Самые недооцененные MMORPG
Видеоигры требуют огромного количества времени. Но некоторые жанры поглощают его гораздо сильнее, особенно массовые многопользовательские онлайновые ролевые игры (MMORPG), ядро геймплея которых представляет собою бесконечный гринд — аннигиляцию десятков тысяч монстров или постоянные перепрохождения одних и тех же подземелий с целью получения лучшего лута, не важно, суть одна. Игроки делают странный, нелогичный во многом выбор, отдавая предпочтение подобным продуктам, загоняя себя в добровольную кабалу. Да, причины такого выбора могут быть самыми разными — от желания найти себе друзей, хоть и виртуальных, или даже семью (множество историй о том, как люди, познакомившиеся в MMORPG, создавали семьи в реальности — у них сразу есть хотя бы один общий интерес), до попытки прославиться в границах конкретного сообщества. А кто-то идет туда за заработком, торгуя игровыми предметами на черном рынке, хотя это и запрещено правилами любой игры. Но есть один безоговорочный факт — MMORPG до сих пор очень популярны, несмотря ни на что.
Еще совсем недавно безоговорочным лидером среди MMORPG была World of Warcraft, а многие разработчики стремились повторить формулу успеха от Blizzard в своих онлайн-играх. Но приблизиться к ним и даже во многом обойти смогли только японцы из Square Enix со своей Final Fantasy XIV. При желании в список “самых популярных” можно добавить еще несколько франшиз, но это я оставлю для другого материала.
Сегодня же мы поговорим о тех MMORPG, которые очень старались приблизиться к лидеру, и даже были достойны занять место на пьедестале, но максимум, на что их хватило, — это на собственную нишу, за пределы которой они не смогли выбраться, как бы не старались.
Итак, представляю вам список самых недооцененных MMORPG. Сразу уточню: в основном, я буду вести речь о нашем регионе (все-таки, мы русскоязычный портал), и игры в списке буду упоминать те, которые более-менее знакомы нашему брату-геймеру.
Guild Wars 2
В свое время первая часть Guild Wars смело и дерзко бросала вызов World of Warcraft, а некоторые игровые издания даже ставили игру выше в рейтингах (это зависело от вышедших аддонов). Но история расставила все на свои места — если WoW так и остался на вершине, то GW в итоге растеряла аудиторию, а разработчики бросили силы на создание второй части игры.
В 2012 году вокруг Guild Wars 2 было много ажиотажа во всем мире. Еще бы! Ждали грозного новичка, за плечами которого огромное наследие с первой части. Вот уж кто смог бы потягаться на равных с титаном! Увы, не вышло. И это как раз тот случай, когда причины неудачи по отдельности не такие уж и значимые, они все были решаемые, а уникальные фичи выгодно выделяли игру на фоне конкурента, но в сумме это создало тот самый ком, который и встал поперек горла успеха. Просто для иллюстрации: в год выхода Guild Wars 2 в рейтинге лучших MMORPG на нашем портале GoHa.ru уступила первенство “Легендам кунг-фу” с солидным отрывом! Да, судьба ЛКФ в России была печальной, и в остальном мире эта игра практически позабыта, а GW2 живет и даже получает обновления. Но этот пример очень показательный.
В итоге на сегодняшний день Guild Wars 2 бесплатная (но вам придется покупать обновления), однако и это не придает ей какого-то веса среди других MMORPG. Игра по-прежнему выглядит симпатично, в ней огромное количество контента и интересные PvP-баталии — возможно, они лучшие на рынке на текущий момент. Если вы вдруг не играли в GW2, но желаете познакомиться с новым для себя MMORPG-миром, то я с чистой совестью рекомендую вам обратить внимание на эту игру. Но учтите, что у игры нет перевода на русский язык, но русскоязычное комьюнити в ней присутствует.
Star Wars: The Old Republic
Мир “Звездных войн” по популярности уступает разве что миру Средиземья Толкиена. В Австралии “джедаизм” так вообще признан официальной религией. Поклонников вселенной Джорджа Лукаса насчитывается сотни миллионов. Десятки игр по франшизе привлекали пристальное внимание и получали достойные отзывы и любовь игроков. А RPG от Bioware Star Wars: Knights of the Old Republic стала культовой классикой, и в обозримом (или нет) будущем получит полноценный ремейк, хотя за его судьбу как раз очень тревожно, зная, кто ответственный за производство игры.
В 2003 году мы получили хардкорную MMORPG Star Wars Galaxies, главной фичей которой было то, что игроки не могли стать джедаями вот так просто. Для этого необходимо было вложить в игру огромное количество времени и сил. Достаточно сказать, что за голову первого джедая в игре была назначена награда в 10 000 настоящих долларов — класс был колоссально силен, но и смерть для него была постоянной. Однако последующие дизайнерские решения и обновления сделали игру более дружелюбной для казуального игрока. А итогом стала возможность создавать джедаев при генерации персонажей. Естественно, такие кардинальные изменения не приняла олдовая аудитория, а новичков Star Wars Galaxies не смогла привлечь из-за откровенно устаревшей к тому времени графики и большого выбора других MMORPG на рынке. Игра закрылась в 2011 году сразу после выхода своего прямого наследника — MMORPG Star Wars: The Old Republic от уже упомянутых Bioware.
Star Wars: The Old Republic поражала своим размахом. Заявленные 200 миллионов долларов на разработку звучали очень грозно и эпично. Диалоги с возможностью выбора в сюжетном режиме, полноценные истории в духе франшизы за каждый доступный класс, система напарников — полноценных классов, — игровой мир фанатов MMORPG затаил дыхание в ожидании хита. Но…
Вечная проблема: отсутствие высокоуровневого контента. Сколько лет эта беда преследует разработчиков MMORPG, сколько потенциальных хитов она сгубила, но компании раз за разом наступают на эти грабли. И прыгают на них, не понимая, что же так больно их лупит по лбу (в углу плачет один New World). Увлекаясь промежуточной частью игры — тем отрезком, когда герой только качается, тратя время на знакомства с механиками, разработчики забывают, что главная цель любой игры в этом жанре — удержание геймера на максимальном уровне развития. Что будет делать игрок, когда возьмет максимальный уровень? Как долго ему придется заходить в игру, пока он не получит максимальное снаряжение? А что потом? Ответы на эти вопросы даются с помощью оперативного выпуска контентных патчей. Но Bioware очевидно не хватило опыта для понимания такой, казалось бы, простой вещи. Они привыкли делать одиночные игры, в которые интересно играть несколько раз, выбирать разные ветки развития, вдумчиво погружаясь в геймплей и историю. А тут налетела огромная толпа спидраннеров, которая за пару недель поглотила весь сюжет, закрыла все данжи и рейды, и завопила “МАЛО!”. Разработчики оказались не готовы к такому развитию событий. В итоге меньше чем через год игра перешла на модель free-to-play (условно-бесплатную) — настолько большим был отток игроков из The Old Republic.
Вы знаете, это в целом помогло. Нет, это не сделало игру очень популярной, но смена модели смогла удержать игроков и привлечь новых. Настолько, что игра активна и по сей день, получая крупные обновления с новым сюжетом и прочим контентом. А очень скоро игра получит очередной крупный контентный патч. Я и сам несколько месяцев назад решил посмотреть, что же сегодня из себя представляет Star Wars: The Old Republic, оплатил подписку (всего 300 рублей), чтобы снять ограничения бесплатного аккаунта, и был очень приятно удивлен увиденным. Да, игра не может похвалиться заоблачным онлайном, но и пустой ее назвать я не могу — игроков вы встречаете регулярно, в том числе и в локациях новичков. Найти группу для прохождения данжа или рейда абсолютно не проблема. К тому же, для игры наше комьюнити выпускает просто шикарный русификатор, который по своему качеству даст фору многим официальным локализациям MMORPG в России!
Я могу уверенно рекомендовать Star Wars: The Old Republic к ознакомлению. А 15 февраля сего года игра получит обновление Legacy of the Sith, что станет отличным поводом для ветеранов вернуться.
Wakfu и Dofus
Дизайнерские шедевры прямиком из страны вина, багетов и мушкетеров. Французы из Ankama Games выпустили две игры, которые напрямую связаны друг с другом (события происходят в границах одной вселенной, но в разные временные промежутки), в визуальный стиль которых невозможно не влюбиться, очередной раз доказав всему миру, что понимание понятия “стиль” доступно далеко не каждому. Сделав упор на мультяшный дизайн, разработчики раз и навсегда решили проблему “устаревшей графики” — она просто не может устареть, это мультик.
Dofus появился первым, в 2004 году. И долгое время эта игра была гораздо популярнее могучего WoW у себя на родине. Очень быстро ее локализовали на другие языки, а в 2011 году она заглянула и в Россию. За локализацию взялась Mai.ru Group. И работа была проделана просто восхитительная! Наш издатель из кожи вон лез, чтобы передать всю красоту и лингвистическую витиеватость игры, веря, что игра понравится российским игрокам. Но случилось страшное: наш геймер оказался просто не готов к такой вежливой, умной и утонченной тактической пошаговой MMORPG. Продукт не смог привлечь внимание массового игрока, ведь игра не предлагала возможности бесконтрольного ганка других игроков, не терпела хамства и грубости. В итоге, увы, но в мае 2013 года локализатор передал всю серверную базу с полной локализацией обратно французам. Естественно, Ankama не стала дальше поддерживать локализацию игры на тот язык, с которого идет низкий доход, и объединила русский сервер вместе с другими европейскими серверами, где также присутствовали игроки из России, создав новый. Так закончилась история русского Dofus.
Wakfu — это младшая сестра Dofus, появившаяся на свет в феврале 2012 года. Как и положено младшим, она очень похожа на старшего брата, но также имеет и значительные отличия. Главным из которых стала общая механика игры — бои сохранили пошаговый режим, а вот остальные механики были изменены. Wakfu стал по большей части песочницей, в которой игроки сами творят приключения. Нет, поймите меня правильно, в игре есть и подземелья для групп игроков, и большие боссы, но в целом Wakfu дает вам больше самостоятельности и не ведет за руку.
Обе игры, что называется, “не для всех”. Особенно в России. Провал эксперимента с русским Dofus мне лично дал понять, что подобные продукты никогда не зайдут в нашем регионе. Я не хочу никого оскорбить, честно, но очевидно, что большинство геймеров у нас все еще не выросли из подгузников бесконечных делений на “свой-чужой”, попыток доказать свое превосходство над другим и банальной немотивированной агрессии. И раз за разом мы будем читать в “аргументах” бред про “Без PvP игра обречена”, “PvP — это главное!” и прочую подростковую чушь от людей, давно разменявших третий десяток лет жизни. Увы, и жаль.
Но если вы вдруг не из таковых, и желаете погрузиться в красивый, умный и милый мир настоящей сказки, то Wakfu и Dofus как никто лучше подходят для исполнения вашего желания! Кстати, для Wakfu есть неплохой фанатский переводчик, рекомендую, если у вас проблема с английским языком. В этих играх вы созерцаете и медитируете, а не несетесь, сломя голову, доказывать, что у вас длиннее и толще.
На этом я заканчиваю. Да, в материале всего четыре продукта, но это отличные игры, каждая из которых достойна отдельного материала. Я бы еще хотел добавить The Lord Of The Ring Online, но на фоне слухов о перезапуске игры в России от 4game и скором обновлении графического движка от разработчиков решил оставить эту тему для будущей статьи.