This War of Mine: The Little Ones [PS4]

8660
4

14 ноября 2014 года вышла игра, успех которой для многих стал неожиданностью. Выглядевшая на первый взгляд как «плоский» платформер с элементами выживания, This War of Mine оказалась глубоким и, несомненно, очень качественным произведением, которое не просто заслужило большое количество внимания, но и стало для многих настоящим Событием, заставив задуматься над огромным количеством самых разных проблем. Теперь же This War of Mine: The Little Ones, покорив сердца РС-геймеров, начинает свое мрачное нашествие на консоли нового поколения, и раз уж мы пропустили и не сделали обзора на оригинальную игру, то во второй раз такую ошибку совершать никто не будет.

This War of Mine это игра про выживание. Сейчас к жанру сформировалось такое отношение, что если говорят о выживании, то обязательно подразумевают какие-то пустоши, типа Day Z, бег часами по лесу, копание окопов и готовку супа из когтя динозавра и крови крокодила. Все, чем наводнен инди-рынок с пометкой «ранний доступ» - и все эти игры совершенно не похожи на то, что вы увидите в This War of Mine. Я, наверное, даже завидую вам, тем игрокам, которые еще не знают, на что они идут, запуская эту игру.


Несколько человек. Разрушенный войной город. Минимум средств для выживания. Полузаброшенный дом, с обвалившимися стенами и одним стулом, который как-то может дать отдохнуть только одному из ваших подопечных. Голод, болезни, острое желание закурить. И еще более острое — выжить. This War of Mine с самого начала показывает, что все будет плохо, и впереди не веселый марш навстречу судьбе с оружием наперевес, а мрачные будни, которые могут, если повезет, в конце-концов привести к чему-то хорошему. К спасению.

Игра четко разделена на 2 половины — дневную и ночную. Днем мы разбираем завалы в доме, строим мебель, ставим печку, готовим еду, лечим раненых, говорим с новоприбывшеми и надеемся, что к ночи у нас будет более-менее живая и не самая уставшая группа, всем будет где спать и при этом никто не впадет в глубокую депрессию и не умрет от кашля.


Ночная же часть является самой напряженной, потому что мы раздаем команды нашим подопечным (спать, охранять пожитки или идти в «рейд» за добычей) и управление переключается на того, кто пойдет искать пропитание и новые вещи для команды. Можно взять с собой что-то из экипировки, можно идти с пустыми руками, но никогда не ясно, что тебя именно будет ждать, когда придешь на место. И не станет ли обычное воровство, в результате которого мы притащим домой пару бинтов, проблемой для героев и поводом для депрессии.

При этом мрачную атмосферу создают различные мини-события, которые происходят на протяжении всех таких вылазок. Например, можно наткнуться в разрушенном доме на семью, которая просто поколотит вас и вышвырнет вон. На начальных этапах это может привести к печальным последствиям, потому что запаса медикаментов нет, и за пару ночей от побоев может ваш персонаж просто умереть. Или можно украсть последнюю еду из их холодильника, а затем вернуться туда, и обнаружить, что они просто вымерли от голода. Или наоборот, прийти туда с оружием, застрелить мужа с женой и забрать их пожитки. А может быть, когда вы придете туда, там никого не будет, или будут трупы, или же рейдеры будут обирать почивших уже людей и обратят внимание и на вас с помощью предупредительного выстрела из дробовика…


Игра моделирует множество ситуаций, но никакого позитива в них не наблюдается. Просьба встреченного старика принести ему лекарства может обернуться чем-то хорошим, если вы успеете вовремя, но никто не исключает, что через пару ночей возвращение к нему в дом не выявит, что ресурсов там уже нет, а старик был зверски убит на заднем крыльце своего дома. И ничего, что бы оправдало целую впустую потраченную ночь, уже не будет.

Первые несколько ночей ваших персонажей даже всерьез никто не воспринимает, и пули все еще экономят, и оружия у вас тоже не будет. Но дальше даже закаленные военные на попытку войти в их поле зрения перестают просить вас покинуть территорию и начинают стрелять сразу. Может быть, у вас будет что-то ценное, чтобы они тоже могли протянуть еще несколько дней, кто знает?

Самое печальное, что вернувшись из рейда домой иногда обнаруживаешь, что убит тот, кто дом охранял, ресурсы разграблены, остальные жители покалечены… А ты приносишь всего лишь пару деревяшек, и у тебя нет даже еды, чтобы прожить еще один день. В общем, думаю, ситуацию я вам обрисовала достаточно красочно.


Страшным же моментом стало добавление в игру детей. The Little Ones, вторая половина названия, это именно указание, что теперь заботится придется не только о взрослых (которые являются самостоятельными единицами), но и о детях. К ним нужно «прикрепить» взрослого, который возьмет на себя заботу о ребенке, но ведь дети тоже обладают личностями и могут не захотеть оставаться с кем-то из ваших персонажей, могут попытаться сбежать, паниковать… или слепо помогать во всем, что вы пытаетесь сделать, заодно очень быстро утомляясь и болея. Эта «добавка», если вдуматься, оказалась настолько страшной, что иногда хочется бросить всю игру и больше никогда не включать ее снова.

Естественно, игровой процесс глубже, чем можно вкратце описать в рамках обзора. Здесь есть место и исследованиям, и крафту, и социальным экспериментам, и перестрелкам, и даже кровавым убийствам из-за угла. Персонажи меняются на наших глазах, и нужно четко понимать, кто из них сможет просто убить человека ради одной морковки, и сбросить стресс, покурив сигарет, а кто после такого потрясения ляжет на кровать и не захочет больше ни вставать, ни смотреть на других людей. И при этом из радио будут поступать новости, которые совершенно не добавят никому оптимизма.


Игра моделирует атмосферу безысходности так умело, что проникаешься ей до самых костей. Особенно когда приходит зима и даже день перестает быть таким уж безопасным, а смерть стоит за порогом постоянно и заглядывает в печку, считая последние деревянные планки, которые мы будем сжигать, чтобы только получить хоть небольшую порцию тепла. И когда все заканчивается, и вас «спасают», хочется не только вздохнуть с облегчением, а пойти умыться и включить комедию, закутавшись в плед.

Смотреть на This War of Mine: The Little Ones куда приятнее, чем играть в нее. Эта игра идеально подходит для стримов, и если человек, на которого вы смотрите, эмоционален — то наблюдать за ним будет еще интереснее. Как за хорошим фильмом, в котором может случиться все, что угодно.


Есть в игре возможность и создать свое приключение, выбрав начальных персонажей, нужные точки на карте, определив в эти точки стартовые условия, установив финальную точку эвакуации и другие параметры. И все равно то, что будет происходить уже через пару игровых ночей, сможет вас удивить.

Визуально игра смотрится хорошо, хотя скриншоты и получаются несколько смазанными. Эти фильтры, падающий с неба снег, идущий дождь работают на атмосферу и в движении смотрятся во много раз лучше, чем в статике.


Консольная версия получилась очень удобной, и хотя я думаю, что оригинальная РС-версия в управлении проще, чем PS4-вариант, но с геймпада движения каждого персонажа чувствуются куда лучше. Хотя в целом могу сказать, что в плане производительности и качества оба варианта выглядят практически одинаково и предпочтение за техническую часть какой-то из них я отдать затрудняюсь.

This War of Mine: The Little Ones это очень мощная, качественная, умная игра, которая зацепит очень многих. Но при этом рекомендовать я ее могу не всем и каждому, а только тем, кто способен сопереживать и сможет отнестись к проекту со всей серьезностью. Если же вы хотите веселой клоунады в мире, сжигаемом войной, то вам нужно найти что-то другое. Смотреть, как от голода умирают люди, в том числе и дети, и пытаться найти хоть какую-то крошку в кучах мусора, чтобы пережить еще один день — не самое веселое занятие. Но при этом отроваться от игры сложно, и не хочется отвлекаться, потому что можно попробовать еще раз все-таки привести все к «хэппи энду».