SnowRunner - масштабное и разнообразное болото уныния
Обзор новой части симулятора бездорожья
SnowRunner - новая часть серии Spintires про покорение бездорожья, которая расширяет привычные для серии грязь и болота на заснеженные пространства Аляски с сугробами и замерзшими озерами. Известная ранее как Mudrunner 2, SnowRunner раздвигает возможности серии во всех направлениях: большие открытые уровни, несколько классов техники, новые биомы, практически открытый мир и всевозможные апгрейды и улучшения по сравнению с предыдущей частью серии. Игра помещает игрока в большой, свободный для исследования мир, разделенный на 11 уровней: 4 в Мичигане, 4 на Аляске и 3 на Таймыре. Завершив обучение, игрок получает возможность при помощи телепорта перемещаться между регионами, но для доступа к новым локациям нужно выполнять задания и открывать точки перемещения между уровнями. На одной карте нужно построить мост, соединяющий две локации, на другой - помочь с расчисткой тоннеля и т.д.
SnowRunner избавляется от концепции отдельных испытаний в жестко заданных условиях и меняет ее на привычную в 2020 году концепцию игры с “открытым миром” и RPG-элементами. Со старта игрок имеет доступ к базовому внедорожнику и базовому грузовику, дальше - зарабатывать деньги, покупать на них апгрейды или полностью новую технику. Зарабатывать деньги игрок будет через контракты, которые чаще всего требуют доставки груза из точек A, B и C в точку D. Помимо контрактов, в игре присутствуют испытания, гонки на время, небольшие побочные задания и поручения. Контракты доступны не все сразу - какие-то нужно выполнять один за другим, какие-то обязывают игрока иметь доступ к определенной локации, а третьи требуют определенного уровня репутации. Игрок может свободно улучшать и кастомизировать свою технику, но апгрейды предварительно нужно разблокировать: для этого требуется искать их на уровнях, проходить испытания или просто двигаться по сюжету.
Одновременно игрок может содержать большой автопарк и свободно перемещаться между автомобилями при помощи одного клика. Открыл карту, кликнул на доступный автомобиль на другом конце региона и мгновенно телепортировался за его руль. Таким образом можно в одиночку вытаскивать застрявший транспорт, распределять обязанности между разными видами транспорта и переключаться между более подходящими для ландшафта и задачи автомобилями. Между отдельными картами перемещать автомобили уже не так просто - нужно именно отметить его для транспортировки и вывести из гаража на этом отдельном уровне, где он и будет находиться, даже если игрок будет играть на другой карте. Хоть игроку и доступна возможность сразу запрыгнуть на Аляску, остаться ему там не получится - ввиду системы прогрессии, особенности и трудности ландшафта Аляски преподносят практически невыполнимую задачу.
SnowRunner исполняет много желаний и требований фанатов серии, но результат получается очень спорный. Сама концепция в стиле современных RPG-like игр с открытым миром вроде и хорошо подходит и вписывается в игру, но играть в это оказывается не так уж и весело. Игра расставляет по уровню вышки, которые открывают скрытые объекты на карте: мелкие поручения, апгрейды и челленджи, но до многих вышек добраться физически невозможно на стартовых транспортных средствах ввиду ограничений ландшафта. Дополнительные ограничения в виде препятствий на карте, вроде сломанного моста, который нужно починить, выполнив квест по доставке материалов, еще сильнее ограничивают возможности передвижения игрока.
В итоге получается, что игроку хоть и доступен десяток развлечений, а практически выполнить можно только один-два контракта, которые отправят игрока три раза туда-обратно по уже изученному маршруту. Там, где в MudRunner новое испытание предлагало новую задачу с новым подходом, SnowRunner заставляет игрока рутинно проезжать по одному и тому же болоту, грязному участку или узкому перевалу раз за разом, на пути из гаража к новому квесту или поручению. В итоге получается, что для преодоления нового препятствия нужно три раза проехать по уже изученному отрезку. Чем это оборачивается?
Выезжаешь из гаража, едешь 7 минут по изученной дороге, смотришь мемы про коронавирус на телефоне, попадаешь на новый интересный отрезок и через несколько минут застреваешь. Лебедкой зацепиться не к чему, доступная на начало игры техника не позволяет вытащить застрявший грузовик. Нажимаешь кнопку Recover Vehicle, телепортируешься в гараж и едешь обратно. После 5 минут на телефоне врезаешься в камень, убиваешь двигатель и клянешься маме, что больше не будешь играть в телефон, находясь за рулем. Снова рестарт, 7 минут уныния без использования телефона, потому что водить и переписываться - это опасно. На новом отрезке находишь удачный маршрут, доезжаешь до склада и грузишь кирпичи. Едем обратно, но теперь с дополнительным грузом преодоление препятствий становится значительно сложнее. Выбираем ту же дорогу, по которой приехали и… застреваем. Recover Vehicle, 10 минут скуки, 3 минуты фана. Выполняем первую из трех задач в контракте и идем покурить. Внезапно приходит осознание, что ты провел в игре час, из которых 45 минут ездил по протоптанной дорожке туда-обратно, умирая со скуки и нарушая ПДД.
Берешь новый контракт, смотришь на карту и понимаешь, что 70% квеста будет проходить на дорогах, которые ты уже изучил и лишь 30% преподнесут что-то новое. Ну ладно. Что делать, если в таких играх надоедает сюжетная линия? Исследовать мир, выполнять побочные задания. Ну тогда поехали открывать башни и искать апгрейды. Однако маршрут будет лежать из единственного гаража через уже проторенные дороги и когда ты снова застрянешь на новом участке и воспользуешься функцией Recover Vehicle, потому что у тебя только один джип, способный физически добраться до данного местоположения и ты уже на нем застрял в грязи, возвращаться придется ровно так же, с таким же медленным и унылым темпом.
И смещение в сторону выполнения контрактов и доставки грузов на полуоткрытой карте только сильнее усиливает ощущение рутины и уныния. На каждый интересный и сложный отрезок приходится сделать три ходки туда-обратно за кирпичами по уже проторенной дороге. Система открытия и покупки новых средств транспорта, трейлеров и апгрейдов ничуть не помогает прервать этот цикл унылого перемещения по простым маршрутам. SnowRunner заставляет пробиться через десяток часов скукоты, чтобы начать думать о комплексном подходе к выполнению миссий: использовании нескольких типов транспорта, взаимной поддержке и вытягивания застрявших автомобилей из болот. А когда на Аляску приезжаешь, то становится совсем смешно. Разработчики из Syber, видимо, живут в теплых краях и никогда не слышали про то, что почва при минусовых температурах замерзает, а если джип может проехать по замерзшему озеру и не утонуть, то на льду не будет оставаться колеи от колес.
Ну а если вдруг по прочтении моих впечатлений вы увидели игру своей мечты, то не спешите бежать за кредитной картой. Не изменяя традиции серии, игра просто усеяна всевозможными багами, проблемами и неудобствами. Включая ломающие игру баги, когда я никакими возможными способами не мог разгрузить трейлер с железными планками, чтобы выполнить условия контракта. Разгрузить кузов было можно, а трейлер - никак. Интерфейс в игре хоть и улучшен относительно предыдущих частей, но жутко неудобен. Постоянно застревает педаль сцепления, даже если функция висит на кнопке. Управление камерой жутко неудобное при использовании мышки, да и сама по себе камера вытворяет полнейшую дичь. Различные функции меню постоянно сбрасываются и игра заставляет проделывать простые вещи четыре раза, чтобы функция заработала. Одновременно рулить машиной и переключать функции лебедки, крана или чего-то еще нельзя. Нужно нажать дважды на Escape, выйти в режим управления машиной, подрулить чуть-чуть одну секунду и обратно возвращаться в меню.
Управление в целом оптимизировано для геймпада. Переключение передач подвязано на стики геймпада, камера слушается значительно лучше, все бинды и функции адаптированы под контроллер. Игра вроде как разрешает пользоваться рулем, но особого удовольствия от этого нет. Даже при наличии курков и большого числа кнопок приходится трогать мышку или клавиатуру ввиду банального отсутствия возможности контролировать положение камеры или работу лебедки. Коробка передач просто не нужна - все переключается нажатием кнопок, и какой-либо адаптации под аксессуары просто нет. Коробка передач автоматическая у всего открытого мной транспорта, даже переключаться на заднюю не нужно - нажатие на тормоз включает “автоматическую заднюю” передачу. В итоге ты просто ездишь на автомате, зажимаешь педаль газа или кнопку “ВПЕРЕД” и смотришь как твой грузовик медленно выбирается из грязи, а если не получается - включаешь пониженную и используешь лебедку при помощи мышки.
Казалось бы, серия Spintires предлагает уникальный опыт вождения по бездорожью, хвастается своей моделью грязи и реалистичным управлением, а по итогу даже коробку передач дергать не дают, а о FFB даже и говорить не стоит - он типа есть, но его нет. Практически любая мультиплатформенная игра на сегодняшний день предлагает широкий выбор схем управления с адаптацией как под клавомыши, так и под геймпады и специализированные контроллеры. SnowRunner даже не дает поменять половину биндов кнопок - чтобы сменить камеру на вид от первого лица, мне пришлось нажимать на каждую отдельную кнопку клавиатуры, чтобы найти, как ее переключать. Никаких инструкций и помощи, естественно, нет. Сама схема управления функциями автомобиля сугубо консольная и подстроена под малое количество отдельных кнопок, поэтому коробка передач, внедорожные функции, управление краном, лебедкой и переключение различных функций проходит через использование отдельных меню. Нужно зажать ШИФТ и нажать какую-то кнопку или повернуть мышкой, чтобы переключить передачу. Нужно нажать кнопку V, чтобы открыть окно с функциями, потеряв возможность управлять автомобилем, ведь на геймпаде две вещи одновременно сделать не получится!
Само собой, SnowRunner - это инди-игра, поэтому я не записываю в список недостатков отвратительную музыку, ужасную оптимизацию, визуальные баги, отсутствие озвучки и каких-либо НПЦ или кат-сцен, ввиду чего мир игры выглядит постапокалиптически мертвым и пустым. Даже птичек не видно и не слышно. Разработчики из Saber Interactive ошибаются именно в удобстве и играбельности. Управление, навигация и интерфейс в SnowRunner банально отвратительны, неудобны и малоюзабельны. Необходимость нажимать 3 кнопки для выполнения простой задачи растягивает геймплей, добавляет раздражающие неудобства в выполнение простых и рутинных задач и по истечении нескольких часов вызывает жжение в области ниже спины. Взять, как пример, процесс вытягивания грузовика из болота. Заезжаешь куда нужно, переключаешь камеру на вид со стороны. Нажимаешь ЛКМ, нажимаешь еще раз, потому что с первого раза игра тебя не услышала. Теперь ты можешь двигать камерой. Вот, ты ее развернул под нужным углом, нажал еще раз ЛКМ, нажал V, чтобы перейти в режим функции, зацепил лебедку к нужному дереву, нажал два раза Escape, снял машину с ручника отдельной кнопкой, нажал на газ, зажав кнопку F на клавиатуре и подтянул машину вперед на 2 метра. Нажимаешь R, чтобы сбросить лебедку, нажимаешь V, чтобы подцепить грузовик, который ты собрался вытягивать. Ох, надо чуть-чуть передвинуть камеру. Снова нажать Escape, передвинуть камеру мышкой (это не так просто, как кажется!), обратно в меню функций и повторяешь весь этот процесс еще 15 раз. Весело! (нет)
По итогу на каждый приятный, веселый и по-настоящему интересный момент находится горстка неудобств и раздражающих элементов, которые выходят на передний план, перехватывают внимание и затмевают все достоинства игры. С релизом игры выходит патч первого дня, который пофиксит много-много багов, но это нисколько не решит ошибок геймдизайна, которые превращают SnowRunner в унылое болото, из которого просто не хочется выбираться. После нескольких патчей, с модами и в кооперативе SnowRunner, может, будет способна предложить уникальный и интересный геймплей, но на текущей стадии лучше обойти игру стороной.
Плюсы:
- Уникальный геймплей
- Кооператив
- Большой мир и автопарк
Минусы:
- Плохая оптимизация
- Плохой геймдизайн
- Огромное количество багов
- Унылый темп игры