нашли пещеру? - Вполне вероятно, в конце ее найдется сундук с добычей или мощный артефактный меч. Тайная дверь может помочь разжиться набором отличной брони и в таком же духе.
Мало того, возвращаясь в места, которые вы ранее посещали, вы всегда найдете новые задания и изменения игрового мира. Мир не статичен. Окружающая действительность не будет устраивать парк аттракционов лично для вас. Если есть лагерь охотников и вокруг летают кровавые мухи, то либо охотники перебьют мух, либо же мухи вместе с залетными ящерами сожрут охотников. А затем по законам природы припрутся падальщики и начнут пожирать трупы.
Тут нет искусственных ограничений. Вы вольны идти куда угодно. Но никто не гарантирует, что гуляя по окрестностям, вы не наткнетесь на логово Темного Тролля, который вас запустит в дальний полет. Или же бандиты отпинают вас и в лучшем случае ограбят.
Система боя может сперва вызвать зубной скрежет и желание причинить насилие ближнему своему. Тупое закликивание отправит вас прямиком на сеанс перезагрузки. Для особых эстетов есть возможность применить тип управления из первой Готики. Ну а тем, кто все-таки терпелив и хочет использовать новую систему боя, следует учиться ритму. Да-да, именно ритму и рисунку боя, ибо инерция и все законы физики, в целом применимые к реальной рубке, пусть и с оговорками, здесь работают.
Что еще порадовало - это подход разработчиков к развитию героя и его прогрессии по уровням. Прежде всего, все абсолютно наглядно. Вы без особого труда отличите опытного мастера от новичка. Простейший пример: новичок держит одноручный меч как дубинку двумя руками и машет им с переменным успехом во все стороны. Более опытный боец переходит на одноручный хват и меняет позицию. Мастер же принимает классическую нижнюю стойку, во время боя чередует одноручный и двуручный хват, не только блокируя и парируя ваши удары, но и запросто может выбить из равновесия и даже зайти финтом за спину. Причем, это справедливо и для игрока.
Второе же, что сразу расставляет точки над I - это то, что ничего в мире Готики не делается бесплатно. Хочешь прокачать силу? Плати денежку тренеру и трать очко опыта. (Да, можно потягать жернова, но это не панацея). Хочешь обучиться владению двуручным клинком? Плати деньги тренеру и снова трать очки опыта. Причем тренер вполне может заставить тебя еще горбатиться на него, бегая с заданиями, а потом, забрав золото, откажется учить, потому что у тебя репутация вора. Ну и на прокачку навыков все более высокого уровня нужно больше золота и очков опыта.
Сюжет в игре может иногда удивить вас поворотами, но в целом довольно линеен. Это не означает ни в коем случае, что он скучный. Просто если вы мало-мальски знакомы с жанром фэнтези - вас трудно будет удивить. Политические интриги, битвы с полчищами врагов, сражение с драконами и, конечно, извечная борьба Инноса и Белиара. Хотя, возможно, финальный твист сюжета сможет вас и удивить.
Львиную долю атмосферы игры создает музыка и грамотный арт дизайн. Кай Розенкранц вложил душу в саундтрек игры. И музыкальная тема той же Долины Рудников надолго отпечатается в вашей памяти. Да, графический движок уже не первой свежести и квадратные задницы персонажей могут напугать избалованных фотореализмом игроков, но за счет общей атмосферы и удачного дизайна игра даже в наше время умудряется выдавать симпатичные кадры. Ну и конечно, локализация от Акеллы оказалась на высоте. Да, были времена, когда отечественная полная локализация не вызывала желания выйти в окно.
Это игра из славного прошлого. Игра - соперник Морровинда. Вышедшее позднее дополнение Ночь Ворона только закрепило статус культовости игры и добавило новую область Яркендар. Также была переработана система прогрессии и добавлены новые фракции для присоединения: бандиты, пираты и Круг Воды. Вторая часть с дополнением - это последняя, по моему ни разу не компетентному мнению, настоящая Готика. Третья часть могла изменить ход истории. И возможно, мы бы сейчас играли и видели презентации очередной версии Готики 4 для кофеварок от Пираний. А Беседка побиралась бы на кикстартере на очередные Свитки и не выкупила бы права на серию Фоллаут. Но история не знает сослагательного наклонения, а потому мы имеем, что имеем.
У игры имеется немалое число модификаций. Самая известная - это глобальный мод Возвращение. И хоть времена былой славы и интереса игрового сообщества к серии Готика прошли - эта игра сможет подарить вам положительные эмоции. Поэтому давайте, как в старые времена, вставим в дисковод шуршащий диск и вселившись в Безымянного героя, спасем Хоринис еще раз.