Состояние формата Historic в преддверие выхода "Расцвета Зендикара"
Автор гайда: Lexxx20
Добрый день, дорогие поклонники Магии!
Изначально я хотел назвать материал "Как я перестал беспокоиться и снова полюбил MTG Arena", но решил отразить в названии что-то более актуальное, чем свои личные переживания. В качестве вступления: последние несколько недель у меня стал угасать интерес к Арене, и запала хватало только на выполнение "ежедневных" квестов, дальше играть не тянуло. В принципе, это логично: не так давно отгремели баны, до выхода нового сета и осенней ротации еще несколько недель, и формат Стандарт находится в подвешенном состоянии...
Пока мы все замерли в ожидании релиза “Расцвета Зендикара”, изучаем новые карты и строим первые предположения о том, как они повлияют на метагейм, я решил попробовать поиграть в Исторический формат, на который облизывался уже полгода, но никак не решался потратить драгоценные джокеры из своей коллекции... В итоге я играю по 30-40 матчей в день и не могу оторваться!
13 августа в Историческом формате состоялось "историческое" событие (простите за каламбур!) — выход набора Амонхет: Обновление, который представляет собой "сборку" сразу из двух наборов 2017 года, Амонхет и Час Разрушения. В рамках Амонхет: Обновление в общей сложности выпустили 338 карт, часть из которых не входила в перечисленные выпуски и была добавлена в Арену в виде сюрприза для игроков. Вот эти карты:
И если после анонса перезапуска двух выпусков из блока Амонхет у меня еще были сомнения, то новые карты окончательно сдвинули чашу весов — устав от формата Стандарт, я ворвался в Исторический, и решил для старта взять самую мощную на тот момент колоду - Sultai Field/Sultai Land. Игравшие в Стандарт в 2019 году сразу же узнают главный "движок" колоды, землю Поле Мертвецов, которая "словила" бан в Стандарте осенью прошлого года. В Историческом же карта была разбанена в марте 2020 с целью прощупать — перенесет ли формат этот архетип с учетом 3 выпущенных ранее Антологий?
И вроде бы колода на Поле Мертвецов не была однозначным лидером меты, ей успешно противостояли деки того же тира — такие, как Гоблины или Азориус Ауры. НО! Все кардинально поменялось с перевыпуском карты Час Завета. Это зеленое Волшебство за 5 маны позволяло найти в вашей колоды две ЛЮБЫХ земли и положить их на стол повернутыми. Разумеется, самая оптимальная земля для поиска в колоде на карте Поле Мертвецов — та, что дает название архетипу. И если стандартный рамп, выходя на 5 маны, выкладывал Planeswalker-а (чаще всего 5-мановую Ниссу, Сотрясающую Мир) или "жирное" существо, то рамп, основанный на Поле, начинал при этом плодить жетоны Зомби, не прикладывая к этому ни малейших усилий — вам не нужны другие существа, не нужны Planeswalker-ы или что-либо еще — только рамп ради рампа. Вы просто выкладываете земли и тем самым выигрываете игру.
Разумеется, были и контр-стратегии — Уджин, Дух Дракона за 8 маны замечательно освобождал стол от Зомби и позволял им вылезти только с помощью мгновенных эффектов вроде Спирали Роста, но самым лучшем "техом" в зеркальном матче был Вурм Побоища - черный Червь за 6 маны. При выходе на поле боя он не только зачищал стол от Зомби, но и отнимал у оппонента по 2 жизни за каждого... Если оппонент успевал предварительно отстроить армию из 15-20 зомби, то Червь мгновенно убивал его. В общем, свои фишки в этих противостояниях присутствовали, но мета была настолько однобокой, что бан Поля не прогнозировал только ленивый...
Поэтому с баном Поля Мертвецов две недели назад все это можно считать древней историей! Метагейм после бана развивался по двум сценариям: в первую очередь наверх забрались те архетипы, которые наступали на пятки Полю — это уже упомянутые Азориус Ауры, моно-красные Гоблины и (мой личный фаворит) Jund Citadel (комбинация из 2 мощных "движков": Цитадели Боласа и Сборной Роты). Во-вторых, наконец подняли голову и расправили крылья те архетипы, что не имели шансов против Поля — по большей части это контроль в цветах Азориусов и Эспера. Рамп же (преимущественно моно-зеленый, Султай и Бант) как держался в топе, так и остается, его позиции практически не сместились. И не поменяются, пока Уро, Титан Гнева Природы уворачивается от банов подобно Нео в "Матрице"...
Jund Sacrifice за последние две недели претерпел несколько итераций, и несмотря на то, что между ними примерно 25-30 общих карт, "движок" каждой серьезно отличается, и отражает веяния меты. Сразу после бана Поля сборка на Цитадели Боласа казалась самой перспективной, но с ростом популярности Султая с его дешевыми зачистками (Jund резко сбавлял темп с потерей мана-разгона в виде существ), Цитадели стало все меньше, но варианты колоды на Сборной Роте по прежнему задавали жару большинству дек формата; однако в последнюю неделю колода возвращается к движку, который мучал Стандарт практически год — кошка-печка снова в строю и не думает сдавать позиции! Если оппонент запирает кладбище от интеракций, то Jund расстреливает его в лицо или нападает существами с хорошим добором карт.
Можно выделить 1 новый тип, который "выстрелил" после бана Поля и занимает сейчас уверенное положение вверху тир-листа - Ракдос аггро с Луррусом из Логова Грез в качестве компаньона, более известный как Rakdos Arcanist. Колоды этого типа имеют отличный старт в виде дешевых и опасных существ типа Арканиста Орды Ужаса и Юного Пироманта, могут распоряжаться своим кладбищем как второй библиотекой, а также не боятся зачисток за счет большого количества рекурсии с кладбища. В данный момент я пытаюсь научиться играть колодой такого типа и могу с уверенностью сказать, что Ракдос аггро еще даст прикурить конкурентам! Если вы любите нелинейный геймплан и возможность добиться победы за счет практически любой карты колоды, то этот архетип — для вас.
Гоблины за прошедшее время разрослись до самого популярного архетипа меты, который встречается повсеместно и в Bo1, и в Bo3, и в ранговых, и в обычных играх... Нигде не укрыться от красной орды во главе с могущественным Муксусом! Этот верховный король зеленокожих может выйти на 3 ход при помощи Скиркского Старателя и тут же с ходу вдарить "леталом" на 20+ урона, если игроку повезет вытащить Боевого Вождя Гоблинов с глобальным ускорением и Кренко, Главаря Банды, создающего орду токенов... Быстрые победы и незамысловатый геймплан возвели Гоблинов на вершину пищевой цепочки, и ни одна колода не может считать себя топовой без доступных ответов на комбо с Муксусом... Отсюда мы имеем Клетку Раскопщика Могильников как самую популярную сайд-карту, препятствующую разыгрыванию Гоблинов с верха библиотеки.
Не стоит забыть и про таких игроков меты как Моно-ред и Моно-блю! У Моно-реда есть примерно 3 разных сборки (уже упомянутые Гоблины, аггро без Гоблинов, а также Burn), у Моно-блю архетип всего один, но по количеству потраченных нервов оппонентов он многим даст фору — это Flash, включающий в себя помимо текущего Стандарта лучшие карты набора Иксалан (как раз в то время Mono Blue Tempo правил балом!). Эти колоды достаточно прямолинейны, пробиваются в топ-8 турниров, но первые места не берут. Уязвимость их в Bo3 в легкости подстроить сайдборд под аггро-колоды. Но в Bo1 они на голову работоспособнее.
Наконец, среди последних веяний меты можно назвать моно-черный архетип на карте Дар Бога-Фараона, который "комбинирует" еще быстрее, чем колоды на Цитадели Боласа. План на игру примерно следующий — мы стремительно наполняем кладбище существами и переворачиваем за счет этого Врата в Загробную Жизнь в Дар Бога-Фараона (мой рекорд на данный момент — 3 ход с мгновенным запиранием оппонента), либо в случае агрессивной зачистки кладбища или удаления артефактов переходим к плану "Б" в виде классического моно-черного аггро. Особенно стоит отметить, что колоду ни сколько не беспокоит одна из главных карт сайдборда нынешней меты — Клетка Раскопщика Могильников (действует как контр-мера против колод на Цитадели, Муксуса, Сборной Роте, Уро и нескольких других), потому как с кладбища мы существ не достаём, а изгоняем карты и создаём копии.
Если называть главных фаворитов меты на данный момент, то я выделил бы следующие колоды: Султай рамп/мидренж (комбинация лучших карт формата с необычайно гибким сайдбордом, который легко подстраивается под любой матчап; колода практически не имеет слабых сторон), Моно-ред гоблины или они же с добавлением черного цвета (ради доступа к карте Уловить Мысль), Бант контроль (фактически, лучшие инструменты Азориусов + Уро) и Jund Sacrifice, либо с Джегантой, Источником, либо с Цитаделью Боласа и/или Сборной Ротой. Стоит ли вкладывать джокеры в какую-то из них? Сказать сложно, так как все они очень отличаются по тактике игры и по геймплану.
В общем, если вы устали от формата Стандарт, хотите окунуться в более разнообразную мету или не желаете расставаться с любимыми картами из-за ротации, то я от всей души рекомендую вам опробовать Исторический формат, как здоровый, фановый и свежий. Особенно актуален он сейчас в связи с тем, что именно в Историческом формате уже проходит Mythic Invitational, в котором сойдутся и померятся силой 161 лучший игрок мира! Если вам интересно, то можете ознакомиться с метагеймом этого турнира, обзор которого на днях подготовил Фрэнк Карштен (Frank Karsten). Нет гарантии, что выбрав одну из топовых колод турнира вы тут же взлетите вверх по рангу, но ознакомиться с ними стоит хотя бы с целью изучить своих будущих оппонентов.