«Вечные»: новая надежда КВМ или провал года?
Новый фильм MARVEL уже в прокате
Жизнь не стоит на месте, все меняется и движется вперед. Не успел огонь Мстителей догореть в сердцах фанатов, как Marvel представили на всеобщий суд новую команду супергероев — «Вечных».
Начнем с того, что «Вечные» - третий по счету фильм после Шан-чи и Черной вдовы, относящийся к четвертой фазе КВМ. Кинокартина снята оскароносной Хлоей Чжао, режиссером фильма «Земля кочевников», и изобилует воистину разнообразным звездным составом:
Анджелина Джоли («Малефисента», 2014), Ричард Мэдден («Игра престолов», 2011-2019), Сальма Хайек («Фрида», 2002), Ма Дон Сок («Поезд в Пусан» 2016), Лорен Ридлофф («Ходячие мертвецы» 2010-), Джемма Чан («Капитан Марвел» 2019), Кит Хэрингтон («Игра престолов», 2011-2019), Кумэйл Нанджиани («Силиконовая долина», 2014–2019), Лия МакХью («Жаркие летние ночи», 2017), Брайан Тайри Генри («Джокер», 2019), Барри Кеоган («Чернобыль», 2019).
«Вечные» — своего рода фильм-новшество, это первый проект Marvel, включивший в киновселенную супергероев такое расовое многообразие, а также отметившийся тем, что в нем впервые появляется супергерой с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Режиссер также планировала привнести свой взгляд на построение мира во франшизу, в попытках сделать фильм более интимным.
— Чжао об актерском составе
Справилась ли Хлоя Чжао с поставленной задачей и помогли ли ей в этом звезды первой величины? Постараемся разобраться.
Внимание! Статья может содержать спойлеры к фильму! Читайте на свой страх и риск!
Что ожидает среднестатистический зритель от супергеройской кинокартины, когда устраивается поудобнее перед широким экраном кинотеатра? Вероятно, то, что повествование захватит его целиком, «возьмет за руку» и без лишних усилий проведет по всем значимым сюжетным тропам, с легкостью ознакомит с предысторией, если таковая имеется.
«Вечные» обладают той самой предысторией, которую так необходимо знать любому зрителю, будь то заядлому фанату Marvel или же человеку, сталкивающемуся с вселенной КМВ впервые. И с первых же минут фильм начинает удивлять своей подачей, так как представляет вам сюжет… посредством текста.
«Давным-давно, в далекой-далекой галактике…»
И если в 1970 года подобное введение в историю мира было оправдано, сказывались трудоемкость и ресурсозатратность производства, то сейчас приводит в недоумение.
Почему не показать наглядно? Благо бюджет позволяет. Картинка не отяготит фильм лишней минутой экранного времени. К тому же подобное Marvel делала не единожды… Что это? Новое видение или дань уважения прошлому?
Что же касается самого сюжета:
Вечные — представители древней инопланетной расы, тайно живущие на Земле. Они появились на свет 5 миллионов лет назад в результате эксперимента могущественных Целестиалов. Наделенные невероятными суперспособностями, на протяжении тысячелетий они скрывались от человеческой цивилизации, втайне защищая людей от древнего врага — Девиантов. Неожиданная трагедия вынуждает их выйти из тени и объединиться против общего врага.
Как и в большинстве супергеройских фильмов, сюжет не претендует на уникальность и повествует о вечном и нерушимом: борьбе добра со злом. Это определенно не является для картины минусом, так как подобные сюжеты давно воспринимаются как данность.
Первая и основная проблема фильма начинается тогда, когда зрителя пытаются ознакомить с геройским составом: десять главных персонажей и пара-тройка второстепенных. И если в случае с «Мстителями», зрителя постепенно подготавливали к «общему сбору» давая возможность ознакомиться с каждым членом команды отдельно, то «Вечные» такой привилегией не обладают, смотрящему придется схватывать буквально на лету, в попытке запомнить имена героев и расстановку противоборствующих сил. Либо махнуть на все рукой и довольствоваться малым, маркируя героев: «та, маленькая рыжая девочка», «героиня Анджелины Джоли», «парень из Игры Престолов».
Режиссер старательно пытается рассказать «все обо всех и все обо всем» и уместить это многообразие в первые тридцать минут фильма, но, подобная тактика, ожидаемо, работает с трудом, и история теряет свою плавность. Ключевые исторические моменты развития человечества мелькают перед глазами словно карусель, повествование быстро скачет от одной временной рамки к другой, отчего теряется целостность картины, а взаимоотношения между главными героями, ключевое зарождение и последующий рост привязанности к человечеству — уходят в тень, да там и остаются.
Тяжело дается и раскрытие самих персонажей. Фильм вынужден приносить в жертву одних героев, чтобы рассказать о других побольше. В результате: первые довольствуются лишь поверхностным описанием, а их внутренние изменения и развитие кажутся зрителю надуманными и фальшивыми. Иные персонажи, показанные нам в самом начале фильма, появляются лишь под занавес.
В конечном итоге ставится под вопрос необходимость наличия в фильме подобных «действующих лиц», ведь убери их — ничего не изменится, сюжет сильно не пострадает, останутся главные герои, на которых он, собственно, и держится. Остальные больше похожи на декорации, словно были введены исключительно для того, чтобы обогатить жизненный опыт основных героев и заставить зрителя им сопереживать. Кинокартина легко и непринужденно отправляет второсортных персонажей в утиль, как только они выполнят пару-тройку необходимых для сюжета действий и надобность в них отпадает. Драма при этом ощущается крайне слабо, ведь зритель даже не успел эмоционально привязаться к погибшему.
Устранить вышеуказанную проблему режиссер берется посредством диалогов, наряду с действиями, составляющими важную часть развития сюжета. Но и с этим, как оказывается, есть проблемы. Диалоги приземисты, персонажи держат многозначительные паузы, безмолвствуют, либо просто уходят от ответа. В некоторых случаях актеры впустую стоят в кадре, изображая безразличие, или выполняют движения, которые в данной обстановке выглядят как минимум странно, а то и весьма неуместно.
Чего не скажешь об актерской игре в целом. Актеры знают свое дело и каждый из персонажей выглядит оригинальным и непохожим на остальных, благодаря свойственной только ему манере поведения или уникальному мировоззрению. Каждый по-своему харизматичен и вызывает любопытство, способное перерасти в неподдельный интерес, если бы только зрителю предоставили возможность узнать героев получше.
Но фильм ограничен по длительности, поэтому увы. Отчего страдают и межличностные взаимодействия: химия между героями едва чувствуется, любовная линия проседает: местами кажется спонтанной, местами просто подвергается сомнению ее наличие. В таких случаях ситуацию не спасает даже харизма актеров. Снять градус напряжения пытаются подобием курьезных ситуаций, которые хоть и могут вызвать мимолетную улыбку, но вряд ли способны заставить искренне рассмеяться. Как такового юмора в фильме не много, а шутки персонажей в большинстве случаев вымучены и оставляют ощущение неловкости.
Основной акцент фильма смещен в сторону эмоциональной составляющей. Если изначально Вечные и выглядели отчужденно, то тысячелетия прожив на Земле стали уподобляться своим подопечным: им не чужды человеческие эмоции, страхи и слабости. Огромная доля экранного времени уделяется душевному состоянию персонажей, их переживаниям, и через призму этих переживаний поднимаются важные темы: человечности, дружбы, любви, семьи, единства, долга. Фильм пытается рассмотреть знакомые нам аспекты с позиции существ, способных на вечную жизнь.
Сколько способна продлиться любовь и важнее ли она долга? Что ценнее: одна планета с миллиардами жизней или баланс во Вселенной? И стоит ли человеческая жизнь того, чтобы рисковать ради нее целыми мирами? Вечные пытаются найти ответ на все эти вопросы. Стоит на секунду отринуть фантастическую составляющую кинокартины в сторону, и перед нами возникнут обычные люди со своими проблемами и недостатками, живые, оттого и несовершенные.
Местами забываешь, что смотришь фильм о супергероях. А как же экшен?
Экшен есть, но гость он эпизодический. Боевые сцены выглядят вяло и вторично, не распаляют азарт, не заставляют переживать за главных героев. Большинство боев проходит вдали от людей и городов: в лесу, на морском побережье, где-то в пустыне. Все это наблюдаешь с большой долей апатии: герои переживают за судьбу Земли, но угроза совсем не чувствуется, разрушения минимальны, жертв нет, как и конкретного антагониста — Девианты остались не у дел, и присутствуют номинально.
Да, с ними что-то происходит, да, они меняют форму и противодействуют Вечным. Но почему? Что ими движет? Непонятно.
Ставки не растут, и под конец становится совершенно неважно к чему приведут заявленные фильмом конфликты, ведь все равно никто не умрет, и вряд ли сильно пострадает.
В итоге перед нами порочный круг: возможный Армагеддон не кажется катастрофой, потому что не вызывает угрозы и не имеет под собой сильного конфликта, конфликты неинтересны, потому что персонажи плохо раскрыты, персонажи не раскрыты, потому что на это требуется больше времени, времени на это нет, потому что нужно действовать, ведь Земля в опасности…
Теперь о позитивном. Сильной стороной фильма выступает визуальная составляющая, она на высоте: картина богата разнообразными природными пейзажами: город, пустыня, лес, морское побережье — все ярко и живо, словно сошло со страниц лучших путеводителей. Картинка сочная и приятна глазу.
Музыкальное сопровождение также не вызывает каких-либо нареканий, композиции не режут слух, звучат уместно и формируют нужную атмосферу.
Подводя итог: картина не кажется плохой, но звезд с неба не хватает. В ней присутствуют недостатки и «шероховатости», но в целом, несмотря на большой актерский состав, понятно, что происходит на экране, в действиях героев прослеживается логика.
Хлоя Чжао поэкспериментировала с жанром и вложила в него чувство неторопливости повествования, подняла достаточно важные жизненные темы: человечности, дружбы, любви, семьи, сделала упор на внутренние переживания самих героев и их борьбу с собственными демонами, и таким образом, выполнила миссию, которую изначально ставила перед собой: привнесла в мир КВМ более глубокий и свежий взгляд на определенные вещи.
Фильм не плох и не хорош, он просто есть, и как минимум достоин внимания. А стоят ли «Вечные» того, чтобы дать им шанс, каждый должен решить для себя сам.
Премьера фильма в Росcии состоится 8 ноября 2021 года.