Strategic Mind: Blitzkrieg - добро пожаловать на настоящую войну!
Автор: Андрей Васютин
Если бы пару месяцев назад меня спросили, каким образом я собираюсь отметить 75-летие Великой Победы, ответ был бы очевиден - как все нормальные граждане, просмотром парада на Красной площади, возложением цветов к Вечному огню и шашлыками на природе. Но карантин и самоизоляция перечеркнули эти планы, толкнув меня на неслыханное дело - вступить в ряды Вермахта, более того, возглавить германский Генштаб, где при содействии Роммеля, Манштейна и Гудериана мне пришлось заняться развязыванием мировой войны. Все содеянное и заставило меня написать... нет, не явку с повинной в Нюрнбергский трибунал, а обзор пошагового варгейма Strategic Mind: Blitzkrieg от команды Starni Games, в котором и происходили все указанные события. Пресс-версию игры мне любезно предоставили разработчики.
Ладно, шутки в сторону, перейдем к делу. Игра, о которой я собираюсь сегодня рассказать - это второй по счету гексагональный варгейм из серии Strategic Mind, релиз которого состоится в конце мая этого года. Да-да, из данного обзора вы получите информацию об игре, которой еще нет в общем доступе, но в которую автору удалось поиграть. Можете считать все написанное ниже агентурным донесением).
Чтобы было понятнее, о чем пойдет речь, начнем с трейлера:
Для тех, кто не в курсе: первая игра серии называется Strategic Mind: The Pacific и посвящена событиям Второй мировой войны в Тихом океане. Варгеймы, особенно пошаговые, имеют интересную особенность: они не могут похвастаться слишком обширной аудиторией но те, кому нравится данный жанр, остаются верными ему, что называется, до гроба. Из-за того, что игр подобного плана выходит не так уж много, каждая становится предметом пристального внимания варгеймеров. А ведь их перфекционизму и вниманию к мелочам мог бы позавидовать иной прусский офицер... И горе тому разработчику, который не оправдал надежд столь серьезной аудитории.
Оправдал ли мои надежды новый продукт Starni Games, с учетом того, что я играю в пошаговые варгеймы более 20 лет, начиная еще с классики 90-х Panzer General и People’s General? В общем и целом - да.
Я не собираюсь писать здесь безусловно хвалебных отзывов. По большому счету, игр без недостатков не бывает - это раз. А во-вторых, любую игру, приобретенную в Стиме, можно без проблем вернуть. Так что выдавать известную субстанцию за конфетку нет ни малейшего смысла. Расскажу объективно и честно, что я видел и чему научился за время игры в Strategic Mind: Blitzkrieg.
Первое впечатление
Я играл в предыдущие игры Starni Games - вышеупомянутый Strategic Mind: The Pacific и Panzer Strategy, так что моя субъективная оценка Strategic Mind: Blitzkrieg во многом основывается на этих двух продуктах.Вышедшая в 2017 году Panzer Strategy меня “зацепила”, хотя сразу после выхода игра была откровенно “сыровата”, за что подвергалась критике, иногда справедливой. Но парни из Starni Games не покинули тернистый путь геймдева, а начали планомерно улучшать свой продукт и “допилили” его до вполне пристойного состояния, за что им, конечно, респект.Strategic Mind: The Pacific, появившись в 2019 году, имела куда меньшее количество “детских болезней”, но эта игра сильно отличалась от Panzer Strategy в связи с тем, что акцент в ней делался на морской войне, так что сравнивать их было бы не вполне корректным.Strategic Mind: Blitzkrieg производит впечатление общего “чада” этих двух игр. И в данном случае я готов согласиться с утверждением, что дети лучше родителей. Starni Games ощутимо подняли планку качества, и хотя усовершенствования касаются вроде бы мелочей, из них складывается общая картина.
Начнем с графики. Она весьма и весьма на уровне, если выкрутить настройки на максимум, конечно. Смена дня и ночи, игра солнечного света, тени от плывущих в вышине облаков, волны и блики на воде, капли дождя - все это сделано реалистично и, скажем прямо, красиво. Вот так, например:
За игровым миром Strategic Mind: Blitzkrieg приятно наблюдать и похоже, по части графики у нее на сегодняшний день нет конкурентов среди “одноклассников”.Пишу это и, кажется, слышу свист тапков, летящих в меня из лагеря поклонников сурового олдскула, для которых идеал графики - игра “Кригсшпиль”, созданная в 1812 году для прусского короля. Ну что тут сказать...Дорогие мои, на дворе 2020-й год. Игнорировать возможности современных игровых движков, по меньшей мере, неразумно. Варгеймы переходят в 3D, и этот процесс уже не остановить. Качественная трехмерная графика создает эффект присутствия, недостижимый в прошлом. Во всяком случае, я ощутил его на себе. Не верите - попробуйте сами.
Некоторые игроки жаловались на то, что юниты в Panzer Strategy не очень хорошо выделялись на пересеченной местности. В Strategic Mind: Blitzkrieg подобная проблема не ощущается, очевидно, как раз вследствие переработки графики.
Звуковая составляющая тоже весьма неплоха: военные марши, сопровождающие боевые операции, радуют слух и создают правильный настрой, хотя, это дело вкуса. Может, кому-то больше понравится играть под Sabaton...
Ладно, внешность внешностью, но пришло время поговорить о самом важном - о геймплее. Здесь, на первый взгляд, отработанная схема, ставшая “визитной карточкой” предыдущих игр Starni Games:
- система снабжения, основанная на портах, складах, ж/д станциях и путях сообщения;
- корабли состоящие из модулей (правда, в Strategic Mind: Blitzkrieg модульными юнитами являются еще и бронепоезда);
- герои, которых можно прикомандировать к определенному подразделению;
- специальные возможности, обусловленные навыками штаба (вызов авиаразведки, стратегических бомбардировщиков и так далее).
Но что бросается в глаза в новой игре, так это расширение линейки юнитов (кстати, теперь можно заполучить под свое командование даже бронепоезда) и столь огромное разнообразие аттачей подразделений, что поначалу во всей этой “роскоши” просто теряешься. К старым добрым пулеметам, саперам и разведподразделениям добавились снайперы, коктейли Молотова, автоматические зенитки и совсем уж экзотические вещи вроде РСЗО Wurframen 40 и радиоуправляемых гусеничных мин “Голиаф”.
Учитывая тот факт, что все подразделения имеют лишь два слота под аттачи, их укомплектование каждый раз превращается в мучительный выбор. Вот уж “спасибо” разработчикам!..
Принципы блицкрига
Если вы думаете, что сможете пройти Strategic Mind: Blitzkrieg лихим кавалерийским наскоком лишь благодаря своему стратегическому гению и боевому опыту в других гексагональных варгеймах, то вынужден вас разочаровать - ваш блицкриг закончится, едва начавшись. Независимо от ваших достижений в других играх подобного плана, здесь вы лишь зеленый лейтенант, правда, попавший на должность начальника Генштаба. А значит, как говорил вождь мирового пролетариата, нужно учиться, учиться и еще раз учиться…
При всем внешнем уклоне в тактику Strategic Mind: Blitzkrieg обладает куда более серьезной стратегической составляющей, чем может показаться.Вам предстоит создать универсальную военную машину, которая сможет блестяще воевать на разных театрах военных действий. Но сделать это нелегко, ведь и карты, и боевые задачи порой кардинально отличаются.
Представьте - вы вложили ресурсы в танки, рассчитывая пройтись по врагу стальным катком, а оказывается, что в следующей миссии их нужно перебросить через море, где господствует флот противника. Да и танки ваши - скорее не каток, а консервные банки, хотя и довольно подвижные. До грозных “Тигров” и “Фердинандов” еще нужно дойти, и этот путь не близок…
В плане характеристик юнитов разработчики не отступили от исторической правды ни на шаг, и как раз это является “изюминкой” игры. Что греха таить, Германия вступила в мировую войну с весьма посредственной бронетехникой. Немецкие танки уступали по вооружению и защите даже польским и французским моделям, а о советских “монстрах” вроде КВ-1 и КВ-2 даже говорить не приходится. И вы это ощутите в полной мере, когда окажется, что во многих ситуациях панцерваффе просто бессильны. Вам предстоит отыскать тот ключ к победе, который нашло германского командование в свое время.
В чем он заключается? Дам подсказку. Танковые войска Вермахта никогда бы не достигли такого успеха, если бы не поддерживались огневой мощью артиллерии и пикирующих бомбардировщиков. К примеру, Роммель в Африке, видя, что немецкие танки уступают британским “Матильдам”, решил использовать в качестве противотанкового средства зенитные орудия Flak-88. Кстати, этот факт отображен в игре - здесь “восемь-восемь” весьма эффективны против бронированных целей.
Таким образом, воюют не отдельные подразделения, а армия, которая состоит из разных родов войск. И нужно определиться, каким способом она будет выполнять боевые задачи. От этого зависят приоритеты в комплектовании подразделений и распределении ресурсов.
Почти всегда существует несколько вариантов выполнения определенной тактической задачи. Например, можно прорвать неприступную для танков и пехоты линию ДОТов, превратив ее в крошево обычными гаубицами, можно использовать для той же цели Flak-88 на прямой наводке или бомбардировщики Ju-87, а можно высадить в тылу противника парашютистов (желательно с аттачем “огнемет”), которые быстро выжгут гарнизоны укреплений, находясь в “мертвой зоне”. Но те же парашютисты практически беззащитны против танков на равнине, особенно, если не успели окопаться. Думаю, принцип ясен.
Кампания
В Strategic Mind: Blitzkrieg предусмотрен только режим кампании (т.е. в операции по отдельности поиграть нельзя). Кампания состоит из 20 миссий, которые охватывают несколько основных этапов событий 1938-1944 гг:
- Гражданская война в Испании (вступление).
- Операции в Европе (Польская кампания, операция “Везерюбунг”, французская кампания, битва за Британию, гипотетическая операция “Морской лев”, операция “Марита”, высадка на Крит).
- Действия Вермахта в Северной Африке (штурм Тобрука).
- Вторжение в СССР (Операция “Барбаросса”, штурм Москвы, Ленинграда, Сталинградская битва и другие крупнейшие сражения на Восточном фронте вплоть до лета 1943).
- Гипотетические миссии в жанре альтернативной истории.
20 миссий - это не очень большое количество контента, скажете вы. Ну, мне так не показалось. Strategic Mind: Blitzkrieg - не та игра, которую можно пройти быстро. Лично я, затратив часов 50-60 игрового времени, сумел пройти лишь 11 миссий (по “Барбароссу” включительно). Дело в том, что каждая миссия очень объемна и включает в себя целый ряд стратегических и тактических задач.
Начинается все в Испании где главному герою игры генералу Гальдеру предстоит помочь франкистам взять штурмом Мадрид. Миссия не особо сложная и скорее служит для знакомства с механиками игры. Вас водят за руку, предлагая выполнять определенные задачи. По сути, это обучение, которое нельзя пропустить…
Но во второй миссии (Польша) все резко меняется. Здесь уже подсказок не будет. Вам придется в полной мере задействовать свой стратегический ум и самостоятельно заняться планированием операции. Поляки - отнюдь не слабый противник, их танки и самолеты по характеристикам не уступают немецким. А тут еще Красная Армия норовит подойти с востока и откусить свою часть “польского пирога”...
Следующая миссия - операция “Везерюбунг”. Здесь приходится разрываться между войной на море и на суше. У вас есть очень ограниченное время, чтобы провести высадку в Норвегии, причем делать это приходится под дулами вражеских береговых орудий, а на горизонте тем временем уже маячит грозный британский флот...
Дальше - французская кампания. Чтобы проиллюстрировать, что это за ад, покажу вам лишь кусочек линии Мажино:
Как такие позиции вообще можно штурмовать? На самом деле, способ имеется, правда раскрывать его здесь было бы неправильным.
Но все операции в Европе и Африке выглядят лишь увеселительной прогулкой перед вторжением в СССР. Красная Армия - настолько трудный противник, что даже начинаешь испытывать гордость за Россию и своих предков.Советская бронетехника начального периода войны на голову превосходит любые германские танки того времени (как, собственно, оно и было). Положение спасают лишь трофеи. К началу “Барбаросы”, у меня уже были трофейные французские танки, польские минометы, английские пулеметы, взятые в Дюнкерке и еще много чего. Так что если бы не вооружение, собранное Рейхом по всей Европе, воевать с Советским Союзом было бы, в общем-то и нечем… Вполне реалистично.
Вообще в плане исторического реализма игра сделана очень добросовестно, с учетом множества реальных фактов. Например при захвате Польши фюрер едет в Варшаву навестить свои войска; во время операции “Везерюбунг” норвежский король тайно пробирается к морю с золотым запасом страны в надежде эвакуироваться на корабле; в начале французской кампании немецким парашютистам ставится задача взять штурмом “неприступный” форт Эбен-Эмаэль... Эти, и множество подобных деталей в миссиях откровенно добавляют фана.
Немного критики
Пока что мы говорили скорее о достоинствах игры, но обзор будет неполным без упоминания недостатков. Таковых я нашел всего два: отсутствие мультиплеера и невозможность играть в одиночные миссии.С другой стороны, не уверен, что отдельные миссии стоит вырывать из контекста кампании. Ведь все они связаны между собой, и выполнение, например вторичных задач в миссии влияет на прохождение кампании в целом.
Заключение
Strategic Mind: Blitzkrieg производит впечатление весьма добротно сделанного продукта. Продуманный и интересный геймплей, качественно проработанные карты, приятная трехмерная графика придутся по вкусу большинству любителей варгеймов.Но предупреждаю сразу - легко не будет. Игра рассчитана на неспешное прохождение, при котором необходимо учитывать множество деталей. Большим плюсом будет умение находить нестандартные тактические решения в условиях превосходства противника.В общем, если вы заядлый варгеймер, думаю, эта игра станет для вас настоящим вызовом, а также хорошим тренажером для ума.
Для тех, кто заинтересовался Strategic Mind: Blitzkrieg, я оставляю ссылку на страницу проекта в Стиме. Релиз игры ожидается в конце мая.https://store.steampowered.com/app/1200330/Strategic_Mind_Blitzkrieg/
*реклама, текст прислан заказчиком