TES V: Skyrim

95389
271
Потенциально лучшая ролевая игра 2011 года уже какое-то время поселилась на экранах наших мониторов и пока не спешит отпускать игроков в реальную жизнь. Действительно, кого заботит работа, учеба и семейная жизнь, когда можно броситься с оружием наперевес навстречу огромному дракону или начать свой собственный путь оборотня-убийцы. Но вот первые задания пройдены, основная сюжетная линия изучена, так что пришло время поговорить о главном убийце времени этого года.

Не знаю, как вы, а я следил за проектом с момента его официального анонса, по крупицам собирал всю имеющуюся информацию и верил в чудо. Да, сказать по правде, предыдущая часть серии The Elder Scrolls (чуть не написал САГИ, но вовремя одумался) - Oblivion в том виде, в каком он попал на прилавки магазинов, меня не впечатлил. Возможностей там было, конечно же, море разливное, но вот сюжетная линия очень разочаровывала, поскольку оказалась весьма короткой и быстротечной, а занятия по душе приходилось единолично искать в игровом мире. Но, с помощью дополнений и работы преданных фанатов, Oblivion в итоге превратился в монстра наподобие Morrowind, что дало игре не только «вторую жизнь», но и обеспечило место на жестком диске на все эти годы. Сейчас, когда ясно, что в этот раз TES в оригинальном виде очень хорош, а дополнения уже начали отвоевывать себе место под солнцем, можно с уверенностью сказать — на ближайшие несколько лет Skyrim обеспечил себе беззаботное существование.



Сюжет, как водится в серии, крутится вокруг персонажа-заключенного, за которого мы и начинаем свой путь. Этот момент уже стал традиционным и у фанатов вопроса не вызывает. Мы оказываемся в повозке, везущей нас прямиком на казнь — но ввиду некоторых обстоятельств, которые интересно узнать самим (поэтому мы не будем спойлерить), мы оказываемся втянуты в войну между Империей и Братьями Бури, где нам предложат принять одну из сторон. Собственно, наш путь пройдет по величественным городам, живописным горам и лесам, угрюмым руинам и склепам, а уничтожить мы сможем не только различных бандитов и порождения магов, но и мертвецов всех мастей и даже Драконов.

Драконы вообще, на мой взгляд, являются украшением игры. С одной стороны, они выступают здесь в качестве мини-боссов, которые двигают сюжет. Первого мы убьем уже в самом начале, а дальше, по ходу повествования, столкнемся с множеством самых разных тварей — от обычных огнедышащих чудовищ до нестандартных драконов-зомби. Каждый из них потребует какого-то своего подхода, но многоходовых комбинаций в стиле Shadow of the Colossus или сложных тактик Dark Souls ждать не стоит, так как большая часть просто закликивается насмерть. Естественно, если уровень сложности далек от начального, появятся некоторые проблемы, но не такие, с которыми нельзя было бы справится.



Именно в боях проявляется один из немногочисленных минусов игры. Боевая система обладает неплохой глубиной, так как есть и разные типы ударов, и система внезапных атак, и даже зачарованное оружие. Но в то же время мы большую часть времени машем мечом и бессистемно стреляем заклинаниями, пока не кончится мана. Да, есть блок щитом и возможность отпрыгнуть от сильного удара, но в целом все взаимодействие с противником сводится к вашему уровню и показателю урона выбранного оружия. Добавь разработчики (пусть хотя бы опционально) возможность парировать атаки любого оружия в контратаку, уклонятся от ударов и стрел, чтобы начинающим персонажем можно было убить гиганта, полагаясь исключительно на ловкость своих рук — и боевая система заиграла бы новыми красками. Вместо этого мы видим доработанную систему из Oblivion, которая хороша, но далека от хардкора и идеальности.

Проблем добавляет и интерфейс, очевидно заточенный исключительно под консольного геймера и неудобный для большинства РС-игроков. Не сказать, что с ним есть проблемы, но многие решения довольно спорны и, на мой взгляд, реализованы хуже, чем даже в Oblivion. Почему нельзя было использовать обычную куклу персонажа и инвентарь в виде сумки с иконками предметов — не ясно.




Мир игры по-настоящему огромен. Нет, его можно обойти за несколько часов, но учитывая все пещеры, подземелья и руины, для полного исследования всего нарисованного создателями контента уйдет никак не меньше 50-60 часов. Учитывая, что значительная часть подобных подземелий потребует прокачанного персонажа, на то, чтобы «нормально» поиграть, у игрока уйдет часов 100-150. А это, как мы понимаем, отнюдь не мало.

Система прокачки достаточно проста. Навыки качаются по мере их использования, как и раньше, а с повышением уровня мы сможем выбрать развитие в ветках талантов. То есть для щита мы сможем изучить удар этим самым щитом в зубы противнику, а лук начнет наносить дополнительный критический урон. При этом никто не ограничивает нас в развитии, то есть вполне можно бегать с луком наперевес и изучать колдовство, или же с двуручным мечом заниматься лекарством. Или даже прокачать ветку понравившихся доспехов и начать создавать броню да вызывать фамильяров.



Крафт развит и обширен. Можно создавать броню и оружие, варить зелья и яды, зачаровывать мечи и посохи — то есть найти себе какое-то мирное занятие по вкусу. Соскучится не удастся, как не старайся. Сбор всего и вся, кстати, заметно утяжеляет персонажа, а когда мы перебираем максимально возможный вес, то начинаем передвигаться со скоростью черепахи. К этому моменту, когда в инвентаре вроде бы остались только полезные вещи, продать толком нечего, а ходить быстро не получается (да что там ходить, даже перейти по карте в исследованную местность, и то нельзя), нужно озаботиться покупкой имущества. Так что приобретение дома в одном из городов и его последующее обустройство влетят в копеечку, но и отдача вполне хороша — база для хранения скарба и приготовления нехитрых снадобий никому не вредила.

Разработчики предлагают, но не навязывают нам различных персонажей, которые станут нам верными спутниками. Они помогут в сражениях, но я не знаю, как вы, а я все-таки предпочитаю исследовать мир на своих двоих. Дело в том, что в Skyrim интерфейс взаимодействия с помощниками непродуман, они часто застревают в дверных проходах (что требует общения с ними и просьб перейти в другое место), не садятся на лошадей (так что можно ускакать в закат и надеяться, что бегущего за нами мужичка по пути не загрызут медведи) и иногда лезут в сражения, которых мы стараемся избегать. В общем, при осаде форта или какого-то поселения взять кого-то в команду, конечно, можно, но вот постоянно бегать с такой обузой мне кажется проблематичным.



Самый спорный момент игры — это графика. К сожалению, игра выглядит очень непрезентабельно в статике, зато в динамике придраться к ней нельзя. Да, как многие могли заметить, качество картинки уступает некоторым современным проектам из-за небольшого количества полигонов на объектах, но в целом, учитывая размеры мира и количество деталей в кадре, выглядит все наилучшим образом. Особенно удались Драконы и спецэффекты. Звуковая картина очень продумана, по звуку вполне можно ориентироваться и избегать ненужных сражений. Музыка отлично дополняет визуальный ряд и звучит хорошо в любой ситуации, но вот отдельно от игры я бы ее слушать не стал — она идеально вписывается в то, что мы видим во время игры, но в отрыве от Skyrim слышится несколько скучной.

Итак, в заключение хотелось бы сказать, что подводить итог по Skyrim пока очень рано. Мы еще не видели полноценных модификаций, не сталкивались с фанатскими разработками и не опробовали все-все возможности персонажа, чтобы выносить окончательный вердикт и оставлять игру пылиться на полке. Одно можно сказать точно — сейчас Skyrim играется великолепно и способен подарить не одну неделю бессонных ночей любому геймеру. А возможность стать вампиром или оборотнем, примкнуть к какой-то фракции или ордену, бесшумно убить правителей и даже (с небольшой модификацией) перебить всех детей в округе дают небывалое чувство свободы, которое мы успели подзабыть из-за засилия простых и удобных «ролевых игр», где каждое телодвижение персонажа продумано за нас и мы ни на что не можем повлиять. Так что — берите в руки ваши мечи и магические посохи и начинайте охоту на Драконов!



А к Skyrim мы еще обязательно вернемся...