У игр на iOS точно есть будущее, а что насчет прошлого
Похоже на забвение
Прошлой ночью я скачал небольшой кусочек истории. Вы помните игру Trism? Trism - это головоломка про движущиеся плиточки, в которой вы должны группировать треугольники. В первые дни существования яблочного магазина App Store это была одна из немногих игр, которая могла заставить людей подумать: «О, в этом, кажется, что-то есть». Играть в нее сегодня все еще очень весело, хотя управление в ней довольно суетливое, пользовательский интерфейс трещит по швам. Однако в этом и есть суть нашего разговора: если вы играете в Trism сегодня, вы подвергаете себя ударам ностальгии так же, как и от других подобных вещей, а суетливость и неуклюжесть интерфейса являются частью этой привлекательности.
Замечательная вещь насчет Trism заключается в том, что вы все еще можете скачать ее. Она до сих пор там, в App Store. Я в самом деле не мог поверить в это, когда сам увидел. В школе моя дочь узнает о британском коллекционере окаменелостей и палеонтологе-любителе Мэри Аннинг и динозаврах, скрывающихся под землей и ожидающих, чтобы их, наконец-то, обнаружили. А ночью на диване - вот он я, а вот она - Trism, мой собственный динозавр. На этой неделе я очень много играл в Apple Arcade и прекрасно провел время за этим занятием. Я просто пропал там, так могут сделать только самые лучшие игры. Я снова чувствую (я думаю, что многие из нас это чувствуют) огромный потенциал игр. Я очень хорошо отношусь к будущему игр в App Store и Google Play - хотя я должен добавить, что последние несколько лет я и так чувствовал уверенность по этому поводу. То, в чем у меня гораздо меньше уверенности, так это в прошлом App Store.
Еще в 2012 году я помогал одному журналу в написании статьи про пятьдесят лучших игр для iOS. «Спустя три года и сотни тысяч приложений, какие игры в App Store можно назвать самыми лучшими?». Несколько месяцев (а скорее всего, около года или около того) назад я услышал, что мои тогдашние редакторы размышляли над той статьей и копались в App Store с целью посмотреть, сколько же из этих игр еще остались доступными. Я думаю, что это было достаточно трудоемко.
Этим утром я попытался сделать то же самое, но довольно быстро мое занятие превратилось в сплошное уныние. Так много хороших игр просто исчезло! А еще появилось ощущение недоумения: у многих замечательных игр в App Store есть сиквелы, но при этом нет оригиналов. Многие из них были наделены новыми странными системами, которые меняют изначальную текстуру игры. Многие из тех, что пропали, заменены огромным количеством клонов и поделок, вылезающих в первых результатах поиска вместо настоящих.
И я не знаю, что хуже. Весь полтинник все еще в моей памяти, но так много из них уже ушло - причем ушло безвозвратно. Помните ли вы игру No, Human? Это была игра об отталкивании астероидов от космических станций, в которой были прекрасные камни, похожие на драгоценности. Их можно было бросать, а эта их замечательная инерция, прежде чем они начали двигаться! Игра исчезла. Может быть, ее смыло волной всякой выходящей ерунды. Может быть, разработчик устал обновлять ее под меняющиеся спецификации самого iPhone. Может, им просто стало скучно. Но тогда посмотрите на что-нибудь вроде Peggle. Peggle - великолепная игра. Jimmy Lightning - тоже великолепная игра. Тем не менее, если вы сегодня захотите установить Peggle, вы не сможете скачать оригинал, за который вы, кстати, заплатили. У вас нет выбора, кроме как установить Peggle Blast - гнилую, высасывающую деньги дрянь в ужасной обертке.
Я понимаю, почему игры меняются и почему они иногда исчезают. Я понимаю, почему исчезли целые издатели и настоящие империи - да, NGMoco?! Я не вспоминал об этом почти целую вечность. Но это все еще неудобная тема. Игры для смартфонов сделали в целом для индустрии невероятные вещи, и я говорю не только про деньги, которые люди смогли заработать. Это заставило дизайнеров задумываться о том, как настроить игровое взаимодействие с устройством, которое создавали без прицела на игры, но со всеми этими суперинтересными и странными возможностями. Это заставило дизайнеров задумываться о том, как настроить взаимодействие с аудиторией, которая сильно отличалась от той аудитории, о которой дизайнеры игр думали в прошлом. Когда я смотрю на микротранзакции и денежные хитросплетения в новой Mario Kart, я закатываю глаза и думаю: мда, мобильные игры.
Но что насчет того, когда я думаю об Edith Finch, игре, в которой вы исследуете историю семьи, копаясь в ее комнатах? Несмотря на то, что Edith Finch не игра для iOS, я все же думаю «Ох, мобильные игры», потому что все эти мобильные игры сыграли весомую роль в раскрытии идеи о том, какой может быть игра и чем она может увлечь. Игры для смартфонов сделали игровую индустрию намного богаче и разнообразнее. Они привели игры в руки многих новых людей.
Но что потом? В старые времена, когда ваша игра «заканчивалась», вы могли сказать себе, что она все еще существует где-то там. Был картридж, который можно было подключить к древнему оборудованию, и, возможно, он даже еще мог работать. А если это было не так, вы могли просто положить его на полку и наслаждаться его физическим присутствием в своей комнате. Но когда исчезают игры для iOS или для Android, ох, они по-настоящему исчезают. Максимум они оставляют за собой след из клонов, будто облако пыли, вздымающееся вверх за бегущим по дороге, когда он начинает ускоряться. Но зачастую вам не достанется и этого.
И в этом исчезновении скрывается ужасно неправильное мышление. Оно говорит вам: игры для смартфонов можно в любой момент выкинуть без сожаления, они не важны, и никто не будет скучать по ним. Оно говорит вам: они созданы для потребления и не должны быть сохранены.
Источник: Eurogamer