Возможно ли возвращение жанра ММОРПГ к былым масштабам?
Автор: Shinimas
ММО зародились около 30 лет назад. Когда студия 3DO выпустила свой скромный экспериментальный проект под названием Meridian 59, то вряд ли кто-то из них ожидал, что они помогают зародить целый игровой жанр, в котором вскоре будут крутиться сотни миллионов долларов. С тех пор утекло много воды и ММОРПГ сильно изменились.
В середине 2000-х ММОРПГ прошли через стремительный взлет. Если раньше в самую популярную ММО играли несколько сотен тысяч пользователей, то теперь счет шел на миллионы. Казалось, что за ММОРПГ стоит будущее всей игровой индустрии. Но сегодня многие говорят об этом жанре в прошедшем времени, вспоминая как хорошо было когда-то, и что нынче ММОРПГ являют собой лишь унылую тень былой славы. Так ли это? Если да, то есть ли у жанра шанс на возрождение?
Золотой век ММО
Говоря о “былых временах”, когда ММО были на пике своей популярности, люди зачастую заблуждаются. ММОРПГ никогда не были бешено популярны. World of Warcraft была бешено популярна. Все остальные тайтлы, выходившие в нулевых и 2010-х годах, шли в фарватере WoW, пытаясь скопировать ее во всех базовых аспектах. Иногда разработчики этих тайтлов робко добавляли пару собственных идей, которые потом подсматривали Blizzard и реализовывали в своей игре.
Взрывную популярность World of Warcraft никто не мог предугадать. Майк Морхейм — один из сооснователей Blizzard — признался, что команда планировала устроиться в своей небольшой нише, а потом, если получится, медленно развивать игру дальше. Однако WoW получилась смесью невиданных до тех пор социальных игровых аспектов и геймплейных механик, подкрепленных именем одной из самых знаменитых франшиз в истории видеоигр, и которой родился настоящий феномен.
Череда неудач
Смотря на World of Warcraft, сидящую на своем золотом троне, куча всевозможных студий тоже захотела зайти на рынок ММО, который стал намного больше, благодаря творению Blizzard. Нулевые были временем, когда новые ММОРПГ вырастали как грибы после дождя.
The Lord of the Rings Online вышла в 2007 и была достаточно успешной в коммерческом плане, но она не смогла даже приблизиться к WoW в плане количества подписчиков. И это несмотря на самое известное имя в фэнтези и бешено популярную трилогию Питера Джексона, вышедшую несколько лет назад.
Warhammer Online была призвана стать гибридом Dark Age of Camelot и World of Warcraft. В теории это должен был быть союз лучшего на тот момент ПвП с лучшим ПвЕ. На практике получилась игра с одной из самых кривых боевых систем и катастрофической нехваткой контента. Через пять лет проект закрылся, и студию, занимавшуюся разработкой, ликвидировали.
Tabula Rasa от самого Ричарда Гэрриота — игродела, стоявшего за созданием легендарной Ultima Online. Кто если не он сможет совершить новый прорыв и отобрать пальму первенства у Blizzard? В итоге игра не продержалась даже двух лет. Надо отдать игре должное — Tabula Rasa была не просто неудачной копией WoW, а самобытным амбициозным проектом. Как это зачастую бывает с креативными персонажами типа Гэрриота, идеи были очень интересные, но потом в дверь постучалась суровая реальность.
Rift Online вышла на закате “золотого века” ММОРПГ. К тому времени многие разработчики уже поняли, что копирование самой популярной игры не гарантирует повторения ее успеха, но Rift решил наступить на излюбленные жанром грабли еще разок. В игре есть интересные идеи, вроде гибкой классовой системы, позволяющей свободно смешивать разные классы, но этого оказалось мало. Игра живет до сих пор, но оставшиеся рабочие серверы практически пусты.
The Matrix Online. Первая Матрица стала революцией в жанре боевиков. После нее слоу-мо вставляли чуть ли ни в каждый второй фильм еще лет десять. Однако ММО не удалось повторить успеха кино. Игра переходила из рук в руки, сменяя издателей и разработчиков, и спустя четыре года после выхода все-таки словила пулю и канула в лету.
Разработка ММО занимает много лет, и поэтому обладает высокой инерцией. После того как новые проекты раз за разом терпели крах, либо не приносили спрогнозированной прибыли, рынок потихоньку начал понимать, что жанр ММО — это вовсе не золотая жила, как им показалось.
Ностальгия на продажу
Со временем золотая лихорадка прошла, и западные компании планомерно сворачивали планы по разработке новых ММО. Ветераны жанра сокрушались, что ММОРПГ умирают, и пускали скупую слезу, вспоминая старые добрые времена. На это время пришелся рост популярности платформ общественного финансирования, типа Kickstarter и Indiegogo. Некоторые разработчики учуяли возможность заработать и пошли на эти площадки. Многие из этих новых студий обещали сделать ту самую старую добрую ММО, по которой все соскучились.
На Kickstarter вышел бывший владелец конторы Mythic, ответственной за культовую Dark Age of Camelot. Он пообещал сделать новый DAoC, только еще лучше. Прошло 6 лет, и сегодня уже всем стало понятно, что обещания никогда не воплотятся в реальность.
Студия Visionary Realms объявила, что собирается сделать ММО в “лучших традициях ММОРПГ первой волны”. Примерив на себя образ игроделов старой школы, новенькая студия заявила, что собирается сделать настоящую ММО для настоящих фанатов жанра. Было это в 2014 году, и их игра до сих пор в Альфе, а глава студии все так же регулярно дает интервью на всевозможных сайтах, излучая непоколебимую уверенность.
Пожалуй, самым большим разочарованием среди проектов с Kickstarter была Everquest Next. Эта ММО должна была стоять на следующей ступени развития жанра. За разработку взялась сама Sony. Нам обещали огромный мир, воксельное разрушение, продвинутый ИИ и так далее и тому подобное. На деле Everquest Next оказался одной большой аферой, и многие, следившие за проектом в то время, пришли к выводу, что разработчики вообще никогда не планировали выпускать игру.
Неудачи всех этих проектов только усиливали негативный образ ММОРПГ. Все эти низкобюджетные поделки, половина из которых оказывалась обманом для выкачивания денег из ностальгирующих игроков, выглядели как предсмертные судороги некогда популярного жанра.
Так ли все плохо?
В последние годы бытует мнение, что жанр ММОРПГ пребывает в состоянии упадка. То, что новых ММО на западе выпускают намного меньше, чем десять лет назад — это неоспоримый факт. Самым серьезным ударом для многих любителей жанра стал катастрофический релиз Wildstar в 2014 году. Многие возлагали на эту игру большие надежды и все указывало на то, что у Wildstar имеется огромный потенциал. Именно поэтому стремительный закат и закрытие игры в 2018 году стали для многих своеобразным звоном похоронного колокола для всего жанра.
Между тем, некоторые ММОРПГ, вышедшие в ранних 2010-х продолжали спокойно жить и развиваться:
- NCSoft рассказала, что Guild Wars 2 стала для нее одним из наиболее прибыльных проектов.
- Final Fantasy 14, которая была одним из многих павших во времена “золотого века” ММО, переживала второе рождение.
- The Elder Scrolls Online, списанная многими со счетов после неудачного релиза, менялась и уверенно поправляла здоровье.
Сегодня мы имеем несколько успешных ММОРПГ со стабильной аудиторией, для которых регулярно выпускаются крупные обновления. Ни одна из них не дотягивает до World of Warcraft в плане популярности и не претендует на роль культурного феномена, но это не означает, что жанр умирает. Даже наоборот.
Светлое будущее
Прошлое ММОРПГ практически полностью вертелось вокруг World of Warcraft. Однако жанр зарождался как эксперимент, проводимый амбициозными дизайнерами, пытавшимися раздвинуть рамки представления о возможностях видеоигр. Затем вышел один тайтл, который оказался настолько популярным, что никто даже не пытался создать что-то новое. Соблазн оказался слишком велик, и большинство разработчиков всего лишь копировали популярную формулу. Таким образом World of Warcraft единолично создала целую армию фанатов и вывела жанр на новый уровень, но одновременно с этим в ее массивной тени не могло вырасти ничего нового.
Сегодня WoW переживает падение в популярности. Возможно, оно будет временным, и король жанра отполирует свою покрытую патиной корону и продолжит править железной рукой. А может и нет. И во втором случае все больше и больше игроков будут уходить и превращаться в потенциальных клиентов. Произойдет десатурация рынка, а это означает, что компании начнут видеть в нем потенциал для заработка. Только в этот раз для них не будет единого примера для подражания. Разработчикам придется включать левое полушарие мозга и рисковать, пытаясь поймать за хвост жар-птицу, как это когда-то удалось Blizzard и команде Джеффа Каплана. Это означает, что нас ждут новые разнообразные проекты, чему можно только порадоваться.
Так сможет ли жанр ММОРПГ вернуться к былым масштабам? Совсем недавно одна маленькая компания под названием Amazon решила зайти на рынок ММО. Несмотря на то, что ее первая серьезная попытка оказалась не очень удачной, сам факт того, что Amazon вообще решила вложиться в ММОРПГ говорит о том, что у этого жанра есть потенциал. Увидим ли мы одну игру, которая захватит умы десятка миллионов игроков по всей планете? Вряд ли, но это и к лучшему. Скорее всего в будущем, когда World of Warcraft окончательно пропадет с радаров, мейнстрим жанра будет представлен 4-5 играми, которые будут активно конкурировать друг с другом. И игрокам это только на руку.