Самая сильная цивилизация в Age of Empires IV
Age of Empires II славится своим огромным выбором игровых цивилизаций. Конечно, это также связано с тем, что с момента выпуска 20 лет назад игра получила очень много DLC, которые и добавили большую часть этих цивилизаций. Но даже на момент своего релиза эта легендарная RTS предлагала сразу 13 игровых цивилизаций на выбор.
Как вы уже прекрасно знаете — в Age of Empires IV на старте только 8 уникальных цивилизаций. Однако между собой эти цивилизации отличаются гораздо сильнее, чем когда-либо раньше. Хотя каждая отдельная цивилизация все так же продолжает отличаться лишь ограниченным количеством юнитов и зданий, отличительные черты стали гораздо сильнее влиять на весь геймплей цивилизаций в целом.
Если честно — было очень сложно делать топ цивилизаций, поскольку я не играю на профессиональном уровне в Age of Empires, не выступал на турнирах, и аналитиком там я тоже не являюсь. Однако, я надеюсь, это не помешало мне сделать наиболее подробный и удобный тир-лист по цивилизациям Age of Empires IV.
Монголия
Монголия всегда считалась сильной цивилизацией в Age of Empires. Их мангудаи являлись одними из самых удобных и мощных конных юнитов во всей игре, особенно с учетом их отличной баллистики, урона и скорости. Конечно, мангудаи не являлись универсальным юнитом — будучи лучниками, они очень сильно страдали от тяжелой брони и невозможности пробить тараны, которые часто впитывали урон на поздних этапах, позволяя другим юнитам наносить свой урон. Но они действительно являлись сильными юнитами у сильной цивилизации.
В Age of Empires IV Монголия стала особенно сильна. На мой взгляд — если брать игроков с одинаково высоким уровнем игры, то победит тот, кто выбрал именно Монголию. Главная сила Монголии — ее возможность переносить свою базы в любое место, которое вы сами захотите. А вместе с доступом к коннице в первой эпохе это дает возможность на реализацию максимально раннего пуша.
Будет очень интересно посмотреть на стратегию, когда Монголия прямо с места стартует и переносит свой городской центр прямо под противника. Хотя это может ударить и по экономике игрока за Монголию, его Оро может спокойно добывать камень и без участия рабочих, а сильная кавалерия - кошмарить базу противника вплоть до третьей эпохи, где игра и заканчивается.
Однако, хотя Монголию я поставил именно на первое место, стоит отметить, что эта цивилизация НЕ может играть вторым номером. Если инициатива уходит от Монголии, то с вероятностью 99% это является поражением. Монголия не может играть в оборону — цивилизация попросту не имеет доступа к стенам, не может нормально добывать камень и не имеет сильных улучшений на строения. Если Монголия не смогла уничтожить противника до последней эпохи, ей будет очень сложно закончить матч в свою пользу.
Делийский султанат
Делийский султанат — самая сильная раса на долгой дистанции. На фоне других оборонительных рас, которые попали в низы списка, Делийскому султанату приходится гораздо хуже. Этой цивилизации гораздо сложнее удерживать рубежи обороны, она не имеет доступа к своим сильнейшим улучшениям до Четвертой эпохи, а практически все ее возможности в первые три эпохи — это последовательные экономические улучшения и развитие технологий. Однако, если Делийский султанат добирается до Четвертой эпохи и ставит свой Дворец султана, игру можно считать законченной.
Одна из главных особенностей расы — полностью бесплатные улучшения, которые, однако, изучаются гораздо дольше. Как вы уже понимаете — с одной стороны это дает вам огромное количество свободных ресурсов, которые можно потратить на раннюю армию, замки и стены. Но с другой стороны — вам придется действительно долго ждать улучшений, тратиться на ученых для их ускорения и буквально терпеть до Четвертой эпохи.
Честно говоря, Дели стоит назвать самой неоднозначной цивилизаций. Она безумно сильна в эндгейме, если может до него дотерпеть — поэтому фракция невероятно сильна в командных матчах 2х2 или 4х4. Бесконечные и бесплатные боевые слоны, которые фракция и получает в Четвертой эпохе, являются основой их армии под конец матча, и их невероятно сложно убить, даже многократно превосходящими силами.
Китай
Если мангудаи у Монголии — это один из самых универсальных юнитов, способных убивать пехоты, рыцарей, лучников, осадку и строения, то Китай в целом — одна из самых универсальных цивилизаций, которая отлично себя показывает на любом этапе игры, однако не имеет какой-то особенной тактики и стратегии.
Китайская цивилизация получает отличные бонусы на старте игры — дополнительные крестьяне и бесконечное золото, благодаря уникальным имперским чиновникам. Под конец игры, то есть под появление Четвертой эпохи, Китай может защитить всю свою базу при помощи Великой Китайской Стены. Хотя оборонительная игра в Age of Empires - не самая удобная вещь, ведь существуют требушеты, даже с огромной осадкой придется попотеть, пытаясь снести эти стены.
Одни из главных “фишек” Китая — его возможность строить 2 уникальных здания для перехода в новую эпоху, а также возможность изменять свою династию в зависимости от выполненных условий. 2 уникальных здания позволяют неплохо усилить цивилизацию, позволяя получить двойной набор бонусов, которые бывают очень неплохими.
Хотя два здания — это действительно круто, именно система Династий вносит наибольший вклад в силу Китая. С каждой эпохой у игрока есть возможность открыть новую Династию, выполнив ряд простых условий. Открыв новую Династию, например — Династию Мин, которая доступна в Имперской эпохе, игрок получает гренадеров и улучшение здоровья для всех своих юнитов. Поэтому самый логичный способ справиться с Китаем — задушить его в самом начале игры. Однако проблема — даже Монголии это не так просто сделать, особенно если вспомнить историю самого Китая.
Династия Аббасидов
Зачем нужны лошади и слоны, когда есть верблюды? Династия Аббасидов — это цивилизация, которая полностью отказалась от лошадей в пользу верблюдов. Поэтому ей доступна уникальная кавалерия со своими особыми бонусами.
Главная сила Аббасидов — ее Дом Мудрости. Это строение является основой всего развития цивилизации, поэтому охранять его нужно даже сильнее, чем городской центр. Пока всем другим цивилизациям необходимо строить здания для перехода в новую эпоху при помощи крестьян (снимая их с добычи ресурсов или строительства других зданий), Аббасиды делают это путем улучшения Дом Мудрости. Хотя, как вы уже поняли, это имеет и свои проблемы — вроде невозможности ускорить этот процесс, а также огромной красной мишени на этом самом Доме Мудрости. Ведь если вы его потеряете — вы лишитесь всех зданий разом.
Династия Аббасидов имеет одну из самых широких ветвей развития технологий в Четвертой эпохе, благодаря возможности строительства пятого крыла своего Дома Мудрости с дополнительными улучшениями и возможностями.
Хотя Аббасидов действительно можно назвать сильной цивилизацией, они имеют огромную уязвимость в виде своего Дома Мудрости. Любой зерг Монголии (или любой другой цивилизации с большим количеством осадки) может привести к разрушению этого здания и практически неминуемому поражению.
Русь
А вот мы и дошли до нашей Руси-Матушки. Немного поцокав языком, поместил Русь на пятое место — не так высоко, но и не так низко. В общем — практически идеальный баланс.
Русь имеет отличные бонусы на старте игры — пока все другие цивилизации (без исключения) сконцентрированы на пассивных источниках развития экономики, Русь имеет возможность собрать отличный капитал на охоте, получая золото за любую добычу (привет, торговля пушниной). Кстати о торговле — у Руси есть возможность строительства Золотых Ворот, которые одновременно являются и достопримечательностью, и рынком с более выгодными ценами.
Самая большая сила Руси — стрельцы, вооруженные фитильными пищалями и бердышами. Невероятно сильный юнит в игре, однако есть одно “НО” — вам предстоит неплохо так заняться микроконтролем, но не самим стрельцом, а всеми юнитами вокруг. Главная особенность стрельца — его увеличенные урон и скорострельность при неподвижной стрельбе.
Русь также не может строить каменные стены. Да, это может звучать странно, особенно после прохождения компании за Русь, где черным по белому сказано как “Дмитрий Донской заменил деревянные стены на белокаменные”. Просто примите это как факт! Зато деревянные стены и ворота, которые доступны сразу с первой эпохи, имеют дополнительное здоровье и несколько улучшений на прочность, делая их не сильно слабее каменных стен, одновременно делая ранние атаки на оборону Руси практически бесполезными.
Франция
Лягушки, багет и Бастилия — все, я закончил со стереотипами (на всякий случай), теперь о самой Франции. Те, кто уже знаком с англичанами в Age of Empires 4, могут думать о французах, как о похожей, но более агрессивной цивилизации. Хотя им не хватает защитных улучшений англичан, они действительно играются очень похоже.
У французов отличная кавалерия, быстрое производство крестьян и дешевые ресурсные строения. Они также могут создавать торговцев, которые торгуют абсолютно любыми ресурсами. Эти уникальные улучшения приводят к тому, что Франция может быстро накапливать любой необходимый ресурс и использовать его для создания армии, в первую очередь — конницы.
Французы достигают своего пика в Третьей эпохе, когда получают доступ к крепости, которая имеет уникальный бафф — если вы построили военное здание рядом с крепостью, все юниты из этого здания будет стоить на 25% дешевле, а вместе с имперским улучшением — на все 35%.
Однако за все это Франция платит своей универсальностью. Хотя эта цивилизация имеет отличную кавалерию и неплохих стрелков с осадными юнитами, они очень сильно страдают в плане пехоты. Тяжелые королевские рыцари могут показывать себя отлично против вражеских пеших лучников и осадной техники, но любая стычка с условными мангудаями может привести к очень обидным смертям.
Священная Римская Империя
Кто заказывал максимально оборонительную цивилизацию в 2021 году? Честно говоря — было очень удивительно видеть такую пассивную цивилизацию, как Священная Римская Империя.
Насколько эта цивилизация будет играться? Очень интересный вопрос — она имеет непревзойденные способности к тому, чтобы “терпеть”, примерно как Византия в Age of Empires II. Если вы любите терпеть, строить (практически) непробиваемые стены, башни и крепости, а собирать реликвии прямо с первых минут — ваше любимое занятие, то Священная Римская Империя существует именно для вас.
С точки зрения своей армии, Священная Римская Империя является на 80% пехотной цивилизацией. Ландскнехты, которые появляются в Третьей эпохе, являются самыми сильными пехотными юнитами в игре — они способны прорвать любой строй, даже имея меньшее количество. Однако, как и любая пехота, они очень уязвимы против стрелков и некоторой кавалерии. А если брать в расчет конных лучников, то у ландскнехтов могут возникнуть большие проблемы.
Англия
Англия, ох уж эта Англия. Если меня спросят: “Какая цивилизация является самой классической для Age of Empires?”, то ею будет именно Англия. Толстые стены и мощные крепости хотя и не достают до оборонительных возможностей Священной Римской Империи, достаточно крепки для сдерживания Монгольского нашествия или постоянного нашествия слонов.
Главный юнит любой английской армии — лучники с большими луками, которые известны повсеместно. Они имеют дополнительный урон и увеличенную дальность стрельбы, получая возможность отлично расстреливать угрозы со стен или даже из-за стен. Если учесть неплохую экономику через фермы, а также возможность производить золото со всех своих ферм, Англия выглядит очень неплохой эндгейм-цивилизацией.
Однако так все выглядит только на первый взгляд. Будучи “классической”, для Age of Empires, цивилизацией, Англия сильно страдает от того, что все прекрасно знают как против нее воевать. Даже несмотря на переход от Age of Empires II до Age of Empires IV, Англия практически не поменяла свой геймплей и особенности — толстые стены и дальнобойные луки, дешевые фермы и крепкие крестьяне. Англия сильнее всего страдает от мобильной кавалерии и мощной АОЕ-осадки, которая есть практически у каждой другой цивилизации. Даже Священная Римская Империя, которая практически полностью сконцентрирована на обороне, выглядит гораздо сильнее просто из-за возможности “пересидеть” противника, пока у того просто не закончатся ресурсы.