В какие MMORPG вы играли дольше всего? Семь лет игры во "Властелин Колец Онлайн"
Главная цель многопользовательских ролевых игр (MMORPG), помимо вытягивания денег из игроков, — сделать так, чтобы геймер находился в ней как можно дольше. По сути, все игры этого жанра по умолчанию являются играми-сервисами. Выдав игрокам стартовую порцию контента, рассчитанного на определенное количество времени, в случае, если продукт потребителю придется по душе, а не растеряет свой онлайн в два-три месяца после релиза (да, New World?), разработчики выпускают дополнение, удерживающее активную аудиторию и возвращающее тех, кто прекратил активно играть по той или иной причине. Чаще всего из-за того, что актуальный контент уже пройден, достижения получены, лучшие вещи выбиты и заходить в игру нет весомой причины.
Если посмотреть на количество MMORPG, которые существуют хотя бы 5-6 лет, то их будет не так чтобы и много. Наберется десятка полтора. Тех, кто существует больше 10 лет, естественно, еще меньше. Но именно такие онлайн-ролевки являются эталонными примерами того, как нужно поддерживать интерес геймеров к себе.
Everquest 2, World of Warcraft, Final Fantasy XI и XIV, Guild Wars 2, Star Wars: The Old Republic, The Lord of The Rings Online, EVE Online — эти игры на рынке уже десяток лет, и они не собираются сдаваться, регулярно выпуская дополнения. Верное ядро сообщества останется с любимой MMORPG до самого закрытия, надеясь, что это время не наступит никогда. Да, такие ожидания оправданы, если вы играете на серверах, принадлежащих разработчикам или официальным издателям оригинальной версии. Но российский геймер не застрахован от случаев, когда проект закрывается на территории СНГ, а база игры не передается правообладателю. В итоге, годы фарма, тысячи квестов, редчайшие достижения и многое другое в один миг становится ничем. Просто потому, что “официальный локализатор на территории России” что-то там не поделил с правообладателем или игра стала недостаточно экономически выгодной и он (локализатор) решил прекратить поддержку серверов. Да, бывают исключения. В одном из прошлых материалов я рассказывал вам историю российского Dofus, когда российский издатель передал полностью базу игроков компании Ankama Games, и все желающие продолжили исследовать мир двенадцати на западных серверах. Но это единичный случай. Один за 15 лет истории издательств MMORPG в России!
Для меня личной трагедией стало закрытие российских серверов шикарной MMORPG “Властелин Колец Онлайн”. Изначально эту игру подписалась выпускать для России компания IT Territory — один из участников холдинга Astrum Online, который был создан в декабре 2007 года. Но очень скоро, в декабре 2009 года, Mail.Ru Group объявила о приобретении Astrum Online Entertainment. В итоге, “Лотра” (так мы называли игру) стала принадлежать Mail.ru. Да, эта компания к тому времени уже имела специфическую репутацию, но мы верили, что “на этот раз пронесет”, ведь это же “Властелин Колец” — MMORPG по самой известной и популярной в мире фэнтези-франшизе!
Еще была свежа память о шикарной трилогии Питера Джексона, да и ролевое движение в России и на Украине было очень сильным, люди обожали играть в сказку, убегая от реальности в лесную глушь, подальше от шума городов. И многие из них, и я в их числе, грезили тем, как будет здорово отыгрывать своего персонажа в компьютерной игре среди тысяч таких же, как ты.
Российская версия “Властелина Колец Онлайн” вышла 26 сентября 2008 года, через полтора года после выхода игры на Западе. Отзывы она получила очень хорошие, профильные СМИ щедро раздавали комплименты. Радости добавляла шикарная локализация, проделанная IT-Territory — даже шрифты постарались стилизовать, хотя оригинального кириллического не было. Те, кого не поглотил великий и могучий World of Warcraft, и кто устал от унылого гринда в азиатских поделках, ломанулись в LotRo. К тому же, подписная модель была фильтром от неадекватной школоты, что добавляло баллов игре.
Я был там, Гэндальф. 3000 лет назад
Лотар, в будущем — лучший воитель “Форноста” (так назывался самый сильный сервер русской версии игры). Личность незаурядная, человек из Арчета, волею судеб ставший одним из спасителей Средиземья от великой тьмы, идущей с востока.
Именно благодаря “Властелину Колец Онлайн” я пришел на портал GoHa.ru. В то благодатное время я вел свой крестовый поход на форуме игры против администрации. Без шуток, тамошние комьюнити-менеджеры были хуже любой критики, а уже к тому времени у меня был солидный опыт в этом деле благодаря Perfect World и другим продуктам от “Аструм Онлайн”. Горячая южная кровь бурлила от той вакханалии, которую устраивали они на форуме любимой игры, да еще и ужасное модерирование регулярно подкидывало дровишек в топку моего горения. И в 2008 году я получил свой первый “перманентный” бан на форуме игры. А мне нужно было место, где я мог высказаться без боязни получить блокировку за не самые лестные мысли об администрации игры. Не стану рассказывать подробности той истории, скажу лишь то, что в итоге я пережил на форуме трех комьюнити-менеджеров, а сам лично способствовал снятию четырех модераторов с их постов, собрав доказательную базу в их некомпетентности в работе и превышении полномочий. Да, было золотое время, когда администрация онлайн-игр не плевала на свое комьюнити и прислушивалась к нему. Эх…
Но не только с форумом были проблемы. В игре мы столкнулись с проблемой лагов. Локализатор раз за разом утверждал, что “наши серверы мощнее тех, что стоят для глобальной версии игры”, но это вызывало лишь насмешки — игроки с европейских и американских серверов утверждали, что “тормоза” им не знакомы.
И тут пришла вторая беда, но не быстро, а с задержкой. Пророческой, как оказалось позже. Установка обновлений. “Врата Мории” мы получили спустя полгода после старта игры, что на самом деле было хорошо. Но игроки бунтовали. Стартовый контент мы закрывали очень быстро. Известный факт, что наши геймеры в среднем значительно скиловее западных игроков, и поглощают контент гораздо быстрее. И то, что на глобальных серверах это обновление пришло аж через полтора года (!) после старта серверов, мы игнорировали. Шесть месяцев казались очень долгим сроком.
“Осада Лихолесья”, второе контентное обновление, российские серверы получили практически без задержки. Это подкупило, издателя хвалили. Хотя по объему дополнение было меньше “Мории”, но рейд в нем был значительно сложнее, особенно на хардовом режиме.
“Энедвайт” (Enedwaith) стал поворотным для всей The Lord of the Rings Online. Дело в том, что компания Turbine (издатель игры) приняли очень важное решение, которое, как показало время, спасло всю игру. “Лотра” теряла игроков — стремительно и неизбежно, по всему миру. Слишком быстро закрывался контент, слишком долго выпускали новый. После приобретения Turbine компанией Warner Bros в апреле 2010 года был объявлен переход с модели ежемесячной оплаты на условно-бесплатную. А выход “Энедвайта” как раз и стал олицетворением этого перехода.
Решение было верным. F2P-модель спасла игру. По словам разработчиков, общее количество активных игроков выросло на 400% по сравнению с эпохой подписной модели. Вслед за Америкой обновление получили и европейские серверы. Все были рады. Но не в России. Над востоком нависла непроглядная тьма…
“Мейлы” не ставили обновление “Энедвайт” больше года
После этого — практически тишина. Был момент, когда от администрации месяцами не поступало никакой новой информации.
Объявление о том, что “биллинг не можем настроить” вызывало лишь ярость.
Назывались новые сроки. Они были прос… пропущены. В этом уже была “виновата Turbine”. В итоге, обновление переносили несколько еще раз. Дошло до того, что с апреля 2011 издатель сделал игру абсолютно бесплатной для всех желающих. Беспрецедентный случай в российской игровой индустрии. Это помогло русской “Лотре” вернуть онлайн, но не сильно. 15 сентября 2011 года на российские серверы было установлено обновление “Энедвайт”. А еще издатель зачем-то открыл третий сервер, сделав “боевым” тестовый “Агларонд”. Да, условно-бесплатная игра привлекла новых геймеров, но их оказалось недостаточно для того, чтобы забить три сервера. А издатель так и не стал сливать полупустые “Мирквуд” и “Агларонд”.
Обновление “Хельмова Падь” стало для российского “Властелина Колец Онлайн” последним. В 2015 году компания Mail.ru закрыла свои серверы игры. Ни о какой передаче базы игроков Turbine речь не шла. Игра явно была для компании чемоданом без ручки. В период с 2014 до закрытия в русской “Лотре” было натурально нечего делать, туда заходили только самые-самые верные фанаты. Хотя и таких насчитывалось несколько тысяч. В итоге 7 лет игры было уничтожено по велению пары продюсеров, которые, я уверен, даже не попытались договориться с правообладателями.
Я делал попытки надолго задержаться в какой-нибудь новой MMORPG. Все шансы были у великолепной “Легенды Кунг-фу”, но из-за российского издателя Mental Games игра просуществовала в России всего год. А резкая смена ритма жизни, переезд в Москву и покорение новых карьерных вершин не дали мне задержаться в Black Desert, хотя я искренне считаю эту игру одной из лучших на рынке на текущий момент.
А что же The Lord of The Rings Online? Игра живет и здравствует! Регулярно получает обновления и радует своих поклонников. Мало того, в прошлом году благодаря некоему FerDeLans, представившемуся на фан-форуме lotros.ru сотрудником компании “Иннова”, которая вошла в холдинт EG7 (туда же входят и создатели LotRO), пошел слух о том, что в планах есть возродить российскую версию “Властелина Колец Онлайн”. Этот слух похож на правду, но недавно “Иннова” объявила о запуске в России древней и давно забытой всеми Kritika Online. Возможно, ближе к релизу сериала “Властелин Колец” от Amazon мы получим новую информацию и по рестарту “Лотры”. Во всяком случае, Лотар, лучший воитель Форноста, ждет это с нетерпением!