Обзор глобальной стратегии Yield! Fall of Rome — просто неплохой представитель жанра
Выпускать 4X-стратегию всего за несколько недель до релиза Civilization VII — для этого нужна большая смелость. Или большое отчаяние. Соперничать с королем и фактически основателем жанра не просто сложно — невозможно! Но похоже, что студию Billionworlds и издателя Daedalic Entertainment не особо-то волнуют такие “мелочи” — уже 20 января состоится выход глобальной пошаговой стратегии Yield! Fall of Rome. Как следует из названия, вам придется поучаствовать в падении великой Римском империи.
Падение Рима
Концептуально игра вообще ничем не отличается от сестер по жанру. При первой загрузке карты вы видите скрытую облаками территорию и лишь небольшой клочок открытых гексов, на которых расположились ваши юниты. Найдя подходящее место, вы можете построить свой город, основав который вы приступаете к развитию технологий, строительству войск и других юнитов и все в таком духе.
Развивая столицу, вам нужно будет помнить о том, какие ресурсы необходимы в первую очередь, иначе вы можете оказаться в городе без цивилизации. Ресурсы заканчиваются очень быстро, так что времени на ошибки и исправления нет. Ситуация значительно усугубляется с появлением племен варваров на границе Римской Империи. Чем больше сражений, а они неминуемы, тем больше ресурсов вам нужно. Деньги, кровь войны, нужны как для содержания ваших войск, так и для пополнения армии рекрутами, развития городов и подавления бунтов.
Стабильность провинций и риск восстаний определяются лояльностью населения. Если народ не удовлетворен, он может поднять восстание, что приведет к снижению стабильности государства. Решение о защите или отступлении от провинций зависит от их уникальных характеристик, включая уровень дохода, вероятность мятежей и стратегическую важность. Некоторые регионы можно использовать в роли жертвенных агнцев, отдав их на растерзание варваров, а остальные ресурсы потратить на укрепление центра.
Но жадность какого-нибудь пробегающего мимо Атиллы не знает границ. Варвары представлены несколькими народами, вроде гуннов, готов и прочих, и каждый из них предпочитает свою тактику ведения войны. Кто-то любит устраивать быстрые налеты, а другие стремятся поднять мятежи в городах, снижая лояльность населения.
Сами сражения не представляю из себя ничего выдающегося, это обычные схематические события. Однако результат их всегда крайне важен, так что вашему стратегическому уму постоянно придется быть в напряжении, выбирая лучшее место для будущей схватки армий.
Со временем развитие империи уходит на задний план, уступая сражениям. И альтернативы этому найти пока не удалось. Судя по всему, разработчики предпочли не отходить от исторических событий, так что не надейтесь в игре спасти Рим. Скорее вам предлагают выбор между “плохим сценарием” и “отвратительным сценарием”. Даже назначения на ключевые должности советников всегда дают не только бонусы, но и в чем-то портят тот или иной игровой параметр, вроде лояльности фракций. Так что не стоит ожидать от игры эдакого “хэппи-энда”. Спасти Римскую империю от краха у вас не выйдет, но выйдет замедлить ее падение и выиграть для потомков лучшую долю.
Кукольный Рим
А вот что привлекает внимание, так это внешний вид игры и ее дизайн. Разработчики выбрали стилистику, чем-то напоминающую то ли кукольные мультфильмы, то ли конструкторы Lego, то ли все вместе. Но именно по этой причине относиться к этой игре всерьез просто не получается. Такое ощущение, словно ты передвигаешь пластиковые фигурки в какой-то красиво оформленной песочнице. При этом цветовая гамма достаточно яркая и красочная, кругом много зелени, а красные стяги Рима особенно выделяются на этом фоне.
Разработчики постарались добавить атмосферности происходящему. К примеру, когда по вашей земле пройдутся варвары, то на местах некогда зеленых полей или пастбищ вы обнаружите сплошное пепелище или разграбленную пустошь.
Звуковое сопровождение и музыка неплохо дополняют общую картину, выделяя напряженные моменты и переходя на спокойные мотивы, когда идет мирная жизнь. Но нельзя сказать, что эти мелодии вам чем-то запомнятся. Дополнительные эффекты, вроде криков солдат в пылу битвы, добавляют погружения.
Все дороги ведут в Рим
Yield! Fall of Rome выбрала крайне неудачное время для релиза. Но это далеко не единственная проблема этой игры. Об этом стратегии сложно сказать что-то очень положительное. С другой стороны, ругать игру попросту не за что, если, конечно, вы не фанат высоко детализированной и подробной картинки. Хотя, возможно, именно этого элемента игре и не хватает. Идея сделать игрока, по сути, наблюдателем, который никак не сможет избежать трагедии в виде падения Римской империи, нам кажется крайне спорной. Этот историзм в обертке какой-то детской игрушки никак не вяжется.
С другой стороны, это можно назвать по-настоящему уникальной особенностью этой игры на фоне конкурентов по жанру. Игра постоянно заставляет тебя идти на компромиссы, словно во Frostpunk, где ни одно решение не может быть исключительно положительным, зато исключительно отрицательным для тебя — еще как!
Еще приятно порадовало поведение искусственного интеллекта. Варвары не прут грудью на амбразуру, выбрав какое-то одно направление. Если вы в каком-то регионе сконцентрируете много сил, а другие оставите без присмотра, то не сомневайтесь, — цвввони обойдут вас со стороны, вместо того, чтобы погибать в бессмысленных сражениях.
Но в целом Yield! Fall of Rome нельзя назвать “игрой для всех”, даже без учета нишевости жанра. Она достаточно сложна в освоении даже для тех, кто привык к глобальным стратегиям. Так что готовьтесь потратить несколько часов на обязательное обучение всем тонкостям. Ну и отсутствие четко выделенного финала, вместо которого нам дают просто набор заданий на сессию, порадует не каждого.
И тем не менее Yield! Fall of Rome вышла неплохой игрой, за которой можно скоротать оставшиеся недели до релиза Civilization VI. Игра появится на виртуальных прилавках уже 20 января, но, правда, в формате раннего доступа. И скорый выход короля жанра может привести к тому, что полноценного релиза для Yield! Fall of Rome никогда не наступит.