Ретроспектива игровой серии Far Cry
Конвейер качественных шаблонов от Ubisoft
В свете грядущего выхода игры Far Cry: New dawn, уже успевшей создать вокруг себя бурю хайпа и негодования. Хотя скажу по большому секрету, мне даже понравилась эта игра (обложка отвлекает вас от сути). Самое время слегка освежить память и заглянуть в прошлое, в те мохнатые времена, когда еще не слишком задумывались о всем этом толерастном бреде и игры делались для игроков. Взглянем же на прошлое серии игр Far Cry.
Началось все в далеком 2004 году, когда немецкая игровая студия Crytek в сотрудничестве с издателем Ubisoft представили миру Far Cry. Эффект был, как у разорвавшейся бомбы. Потрясающая графика, шикарный экшен, пусть и достаточно линейный, но вариативный шутер с множеством разнообразной техники и оружия. Большие уровни, которые раз загрузившись, уже не раздражали игроков постоянными подгрузками, интригующий сюжет в стиле боевиков 80-х и весьма недурный AI, подпаливший немало задниц. Локализация от Буки только добавила сочности этой отличной игре.
Наблюдать за перипетиями выживания бывшего спецназовца Джека Карвера на тропических островах Микронезии было захватывающе. После слепых блужданий по вечным потемкам распиаренного Doom 3 “Далекий Вопль” был просто курортом. Солнце, пляжи, джунгли, полевые лагеря, военные базы, древние храмы, подземные лаборатории. Скучать было некогда. Кровожадные наемники и охочие до человечьего мяса трайгены и солдаты-мутанты добавляли экшена бравому Джеку в красной гавайской рубахе. Спасение прекрасной дамы, бывшей по совместительству агентом ЦРУ, Дойл - друг в наушнике, оказавшийся самой жирной и вонючей крысой. “Ковбой Хаггис” Кроу и его контуженные наемники. Ну и конечно же, злой доктор Криггер - светило ВОЗ, который перечитал в детстве “Остров доктора Моро”.
Все это, скрепленное годным крепким геймплеем, отличной графикой и бодрой музыкой, вкупе с неплохим редактором карт- справедливо сделало игру успешной. А там где успех, там и деньги. Вопрос о продолжении даже не стоял. Сиквелу было однозначно быть. Но что-то пошло не так. Сперва Ubisoft Montreal основательно так продоили первую часть игры, выпуская многочисленные ремастеры и вбоквелы. (Привет, Тодд!). Затем Crytek сделали Ubisoft ручкой и отправились делать свой Far Cry 2 с джунглями, экзо-костюмами и инопланетянами (Crysis). Ну а Ubisoft, владея правами на франшизу и видя, что из первой части уже не доится ничего - выпустили Far Cry 2, который был про другое.
Сиквел Far Cry уже ничем, кроме имени не был связан с предшественником. Иной движок, другой разработчик. Новый главный герой в совершенно отличном окружении. Бравый Джек Карвер уступил место одному из безымянных наемников, Cryengine сменили на Dunia engine. Вместо тропических островов действие переместилось в страну, весьма похожую на Центральноафриканскую республику (ЦАР). Больше никаких безумных ученых, мутантов и прочих шалостей. Суровые будни наемника, выживание в кошачьей сваре африканских вождей, сменивших дубины и копья на автоматы и гранаты и конечно же, вездесущие алмазы, предательства и выживание в этой заднице.
В игре было множество неплохих находок и фишек. Так, в частности, были годно проанимированы как процесс лечения главного героя, с глотанием таблеток, накладыванием шин и вытаскиванием пуль, так и починка транспорта. Добавился износ оружия. Стволы натурально загрязнялись, ржавели, клинили, а то могли и запросто взорваться в руках протагониста. Была доступна для исследования весьма большая карта, парк средств передвижения и ассортимент орудий смертоубийства был расширен. Да, это был открытый мир, впервые в серии. Мы вольны были идти куда глаза глядят, выполнять задания группировок или собратьев наемников. Завязывать полезные связи, захватывать аванпосты.
Мы вольны были изображать из себя Джона Рэмбо, или же Агента 47. Ведь у солдат на аванпостах тоже был распорядок дня, они сменяли друг друга в карауле, спали. Также в игре была реализована весьма реалистичная симуляция огня. И совершив, с ориентацией на ветер, серию стратегических поджогов - можно было потом сидя на холме, наблюдать в бинокль, безжалостно хихикая, как вопящие бойцы за освобождение Нижней тумбы-юмбы сгорают заживо. А затем, как белый господин, гордо поживиться оставшимися вкусностями.
Многие ругали блеклую графику игры, в этом есть доля правды, с другой стороны разрушаемость и детализация явно были выше, чем у игры-предшественницы. Критики взахлеб хвалили игру и выдавали награды. Реакция игроков была более сдержанная. Но самое главное в Far Cry 2 - что она практически заложила тот костяк-тренд “типичной игры от Ubisoft”.
Увидев весьма сдержанные восторги игрового сообщества, Ubisoft решили сыграть на ностальгии и перенести действие обратно в тропический рай. Готовился к выходу Far Cry 3, который многими считается до сих пор лучшей частью серии.
Ноябрь 2012 года, миру представлена игра Far Cry 3. Многие по достоинству оценили историю злоключений главного героя Джейсона Броуди и его друзей на райских тропических островах. Безобидный отдых со скайдайвингом обернулся выживанием в кишащих хищными животными лесах, унизительному плену у пиратов и погружению в мистические тайны диких племен.
Можно сказать, что Far Cry 3 была лебединой песнью серии. Именно в третьей части были доработаны многие механики из второй, аккумулирован опыт разработки иных игр студии и на выходе получился весьма уверенный и крепкий боевик с зачатками даже рпг-системы. За перипетиями судьбы главного героя было действительно интересно наблюдать. Да и сама атмосфера пусть незримо, но навевала смутные воспоминания о первой части, чего на самом деле и добивались разработчики.
Конечно же, львиную долю популярности игре принес ее злодей. Харизматичный и одновременно ужасающий Ваас Монтенегро каждым своим появлением на экране мгновенно перетягивал на себя все внимание, отправляя других присутствующих на роль массовки и фона. А его монологи о безумии были по кусочкам растянуты на крылатые фразы и стали мемами. Вдобавок дикий пират получил даже свой мини-сериал.
По ходу же игры главный герой был вынужден объединить усилия с диким племенем и совместно победить пиратов, освободить друзей и в конце снова давался выбор, влияющий на концовки. Да, я не спорю игра была хороша. От нее я получил массу удовольствия, но уже тогда у меня в голове прозвенел тревожный звоночек. Я не хотел до конца верить, но рассудок и логика мне подсказывали, что конвейер еще только набирает обороты. На горизонте показался Far Cry 4.
Прошло два года. Ноябрь 2014. Люди еще активно обсуждают ранее вышедшую Far Cry 3 и жаждут продолжения банкета. И вот она, Far Cry 4. Действие переместилось из тропического рая экзотических островов в местность под названием Кират, которая сразу вызывает живые ассоциации с Непалом. В качестве главного протагониста у нас Аджан Гейл - плод любви одного из лидеров прошлой революции, имевшей место в Кирате, Мохана Гейла и прекрасной женщины Ишвари.
Неразлучные боевые товарищи Пэйган Мин и Мохан Гейл были близкими друзьями и лидерами восстания против националистов и поддерживали короля. Но как это часто бывает, женщина рассорила друзей и Пэйган, убив наследника престола, стал самопровозглашенным королем Кирата. Бывшие друзья обернулись заклятыми врагами. При загадочных обстоятельствах отец главного героя гибнет, а он сам вместе с матерью бежит в США.
И вот, спустя много лет, уже подросший и окрепший Аджан возвращается на родину, чтобы исполнить последнюю волю матери и развеять ее прах с вершин Кирата. Но, традиционно для серии, путешествие, казавшееся простым и безопасным, оборачивается чередой головокружительных событий и опасных приключений. Вопреки своей воле главный герой оказывается втянут в конфликт двух противоборствующих сил в регионе и чтобы выжить, ему, как никогда, нужны союзники.
В целом, в Far Cry 4 вы будете регулярно испытывать чувство дежавю. Снова у нас большая глобальная карта с открытым миром. Опять у нас кучи точек интересов и россыпь всевозможных заданий. Имеем, пусть и не дотягивающего до Вааса, но все же харизматичного злодея. И конечно же, нужно налаживать отношения с очередной повстанческой группировкой, попутно решая задачки на местности, захватывая аванпосты и охотясь на живность. Все уже было увидено ранее, все уже пробовалось на вкус.
Да, конечно были нововведения и развитие: скалолазная кошка для покорения вершин, снова из второй части заглянула к нам смена суток посредством сна, можно теперь было призывать наемников и в игру добавили интерактивное радио, радиовещание которого зависело от того, в сторону какой фракции качнулся маятник победы.
Пожалуй, отмечу еще довольно любопытную находку с миром духов и охотой на злобных саблезубых зверушек, которая вылилась впоследствии в отдельный проект Far Cry: Primal. И на закуску - традиционный уже для серии Far Cry от Ubisoft выбор двух стульев. В данном случае - выбор того, кто, собственно, станет единым и признанным лидером суровых повстанцев. Но это было расширение вширь, без прогресса вперед.
Да, игровая пресса снова пела хвалебные оды игре. И отдам должное, игра выглядела симпатично, но чувство вторичности и компиляции старых идей, вкупе с нежеланием разработчиков представить что-то реально новое ощущалось на кончике языка.
Всего через год, в 2015, Ubisoft с гордостью представляют миру новую часть игровой серии Far Cry: Primal. Место действия улетело в далекий каменный век, нам был вручен в зубы новый протагонист по имени Таккар, хтонично выживающий в суровом мире Урус среди хищной и чрезвычайно саблезубо-мохнатой фауны. По совместительству нам нужно еще отомстить злодеям за истребленное родное племя и параллельно с этим, конечно же, построить новое племя с охотой на мамонтов и собирательницами.
Ввиду того, что окружающая действительность слабо способствовала научному прогрессу, а до супермаркетов еще было далековато - вершиной оружейной мысли у главного героя был лук и стрелы, для более личных переговоров наличествовала дубина и копье, а все орудия порабощения мира приходилось делать из подручных материалов на коленке. Из плюсов же можно отметить возможность подружиться с различными милыми животными, вроде смилодона и мамонта.
Конечно же, необходимо было следить за сытостью главного героя, не попадать под когти и клыки агрессивной живности и буйных соседних племен, а при сильном холоде, следовало озаботиться теплой меховой одеждой, или, на крайний случай, обнимашками с ручным мамонтом. И хоть все это и выглядело, можно сказать, даже оригинально (чего стоил один протоязык в озвучке), как обычно был один нюанс.
Прежде всего, корень, хребет, основа игры не изменились ни на йоту. У нас снова большая открытая карта, которая без изменений перекочевала в игру из Far Cry 4. Приручение зверушек опять же уже было в прошлой части. Никуда не делись снова щедро рассыпанные по карте точки интереса, побочные задания от нужных людей, дабы задружиться с ними и конечно же, большая глобальная цель в виде главбяки на другом конце радуги. Словом, вторичностью тут уже не попахивало, а здорово так воняло.
Что, собственно, не преминуло сказаться на продажах. Да и отзывы о проекте были уже весьма сдержанными, что от игровой прессы, что от игроков. Общая схема игр серии стала видна уже невооруженным взглядом. Все затаили дыхание в ожидании пятой части.
И вот, после длительного перерыва, 27 марта 2018 года пятая часть игровой серии посещает наши игровые платформы. На этот раз место действия перемещается в вымышленный округ “Hope” штата Монтана. В роли помощника шерифа мы отправляемся на, казалось, рутинное задержание безумного пророка Иосифа Сида. Но мы-то с вами уже в курсе, чем заканчиваются такие простые миссии и путешествия.
Все, конечно же, идет не так и вот бравый помощник шерифа снова по канонам серии остается с голой задницей в полудикой местности с агрессивными животными и кровожадными фанатиками-аборигенами. У нас опять есть большая глобальная карта, на которой щедро разбросаны точки интереса. Надо в очередной раз помогать сопротивлению, снова находить нужных людей, дружить с ними и добираться к главному злодею. В этот раз помимо папаши Иосифа нам предстоит предварительно вырезать его подручных, промежуточных боссов. (Привет, Wildlands). Снова большой выбор транспортных средств и оружия, снова можно дружить с животными, опять доступна охота. Опять захватываем аванпосты - ну, вы поняли - ctrl+c, ctrl+v.
С игрой было связано несколько скандалов. Так уж совпало, что игра попала на благодатную почву американского “пожара в борделе”, связанного с выборами Трампа. Разработчики конечно пытались всеми силами откреститься от такого сравнения, но удалось им это лишь частично. Игра снова вышла не такой уж плохой. Хотя чего я тут разрываюсь - сами можете посмотреть, недавно же относительно вышла. Но опять все то же, все там же. Ах да, добавили рыбалку же. Ну и все, собственно. Остальное все по стандарту под копирку. Заменяете в описании любой из номерных частей (кроме первой) имена героев и места действий, ну и по мелочи, и все. Скелет все тот же и все там же.
Грядущий New Dawn, по которому я, после спадения эмбарго, предоставлю вам обзор, использует все те же наработки и механики, хотя и с интересной добавкой. Но несмотря на хорошие продажи Far Cry 5, по моему скромному мнению, серии нужен перерыв в несколько лет и новые идеи. Да, схема работает, даже развивается в ширину. Но тут нужно именно качественное, а не количественное развитие. Потому что скоро эта однотипная схема, которую доят уже столько лет, надоест даже самым отбитым эстетам однообразных шаблонных игр. Хочется верить, что Ubisoft это тоже понимают. Я подробно не касался многочисленных переизданий и дополнений, ибо размер статьи и так превысил все разумные пределы.
На этом у меня все. Желаю вам всех благ и играйте в хорошие игры. До новых встреч, ваш Garruk.