Викинги в играх: стереотипы и популярность
Никуда без рогатого шлема и Кровавого орла
Хотя их эпоха и продолжалась около 4 веков, тем не менее за этот период викинги внесли колоссальный вклад в историю, закошмарили половину Европы, добрались до Америки и стали пользоваться большим спросом в литературе, кинематографе и игровой индустрии сотни лет спустя. Популярность игр о викингах подтверждает небезызвестный TES V: Skyrim, God of War, Assassin's Creed: Valhalla, Valheim и огромное количество других крупных и не очень проектов в этом сеттинге.
Что это за парни?
Конечно, восторги по поводу викингов были не всегда. Вряд ли жители монастырей, зачастую достаточно богатых на поборах с окружающих земель, были рады услышать зов рога и увидеть, как целый отряд вооруженных воинов высаживается с корабля и устраивает полный Содом и Гоморру там, где до этого было относительно спокойно. После себя эти ребята оставляли пожарища, уничтоженные реликвии и пустые сокровищницы. Конечно, в учебниках истории они известны своими набегами, хотя этот народ явно куда более интересный и сложный, чем просто кучка головорезов. Они были отличными торговцами и хорошими земледельцами, которые обосновались в не самых приветливых землях Скандинавии и никогда не оставляли попыток найти земли для существования получше. Удивительно докуда могли дойти длинные и легкие корабли викингов.
Тем не менее рано или поздно влияние христианства не прошло мимо даже этих беспринципных ребят, хотя истории об Иисусе они трактовали исключительно по-своему. Однако постепенно украшение в виде топора Тора становилось все больше похоже на крест. А в поселениях начали строиться некие подобия церквей (ставкирки), образы которых в дальнейшем были взяты, например, при создании Драконьего Предела ярла Балгруфа.
Культура викингов также интересна и богата, поэтому неудивительно, что все чаще на нее падает глаз разработчиков видеоигр. Многие любят мрачную и таинственную атмосферу севера, суровую и жестокую, что даже Хидэтака Миядзаки в новом проекте Elden Ring взял ее мифологию за основу. Вспомнить то же колоссальное золотое дерево, возвышающееся над миром, очевидно, являющееся жирной отсылкой на древо Иггдрасиль.
Викинги в виртуальном пространстве
Даже если не считать проекты небольших студий и инди-разработчиков, то в течение последних лет было выпущено несколько крупных проектов, связанных с викингским сеттингом и оказавшихся финансово успешными. Из самых известных ААА-тайтлов - God of War, который только на PS4 продал 19,5 миллиона копий (по состоянию к концу 2021 года). А то, что игра относительно недавно вышла на ПК и лидирует в чартах продаж Steam, доказывает, что приключения Кратоса по просторам Скандинавии интересны даже спустя несколько лет после релиза.
Assassin's Creed Valhalla стала одним из самых успешных проектов Ubisoft, превзойдя любые финансовые ожидания. Компания продолжает поддерживать игру, анонсируя все новые платные дополнения.
Конечно, популярность игры делает не просто выбранный сеттинг. Естественно, прежде всего это хорошие игры с интересным геймплеем и проработанным миром, которые привлекают геймеров. Тем не менее греческий изначально персонаж Кратос переместился именно в суровую Скандинавию и именно этот мир подходит Богу Войны как никакой иной. Assassin's Creed же меняет сеттинги как перчатки, уже успев закинуть игроков и в Египет, и в Грецию, и несколько ранее во Францию и Англию. Тем не менее викингская Британия была встречена куда теплее, даже несмотря на странно выглядящий в этом мире лор, связанный с ассасинами, и длинный растянутый сюжет, который не являлся сильной стороной проекта.
А как насчет феномена начала 2021 года, выживалки Valheim, творения небольшой шведской студии, которая будучи в раннем доступе продалась 5 миллионами копий? Несмотря на своеобразную графику, геймерам понравились мифические существа из северных легенд, сложные сражения, возможность самовыражения в строительстве и возможность обжить свой собственный аналог Вальгаллы. Наверное, с сеттингом викингов может посоревноваться только Япония.
Чем же так привлекают викинги? Образ этакого бравого длинноволосого и бородатого моряка с боевым топором наперевес, путешествующего на драккаре по миру, разграбляя все попавшиеся на пути монастыри, уже давно покрылся романтическим ореолом. Конечно, реальность всегда более прозаична, чем представляет тот или иной период литература, кинематограф и видеоигры. Прежде всего викинги стали символом воинственной нации, а сила и храбрость всегда привлекает. Мир притягивает мрачными фьордами и темными лесами, в которых скрываются мифические создания из саг. Люди, обитающие здесь, не чувствуют страха, не боятся смерти, поскольку знают, что самые смелые отправляются в Вальгаллу в ожидании Рагнарека и последней битвы.
Во многом этот народ считают достаточно свободным, поскольку на них не действовали законы других государств, им мало кто мог противостоять в то время, а с теми, кто мог дать отпор они предпочитали торговать, а не воевать. Первоначально викингов характеризовал родоплеменной строй, который, несмотря на первобытность, все же близок для понимания современного человека, поскольку темы семьи в последнее время стали выдвигаться на передний план. Иерархия европейских городов того времени гораздо более строгая и нужно быть действительно исключительным человеком, чтобы преодолеть эту систему крестьян, дворян и гигантского влияния церкви, которая, по сути дела и диктовала правила тогдашнего существования. Викинги же вполне могли продвинуться по службе благодаря отваге и храбрости, как и заработать приличный участок для земледелия.
Слишком много стереотипов
Можно сказать, что путь в жизнь они прорубали себе топором. Что вполне подходит для формата видеоигр, построенных на сражениях и противостоянии каким-либо живым (и не очень) существам. Не то чтобы другие народы не имеют собственных армий и ни на что не годятся, но северяне в этом имеют преимущество, поскольку их считают рожденными для войны и поиска храброй смерти.
На самом деле последнее отражает, что о викингах достаточно много стереотипов, хотя они не просто были воинами, но и земледельцами и вполне существовали в мирных, но суровых условий Скандинавии. Но изображение повседневного быта мало кому может быть интересно. Поэтому внешний вид северян сейчас придерживается привычного “киношного” образа грязного немытого варвара (даже нынешний Assassin's Creed: Valhalla недалеко ушел от этого). Несмотря на то, что давно известно, что они ревностно ухаживали за своими волосами и бородами, пользовались банями, а исследователями были найдены гребни для расчесывания и остатки мыла. Но сей факт продолжает игнорироваться создателями медиа. Хотя казалось бы, что игр и фильмов выпущено столько, что пора бы добавлять в этот период больше индивидуальности. Но имеем то, что имеем.
Главным устоявшимся стереотипом являются рогатые шлемы (вспомнить тот же Скайрим), даже несмотря на то, что сегодня, наверное, абсолютно все знают, насколько это неуместно в битвах. И дело не во внешнем облике, а в практичности. Конечно, в реально найденном снаряжении ничего похожего на шлем довакина найдено не было. Но зато сколько это добавляет пафоса в образ.
Еще одна вещь, коей были одержимы писатели и киношники, конечно, Кровавый орел (снова привет, Assassin's Creed: Valhalla). Это впечатляющая своей жестокостью казнь, которая тем не менее не была нигде официально зафиксирована. Но приписывается викингам, создавая им образ в прямом смысле отмороженных воинов, расправляющихся со своими противниками с особой жестокостью.
Тем не менее сколько камней не было бы брошено в клишированное изображения скандинавов, Assassin's Creed: Valhalla хотя бы попыталась изобразить и мирную жизнь северян, давая геймерам возможность организовать собственное поселение, с рыбаками, строителями, фермерами, животноводами. Во всяком случае, Ubisoft показывают викингов не только воинами и по сути дела добавляют больше смысла в их набеги: добытое золото позволяет улучшать деревню и жизнь своего клана.
Правь, Британия!
Стоит обратить внимание, что в истории викингов есть гораздо больше именитых сражений, чем только набеги на Британские острова, которые обычно и любят использовать в различных медиа и вставлять повсеместно имя Рагнара Лодброка. Список их завоеваний включает и путешествие к Исландии, Нормандии, Америке. Конечно, дополнения к той же Вальгалле затрагивают отчасти эти темы, но все же центральной историей стало путешествие к Британии, хоть уже и несколько позже того, как там оставил свой след Рагнар. Саги викингов и их мифология гораздо более богата фантастическими историями, которые бы стоило использовать чаще, чем из проекта в проект показывать одно и то же. Тем не менее это работает.
Так чем же викинги так привлекают геймеров и не геймеров со всего мира? Во-первых, образ бесстрашного воина, безнаказанно ввязывающегося в потасовки и выходящего из них либо победителем с грудой золота, либо погибая смертью храбрых и отправляясь в Вальгаллу пировать с собратьями. Во-вторых, викинги свободные люди, которые ставят превыше всего интересы своей семьи и существующие вне привычных иерархий средневековой Европы. В-третьих, богатая мифология, очеловеченные боги, которые также устраивают пиры и решают дурацкие проблемы, учиненные Локи. Жуткие монстры и чудовища, которые сосуществуют в различных мирах мирового древа Иггдрасиль, и являющиеся вдохновением для творцов уже многие годы. И, наконец, мрачный и неприветливый мир суровой древней Скандинавии, холодной и скалистой, на землях которой сложно что-то вырастить, что также делает образ викинга, полного силы и несгибаемой воли.
В реальности все было несколько иначе, но многие исторические периоды покрылись романтической пылью, хотя никогда не были таковыми. Все-таки людям нравится наблюдать и играть за сильную личность, готовую сражаться даже с богами, а не за заурядного жителя. Поэтому викингский сеттинг будет, вероятно, популярен всегда.