Rust - как фуллут и хаузинг телепортируют нас в первобытное общество
4 апреля 2014
14972
42
Ставь Rust, выбирай сервак побольше и вперед бояться, - говорили они мне, - не пожалеешь! Это же ядерная смесь всего лучшего из DayZ и Minecraft, а, главное, ничего лишнего: только жестокая окружающая среда, фулл лут и жизненно необходимый хаузинг, над которым ты будешь трястись как кощей над иглой, ибо, опять же, фулл лут. Вперед, - было мне сказано, - хва казуалить!
Ну, сказано – сделано. Клиент запущен, сервер выбран – вокруг глухая ночь. Даже луны нет. В руках какой-то невнятный камень, на панели из пяти слотов еще факел и два бинта. И все. Факелы! Ну, конечно, зажигаем, видим дерево перед нами и отправляемся рубить. Через пару мгновений понимаем, что с включенным факелом нас видно куда лучше, чем видим мы сами. А ведь тут фуллут! Фу, фу, фу, тушим. Никто не пришел. Пронесло. Пять долгих, скучных взмахов камнем и первая кучка дров наша. Открываем инвентарь, крафтовое меню, все серо и еще неудобнее, чем в Minecraft, зато наглядно. Что же мы из него можем сделать? Костер – 5 бревен. И зачем он нам? Чтобы теперь точно спалили-заганкали? Нет, нет, нет, а вот каменный топор, это да. Ящик для припасов – 30 бревен? Да! Хижина – 50 бревен? Хм, да. Дверь для нее – 30 бревен? Однако! Но надо. Благо в темноте что-то блестит. Непонятный круглый, темный шарик. Ударяем камнем – сера. Не то. Еще раз. Железо – в сад. Еще раз – камень. И еще камень. Оно. Открываем меню, жмем кнопку, ждем десять секунд – топор! Вот теперь рубка дров идет повеселее, собираем охапку, тихонько-тихонько ретируемся на ближайшую скалу, видим ущелье, которое точно ни один ганкер с дороги не заметит, грохаемся вниз ломая ногу и чуть не истекая кровью, но все неважно – хромые, ковыляющие но счастливые мы крафтим хижинку и бухаем ее прямо посреди лощины.
Теперь-то нас никто не достанет. Осталась дверь! Буквально пару бревен за спиной собрать. И тут HP начинает падать. Медленно, но уверенно. Мы совсем забыли про голод! Рубка деревьев истощила силы нашего персонажа настолько, что он начинает тихо загибаться. Черт, не до двери. Уже осторожнее перелезаем через скалы и хаотично начинаем носиться по ночной опушке в поисках хоть чего-то съедобного. В паре шагов от нас промелькнула низкая тень. Еда! Бросаемся к ней и получаем удар лапой и кровотечение. Волк! Назад. По холмам, по горам, без оглядки куда бежим. 65 HP, 50 Hp… ах да, бинты. Кровь остановилась, но голод продолжает грызть тело. Фух, вроде волк отстал. И, о чудо, первые лучи рассвета падают на спасительную, совершенно безобидную свинью на полянке. Выхватываем топор, набрасываемся, небольшая погоня и толстый боров падает набок. В голодном угаре вонзаем в него топор раз за разом, извлекая бесполезные тряпки, жир и вот, наконец, (почему-то куриные) грудки. HP уже 30, так что не до шуток, быстро на панель, съесть и… получить яд от потребления сырой пищи. 30 HP, 25HP… черт, бинтов больше нет, но остались дрова. Пища сырая говорите? Крафтим костер, впопыхах бросаем его на пол, зажигаем, кладем грудку, ждем. 15 HP, 10 HP, 5 HP… готово, вытащили, сьели, голод пропал, здоровье пошло вверх… фух, живы! Вот только – дверь! Дом пустой, наверняка уже разграбили, посносили?Ух, страшно. Пара добытых дров и бегом домой! Вот только где мы? Давно рассвело, но нам это никак не помогает. Все сосны похожи одна на другую, карты никакой нет. Ориентируйся по солнцу, - говорили нам, только как же, когда ночью даже луны не было видно. Может сюда? Нет, тут дорога, дороги не было, и вообще, на ней страшно. А сюда? Это гряда вроде знакомая. И да, вон вдалеке виден обрубок залежей, из которых мы камень тащили. Быстрей домой дверь ставить.
И тут перед нами вырастает ОН. Игрок. Надпись IvanNagibator7877 устрашающие венчает его чело. Быстрее бить топором? Нет, зараза, одетый, в кожанке, с чулком на голове. Топор живенько прячем и пятимся назад. Зато он вытаскивает дробовик и медленно наводит на нас. Так, так, так, без паники, только не бежать, хотел бы убить, убил бы уже, только не бежать! Бросаем в чат смущенное „прив“, очень медленно пятимся назад, не отворачиваясь. Ваня крайне внимательно провожает нас наставленным дулом, но с места не трогается. Так мы допячиваемся до камня. Слышим оглушающий грохот под ногами. Зараза! Но нет, это был только прощальный салют, Ваня делает предупредительный выстрел на будущее („смотри, не шали мне тут“) и топает к дороге по своим делам. Фух, отделались! И все-таки к нашей коморке мы возвращаемся окольным путем через скалы, чтобы не дай бог не притащить хвост. И вот она, хижинка. О чудо! Действительно никто не заметил, не разграбил. Ставим дверь, бросаем спальник, разводим костер. Вот он дом! Завтра с луком за дичью, потом с киркой за деревом для настоящего дома с печкой. И тогда, обязательно, первым делом – дробовик и вперед, пугать нубов. Мы выжили!
Я прекрасно осознаю, что мой первый вечер в Rust невероятным образом выдался почти идеальным. Ведь собственно ничего не произошло. Но игра умела меня пугать в удовольствие, как заправский шутер-ужастик, делая выпады, но не удавливая до конца. Вот только скриптов-то никаких не было. Один суровый живой мир. От чего было только страшнее и увлекательнее. Но конечно могло (и в многочисленных последующих стартах обязательно случалось) все выйти совсем по-другому. Первый спавн мог оказаться прямо посреди чей-то разборки с применением M4 и P250. Или на совершенно голой поляне, где разбросаны три сосны и нет ни залежей, ни дичи. Или выбросить прямо на игрока, мирно копающего камень в полной боевой экипировке и при виде голого нуба решающего на этот раз показать себя скорее Нагибатором, чем Ваней. И это хорошо, если убили сразу и ты, совершенно случайным образом, реснулся с новым камнем и запасом бинтов на какой-нибудь кишащей живностью поляне. А если тебя убили ровно в тот момент, когда ты только-только поставил свою жалкую хижинку с деревянной дверью? Реснутся в определенном месте можно только с помощью спальника, который тоже надо еще добыть охотой (15 „тряпок“, почему-то, лучше всего добываемых из оленей). А если не успел его добыть или добыл, но пару шагов не донес до спасительной двери, ибо получил в пулю в спину, то все – респ в рандомном месте и попробуй в огромной, не пестрящей разнообразием и яркими текстурами локации найти свой домик. Тем более, что еще одна весьма вероятная смерть – и поиски начинаются сначала. Да и хижинка-то – защита ерундовая. Дверь-то еще ладно, тут нужна взрывчатка, но стены первого прибежища нуба ломаются в сотню ударов киркой. И да, считается, что ломать хижинки нубов нехорошо, но мало ли уродов на свете? И какой шанс, что уродом не окажется ваш сосед? А может и не он один. Хорошо, если вы натолкнетесь на взвешенного ВанюНагибатора, понимающего, что у вас взять нечего, а какой-нибудь SergeKilla может расценить ваше соседство как серьезную угрозу своему фармуспоту железа и обязательно вас навестит, когда вы отправитесь спать. Брать все вещи с собой, кстати, бесполезно, это вам не DayZ, тут не только нет сохраненок, тут персонаж, уходя в логаут, мирно ложится сопеть на землю, и если вы вышли не в безопасных четырех стенах – скажите луту „прощай“. И при том, что ни одни стены не спасут от достаточно настырного посетителя.
Конечно, можно заранее изучить подробнейшие Wiki по игре, запомнить игровую карту на rustmap.net и понять, что по идущей восьмеркой единственной дороге можно добраться до практически любой кочки, можно вообще вступить в прокаченный клан и сразу получить в руки автомат и кевларовую броню, но это же все не то. Rust живет от чувства неизведанного, от постоянной опасности, от того, что невозможно просчитать действия другого игрока. И да, если все регулярно заканчивается вайпами, можно максимум сменить сервер или позвать приятеля (если оба – нубье зеленое, так только веселее), но в остальном надо прикусить губу и продолжать пытаться, пока первая относительно безопасная база не засияет железной дверью. Тем более, что среди всех фейлов, Rust-то как раз запоминается редкими (редкими-редкими - не обольщайтесь на свой счет, даже если у вас реакция 14-летнего Quake‘ра) моментами успеха. Разумеется, первый фраг. И пусть враг был голым и стоял спиной, но ты же был с топором! И как подкрался! Или, выходишь из своей избушки, видишь рядом деревянный сруб, красивый солидный, но стенки явно потрескавшиеся. Возвращаешься, а стена уже стухла (хозяин не заходил больше пары суток), а тааам… дерево, железо, печка и простенький пулемет. Хо-хо! И, разумеется, игроки. Когда за тобой с половиной HP гонятся, крича в голосовой чат на ломанном английском „стой-стой, у нас есть печеньки“, пули свистят вокруг, ты петляешь как заяц, понимаешь, что дом рядом, но привести туда врагов – самоубийство. Поэтому, продолжая петлять, пять минут бегаешь по ближайшим холмам, стряхивая хвост и выворачивая к домику невредимым. Или не стряхиваешь, но успеваешь скрыться за своей дверью, понимая, что лишь отсрочил свою кончину, а преследователь тихо забирается на крышу и подглядывает через щели, внимательно инспектирует твои пожитки. Понимая, что, даже не смотря на пышущую печку взять тут особо нечего, он решает не тратить свои ресурсы, и вы просто мило беседуете в чате о том, почему же ты не зовешь его на огонек. Такие встречи дорогого стоят. Особенно, когда фейлы превращаются в победу, а за разочарование удается отомстить. Одно из самых дорогих моих воспоминаний: выхожу я на охоту, только разжившись хорошей броней и автоматом. И почти сразу безбожно глупо сливаюсь полуголому парню со стартовым револьвером. Проклиная себя, встаю дома, беру запасной (простенький) пистолет и мчусь выслеживать обидчика. Фух, успел, нашел! Завязывается долгий бой, он попадает, я попадаю, он ест лечилки, я ем лечилки, он прячется за укрытиями, я прячусь. Даже патроны у нас кончаются одновременно. Он бежит к своему домику неподалеку (соседи же, конечно!) и через мгновение появляется из дверей, наводя на меня, безпатронного, мой же экипированный лазерными лучами и голографическими указателями автомат. И в этот момент получает от меня камнем по голове и падает наземь. Собираю лут в экстазе мстителя и довольным слоном топаю домой с отбитым назад автоматом. Эх, Rust!
Нам MMO-шникам Rust еще должен быть интересен потому, что он куда ближе к стандартам онлайн-RPG, чем тот же DayZ: Персонаж, который находится в игре, даже когда ты спишь. Упор на хаузинг и четкая система прогрессии заставляют тебя обживаться на одном клочке карты и пытаться наладить взаимоотношения с соседями. Поскольку построить настоящий дом совсем непростое достижение и всегда есть что потерять, тут вспыхивают потрясающие по накалу страстей вендетты, которые, что еще интереснее, могут потухнуть в тот момент, когда оба участника понимают, что могут оказаться у разбитого корыта. Тогда они, преодолевая монтеккокапулеттивскую гордость, тихонько пятятся к своим домам, поговаривая в войсчат – „Easy, easy“. Ты меня не трогай и я тебя не буду. А если тронешь – приду с друзьями. Но до таких разборок надо еще дожить. Как и в настоящей ММО, сначала нас ждет фарм. Хижина же это только задел. И очень шаткий задел. После первой пережитой ночи нам нужен настоящий дом, который можно будет взорвать только C4, и, конечно, что-нибудь громогласное в руки. Для всего этого, так или иначе, понадобятся печь, крафтовый стол и ремонтный станок (вещи, разумеется, ломаются и становятся все менее прочными с каждым ремонтом) и для этого нам понадобится много железа, много жира и „тряпок“ с дичи, еще больше серы для пороха и, разумеется, дрова, дрова, дрова. После того, как построишь первую печку, расплавив в ней первые слитки и смастерив себе железный топор, охотничий лук (для оленей) и плохенький револьвер или самодельный дробовик (для соседа), все это вроде бы фармится довольно быстро. Неплохую крепость можно соорудить за пару часов. Но, во-первых, фарм деревьев, разбросанных по миру кучек дров (значительно эффективнее), убегающих от тебя оленей и странных шариков-залежей железа – занятие крайне однообразное. Во-вторых, подверженное рандому. Скажем, мы выбрали себе долинку, всем хороша, но не дичи, ни камня. А нашли благодатную почву, но тут ваншот за ваншотом, попробуй закрепись. И в третьих, разумеется, все нафармленное в миг можно потерять. Даже если вы регулярно бегаете в вашу хижину складывая набранное. Что сделает вражина с вашей лачугой, пристрелив вас на пороге и полутав 200 бревен, которые вы не донесли до ящика, в которым лежит еще тысяча? Ну, разумеется.
И все-таки, через эту боль мы набираем первые 400, 500, 1000 бревен, перерабатываем их в доски и можем начинать строительство базы. Да, хаузинг – главная фишка Rust. И мы сами себе архитектор. Выбираем место, укладываем блоки фундамента, возводим на них столбы и между столбами прибиваем стены, окна и двери. В принципе, новичку достаточно поставить небольшой сруб из пары блоков с железной дверью, чтобы от него на какое-то время все отстали. Настоящая стена и дверь выносятся только взрывчаткой, она добывается тяжело и просто так ее никто тратить не станет. Но это пока новичок не перестанет быть новичком и не обзаведется врагами и начнет солить соседям или пока мимо просто не пронесется скучающий рейд с кучей C4. И вот тогда вы-то и полезете изучать Wiki и форумы! И узнаете, скажем, что вы зря считали себя неуязвимым, построив четырехэтажную башню с кучей дверей и сложив все свое добро в коморку наверху. Ваш любимый сосед просто поставит еще один фундамент рядом, бухнет на него лестницу до четвертого этажа и установит взрывчатку прямо на стену вашей сокровищницы. Поэтому вы, разумеется, побежите фармить, фармить, фармить дерево, чтобы окружить себя еще одним слоем фундаментов и уставить их неразрушаемыми столбами. Так-то, выкуси! Вы также поймете, что даже деревянные стены требуют больше взрывчатки, чем металлическая дверь. А значит, в хорошо укрепленной базе враг всегда будет двигаться через двери. И тогда начнете строить у себя лабиринты, возводить комнаты-ловушки как князь Юсупов для Распутина. Он войдет здесь и упрется в три двери? Какую взорвет сначала? Ага, пустим его сюда, потом сюда и сюда и он вновь окажется на входе. Ха-ха! Только надо еще дерева. И, разумеется, сперва он посмотрит через щелку в поисках кладовой. Сделаем подложную сокровищницу у стены на втором этаже, завалим ее сундуками, а сами спрячем главное добро в незаметных мешочках на отшибе. Эх, надо больше дерева!
И одевшись в плотную броню, скрафтив (или полутав у противника) себе пушку и построив сруб после многочисленных вайпов, ночных истерик и возвращения к нулю, вы игру не пройдете. Игра, в общем, только начинается. Посмотрите на себя, вы одеты в лохмотья, а ваш дробовик скручен из арматуры. Добродушный сосед в кожаной броне с М4 смотрит на вас, как… А все более ценное в игре нужно сначала изучить. А все рецепты добываются только в зараженных радиацией городах - в сундуках, спрятанных в домах и у радиоактивных монстров. И тут игра начинается сначала, без антирадиационной брони мы можем выжить не больше минуты, таскать с собой все нажитое – только зря транжирить. Мы бросаем спальник в кустах неподалеку от города и голышом несемся в радиоактивный клондайк. Ух, рецепт лазерной указки, ох, настоящий дробовик, куча патронов (которых всегда дефицит), но ни одного рецепта антирадиоактивной брони. Но все равно, надо доставить добычу домой и мы, трясясь как Горлум над Сокровищем, дождавшись темноты, и крутя головой на 360 градусов на согнутых ногах петляем до дома. И, разумеется, города притягивают таких же искателей, как мы, так что нас ждут вайпы, вайпы, вайпы, пока мы не добудем тот самый радиационный костюм, а лучше, кучу таблеток, которые позволят нам выходить на добычу в нормальной броне, защищающей от автоматных очередей. И так, через вайпы, мы превращаемся в удальца, у которого в складе дома лежат M4, гранаты, рецепты кожаного и кевларового сета и, самое главное, рецепт исследовательского набора, который позволяет нам изучить строение любого предмета, полутанного у, наконец, размазанного по стенке соседа.
Вот теперь мы одеты, вот теперь мы круты, вот теперь мы ваншотим нубов... До первого рейда на нашу выросшую в разы, а от того манящую грабителей базу. Вот тут-то точно самое время вступить в клан, объединить усилия, построить неприступную (почти) крепость из пластов железа и отправиться куролесить по карте. Жизнь, удалась. Только надо больше дерева.
При этом, стоит учитывать, что Rust пока все еще не вылез из преальфы. И проблем у него предостаточно. Во-первых, контент - при удачном стечении обстоятельств вы станете одетым папкой ну максимум за неделю. А скоординированные кланы возводят огромные базы как правило за несколько часов и еще за пару дней добывают достаточно рецептов и ресурсов для производства C4. Поэтому C4 либо вовсе отключают на сервере, что отнимает у игры всю остроту ощущений, когда, несмотря на огромную важность хаузинга, можно одолеть даже самую продуманную систему защиты. Либо же, что распространено куда чаще, сервера просто вайпают раз в месяц-полтора. Иначе на них становится слишком много ресурсов, и даром, что все вокруг взрывается, игра быстро теряет привлекательность, когда ты знаешь, что ты потерял один сет кевларовой брони, но у тебя в клановом сундуке лежат еще двадцать. Во-вторых, Rust это только шаг в сторону ММО, игра еще сильно страдает от своей инди-шутерской природы. Многочисленные частные сервера на максимум 200 игроков (обычно на 100) при карте, которая смело бы уместила одновременный онлайн в 500. А раз сервера маленькие и недолговечные, игроки постоянно мигрируют. Ты отстроил себе домик на заселенном сервере, а в это время с него как раз все свалили и админы решили устроить вайп и привлечь новичков. Мда. Прибавьте к этому массу читеров на официальных серверах, заставляющую искать обустроенные уголки с играющими и следящими за порядком админами. Да и темпы разработки, при всей популярности, не самые впечатляющие. Игре еще долго вылезать из статуса альфы. Ну и, наконец, надо понимать, что Rust, в еще большей степени, чем DayZ или мультиплеерный Minecraft – не только и не столько игра, сколько грандиозный социальный эксперимент. Когда ты постоянно встречаешься с незнакомцами, которые могут тебя убить, могут отпустить, а могут заставить через войсчат раздеться и плясать голышом, когда устраиваешь кровавую вендетту с соседом или ведешь клановую войну до взаимного уничтожения, когда понимаешь на что способна человеческая психика в условиях постоянного риска – Rust прекрасен. Но еще чаще случаются часы застоя, когда ты на пустой поляне просто фармишь, фармишь, фармишь. Rust живет от взрыва к взрыву, от приключения к приключению. Ах ты, гад, увел у меня пак древесины из под носа! Ах, так ты еще и по соседству живешь? Ну ща я тебе устрою дольче виту!
Ну, сказано – сделано. Клиент запущен, сервер выбран – вокруг глухая ночь. Даже луны нет. В руках какой-то невнятный камень, на панели из пяти слотов еще факел и два бинта. И все. Факелы! Ну, конечно, зажигаем, видим дерево перед нами и отправляемся рубить. Через пару мгновений понимаем, что с включенным факелом нас видно куда лучше, чем видим мы сами. А ведь тут фуллут! Фу, фу, фу, тушим. Никто не пришел. Пронесло. Пять долгих, скучных взмахов камнем и первая кучка дров наша. Открываем инвентарь, крафтовое меню, все серо и еще неудобнее, чем в Minecraft, зато наглядно. Что же мы из него можем сделать? Костер – 5 бревен. И зачем он нам? Чтобы теперь точно спалили-заганкали? Нет, нет, нет, а вот каменный топор, это да. Ящик для припасов – 30 бревен? Да! Хижина – 50 бревен? Хм, да. Дверь для нее – 30 бревен? Однако! Но надо. Благо в темноте что-то блестит. Непонятный круглый, темный шарик. Ударяем камнем – сера. Не то. Еще раз. Железо – в сад. Еще раз – камень. И еще камень. Оно. Открываем меню, жмем кнопку, ждем десять секунд – топор! Вот теперь рубка дров идет повеселее, собираем охапку, тихонько-тихонько ретируемся на ближайшую скалу, видим ущелье, которое точно ни один ганкер с дороги не заметит, грохаемся вниз ломая ногу и чуть не истекая кровью, но все неважно – хромые, ковыляющие но счастливые мы крафтим хижинку и бухаем ее прямо посреди лощины.
Теперь-то нас никто не достанет. Осталась дверь! Буквально пару бревен за спиной собрать. И тут HP начинает падать. Медленно, но уверенно. Мы совсем забыли про голод! Рубка деревьев истощила силы нашего персонажа настолько, что он начинает тихо загибаться. Черт, не до двери. Уже осторожнее перелезаем через скалы и хаотично начинаем носиться по ночной опушке в поисках хоть чего-то съедобного. В паре шагов от нас промелькнула низкая тень. Еда! Бросаемся к ней и получаем удар лапой и кровотечение. Волк! Назад. По холмам, по горам, без оглядки куда бежим. 65 HP, 50 Hp… ах да, бинты. Кровь остановилась, но голод продолжает грызть тело. Фух, вроде волк отстал. И, о чудо, первые лучи рассвета падают на спасительную, совершенно безобидную свинью на полянке. Выхватываем топор, набрасываемся, небольшая погоня и толстый боров падает набок. В голодном угаре вонзаем в него топор раз за разом, извлекая бесполезные тряпки, жир и вот, наконец, (почему-то куриные) грудки. HP уже 30, так что не до шуток, быстро на панель, съесть и… получить яд от потребления сырой пищи. 30 HP, 25HP… черт, бинтов больше нет, но остались дрова. Пища сырая говорите? Крафтим костер, впопыхах бросаем его на пол, зажигаем, кладем грудку, ждем. 15 HP, 10 HP, 5 HP… готово, вытащили, сьели, голод пропал, здоровье пошло вверх… фух, живы! Вот только – дверь! Дом пустой, наверняка уже разграбили, посносили?Ух, страшно. Пара добытых дров и бегом домой! Вот только где мы? Давно рассвело, но нам это никак не помогает. Все сосны похожи одна на другую, карты никакой нет. Ориентируйся по солнцу, - говорили нам, только как же, когда ночью даже луны не было видно. Может сюда? Нет, тут дорога, дороги не было, и вообще, на ней страшно. А сюда? Это гряда вроде знакомая. И да, вон вдалеке виден обрубок залежей, из которых мы камень тащили. Быстрей домой дверь ставить.
И тут перед нами вырастает ОН. Игрок. Надпись IvanNagibator7877 устрашающие венчает его чело. Быстрее бить топором? Нет, зараза, одетый, в кожанке, с чулком на голове. Топор живенько прячем и пятимся назад. Зато он вытаскивает дробовик и медленно наводит на нас. Так, так, так, без паники, только не бежать, хотел бы убить, убил бы уже, только не бежать! Бросаем в чат смущенное „прив“, очень медленно пятимся назад, не отворачиваясь. Ваня крайне внимательно провожает нас наставленным дулом, но с места не трогается. Так мы допячиваемся до камня. Слышим оглушающий грохот под ногами. Зараза! Но нет, это был только прощальный салют, Ваня делает предупредительный выстрел на будущее („смотри, не шали мне тут“) и топает к дороге по своим делам. Фух, отделались! И все-таки к нашей коморке мы возвращаемся окольным путем через скалы, чтобы не дай бог не притащить хвост. И вот она, хижинка. О чудо! Действительно никто не заметил, не разграбил. Ставим дверь, бросаем спальник, разводим костер. Вот он дом! Завтра с луком за дичью, потом с киркой за деревом для настоящего дома с печкой. И тогда, обязательно, первым делом – дробовик и вперед, пугать нубов. Мы выжили!
Я прекрасно осознаю, что мой первый вечер в Rust невероятным образом выдался почти идеальным. Ведь собственно ничего не произошло. Но игра умела меня пугать в удовольствие, как заправский шутер-ужастик, делая выпады, но не удавливая до конца. Вот только скриптов-то никаких не было. Один суровый живой мир. От чего было только страшнее и увлекательнее. Но конечно могло (и в многочисленных последующих стартах обязательно случалось) все выйти совсем по-другому. Первый спавн мог оказаться прямо посреди чей-то разборки с применением M4 и P250. Или на совершенно голой поляне, где разбросаны три сосны и нет ни залежей, ни дичи. Или выбросить прямо на игрока, мирно копающего камень в полной боевой экипировке и при виде голого нуба решающего на этот раз показать себя скорее Нагибатором, чем Ваней. И это хорошо, если убили сразу и ты, совершенно случайным образом, реснулся с новым камнем и запасом бинтов на какой-нибудь кишащей живностью поляне. А если тебя убили ровно в тот момент, когда ты только-только поставил свою жалкую хижинку с деревянной дверью? Реснутся в определенном месте можно только с помощью спальника, который тоже надо еще добыть охотой (15 „тряпок“, почему-то, лучше всего добываемых из оленей). А если не успел его добыть или добыл, но пару шагов не донес до спасительной двери, ибо получил в пулю в спину, то все – респ в рандомном месте и попробуй в огромной, не пестрящей разнообразием и яркими текстурами локации найти свой домик. Тем более, что еще одна весьма вероятная смерть – и поиски начинаются сначала. Да и хижинка-то – защита ерундовая. Дверь-то еще ладно, тут нужна взрывчатка, но стены первого прибежища нуба ломаются в сотню ударов киркой. И да, считается, что ломать хижинки нубов нехорошо, но мало ли уродов на свете? И какой шанс, что уродом не окажется ваш сосед? А может и не он один. Хорошо, если вы натолкнетесь на взвешенного ВанюНагибатора, понимающего, что у вас взять нечего, а какой-нибудь SergeKilla может расценить ваше соседство как серьезную угрозу своему фармуспоту железа и обязательно вас навестит, когда вы отправитесь спать. Брать все вещи с собой, кстати, бесполезно, это вам не DayZ, тут не только нет сохраненок, тут персонаж, уходя в логаут, мирно ложится сопеть на землю, и если вы вышли не в безопасных четырех стенах – скажите луту „прощай“. И при том, что ни одни стены не спасут от достаточно настырного посетителя.
Конечно, можно заранее изучить подробнейшие Wiki по игре, запомнить игровую карту на rustmap.net и понять, что по идущей восьмеркой единственной дороге можно добраться до практически любой кочки, можно вообще вступить в прокаченный клан и сразу получить в руки автомат и кевларовую броню, но это же все не то. Rust живет от чувства неизведанного, от постоянной опасности, от того, что невозможно просчитать действия другого игрока. И да, если все регулярно заканчивается вайпами, можно максимум сменить сервер или позвать приятеля (если оба – нубье зеленое, так только веселее), но в остальном надо прикусить губу и продолжать пытаться, пока первая относительно безопасная база не засияет железной дверью. Тем более, что среди всех фейлов, Rust-то как раз запоминается редкими (редкими-редкими - не обольщайтесь на свой счет, даже если у вас реакция 14-летнего Quake‘ра) моментами успеха. Разумеется, первый фраг. И пусть враг был голым и стоял спиной, но ты же был с топором! И как подкрался! Или, выходишь из своей избушки, видишь рядом деревянный сруб, красивый солидный, но стенки явно потрескавшиеся. Возвращаешься, а стена уже стухла (хозяин не заходил больше пары суток), а тааам… дерево, железо, печка и простенький пулемет. Хо-хо! И, разумеется, игроки. Когда за тобой с половиной HP гонятся, крича в голосовой чат на ломанном английском „стой-стой, у нас есть печеньки“, пули свистят вокруг, ты петляешь как заяц, понимаешь, что дом рядом, но привести туда врагов – самоубийство. Поэтому, продолжая петлять, пять минут бегаешь по ближайшим холмам, стряхивая хвост и выворачивая к домику невредимым. Или не стряхиваешь, но успеваешь скрыться за своей дверью, понимая, что лишь отсрочил свою кончину, а преследователь тихо забирается на крышу и подглядывает через щели, внимательно инспектирует твои пожитки. Понимая, что, даже не смотря на пышущую печку взять тут особо нечего, он решает не тратить свои ресурсы, и вы просто мило беседуете в чате о том, почему же ты не зовешь его на огонек. Такие встречи дорогого стоят. Особенно, когда фейлы превращаются в победу, а за разочарование удается отомстить. Одно из самых дорогих моих воспоминаний: выхожу я на охоту, только разжившись хорошей броней и автоматом. И почти сразу безбожно глупо сливаюсь полуголому парню со стартовым револьвером. Проклиная себя, встаю дома, беру запасной (простенький) пистолет и мчусь выслеживать обидчика. Фух, успел, нашел! Завязывается долгий бой, он попадает, я попадаю, он ест лечилки, я ем лечилки, он прячется за укрытиями, я прячусь. Даже патроны у нас кончаются одновременно. Он бежит к своему домику неподалеку (соседи же, конечно!) и через мгновение появляется из дверей, наводя на меня, безпатронного, мой же экипированный лазерными лучами и голографическими указателями автомат. И в этот момент получает от меня камнем по голове и падает наземь. Собираю лут в экстазе мстителя и довольным слоном топаю домой с отбитым назад автоматом. Эх, Rust!
Нам MMO-шникам Rust еще должен быть интересен потому, что он куда ближе к стандартам онлайн-RPG, чем тот же DayZ: Персонаж, который находится в игре, даже когда ты спишь. Упор на хаузинг и четкая система прогрессии заставляют тебя обживаться на одном клочке карты и пытаться наладить взаимоотношения с соседями. Поскольку построить настоящий дом совсем непростое достижение и всегда есть что потерять, тут вспыхивают потрясающие по накалу страстей вендетты, которые, что еще интереснее, могут потухнуть в тот момент, когда оба участника понимают, что могут оказаться у разбитого корыта. Тогда они, преодолевая монтеккокапулеттивскую гордость, тихонько пятятся к своим домам, поговаривая в войсчат – „Easy, easy“. Ты меня не трогай и я тебя не буду. А если тронешь – приду с друзьями. Но до таких разборок надо еще дожить. Как и в настоящей ММО, сначала нас ждет фарм. Хижина же это только задел. И очень шаткий задел. После первой пережитой ночи нам нужен настоящий дом, который можно будет взорвать только C4, и, конечно, что-нибудь громогласное в руки. Для всего этого, так или иначе, понадобятся печь, крафтовый стол и ремонтный станок (вещи, разумеется, ломаются и становятся все менее прочными с каждым ремонтом) и для этого нам понадобится много железа, много жира и „тряпок“ с дичи, еще больше серы для пороха и, разумеется, дрова, дрова, дрова. После того, как построишь первую печку, расплавив в ней первые слитки и смастерив себе железный топор, охотничий лук (для оленей) и плохенький револьвер или самодельный дробовик (для соседа), все это вроде бы фармится довольно быстро. Неплохую крепость можно соорудить за пару часов. Но, во-первых, фарм деревьев, разбросанных по миру кучек дров (значительно эффективнее), убегающих от тебя оленей и странных шариков-залежей железа – занятие крайне однообразное. Во-вторых, подверженное рандому. Скажем, мы выбрали себе долинку, всем хороша, но не дичи, ни камня. А нашли благодатную почву, но тут ваншот за ваншотом, попробуй закрепись. И в третьих, разумеется, все нафармленное в миг можно потерять. Даже если вы регулярно бегаете в вашу хижину складывая набранное. Что сделает вражина с вашей лачугой, пристрелив вас на пороге и полутав 200 бревен, которые вы не донесли до ящика, в которым лежит еще тысяча? Ну, разумеется.
И все-таки, через эту боль мы набираем первые 400, 500, 1000 бревен, перерабатываем их в доски и можем начинать строительство базы. Да, хаузинг – главная фишка Rust. И мы сами себе архитектор. Выбираем место, укладываем блоки фундамента, возводим на них столбы и между столбами прибиваем стены, окна и двери. В принципе, новичку достаточно поставить небольшой сруб из пары блоков с железной дверью, чтобы от него на какое-то время все отстали. Настоящая стена и дверь выносятся только взрывчаткой, она добывается тяжело и просто так ее никто тратить не станет. Но это пока новичок не перестанет быть новичком и не обзаведется врагами и начнет солить соседям или пока мимо просто не пронесется скучающий рейд с кучей C4. И вот тогда вы-то и полезете изучать Wiki и форумы! И узнаете, скажем, что вы зря считали себя неуязвимым, построив четырехэтажную башню с кучей дверей и сложив все свое добро в коморку наверху. Ваш любимый сосед просто поставит еще один фундамент рядом, бухнет на него лестницу до четвертого этажа и установит взрывчатку прямо на стену вашей сокровищницы. Поэтому вы, разумеется, побежите фармить, фармить, фармить дерево, чтобы окружить себя еще одним слоем фундаментов и уставить их неразрушаемыми столбами. Так-то, выкуси! Вы также поймете, что даже деревянные стены требуют больше взрывчатки, чем металлическая дверь. А значит, в хорошо укрепленной базе враг всегда будет двигаться через двери. И тогда начнете строить у себя лабиринты, возводить комнаты-ловушки как князь Юсупов для Распутина. Он войдет здесь и упрется в три двери? Какую взорвет сначала? Ага, пустим его сюда, потом сюда и сюда и он вновь окажется на входе. Ха-ха! Только надо еще дерева. И, разумеется, сперва он посмотрит через щелку в поисках кладовой. Сделаем подложную сокровищницу у стены на втором этаже, завалим ее сундуками, а сами спрячем главное добро в незаметных мешочках на отшибе. Эх, надо больше дерева!
И одевшись в плотную броню, скрафтив (или полутав у противника) себе пушку и построив сруб после многочисленных вайпов, ночных истерик и возвращения к нулю, вы игру не пройдете. Игра, в общем, только начинается. Посмотрите на себя, вы одеты в лохмотья, а ваш дробовик скручен из арматуры. Добродушный сосед в кожаной броне с М4 смотрит на вас, как… А все более ценное в игре нужно сначала изучить. А все рецепты добываются только в зараженных радиацией городах - в сундуках, спрятанных в домах и у радиоактивных монстров. И тут игра начинается сначала, без антирадиационной брони мы можем выжить не больше минуты, таскать с собой все нажитое – только зря транжирить. Мы бросаем спальник в кустах неподалеку от города и голышом несемся в радиоактивный клондайк. Ух, рецепт лазерной указки, ох, настоящий дробовик, куча патронов (которых всегда дефицит), но ни одного рецепта антирадиоактивной брони. Но все равно, надо доставить добычу домой и мы, трясясь как Горлум над Сокровищем, дождавшись темноты, и крутя головой на 360 градусов на согнутых ногах петляем до дома. И, разумеется, города притягивают таких же искателей, как мы, так что нас ждут вайпы, вайпы, вайпы, пока мы не добудем тот самый радиационный костюм, а лучше, кучу таблеток, которые позволят нам выходить на добычу в нормальной броне, защищающей от автоматных очередей. И так, через вайпы, мы превращаемся в удальца, у которого в складе дома лежат M4, гранаты, рецепты кожаного и кевларового сета и, самое главное, рецепт исследовательского набора, который позволяет нам изучить строение любого предмета, полутанного у, наконец, размазанного по стенке соседа.
Вот теперь мы одеты, вот теперь мы круты, вот теперь мы ваншотим нубов... До первого рейда на нашу выросшую в разы, а от того манящую грабителей базу. Вот тут-то точно самое время вступить в клан, объединить усилия, построить неприступную (почти) крепость из пластов железа и отправиться куролесить по карте. Жизнь, удалась. Только надо больше дерева.
При этом, стоит учитывать, что Rust пока все еще не вылез из преальфы. И проблем у него предостаточно. Во-первых, контент - при удачном стечении обстоятельств вы станете одетым папкой ну максимум за неделю. А скоординированные кланы возводят огромные базы как правило за несколько часов и еще за пару дней добывают достаточно рецептов и ресурсов для производства C4. Поэтому C4 либо вовсе отключают на сервере, что отнимает у игры всю остроту ощущений, когда, несмотря на огромную важность хаузинга, можно одолеть даже самую продуманную систему защиты. Либо же, что распространено куда чаще, сервера просто вайпают раз в месяц-полтора. Иначе на них становится слишком много ресурсов, и даром, что все вокруг взрывается, игра быстро теряет привлекательность, когда ты знаешь, что ты потерял один сет кевларовой брони, но у тебя в клановом сундуке лежат еще двадцать. Во-вторых, Rust это только шаг в сторону ММО, игра еще сильно страдает от своей инди-шутерской природы. Многочисленные частные сервера на максимум 200 игроков (обычно на 100) при карте, которая смело бы уместила одновременный онлайн в 500. А раз сервера маленькие и недолговечные, игроки постоянно мигрируют. Ты отстроил себе домик на заселенном сервере, а в это время с него как раз все свалили и админы решили устроить вайп и привлечь новичков. Мда. Прибавьте к этому массу читеров на официальных серверах, заставляющую искать обустроенные уголки с играющими и следящими за порядком админами. Да и темпы разработки, при всей популярности, не самые впечатляющие. Игре еще долго вылезать из статуса альфы. Ну и, наконец, надо понимать, что Rust, в еще большей степени, чем DayZ или мультиплеерный Minecraft – не только и не столько игра, сколько грандиозный социальный эксперимент. Когда ты постоянно встречаешься с незнакомцами, которые могут тебя убить, могут отпустить, а могут заставить через войсчат раздеться и плясать голышом, когда устраиваешь кровавую вендетту с соседом или ведешь клановую войну до взаимного уничтожения, когда понимаешь на что способна человеческая психика в условиях постоянного риска – Rust прекрасен. Но еще чаще случаются часы застоя, когда ты на пустой поляне просто фармишь, фармишь, фармишь. Rust живет от взрыва к взрыву, от приключения к приключению. Ах ты, гад, увел у меня пак древесины из под носа! Ах, так ты еще и по соседству живешь? Ну ща я тебе устрою дольче виту!