Wolfenstein: The New Order
22 мая 2014
26069
46
Да, ведь из нашей жизни действительно пропали хорошие, классические шутеры. Те, которые про „пришел с работы, отключил башку и кроши, что движется“. Я не говорю уже про Bioshock, но даже Call of Duty стал напоминать классический action-adventure, только с перебором взрывов. И когда разработчики из MachineGames гордо объявили, что Wolfenstein: The New Order станет настоящим возвращением к истокам девяностых – стало немного страшно. А готовы ли мы лицом к лицу встретиться с прошлым? Не размякли ли? Но опасения оказались беспочвенными совсем по другой причине – Wolfenstein: The New Order – это не встреча с девяностыми, но и не новомодная экшн-адвенчура. Это просто хороший ремикс. Нет, здесь мы действительно оказываемся лицом к лицу с дюжинами (тупо) прущих на нас фашистов, здесь мы лихо стреляем из двух дробовиков на перевес и оставляем за собой одни окровлавленные ломти мяса, здесь мы вручную собираем себе лечилки и усиления брони без гламурных регенераций. И все же, здесь и новомодные скрипты, и приключения на всех вообразимых видах транспорта и неожиданные повороты во время заданий, и значимый сюжет, который вовсе не пытается включить нам мозг обратно, но все-таки на удивление хорошо развлекает.
Разумеется, наш герой снова человек-шкаф Вильям Бласкович, челюсть – что твоя хлебница. И, разумеется, мы снова пытаемся свести счеты с генералом и свихнувшимся ученым в одном лице, „черепом“ Штрассе. А как же иначе. Но на этот раз завязка поинтересней. Нацисты к концу войны наткнулись на какую-то загадочную технологию, открывшую им доступ к огромным мехам, бластерам, непробиваемым экзоскелетам, реактивным самолетам и космическим ракетам. Разумеется, война закончилась победой немцев. И пафосными цементными гигантами теперь застроен не только Берлин, но и Лондон вкупе с остальной Европой. „Лондонцы отвыкают от рыбы с чипсами и учатся ценить истинно здоровую пищу – сосиску с кислой капустой“ сообщает нам одна из газетных вырезок в игре. Америка опустела после ядерного обстрела. Повсюду расклеены плакаты, празднующие покорение луны. А бешено популярная группа „Die Käfer“ (Жуки) только что выпустила хит „Синяя подводная лодка“. Мы же просыпаемся после 14 летней комы в 1960 году. И почти в одиночку принимаемся организовывать сопротивление и свергать режим. Причем единственным знакомым капитану Бласковичу способом – перемалыванием целых армий в качественный, немецкий фарш.
Именно в таких самых классических шутерных отрезках Wolfenstein: The New Order смотрится лучше всего. Даже банальная классика может казаться свежей! С трупов мы подбираем футуристические пушки и, конечно же, в отличие от хлипких немцев, не стесняемся палить из пары автоматов сразу (что нам штраф к скорости?). Обычно мы зачищаем огромные комплексы и в каждой комнате нас ждет не меньше полудюжины немцев, лучше всего, когда их десятки. Мы также регулярно защищаем ту или иную точку от постоянно наступающих волн врагов. Система укрытий? Это еще зачем? Конечно, мы можем просто встать за каким-нибудь обломком и, выглядывая, избавится от части урона, но еще чаще выгоднее, да и просто круче, переть напролом, расстреливая немца за немцем, подбирая патроны, а с трупов – лечилки и броню, отнимая у подбитого меха его ракетницу и шмаляя по все новым волнам немцев, трупы которых дадут нам ровно столько HP и брони, чтобы встретить следующую волну. Естественно, ведь мы же человек-мясорубка.
И неужели не надоедает? Нет. Конечно, Wolfenstein: The New Order не требует от нас больших потуг, игра питается нашими рефлексами, к чему ей наш мозг? И все-таки даже самые затяжные бойни предлагают нам достаточно разнообразия, чтобы не заскучать. Во-первых, это большой выбор врагов. Немцы в цивильном и немцы в касках, это понятно – мясо. Но вот вермахтевцев в самой тяжелой броне лучше обходить сзади, а когда появляется геноссе в экзоскелете с ракетницей на перевес – тут даже капитан Бласкович решит поискать укрытие. В добавок к этому -различные виды боевых собак, от живых до механических, и собственно мехи с автоматами, ракетницами и лазерами - побольше, поменьше и высотой в пятиэтажный дом. Все это требует немного разнообразить тактики и все это, как правило, не водится в одиночку, а ходит веселым карнавалом, заставляя нас расставлять приоритеты и подходить к окончательному решению нацистского вопроса креативно. Даже боссы уходят на второй план. Что нам какой-то мех размером x1,5, когда мы в предбаннике разобрались с целой моторизированной бригадой.
Это разнообразие сглаживает невероятную тупость ИИ. Нет, он, может и не должен блистать в шутере от первого лица, но все-таки невыносимо смотреть, как бравые немцы регулярно вылезают из укрытий прямо под линию огня или таращатся в сторону, пока мы расстреливаем их в упор. Но все же на двух последних из пяти уровней сложности и они умудряются заставить нас призадуматься, хотя бы из-за огромного урона, регулярных (пусть и жалких) попыток обойти нас с фланга и хорошего запаса гранат, выкуривающих нас из укрытия.
И, конечно, New Order это вам не Thief и не Dishonored, но и тут есть малюсенький элемент стелс-тактики. Большими толпами врагов заправляют офицеры, и только они снабжены рацией. Какой бы мы шум не поднимали в обычных туннелях, залах и ангарах – на помощь умирающим придут лишь товарищи из радиуса ближайшего десятка метров. Остальные продолжат тупо ждать своей участи. Но вот если по соседству есть офицер (о чем нас игра услужливо предупреждает указателем дистанции) – он будет бесконечно вызывать подмогу, пока мы и его не отправим в арийскую валгаллу. И тут есть два пути. Первый, невероятный, революционный! Присядка, пистолет с глушителем и нож, позволяющий тихо убрать врага со спины! И то и другое и третье кажутся совершенно чужеродными элементами, но, в общем, отлично работают. Выстрел в голову и готов покойник, пистолет, нож, пистолет - так мы спокойно добираемся до офицера, убиваем и его и потом уже с шумом и гамом дочищаем жалкие остатки вражеских сил. Для тех, для кого стелс – это не по нашему, не по вольфенштайнски, есть и другой вариант – с криком „банзай“ и двумя лазерными винтовками наперевес рваться сразу же к офицеру, испепелить его и потом пуститься в привычный режим зачистки. Работает не менее эффективно.
Надо сказать, что при всем этом – New Order, это не Морхун и не Angry Birds. Игра предлагает нам огромные базы и штабы не просто так. Между каждой автоматной феерией она дает нам достаточно времени на исследование тайных ходов, вентиляционных шахт и кабинетов начальства. И, к вопросу и классике, никаких мини-карт и стрелок-указателей. Мы старательно и регулярно жмем „M“ и анализируем ответвления от основного маршрута. Тем более, что полный план помещения тоже нужно еще найти. Отлично! Кроме того, по задворкам уровней разбросаны радости ачивраннера – золотые предметы, письма и аудиозаписи, повествующие о жизни под нацистским сапогом, а также части кода Енигма, собрав которые, мы открываем доступ к специальным режимам игры (скажем, „999“ дарует нам бесконечные гранаты и медленно убывающие 999 HP). Все это необязательно, но предоставляет жаждущим должную долю спокойствия и передышки между рубиловом.
А вот классичность в подходе к броне и здоровью вписывается менее органично. Нет, я ничего не имею против отказа от самовосполняющегося здоровья и необходимости постоянно подбирать частички брони (пусть из-за этого мы и складируем у себя сотни вермахтовских шлемов) и патроны. Но именно это постоянно вырывает меня из течения боя, так как вместо того, чтобы заняться следующим врагом, я сперва должен вручную „полутать“ всех предыдущих. Да и после боя наш крутой перец превращается в попрошайку, сметающего под чистую содержимое всех полок и ящиков в округе и даже не брезгующего собачьим кормом!
Куда лучше в игру вписывается система прогресса. Никаких RPG-элементов, никаких скиллпоинтов. Зато три длинные ветви перков, позволяющие серьезно улучшить наши тактические, боевые или разведывательные возможности. Самое главное – доступ к ним открывается самими игровыми действиями. Любим убивать врагов ножом? Игра награждает нас возможностью их метать. Расстреляли трех нацистов в подкате? Отлично, теперь мы сможем быстрее бегать с двумя пушками наперевес. Эти достижения получаются отнюдь не автоматически, нам постоянно приходится сверяться с требованиями в списке, и все-таки игра отлично умеет вознаграждать нас за наш личный стиль игры. Прекрасно! При этом, список оружия скуден – собственно, пистолеты, автоматы (заменяются на бластеры в одном особенно научно-фантастическом отрезке), дробовик (наш любимец, благодаря невероятной дистанции огня) и разнообразные пулеметы, которые мы собираем с боссов и не можем перезарядить. Но благодаря перкам и спрятанным по углам уровней апгрейдам, мы со временем открываем вторичные режимы стрельбы (ракетница для автомата, ммм…) и жизнь становится куда веселее. Особенно ценен наш лазерный резак – вот он-то действительно развивается как герой RPG. Мы находим к нему огромное разнообразие насадок, позволяющих вести прицельный огонь, оглушать врагов, прорезать проходы в тонких металлических перегородках и подряжать микро-реактор на ходу. Незаменимый друг, особенно, когда (в очередной раз) в пылу боя закончатся патроны.
Итак, что мы имеем пока? Сносный выбор оружия, затяжные, феерические мясорубки и спокойные фазы исследования. Действительно рецепт классического шутера. Но Wolfenstein прибавляет к этому большую щепотку современности. Даже не смотря на то, что игра абсолютно линейна лишь в первый час, нас все равно на каждом шагу окружают скрипты. На головы стреляющих в нас фашистов постоянно падают балки, куски бетона, железнодорожные вагоны и целые этажи, открывающие нам новые проходы. Взрываются вертолеты и в двух шагах от нас в землю врезаются бомбардировщики. Было б дело в Call of Duty, можно было бы пожаловаться на нереалистичный перебор. Но это же Wolfenstein – какой, к черту, реализм. Заскриптованность мира в первую очередь служит подчеркиванию нашей бесконечной крутости. Зачем тут серьезность? Выбраться живым из печи в концлагере, расталкивая горящими руками трупы? Круто. Скальпелем содрать вжвиую кусок кожи с тюремной татуировкой и не издать ни звука? Круто! Выпрыгнуть на лету из падающего летательного аппарата (ммм… спойлеры), проехаться по падающей в бездну металлической балке, влететь в окно, врезаться прямо в ничего не подозревающего немца и, смотря ему в глаза, удушить его голыми руками? Дык очень круто! Ну и, конечно, куда деться от отрезков с сидением на турелях и ковровым уничтожением всего живого. Они банальны, но к счастью достаточно коротки. И, наконец, игра разнообразит наше существование какой-то бесконечной феерией транспортных средств. Бондиана в действии. Бегство на машине, уничтожение целого концлагеря силами одного меха, прогулки по каналам Берлина на подводном зонде? Это лишь самое скромное, дальше просто опасно спойлерить.
Все это, кстати, отлично выглядит. Нет, Wolfenstein: The New Order не долгожданная Next Gen революция – игра построена на движке id5, так что кто играл в Rage – собственно почти все видел. Несжатые текстуры (игра весит 45гб!), которые при этом все равно наводятся на резкость только прямо перед глазами, это уже фирменный знак. Но все-таки игра на PC выглядит на максимальных настройках даже лучше, чем на Xbox One и PS4, не говоря уже о старых консолях. Особенно удались протяженные ландшафты и великолепное освещение. Уходящие в облака цементные небоскребы со свисающими красными полотнищами, свистящие пули и отличные эффекты взрывов, блестящая, только что с конвейера, футуристическая фашистская техника, прекрасные закаты и объемный подводный мир – все это отлично помогает погрузиться в сюрреалистичную вселенную нацистских шестидесятых, даже если в помещениях игра мало чем отличается от любого шутера пятилетней давности. Ну, и, конечно, никто не думает экономит кровь. Она течет рекой и постоянно заливает нам экран, на полу остаются не просто лужи, а настоящие ломти мяса - как можно церемониться в игре про капитана Бласковича?
Хорошая графика нужна и в сюжетных целях. Нас постоянно сопровождают отлично проанимированные союзники, страдающие, геройствующие и погибающие на наших глазах. Почему мы приберегли сюжет напоследок? Потому что он на первый взгляд мало вписывается в несерьезность происходящего. Он как будто пытается рассказать глубокую историю об ужасах послевоенной диктатуры, об отчаянности сопротивления, о невозможности жить в мире, полном такой жестокости. Именно поэтому игра заставляет нас наблюдать, как надзиратели концлагеря гонят сотни заключенных на убой, отбирая лишь единицы (нас в том числе) для цементных работ. Именно поэтому в самом начале игры „череп“ Штрассе предлагает нам выбрать, кого из наших товарищей ему убить. И отказаться нельзя. Такое пробивает даже нашего непробиваемого капитана Малковича, который в частых роликах пытается осмыслить происходящее, не находя смысла. Игра даже пытается рассказать вполне искреннюю историю любви в мире, где все потеряно и замахивается на философские дискуссии о природе веры, предлагая даже свою теодицею из уст сбежавшего из концлагеря еврейского ученого. И все-таки на поверку с серьезностью не клеится, даже не смотря на отличные ролики, проникновенную музыку, дальние планы и нервно дотлевающие сигаретные окурки.
Слишком комиксово происходящее кругом. Слишком уж хочется прибить нашего Малковича, когда он в очередной раз изрекает дикую банальщину вроде „жизнь – постоянная спираль насилия“. И слишком блеклы наши союзники, герои сопротивления, по сравнению с главными гадами – отлично исполненными нацистами. Они не просто нашли источник зла – они в этом источнике купаются с видимым удовольствием, извлекая из него даже нечто вроде элегантности и шика. И когда они пытают нашего не семи пяди во лбу героя психологическими тестами – игра снова превращается в удовольствие. Возможно, сказывается, что эту часть серии разрабатывали европейцы, а не американцы. Во всяком случае, слишком серьезно они, похоже, и сами не воспринимают сюжет. И вот тогда все становится на свои места – лихой рассказ о парне, который в одиночку сносит нацистский режим, о злодеях, которые ярче героев, о ядерных взрывах и космических полетах, о тайных обществах, технологиях далекого прошлого и туманного будущего. Вот такой сюжет отлично подходит к залихватским перестрелкам, оставляющим за собой ломти мяса на стенах, к погоням и полетам. Даже если у разработчиков и были серьезные планы тронуть сердца игроков – в конце концов получилась лишь пародия на плохую голливудщину. Но пародия-то совершенно блестящая. Наслаждайтесь.
Что больше всего бесит в новом Wolfenstein? Кроме тупого ИИ, в первую очередь технические проблемы. Особенно владельцев карточек AMD игра постоянно мучает низким FPS, вылетами и зависаниями, а остальных периодическими рассинхронизациями в роликах, торчащими из-за стен врагами и влетающими вверх тормашками под наш прицел немцами. Частая мутность текстур, кстати, тоже никак не оправдывает огромный вес игры. То, что мы имеем дело с портом с консолей, явствует из местами убогого управления (как можно придумать комбинацию Ctrl+Shift+W?). И, уж конечно, это не серьезный анализ нацизма, как бы сюжет не пытался свернуть на эти рельсы. Все это вполне компенсируется уникальным ощущением Wolfenstein: The New Order - игра как будто нашла прекрасный баланс между прошлым и будущем, смогла накормить нас феерическими, олдскулными бойнями, совместив это с залихватским приключением. Никогда не заставляя нас относиться к себе слишком серьезно. Уж точно не претензия на артхауз а ля Bioshock Infinite и не король продаж а ля очередной Call of Duty. Но лучший шутер года? Вполне вероятно.