Обзор

"Смута 2.0" — полный обзор обновленной игры про великую победу русского народа

15087
40

Вчера страна отметила День народного единства. В 1612 году народ в общем порыве объединился в ополчение и дал бой польско-литовским захватчикам, узурпировавшим власть в стране. В истории этот период принято называть Смутным временем, или просто Смутой. 

А в апреле этого года свет увидел приключенческий экшен “Смута” от российской студии “Сайберия Нова”. Игроки восприняли эту игру по-разному, но объективных причин быть не совсем довольными финальным продуктом хватало. Злые языки предпочитали набрасывать побольше негатива, придираясь даже по откровенно абсурдным причинам. А те, кто топит за российскую игровую индустрию, выражали уверенность, что авторы не бросят игру после релиза и непременно доведут ее до ума. 

Вторые оказались правы

Своими первыми впечатлениями я поделился с читателями в день выхода игры, 4 апреля. Этот материал не был полноценным обзором на новинку, но он затрагивал ключевые моменты и механики. Недостатки я не скрывал и не замалчивал, но не устраивал из-за них истерику, как это делали многие другие “обзорщики”. 

За прошедшее время разработчики без дела не сидели. На нашем портале регулярно выходили новости о том, что команда трудится над улучшением “Смуты”, исправляет баги и дорабатывает оптимизацию. Хотя сам я играю на RTX 3080 и каких-то серьезных проблем с производительностью игры не обнаружил. Но комментарий “игра тормозит!” встречались частенько, следовательно, такая проблема была. 

Смута 2.0 — полный обзор обновленной игры про великую победу русского народа

За эти месяцы “Сайберия Нова” выпустила больше дюжины патчей и несколько хотфиксов. В итоге “Смута” значительно преобразилась, особенно в техническом плане. И в честь праздника я решил написать итоговый обзор на эту игру. Представим, что релиз “Смуты” случился именно в День народного единства, а до этого был ранний доступ. А что, какой-то BG3 можно годами в раннем доступе сидеть, а российской игре нельзя? Конечно, это шутка. 

Интерактивная история

На фоне истерии, творящейся вокруг грядущей Assassin’s Creed Shadows, понятие “исторически точная игра” вызывает много негатива. Хотя по отношению к “Смуте” такое определение будет максимально приближено к реальности. Конечно, какие-то условности в ней присутствуют (например, женщины на территории собора ходят с непокрытой головой), но это сущие мелочи. Так что, да, “Смута” — это настоящая интерактивная история. История — как наука, а не художественный рассказ о каких-то событиях, хотя и такое в игре присутствует. 

Смута 2.0 — полный обзор обновленной игры про великую победу русского народа

В игре полно исторических справок, раскрывающих подробности буквально всего, от народного быта до символизма оберегов и особенностей архитектуры. Написано все просто, без излишней “академичности” —  информация запоминается быстро. Так что как минимум ради повышения собственной образованности “Смута” достойна всеобщего внимания. 

Сюжет игры строится вокруг приключений боярина Юрия Милославского. Молодой человек в силу своего происхождения и рода деятельности горяч и дерзок, эдакий русский Д’Артаньян, если хотите аналогию. Косого взгляда он не простит, но при этом не опускается до примитивного хамства и враждебности, если того не требует ситуация. 

В начале игры Юрий отправляется с поручением в Нижний Новгород, на встречу с князем Дмитрием Пожарским, лидером народного ополчения. Достаточно быстро молодому человеку становится понятно, что народ российский хоть и смелый, но не очень-то дружный. Удельные княжества и города стремятся отхватить в период Смуты кусочек побольше, а некоторые готовы продаться полякам. В итоге Милославский становится эдаким курьером-решалой, выполняющим задания как Пожарского, так и других влиятельных особ, зарабатывая себе репутацию. 

Смута 2.0 — полный обзор обновленной игры про великую победу русского народа

В истории молодого воина вам встретится и романтическая линия, и предательство, и много политических интриг, и даже проявление беспросветной глупости с последующим искуплением. В общем, литературная основа у “Смуты” благодатная. 

Гой ты, Русь, моя родная! 

Визуально “Смута” выглядит великолепно! Как я писал в “Первом взгляде” и повторю сейчас, работа художников и дизайнеров — выше всяких похвал. Детализация объектов, анимация главного героя и даже его коня, модели зданий и мизансцены обычного быта людского — атмосферность происходящего на высоте. 

А вот фоторежима за прошедшие месяцы разработки так и не удосужились добавить. Каждую минуту вы натыкаетесь на живописный кадр, но приходится делать скриншоты с элементами интерфейса, что немного портит впечатление. 

Смута 2.0 — полный обзор обновленной игры про великую победу русского народа

В игре создано несколько крупных локаций — округа Нижнего Новгорода, Ярославля и лесная глушь. Кроме того, разработчики реализовали и несколько городских кварталов, деревень и поселков, демонстрируя обычный быт крестьян и бояр. С релиза добавили больше сцен и диалогов NPC. Теперь барышни реагируют на статного молодца Юрия недостаточно тихими комментариями, а крестьяне обсуждают свежие слухи и навалившиеся проблемы. Некоторые истории получились интересными, но немного жаль, что их не вплели в общий геймплей (к примеру, найти какой-нибудь клад, подслушав разговор). А еще появилась возможность гладить котиков!

Словом и саблей 

Геймплейная часть за прошедшее время не изменилась, но многие раздражающие элементы исчезли либо были значительно улучшены или переработаны. Задания на тихое проникновение (стелс, ага) теперь стали куда интереснее. Разработчики доработали искусственный интеллект противников, и теперь те реагируют куда адекватнее на присутствие Юрия. То есть ситуаций, когда вы могли буквально под носом проползти мимо противника, а тот в упор вас не замечал, больше не повторится. Источники света также стали значительно влиять на уровень скрытности, благо те же факелы можно затушить. 

Смута 2.0 — полный обзор обновленной игры про великую победу русского народа

Боевая система — вторая головная боль релизной версии “Смуты”. И тут команда проделала большую работу. Улучшили хитбоксы, особенно у зверей. Хотя ситуации, когда вам непонятно, почему нанесенный удар по волку не отнял у него жизни, не исчезли совсем, их стало на порядок меньше. Бой против людей стал куда динамичнее: враги научились обходить Юрия со стороны, окружая и нападая одновременно. Так что теперь вам придется вертеться волчком, выбирая более выгодную позицию для защиты, а иначе героя быстро отправят на экран загрузки. Именные противники (боссы) научились парочке уникальных трюков, способных удивить на первый раз, но в целом боевка не стала сложнее. 

Но важно понимать: в “Смуте” у вас не получится махать саблей, словно мельница лопастями, во все стороны. Боевка в игре более тактическая, тут важны тайминг и позиционирование, а не банальное закликивание мышкой. Сражения не стали идеальными, но по сравнению с релизной версией теперь эта механика выглядит куда лучше. Особенно, когда вы привыкнете к ритмике боя. 

Смута 2.0 — полный обзор обновленной игры про великую победу русского народа

Не забыли разработчики и про ролевую составляющую. Выполняя поручения и побеждая врагов земли русской Юрий растет в уровнях. Классов в игре нет, но есть разделение на четыре образа пехотного война — ратник, стрелец, шиш и наемник. Каждый из образов предлагает свой вариант вооружения и внешний вид. Не забыли и разработчики и об альтернативном оружии для каждого образа, но его нужно поискать (подсказка: боевую косу ратника ищите за церковью в Ярославле. Эта вундервафля аннигилирует всех). 

Кроме того, улучшить характеристики Милославского можно при помощи диковинок — аналог классических артефактов из фэнтезийный ролевых игр. Небольшой полудрагоценный камень, крест или хитро завязанный узелок дают прибавку к тому или иному параметру. А если совсем будет туго, то в бою можно испить отвара, который либо Юрия излечит от ран, либо на время его значительно усилит. 

Озвучка

Ключевой претензией к релизной версии “Смуты” для меня стала озвучка. Я не буду “из солидарности” сглаживать углы — она была близка к кошмарной. Нелепые интонации главного героя, часто проскакивало студийное эхо, не убранное звукорежиссером, монотонные голоса в динамических ситуациях — это лишь то, что было на поверхности. 

Смута 2.0 — полный обзор обновленной игры про великую победу русского народа

Изменилась ли ситуация в лучшую сторону спустя семь месяцев? Буду откровенным: и да, и нет. Студия ранее сообщала, что работа над звуком в целом и озвучивание персонажей в частности продолжается. Да, это правда, и я могу это подтвердить. Теперь Юрия озвучивает актер дубляжа Иван Жарков (голос Тора из киновселенной “Марвел”), и он делает это великолепно! В сотню раз лучше, чем прошлый актер, озвучивший главного героя. Но! По какой-то причине в новом билде в половине реплик мы слышим “нового” Юрия, а в другой половине — “старого”. И из-за этого контраст становится еще более разительным. Возможно, команда торопилась дать рабочую сборку прессе, а потому просто не успела заменить озвучку полностью. Хорошо, если это так. 

Субтитры диалогов в половине случаев не совпадают с тем, что говорят персонажи. Мало того, эти субтитры часто куда интереснее звучащих реплик. Они более красочно описывают ситуацию и в целом больше подходят “духу времени” по смыслу. В общем, не хочу нагнетать еще больше, но над голосами еще предстоит поработать основательно. 

Смута 2.0 — полный обзор обновленной игры про великую победу русского народа

Зато озвучка игрового окружения великолепна!  Щебет птиц и кваканье жаб в болоте, шелест листвы в лесу и вой волков — окружающая атмосфера передана отлично. 

Финальные мысли 

Утекший в Сеть дизайн-документ “Смуты” сыграл с ней очень злую шутку. Обычный геймер не разбирается толком в значениях слов “референс” и прочих терминах. По его мнению, раз в документе об игре написано “Ведьмак 3” или “Призрак Цусимы” в качестве источников вдохновения, значит, игра обязана быть похожей на эти продукты. И такому геймеру плевать на любые пояснения, что, к примеру, тот же “Ведьмак 3” мог использоваться в качестве примера создания игровой локации, а из “Цусимы” разработчики взяли идею с животным, ведущим игрока к награде (в случае “Смуты” это сороки). 

А потому, когда “Смута” на релизе оказалась не экшеном про одержимого маньяка, рубящего монстров в салат, вдруг поднялось возмущение, мол, обманули!  Никто вас не обманывал и не собирался! Просто мозгами иногда пользоваться надо!

Геймплейно “Смута” представляет собой приключенческий экшен от третьего лица. А это значит, что в ней вы найдете много беготни, диалогов, чтения полезных материалов и поисков чего-то. 

Смута 2.0 — полный обзор обновленной игры про великую победу русского народа

В игре рваный ритм. В одной части истории вы будете в основном выполнять роль курьера, мотаясь туда-сюда по деревням, а в другой вас ждет несколько затяжных схваток подряд. Хотелось бы видеть более сбалансированную подачу “мирных” и “боевых” сцен. 

Но в целом хорошо видна проделанная студией работа над ошибками. Оптимизация действительно стала лучше, боевая система сменила вектор в сторону  динамики, хотя ее тактическая база не изменилась. ИИ противников стал умнее, а работа над окружением добавляет атмосферности. При этом у игры по-прежнему хватает досадных “косяков”, которые хотелось бы исправить “здесь и сейчас”, вроде несовпадения фраз и текста или беседы с закрытым ртом. 

И тем не менее на чем я стоял, на том и продолжу стоять: “Смута” получилась хорошей игрой, особенно сейчас, после улучшений и доработок. Не стоит ждать от нее многомиллионной постановки, но при этом игра легко даст фору многим блокбастерам в вопросе графики и красоты картинки. 

Смута 2.0 — полный обзор обновленной игры про великую победу русского народа

Если вы не играли в “Смуту” до сего дня, а ограничивались лишь набросами хайпожоров-блогеров, то я настоятельно рекомендую сыграть в нее и составить личное мнение. Я уверен, что “Смута” сможет вас приятно удивить. 

Другие публикации по теме
Явлена боярам «Смута» 2.0 с новыми голосами, демо и скидкой 75% в VK Play — это просто праздник какой-то!
Явлена боярам «Смута» 2.0 с новыми голосами, демо и скидкой 75% в VK Play — это просто праздник какой-то!
С Днем народного единства, бояре, вот вам отполированная экшен-RPG «Смута» от Cyberia Nova: катсцены, анимации, механики, озвучание — воистину богатырский список исправлений и улучшений.
4 ноября в 13:36
4498
24
Форум
Фестиваль «1612» пройдет в День народного единства 4 ноября
Фестиваль «1612» пройдет в День народного единства 4 ноября
4 ноября в Москве состоится тематический фестиваль «1612», приуроченный ко Дню народного единства и отражающий исторические события Смутного времени. Одним из ключевых событий станет показ обновленной версии action/RPG игры «Смута», повествующей о событиях 1612 года.
30 октября в 14:20
557
1
Форум
Cyberia Nova и «Бука» рассказали и показали, как переозвучили «Смуту»
Cyberia Nova и «Бука» рассказали и показали, как переозвучили «Смуту»
Cyberia Nova и «Бука» решили не латать озвучание экшен-RPG «Смута» на коленке, но провели полномасштабную работу над ошибками, про которую поведали продюсер Андрей Белов и аудиопродюсер Рустам Шафигуллин.
28 октября в 15:07
895
6
Форум
Пользователи:
4.91/10
Оценка редакции:
-