Ретроспектива: Morrowind - Ностальгия по лучшей части Древних Свитков
Когда игры были большими
Автор статьи Cyber_Cat
В далеком 2002 году компания Bethesda выпустила в свет игру, которая преобразила мир РПГ, и получила признание как критиков, так и огромного количества поклонников этого жанра по всему миру. Несмотря на срок давности, многие до сих пор считают ее эталоном среди ролевых игр. Свыше 60 наград, в том числе "Игра года", совершенно заслуженно получила третья часть The Elder Scrolls - Morrowind, о которой сегодня пойдет речь.
Именно она открыла двери бешеной популярности всей серии Древних Свитков. Предыдущие по хронологии игры - TES1 Arena (1994) и TES2 Daggerfoll (1996), конечно, получили свою долю народного признания, но такой широкой известностью не отличились. Кстати, огромный успех Morrowind'а вызвал у геймеров интерес к ранее выпущенным частям, и особо усердные поклонники даже пытались адаптировать их под современные операционные системы. Позже TES3 получил два официальных дополнения -Tribunal и Bloodmoon, которые были тоже очень тепло встречены игровой аудиторией.
Чем же покорил геймеров Morrowind ?
- Правдоподобностью и гармоничностью фентезийного мира. Собственная политическая система, тщательно продуманная и воплощенная религиозная структура, местный эпос и культурная составляющая, а также уникальные флора и фауна позволяют игроку максимально глубоко погрузиться в игровую атмосферу.
- Совершенно открытым миром и возможностью нелинейного выполнения заданий. С самого начала игрок волен идти туда, куда пожелает, и делать то, что посчитает нужным. Отсутствие привязок к конкретным локациям и допустимость прохождения без привязки к определенной квестовой ветке дают абсолютную свободу действий и право развивать персонажа тем способом, который наиболее удобен и интересен.
- Удивительным разнообразием географических зон. Тут и сказочные леса, и живописные, залитые солнцем зеленые луга с цветущим разнотравьем, болота и мрачные серые пустоши, по которым гуляют пепельные бури. Исследуя Морровинд не всегда можно знать наперед, какая картина откроется за следующим поворотом.
- Уникальной архитектурой населенных пунктов и свободных строений. Дома внутри разросшихся грибниц или в панцирях гигантских моллюсков, нерушимые крепости с мрачными лабиринтами подземелий, древние заброшенные сооружения в стиле стимпанка, внутри которых все еще гремят странные паровые машины и блуждают механические создания - все это пропитано магией и волшебной фантазией разработчиков.
- Разнообразием внутриигровых рас. Их, ни много ни мало, десять. И каждая имеет свое историческое и культурное наследие, традиции, особенности характера, а также индивидуальные навыки при создании персонажа.
- Отдельно хотелось бы отметить потрясающее музыкальное сопровождение от Джереми Соула, тщательно подобранное под каждое действие и очень точно раскрывающее игровой колорит. Каждому географическому району также прописана своя композиция. Кстати, главную музыкальную тему Morrowind - "Call of Magic" играют на своих концертах известные симфонические оркестры, наряду с произведениями классических композиторов, а это уже о многом говорит.
Все вышеперечисленное позволяет игроку временно выпасть из реальности и настолько сильно проникнуться чудесным миром древних свитков, что любой фанат всегда скажет вам: "В Морровинд не играют, в Морровинде живут". Да, это так. Это целая удивительная вселенная, заключенная в несколько сотен мегабайт дискового пространства.
Действие разворачивается в вымышленной вселенной Нирн, на континенте Тамриэль, где на острове Вварденфелл расположилась провинция Морровинд. Вы - простой заключенный, дитя неизвестных родителей, без роду без племени, сосланный Империей в Морровинд вместе с уголовниками и головорезами. И выпущенный там на вольные хлеба, без еды, в потрепанной одежде, но с важной посылкой некоему Каю. С этой посылки и начинается основная сюжетная линия, но торопиться доставить ее вовсе не обязательно. У вас полная свобода выбора и ничто не мешает начать самостоятельное исследование мира на предмет сокровищ и заработка на хлеб насущный. Благо, возможностей разжиться горстью-другой монет в Морровинде предостаточно.
Основная сюжетная линия связана с противостоянием главному антагонисту игры - падшему богу Дагот Уру, который обосновался в самом жерле вулкана вместе с толпой фанатиков и задумал устроить вселенского масштаба армагеддон. А пока этот армагеддон назревает, Дагот пускает по острову моровые бури и страшные болезни. Боги огородили вулкан магическим барьером, но его защита слабеет, и армагеддон, соответственно, приближается. Только возродившийся Герой из древнего пророчества способен остановить зло, но пока он существует только в легендах.
Эта линия с невероятно глубоким сюжетом, который гарантированно не оставит равнодушным ни одного любителя фентези. Продолжительная и масштабная, она наполнена увлекательными, порой довольно сложными квестами и неожиданными развитиями событий. По мере прохождения игроку предстоит исследовать опасные территории, объединять народы и племена, добывать смертоносные артефакты и раскрывать страшные тайны, погребенные под спудом не одной тысячи лет, ведь истина, передающаяся из уст в уста, всегда искажена. На определенных этапах герою встретятся волшебник, которому больше четырех тысяч лет (он же обладатель солидной коллекции древних диковинок), настоящий живой бог, последний представитель вымершего народа, и многие другие уникальные сюжетные персонажи. Неповторимые эмоции обеспечены.
Особенностью строения внутренней общественной системы Морровинда является огромное количество всевозможных организаций - как официально разрешенных, так и нелегальных, а порой даже запрещенных. И больше десятка разных фракций готовы с удовольствием принять протагониста в свои ряды. Они имеют собственные цепочки квестов, которые никак не пересекаются с основным сюжетом, но могут пересекаться друг с другом. При вступлении в любую из них герою становятся доступны различные виды услуг, предоставляемые другими ее членами по всей территории Вварденфелла.
Три гильдии - бойцов, магов и воров, вступление в которые позволит неплохо заработать на начальных этапах, а опытные учителя-наставники помогут освоить интересующее героя ремесло. Игрок может быть членом всех трех гильдий одновременно.
Три Великих Дома данмеров - Хлаалу, специализирующийся на торговле; Редоран, воспитывающий из своих последователей непобедимых бойцов; и Дом Телванни, адепты которого владеют всевозможными магическими дисциплинами. Герой может присоединиться только к одному из них, на выбор. Прохождение квестов любого из Великих Домов дает возможность стать обладателем своего собственного поместья.
Имперский легион, защищающий интересы граждан империи и охраняющий закон и порядок во всем Тамриэле.
Гильдия Мораг Тонг. Древнейшая официально разрешенная организация наемных убийц. Найти их будет непросто.
Три вампирских клана - Берне, Аунда и Куарра. Присоединиться к ним можно только став вампиром, а им можно стать, пережив укус другого "дитя ночи". Вампиризм дает как свои плюсы, так и весьма существенные минусы, поэтому нужно хорошо подумать, стоит ли игра свеч. Игрок может присоединиться лишь к одному из кланов, и при этом станет злейшим врагом для двух других.
Две религиозные организации - Храм Трибунала и Имперский культ. Вам решать, служить Трем, или Девяти, но одно скажу точно: стать атеистом в Морровинде не получится.
Обязательно следует учесть, что интересы одних фракций могут быть в корне противоположны интересам других, и, стоит присягнуть на верность хотя бы одной из них, герой окажется вовлечен в хитросплетения внутренних конфликтов, где царят подлость и жестокость.
Кроме квестовых линеек в TES3 огромное множество отдельных, не связанных друг с другом побочных заданий. Их можно получить, разговаривая с местными жителями, из найденных во время путешествий книг и записок, и случайно, в ходе исследования мира. За некоторые из них героя ожидают уникальные награды.
Спустя полгода после релиза Morrowind вышло первое официальное дополнение - TES3 Tribunal. В нем герою предстоит перенестись в столицу Морровинда, город Морнхолд, и разобраться, что же задумала местная божественная правительница Альмалексия, сила и авторитет которой, в свете последних событий, ощутимо поубавились. Сюжет Tribunal не отличается такой масштабностью, как в оригинальной игре, но для дополнения - более чем хорош. Прохождение аддона не требует создания нового персонажа и не связано с основной сюжетной линией, поэтому начать его можно сразу же после установки. Но соваться туда новичку - не лучшая затея, опасные высокоуровневые враги разнесут свежесозданного героя еще на начальных этапах.
Второе официальное дополнение - TES3 Bloodmoon вышло в 2003 году. Оно добавляет довольно большой остров Солстхейм на северо-западе от Вварденфелла, который принадлежит северным народам - нордлингам. Сюжет дополнения связан с внезапно начавшими исполняться Пророчествами Кровавой Луны - остров стали атаковать стаи кровожадных оборотней. Игровая территория Bloodmoon намного превышает по размерам относительно небольшой и закрытый Морнхолд, добавленный в предыдущем дополнении, и дает значительно больше возможностей для исследования. Сюжет тоже предполагает выбор стороны, к которой примкнет протагонист, и добавляет возможность превращения его в оборотня. Ликантропия, как и вампиризм, имеет собственные плюсы и минусы. В общем то, ничто не мешает создать контрольное сохранение и загрузить его, если шкура шерстяного волчары не придется по душе. Как и Tribunal, этот аддон не имеет связи с главной квестовой линией и не требует создания нового персонажа, но также отличается новыми сложными противниками, которые под силу только прокачанному герою.
Система развития персонажа в TES3 заслуживает особого внимания. Основные способности героя определяются главными характеристиками, которых восемь: сила, ловкость, сила воли, выносливость, интеллект, скорость, привлекательность и удача. При повышении уровня игрок выбирает три наиболее значимых для его стиля игры. Каждая из этих характеристик, кроме удачи, непосредственно влияет на возможность улучшения основных и вторичных навыков, которые определяются еще на этапе создания персонажа. Им можно обучаться у преподавателей, из некоторых книг, и совершенствовать самостоятельно. В последующих играх серии часть дисциплин упразднили, сделав развитие персонажа более стандартным и упрощенным. А главной особенностью прокачки героя в Morrowind является полное отсутствие ограничений на обучение, поэтому ничто не мешает игроку создать уникального героя, владеющего совершенно разносторонними способностями.
В отличии от более новых игр серии TES, в третьей части отсутствует система быстрых перемещений по карте. Для путешествий из одного населенного пункта в другой предусмотрено два основных способа - водный, на корабле, и сухопутный, на огромных местных животных Силт Страйдерах, которые выглядят как гигантские блохи. Еще в игре имеются несколько способов телепортации. Но все равно, основную часть территории придется обойти на своих двоих, в режиме реального времени. Маркеров заданий на карте, кстати, тоже нет, поэтому находить необходимый объект или нужного персонажа игроку придется самостоятельно, опираясь только на расположение сторон света и различные ориентиры, о которых упомянул квестодатель. Это несколько усложняет игровой процесс, требуя усиленной концентрации внимания, но вместе с тем привносит дополнительное ощущение реальности происходящего. А еще человеку, прошедшему Morrowind, топографический кретинизм уж точно не страшен!
Ну а теперь я прекращу дифирамбы, и перейду к "ложке дегтя", которая, к сожалению, тоже имеет место быть.
Главным минусом является весьма внушительное количество багов и системных ошибок на момент выхода игры. Многочисленные вылеты в самых неподходящих местах, отсутствие нужных реплик в диалогах и прочие неприятные моменты, конечно, портили впечатление от игрового процесса. Однако, давайте смотреть правде в глаза - вы знаете хотя бы одну игру, выпущенную Bethesda Softworks, которая бы не требовала последующей доработки? Лично я - нет. После официального релиза разработчики выпустили несколько патчей, которые устранили большую часть багов, а то, что пропустили создатели, откорректировали особо старательные поклонники игры в своих неофициальных программах и фиксах. Благодаря их совместно проделанной работе, на сегодняшний день TES3 вполне играбельна, даже на современных платформах.
Еще одним недостатком является отсутствие личных ездовых животных. Да, лошади совершенно не вписываются в игровой ЛОР, но выбрать для этой цели кого-то из местной фауны было бы, пожалуй, вполне осуществимо. Территория Вварденфелла огромна, и исследовать ее было бы куда комфортней, находясь в седле. Мододелы создали плагины, позволяющие использовать для этих целей гуаров - вполне выносливых представителей животного мира Морровинда, но корректная работа этих модов не гарантируется.
Значительным сюжетным минусом является нереализованность прохождения основного квеста на стороне главного злодея и вступления в его фракцию. Многие игроки искали лазейки, которые открыли бы возможность присоединения к Шестому Дому, но, увы, разработчики ее не предусмотрели. Впрочем, неунывающие народные умельцы создали несколько модов, позволяющих герою перейти на сторону зла. Самый популярный и масштабный из них - Chaos Heart (Сердце Хаоса), полностью меняющий игровую систему и добавляющий уйму новых возможностей. Работы над этим неофициальным дополнением продолжаются и по сей день. Но, если вас по каким то причинам в свое время обошел TES3, настоятельно рекомендую для первого прохождения именно оригинальный Morrowind - такой, каким его задумали создатели.
Сразу скажу - на момент выхода игра имела достаточно высокие системные требования, но обладателю современного компьютера, искушенному невероятно реалистичными картинками в новейших играх, скромная графика начала нулевых вряд ли придется по душе. Но и тут на помощь пришли старательные фанаты, создавшие большое количество реплейсеров и ретекстуров, а также программы, позволяющие до неузнаваемости улучшить родную графику игры. Одна из таких программ - MGE XE, находящаяся в свободном доступе, и дающая очень много возможностей для усовершенствования визуальной составляющей. На ее основе имеется большое количество уже готовых играбельных сборок, а если появится желание создать свой собственный Морровинд - в интернете достаточно подробных гайдов и туториалов по работе с ней. А зарубежные поклонники решили шагнуть еще дальше, и придумали проект Skywind, суть которого заключается в адаптации Morrowind под игровой движок TES5. Работы над этим проектом также не прекращаются, версии раннего доступа есть в сети.
The Elder Scrolls 3:Morrowind - действительно великолепная игра, недостатки которой меркнут и бледнеют на фоне ее достоинств. И писать о ней актуально даже спустя столько лет, ведь если бы не колоссальный успех третьей части, мир не увидел бы столь популярные и полюбившиеся игрокам Oblivion и Skyrim. А многочисленные плагины и модификации, выпускаемые поклонниками и по сей день, свидетельствуют о том, что публика, несмотря на прошествие такого количества времени, все еще не хочет отправлять Morrowind на покой, не хочет с ним прощаться. Поэтому, если вы по каким-то причинам не играли в нее, настоятельно рекомендую восполнить это упущение. Или просто с приятной ностальгией вновь окунуться в этот волшебный мир, где под солнцем и небом будут также тепло приветствовать вас, как и в далеком две тысячи втором. Ведь если не придет Герой, то не будет и Подвига…